Разработка урока по биологии "Работа мышц"
Оценка 4.9

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
28.04.2017
Разработка урока  по биологии "Работа мышц"
Данная разработка содержит пример организации исследовательской деятельности учащихся (ее элементы) на уроке биологии при изучении темы "Мышцы" в 8 классе. Разработка плана решения исследовательской задачи – одно из исследовательских действий, которое формируется в процессе всего школьного курса биологии. Учащиеся 8 класса имеют небольшой опыт самостоятельной разработки плана решения исследовательской задачи, поэтому эксперимент обсуждается всем классом под руководством учителя. Учащиеся совместно с учителем в ходе беседы вырабатывают план эксперимента, позволяющего определить влияние статической и динамической работы на утомление мышц. Эксперимент выполняют учащиеся самостоятельно.
урок_ Работа мышц_8 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 43» Урок биологии Тема" Работа мышц" 8 класс по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина Выполнила: учитель биологии   МБОУ «Школа № 43» Половинкина Татьяна Викторовна г. Нижний Новгород 2016 год Урок   «Работа   мышц»   разработан   в   соответствии   с  Программой   основного общего образования по биологии 6­9 классы, авторы  Н.И.Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова.    Уровень исследовательской деятельности в учебном процессе:  ­ исследовательская деятельность учащихся (ее элементы) на уроке: на уроке в учебное исследование вовлечены все учащиеся, при этом формируются основные исследовательские умения, которых требуют образовательные стандарты.  На уроке учащиеся должны определить условия функционирования мышц. В курсе  биологии 8 класса предусмотрена практическая работа по выявлению влияния   статической   и   динамической   работы     на   утомление  мышц,   в   которую можно внести элементы исследовательской деятельности.  Проведем  анализ   компонентов   ориентировочной   основы  ИД. Содержательный   компонент   ориентировочной   основы   для   исследовательской деятельности на данном уроке составляют понятия: мышцы, мышечные волокна, миофибриллы,   Инструментально­ деятельностная основа: учащиеся умеют работать в группах, проводить простые эксперименты, основанные на собственных ощущениях.    основные   группы   мышц.   сухожилия, Предмет проектирования: ­ предметное содержание, логика его развертывания: учащиеся должны узнать   каковы   условия что   такое   статическая   и   динамическая   работа   мышц;   функционирования мышц; что такое утомление; от чего зависит скорость развития утомления? ­  включение   учащихся  в   учебное  исследование  и   его   развитие:   учащиеся участвуют   в   эвристической   беседе,   совместно   с   учителем   разрабатывают   план решения   исследовательской   задачи,   самостоятельно   проводят   эксперимент, фиксируют результаты эксперимента в тетрадь, делают самостоятельно выводы. ­ необходимые  формы взаимодействия:  учитель – ученик, ученик – ученик, парные, индивидуальные, фронтальные формы обучения. Цель урока ­ определить условия функционирования мышц. Этапы исследовательской деятельности: 1.   Сбор   фактов,   формулировка   проблемы,   постановка   исследовательской задачи. 2. Построение модели исследуемого явления, выдвижение гипотез. 3. Планирование решения исследовательской задачи. 4. Реализация разработанного плана.  5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений, выводов. Разработка   плана   решения   исследовательской   задачи   –   одно   из исследовательских действий, которое формируется в процессе всего школьного курса   биологии.   Учащиеся   8   класса   имеют   небольшой   опыт   самостоятельной разработки   плана   решения   исследовательской   задачи,   поэтому   эксперимент обсуждается   всем   классом   под   руководством   учителя.   Учащиеся   совместно   с учителем   в   ходе   беседы   вырабатывают   план   эксперимента,   позволяющего определить  влияние  статической  и  динамической  работы    на  утомление  мышц. Эксперимент выполняют учащиеся самостоятельно.  