Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
химия
9 кл
19.01.2017
Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)
Коррозия металлов. план урока..doc
Предмет      Технологическая карта урока  химия Класс  10 Тема урока «Коррозия металлов и способы защиты от неё». Тип урока Комбинированный: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов  деятельности Планируемые образовательные результаты Предметные ­ формирование систематизированных  представлений о веществах, овладение  понятийным аппаратом и символическим языком  химии;  ­ осознание объективной значимости основ  химической науки; ­ формирование умений устанавливать связи  между реально наблюдаемыми химическими  явлениями и процессами, происходящими в  микромире; ­ приобретение опыта использования  различных   методов изучения веществ, самостоятельно  использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания. Метапредметные ­регулятивные: ­ целеполагание как  постановка учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно и  усвоено учащимися, и того, что ещё  неизвестно; ­ проводить рефлексию своих действий  по выполнению заданий  самостоятельно и при помощи  одноклассников, вносить необходимые  изменения в свои действия на основе  принятых правил; ­познавательные: ­ выделять  информацию из текста учебника;  высказывать суждения, обосновывать и  доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника;  Личностные ­проявлять интерес к предлагаемой  деятельности и с учетом собственных  интересов;  ­оценивать свою деятельность, определяя  по заданным критериям ее успешность или  неуспешность и способы ее корректировки,  бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;  ­руководствоваться этическими нормами  (сотрудничество, взаимопомощь,  ответственность) при выполнении  групповой работы использовать знаки, символы, схемы  для выполнения заданий; находить  закономерности, устанавливать  причинно­ следственные связи между  реальными объектами и явлениями;  осуществлять поиск информации в  соответствии с поставленной задачей,  используя различные ресурсы  информационной среды; ­коммуникативные: уметь слушать  собеседника, понимать и /или  принимать его точку зрения; оценивать  высказывания и действия партнера,  сравнивать их со своими  высказываниями; формулировать  высказывания, задавать вопросы,  адекватные ситуации и учебной задаче;  проявлять инициативу в ситуации  общения; Цель урока    :  формирование представления о коррозии и способах защиты от неё;  развитие навыков работы с информацией (её критического осмысления). Задачи урока:  ­ ознакомление с химизмом процесса коррозии;  ­ установление причинно­ следственных связей на основе переработки информации;  ­ развитие критического мышления, самостоятельности, способности к рефлексии, общеучебных умений, наблюдательности; ­  воспитание положительной мотивации учения,  коммуникативности и умения работать в команде. Оборудование:  три пронумерованные стеклянные стаканы с железными гвоздями (помещенные за семь дней до урока: один в воду, другой в   раствор электролита и один гвоздь на воздухе), алюминиевая и железная проволоки, раствор серной кислоты, кристаллический  дихромат калия, предметный столик ­ занятие сопровождается компьютерной презентацией.                               План урока: I. Организационный  момент (1­2 мин). II. Опрос­повторение (5­7 мин.). III. Изучение нового материала (25­30 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения).  IV. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (3­5 мин.).  V. Домашнее задание,  выставление  оценок (1­2 мин.).   Содержание урока 1.Организационный момент.  Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.  2.Стадия вызова. а) определение темы, цели и задач урока. (работа индивидуально и в группах) Слайд №3. – что общего между всеми изображениями? (комментарии учащихся). ­ какие изменения происходят с изделиями, представленными на слайде? (корродируют)  ­ ко всем ли изображениям относится данный вывод? (работа с карточками: поставьте знак «+» около изображения, отвечающего  данному выводу) ­ что, на ваш взгляд,  не вписывается в этот вывод? (выступление рок­ группы) ­ О каком явлении пойдёт речь на данном уроке?     б) формулировка темы «: Коррозия металлов и способы защиты от неё». Слайд №1.   ­ Что  вы знаете о коррозии? ­ Что хотели бы узнать?  в) формирование цели и задач. Слайд №2.  ­ Что обозначает слово «коррозия»? Многие химические термины происходят от латинских слов, указывающих на особые свойства веществ или явлений. Коррозия­ разрушение, от лат. Corrodere­ разъедать. Слайд  № 4.   Блеф – игра « Верите ли вы…» ( в группах). 1 гр. … коррозия включает физические и химические процессы? 2 гр. … слова «коррозия» и « ржавление» ­ это синонимы? 3 гр. … коррозия присуща только металлам?      Особенный ущерб приносит коррозия металлов. Распространенный и    наиболее знакомый всем нам вид коррозии ­ ржавление железа. Не следует  путать понятия «коррозия» и «ржавчина». Если коррозия ­ это процесс, то ржавчина один из его результатов. Это слово применимо только к железу, входящему в состав стали и чугуна. В дальнейшем под термином «коррозия» мы будем подразумевать   коррозию   металлов.     Термин   «коррозия»   применим   к   металлам,   бетону,   некоторым   пластмассам   и   другим материалам.   Кроме   коррозии,   металлические   (в   частности,   строительные)   конструкции   подвергаются   действию   эрозии   – разрушению поверхности материала под влиянием механического воздействия. Эрозию провоцируют дожди, ветры, песчаная пыль и прочие природные факторы. 