Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".
Оценка 5

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
28.06.2017
Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".
Данный файл представляет собой презентацию к уроку по творчеству Н.М. Карамзина
урок по Карамзину.doc
Конспект урока русского языка  в 10 классе. Тема урока: Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка. Цели урока:  Образовательные: а) познакомить учащихся с личностью и творчеством Н.М. Карамзина; б) отметить важность реформаторской деятельности Н.М. Карамзина; В) отметить вклад Н.М. Карамзина в развитие русского языка. Развивающие: а) развивать умение сравнивать, сопоставлять, извлекать важную информацию из данного  текста. б) способствовать развитию критического мышления.  в) формирование коммуникативной культуры (работа в паре, в группе, в команде);     развитие внимания: умения слушать и слышать товарища; Воспитательные: а) расширить кругозор учащихся (эпоха – литература – история – язык) б) обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина, как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.  Формы и методы: а) формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная; б) методы: словесные, наглядные, практические, ИКТ Используемые технологии: а) развитие критического мышления через чтение и письмо; б) элементы проблемного обучения; в) элементы здоровьесберегающих технологий; г) частично­поисковый метод. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point. Приложение: раздаточный материал.  Ход урока I. Организационный момент. Слово учителя русского языка: Ребята, в 2016 году мы отмечаем юбилей одного человека. Это была удивительная,  разносторонняя личность. Вклад этого человека в развитие русской науки и культуры  трудно переоценить. Попробуйте угадать,  о ком идёт речь,  по моим подсказкам: Подсказка №1 Родился наш герой в  России. Если быть абсолютно точным, родился он не в самом этом  городе, а в селе Михайловка, хотя именно в губернском центре по сей день стоит памятник нашему герою, возведённый ещё в 1845 году, и горожане считают его своим земляком.  Надо сказать, город этот на редкость богат знаменитостями. Он — родина поэта Языкова,  писателей Григоровича и Гончарова, председателя Временного правительства Керенского и вождя большевиков Ленина. Подсказка №2  В ранней юности герой наш не получил систематического образования, не удивлял  провинциальное общество необыкновенными познаниями. В Москве он обучался в частном  пансионе,  закончив его, уехал в Петербург и поступил в гвардейский полк. Наверное, его  искания той поры были сродни размышлениям знакомого вам толстовского персонажа —  Пьера Безухова из «Войны и мира». Как и Пьер, наш герой стремился к нравственному  совершенствованию, к деятельности на благо людей. И это привело его в ту же  организацию, что и Безухова, где надеялись они найти себя. Внимание, вопрос: членом  какого объединения стал молодой человек? Подсказка №3 С масонами герой наш вскоре расстался, а в 1791 году к нему пришла известность. Дело в том, что он совершил путешествие по Германии, Швейцарии, Англии, а главное — по революционной Франции и опубликовал в «Московском журнале» записки об этом. В книге рассказчик-"путешественник” заводит знакомства с известными людьми, любуется красотами природы и историческими памятниками, следуя моде, посещает места, описанные в произведениях Руссо и Стерна. На фоне случившихся в действительности и выдуманных событий вырисовывается мировоззрение автора: он твёрдо верит в нравственный и социальный прогресс, а взирая на парижскую жизнь 1790 года, ясно сознаёт, что присутствует при великих явлениях, полностью меняющих ход мировой истории. Свидетелем каких великих исторических событий он был? Подсказка №4. Успех "писем” о путешествии по Европе был велик, но он ни в какое сравнение не шёл с растущей популярностью стихов и повестей нашего героя. Поклонники с восторгом принимали каждое его новое произведение, а пруд близ Симонова монастыря в Москве, в котором утопилась героиня самой известной из его повестей, крестьянская девушка, соблазнённая и оставленная богатым молодым человеком, на целые десятилетия превратился в место паломничества. 2. Переход к теме урока (стадия вызова). Итак, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о деятельности Н.М. Карамзина. Мы с вами должны сформулировать цель нашего урока сами: основной вопрос, на который мы должны ответить. Давайте откроем тетради и запишем тему: Н.М. Карамзин. Давайте активизируем наши знания о Карамзине и заполним таблицу: Знал раньше Узнал новое Сначала учащиеся заполняют 1 колонку (работа в парах). А теперь давайте послушаем рассказ учащегося, посмотрим презентацию и заполним 2 колонку таблицы. Рассказ учащегося и просмотр презентации. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине.  (СЛАЙД 1­2). ­ Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара­Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и  прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от  матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет (СЛАЙД №3) Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора  Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское  воспитание, изучил в совершенстве церковно­славянский, немецкий и французский языки,  читал по­английски и по­итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин  покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был  приписан еще при рождении (СЛАЙД №4) Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Его первое  напечатанное произведение называлось «Деревянная нога». Писательские наклонности  молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал  как переводчик, редактировал первый в России детский журнал "Детское чтение для  сердца и разума". После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах,  тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества.  Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонах, поняв, как и Пьер  Безухов, их преступную сущность (слайд №5). Карамзин покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе, в  котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию,  Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской  революции. Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в  “Письмах русского путешественника” (опубл. в издаваемом им “Московском журнале”,  1791­92г.г.)  (СЛАЙД №6.). Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать "Московский  журнал", выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей  публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения  самого Карамзина ­ "Письма русского путешественника", повести "Наталья, боярская  дочь", "Бедная Лиза". С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам  того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки ­  натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной (слайд №7). ­ Начиная с издания "Московского журнала" Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель  своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет  издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.  «Карамзин преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и  тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной речи»                                  «Красота и чувствительность – вот, что очаровывало в Карамзине» (слайд №8). В.Г.Белинский                            (Один из                            современников                            писателя)  Язык наш был – кафтан тяжелый И слишком пахнул стариной. Дал Карамзин покрой иной –  Пускай ворчат себе расколы, Все приняли его покрой. Петр Вяземский.(слайды 9­11).  Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он  работал над "Историей государства Российского", в которой отразил свой взгляд на  события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал "остроумное изыскание истины, ясное и верное  изображение событий" в историческом труде Карамзина   В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения  историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят  писанием «Истории государства Российского». В этом произведении писатель  создал галерею характеров русских людей: князей, крестьян, полководцев, героев  многочисленных            сражений «за землю    Русскую» (слайды 12­13). 1826 г., не  закончив работу над 12­м томом, в котором описывал и анализировал события  Смутного времени. Пушкин посвятил его памяти замечательную трагедию «Борис  Годунов».  Карамзин умер в 1826 г., не закончив работу над 12­м томом, в котором  описывал и анализировал события Смутного времени. Пушкин посвятил его памяти  замечательную трагедию «Борис Годунов».   В 1845 году в Симбирске был установлен памятник Николаю Михайловичу.  На памятнике вместе с изображением Карамзина мы видим статую музы истории  Клио.       «Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему  благоденствия еще более, нежели славы.»  Н.М.Карамзин (1815)(слайд № 14). (Во время рассказа ученика остальные учащиеся заполняют 2 колонку таблицы.)Итак, ребята, что же мы узнали нового о личности Карамзина (фронтальный опрос)? А теперь давайте ещё раз вернёмся к цитате Вяземского и сформулируем вопрос, на который мы должны ответить. 3. Стадия осмысления. Так как у нас всё-таки урок русского языка, то мы должны узнать вклад Н.М. Карамзина в развитие русского языка. На партах у вас лежат тексты, нужно их прочитать и подчеркнуть только то, что касается реформ Карамзина в области русского языка. Сначала читаем, потом обсуждаем (в парах ), составляем кластер (коллективная работа). а) Ребята самостоятельно читают текст и обсуждают в парах. б) После обсуждения составляем кластер на листе Аз при помощи маркера или на доске учитель рисует кластер, а ученики говорят, что писать. в) Физкультпауза (гимнастика для глаз). г) Выполнение заданий на карточках (групповая работа). Ребята делятся на группы, им раздаются карточки со словами на французском языке. Учащиеся должны перевести их на русский и догадаться, какие слова ввёл в русский язык Н.М. Карамзин. Побеждает та группа, которая первой правильно отгадала все слова (победителям можно поставить «пятёрки»). 4. Стадия рефлексии. а) составление синквейна: «Н. М. Карамзин». 5. Домашнее задание: мини – сочинение «Н. М. Карамзин и русский язык». effet  influence  moral harmonique scène spectacle Приложение. Карточки. catastrophe amoureux industrie esthetique epoque impression; effet  influence  moral harmonique scène spectacle catastrophe amoureux industrie esthetique epoque impression;  Раздаточный материал (текст для самостоятельной работы в парах).

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".

Разработка урока на тему: "Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017