Содержание  учебного  материала и цели  обучения   Переход в новую  понятийную  область  Метод обучения Этапы исследования  Под  руковод­ ством  учителя  Самос­ тоятель ­но  Метод  обучения  Постановка исследовательской задачи Выдвижение гипотез  Планирование решения задачи  Реализация разработанного плана  Анализ и оценка результатов,  построение обобщений  +  +  +  +  П Р О Б Л Е М Н Ы Й +  Таким   образом,   проанализировав   имеющуюся   ориентировочную   основу, приходим к выводу, что исследовательская деятельность на данном уроке может быть реализована проблемным методом.  Оборудование:  компьютер,   диапроектор,   экран,   презентация,   таблица "Скелетные   мышцы",   портрет   И.С.Сеченова,  портфели   с   учебниками,   часы   с секундной стрелкой. План урока Этапы урока Теоретическое обоснование,  содержание урока Время, мин. 1  I. Организационный  II. Проверка  домашнего  задания III. Постановка  проблемы Организация внимания учащихся Проводится беседа по теме "Мышцы, их строение и функции"   по   вопросам   с.   110­111   учебника, проверяются знания основных понятий темы: мышцы, мышечные   волокна,   сухожилия,   мимические   мышцы, основные   группы   мышц, жевательные мышцы Эвристическая беседа.  Учащимся   предлагается   поднять   руку   вверх,   затем   миофибриллы, 6 3 опустить, взять в руку учебник и поднять руку вверх с учебником (грузом).  Что вы чувствуете? Вытяните руку с учебником в сторону и задержите на 30 секунд. Что вы чувствуете сейчас?   Знаете ли вы каким образом   мышцы   совершают   работу   и   почему устают? (Выдвижение гипотез). Учитель   подводит   учащихся   к   формулировке   темы урока:   "Работа   мышц"   и   цели   урока   ­   определить условия функционирования мышц. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Учитель:  Мышцы,   сокращаясь   или   напрягаясь, производят   работу,   которую   можно   измерить   в килограммах.   Для   этого   груз   в   кг,   поднимаемый мышцей,   надо   умножить   на   высоту   (в   метрах)   его поднятия.   Неправильно думать, что мышца сама по себе   может   сокращаться.   Работой   мышц   управляет нервная   система,   она   обеспечивает   согласованность действия мышц. Деятельность скелетной мускулатуры человека имеет рефлекторный характер: непроизвольное отдергивание руки   от   горячего   предмета,   дыхательные   движения, ходьба,   различные   трудовые   движения   –   все   это двигательные рефлексы разной сложности.  Самостоятельное   чтение  текста   учебника   на   стр. 112­113 "Виды работы мышц". (3 мин.) Фронтальная беседа по прочитанному: 1). Какие два вида работ могут совершать  мышцы?  2).   Что   такое   динамическая   работа?   При   каких условиях она совершается? 3).   Что   такое   статическая   условиях она совершается?   Какое   минимальное   количество   мышц 4). обеспечивает   движение   в   суставе?   Как   они называются? Привести пример. 5).   Что   происходит   с   мышцами   в   результате длительного бездействия? 6).   Что   происходит   с   мышцами   в   результате длительной, без отдыха работы? 7) С какими процессами связано утомление мышц? Оформление   результатов  беседы   в   письменной форме, запись новых терминов с помощью презентации   работа?   При   каких 30 IV.  Изучение нового материала и учебника: ­ динамическая работа, ­ статическая  работа, ­ мышцы – антагонисты, ­ мышцы – синергисты, ­ утомление мышц. При   какой   работе   утомление   мышц   наступает быстрее: при статической или динамической? Ответить   на   вопрос   можно   выполнив   практическую работу. Практическая работа  (оформляется в тетради для практических работ).   работы:   "Выявление  два  портфеля   с   учебниками Название   влияния статической и динамической работы на утомление мышц" Цель: выявить зависимость наступления утомления от вида выполняемой работы. Оборудование: одинаковые по массе, часы с секундной стрелкой. Обсуждается план решения исследовательской задачи всем классом под руководством учителя. Статическая работа ­ это удержание частей тела в определенном положении.   