3. Стадия осмысления. (   заполнение   схемы   «Факторы,   вызывающие   коррозию»,   экспериментальное   подтверждение   теоретического   материала, моделирование ситуации, этапный контроль , описание конкретной бытовой ситуации, задание на соответствие). ­ рассмотрим химизм процесса коррозии и фактора её вызывающие. Слайд №4. ­ записываем  определение  «Коррозии»­ самопроизвольный  процесс  разрушения  металлов  и изделий  из них под химическим воздействием окружающей среды. ­ Можно ли исключить из формулировки отдельные слова, не нарушив смысла? ( в тексте слайда искл.   Некоторые слова из определения).  ­ Коррозии могут подвергаться и личностные качества человека. Какие? (коррозия души, коррозия характера). ­ Вернёмся к изображению выступления   рок­ группы, прослушаем фрагмент композиции     рок группы «Коррозия металлов». Слайд №5. ­ Какие ощущения вызывает такая музыка? (рок­ группа оправдывает своё название: ощущение разрушения). ­ соотносим изображение выступления рок­группы  к  теме урока (ставим «+»). ­ Какие факторы могут  вызвать коррозию? (воздействие воздуха, электролита, контакт двух металлов). ­ учащиеся заполняют схему №1. Слайд №6.  Слайд №7. – в зависимости от этих факторов различают химическую и электрохимическую коррозию. Слайд №8 (уравнения реакций).   ­   рассмотрим,   что   происходит   с   металлами,   находящимися   на   воздухе:   какие   компоненты   воздуха   на   них   влияют,   какие процессы протекают. ­ В подтверждение  этого рассмотрим опыт №1. Слайд №9. ­ Сравните скорость протекания процесса коррозии, сделайте вывод, расположив факторы, вызывающие химическую коррозию (влага, воздух, раствор электролита), в порядке уменьшения их влияния ( скорость выше в растворе электролита). ­Переходим   к   электрохимической   коррозии.   О   чём   свидетельствует   появление   в   слове   части   –   электро?(   наряду   с   хим. процессом­ окислением, протекает электрический­ перенос электрона от одного участка к другому). Слайд №10. Слайд № 11. Схема гальванической пары: Fe  и Cu ( объяснение процесса ) ­ запишем уравнение катодного и анодного процессов и суммарное уравнение. Fe°+2H+→Fe2++H2° Опыт №2.   К   железному   гвоздю,   помещённому   в   кислоту,   прикасаемся   в   одном   случае   очищенной   медной   проволокой,   в   другом­ алюминиевой. ­ Что наблюдаете? Сделайте вывод: как влияет скорость коррозии при контакте двух металлов, разных по активности. Слайд  №12. (вставить  пропущенные слова «более» или «менее»).  Подведём предварительные итоги. ­ В чём заключается сущность процесса коррозии? ­ Какие виды коррозии вам известны? ­ В чём вред коррозии? (добавление дополнительной информации учителем) По данным Института физической химии РАН, каждая шестая домна в России         работает "впустую": коррозия съедает до 10 процентов производимого в стране металла.    Ежегодно в мире теряется более 200 млн. тонн металла. Изделия из металла подвергаются   коррозии   непрерывно;   во   время   их   изготовления,   транспортирования,   хранения   и,   конечно,   эксплуатации.   В подтверждение сказанному приведу следующие примеры коррозионного воздействия: 1.коррозия металлических конструкций автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и другой техники в атмосфере; 2. разъедание химического оборудования различными химическими веществами; 3. разрушение паровых котлов и охладительных систем водой и паром; 4. разрушение подземных кабелей и трубопроводов; 5. выход из строя оборудования нефтяных и газовых скважин и т.д. Кроме того, коррозионному разрушению подвергаются машины, изделия, запасные части, приборы, хранящиеся на складах или транспортируемые по морюили железной дороге. Таким образом, ущерб, наносимый коррозией, состоит нетолько в потере массы металла, но и в ухудшении функциональных свойствизделий, снижении их потребительской стоимости и долговечности. И это,пожалуй, самое главное. Поэтому защита от коррозии имеет огромное значение. ­ Может ли коррозия приносить пользу?( заполнение таблицы : « Польза и вред»). Для подтверждения положительных сторон этого явления  приведу следующие факты. При  термической  обработке  стальные  листы   покрываются  тонким  трудно  отделяемым  слоем  окалины.  Таким  листам   дают немного поржаветь, после чего они легко очищаются от окалины. У древних горцев существовал особый секрет приготовления сверхпрочных и острых клинков, которые легко разрубали не только ткани, но и сухожилия и кости. Изделия на несколько лет закапывали в землю, после специальной обработки поржавевших клинков они приобретали высокую прочность. ­ рассмотрим способы защиты от коррозии (работа в группах). ­ предложите способы защиты от коррозии в конкретных бытовых ситуациях: 1гр.­ водопроводная труба; 2 гр.­ кузов автомобиля; 3 гр. – металлический забор. Слайд № 13 ( схема №2). Слайд  №14.    ­ работа с карточками №2: найти соответствие между каждым изображением и способом защиты. ­ Какие способы используют до начала применения изделия, какие – во время эксплуатации? ­   Демонстрация   опыта   №3(влияние   ингибитора):   железный   гвоздь   активно   реагирует   с   раствором   кислоты.   Добавляем   в реакционную смесь несколько кристаллов  дихромата калия. ­ Что вы наблюдаете? (прекращение реакции). 4.Стадия рефлексии. ­ вместе с учителем подводятся итоги занятия. Слайд № 15. ­ можно предложить составить текст рекламного объявления, стихотворения,   телеграммы по теме занятия или   вопросы для интервью с алюминием. 5. Домашнее задание. Слайд №16.

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)

Разработка урока на тему "Коррозия металлов и способы защиты от неё"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017