груз   (портфель   с учебниками) нужно удерживать   в   одном положении руки.     Динамическая   работа   ­   работа,   которая совершается при поднятии тяжестей. Следовательно, груз   (портфель   с   учебниками)   нужно   опускать   и поднимать одной рукой.    Следовательно, Ход работы: 1. Проведение эксперимента. К доске выходят 2 ученика Первый   испытуемый   берёт   в   одну   руку   портфель, встаёт лицом к классу, чтобы его спина не касалась доски.   Он   отводит   руку   с   грузом   горизонтально   в сторону   вдоль   доски.   Меловой   чертой   отмечается уровень,   на   котором   находится   рука   с   грузом.   По секундомеру отмечается время опускания руки из­за утомления. (Статическая работа мышц). Второй   испытуемый   поднимает   и   опускает   груз   на нейрон–мышца.   ученики   вставляют высоту   сделанной   ранее   меловой   черты.   Опыт проводится   на   30   секунд   дольше   предыдущего. (Динамическая работа мышц). 2. Оформление результатов эксперимента: Заготовлено   на   экране, пропущенные слова, делают запись в тетради. I. 1 ученик ­ …………………… работа мышц.      Утомление наступило …………………………… .     2 ученик ­ …………………… работа мышц.     Утомление наступило …………………………… .  3.   Рассказ   учителя   о   роли   И.М.   Сеченова, демонстрация его портрета: Причины утомления связаны с накоплением продуктов распада   органических   веществ   в   местах   контакта: нейрон­нейрон,   И.М.Сеченов установил,   что   при   ритмической   работе   утомление наступает   позже,   так   как   в   промежутках   между сокращениями мышца отдыхает. Интенсивная работа мышц   с   большой   нагрузкой   приводит   к   быстрой утомляемости.  Наиболее оптимальными для мышц являются средние нагрузки   и   ритм,   а   лучший   способ   восстановить работоспособность   мышц   –   активный   отдых   (с активной деятельностью других мышц).  При   динамической   работе   утомление   наступает медленно,   так   как   мышцы   работают   по   очереди   (в промежутках между сокращениями мышца отдыхает). При статической работе утомление наступает быстрее, так   как   в   действие   вовлекаются   одновременно   все мышцы.   4. Беседа по вопросам: 1). Как можно снять утомление? 2). От чего зависит скорость развития утомления?  5.   Учащиеся   делают   самостоятельный   вывод, записывая в тетрадь под номерами пропущенные слова в тексте (текст на экране):  происходят II.   Движения   ..............   .   2.   Все   мышцы благодаря   ..............   работают   Мышцы противоположного действия называются .....................; действующие   в   одном   направлении   .....................   .   4. ........................   тела .   3.   1. Работа   мышц,   связанная   с   перемещением   груза   в пространстве называется ­ .....................; а связанная с удержанием определенной позы ­ .......................... . 5. Длительная,   непрерывная   и   однообразная   работа вызывает …………………  …………. . 6. Поднимать и опускать груз ......…, чем держать его на весу. 7. При статической работе утомление наступает …........., т.к …........   . 8. При   динамической   работе   утомление наступает ……....., так как …...… .  Тетради   для   практических   работ   учащиеся   сдают учителю   в   конце   урока,  каждый   учащийся   получает оценку за работу. Работа   в   парах:  выполнение   заданий   "Какие утверждения верны?", "Выберите правильный ответ", "Подумайте!" на с. 114­115 учебника. Что   узнали   на   уроке?   Каковы   условия функционирования мышц? Задание на экране.  С. 112­113 читать, 114­115 вопросы устно.  Ответить   на   вопрос   письменно   в   тетради:   "Что произойдет,   если   дать   одинаковую   физическую нагрузку   начинающему   спортсмену   и   спортсмену   со стажем?". Измерить свои массу тела, рост, окружность грудной клетки. (данные будут необходимы при изучении темы на следующем уроке) 3 1 1 V. Закрепление  материала VI. Рефлексия VII. Домашнее  задание

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"

Разработка урока по биологии "Работа мышц"

Разработка урока  по биологии "Работа мышц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017