Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»
Оценка 4.7

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
04.06.2017
Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»
Методическая разработка темы "Гуморальная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс) помогает в изучении особенностей строения и работы желез внутренней секреции; выявление различий желез внутренней секреции от желез внешней секреции, а также роли гормонов в жизнедеятельности человека.В данном материале предложен конспект урока и презентация к нему. Урок построен на организации работы в парах и группах. Через приемы диалогического обучения, критеского мышления учащиеся самостоятельно изучают материал темы урока.
Гуморальная регуляция.doc
Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система» Мингазова Гелюзя Гениятовна Учитель биологии СОШ №9 Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной  регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека. Задачи:   Образовательные: 1. Рассмотреть   органы   эндокринной   системы   и   единство нервной и гуморальной регуляции. 2. Познакомить   с   действием   конкретных   гормонов   и заболеваниями при гипо– и гиперфункции желез, показать взаимодействие   желез   внутренней   секреции   при   росте   и развитии организма.  3. закрепить знания о строении тканей, органов и систем сформировать понятие гуморальной регуляции функций органов;  4. организма и эндокринной системы;  5. познакомить   с   железами   внутренней,   внешней   и раскрыть сущность и свойства гормонов;         подвести   к   выводам   об   особенностях   работы   желёз смешанной секреции; 6. 7. внутренней секреции; 8. расширить кругозор учащихся. Воспитательные: 1. Воспитывать   внимательное   отношение   к   собственному организму и его здоровью; 2. воспитывать целостное восприятие мира;     3. формировать познавательный интерес к предмету. Развивающие: 1. Продолжать   формирование   логического   мышления, информационной компетенции – умение работать с книгой, заполнять   таблицу,   составлять   схему.   (Вариативный вариант: формирование коммуникативной компетенции – умение   презентовать   результаты   индивидуального исследования – опережающего сообщения к уроку)  2. развивать   интеллектуальную   сферу:   внимание,   память, речь, мышление;                                                     эмоциональную сферу: уверенность в себе; 3. 4. 5. мотивационную сферу: стремление добиться успехов; коммуникативную сферу: навыки работы в паре. Оборудование: Компьютер,   проектор,   экран,   презентация.  Таблицы   с изображением   схемы   строения   кожи   человека,   желёз внутренней   системы,   пищеварительной   секреции, мочевыделительной системы, головного мозга. Урок новых знаний Урок с применением информационных технологий. Урок – презентация. Словесные, наглядные, практические, частично – поисковый, беседа. Индивидуальная –   работа   с   учебником (вариативно   –   работа   в подготовка   опережающих   сообщений), тетради, фронтальная. Тип урока Форма проведения: Вид урока: Методы: Форма организации деятельности учащихся: Учащиеся должны знать: 1. Понятия:   «гормоны:   адреналин,   норадреналин, нейрогормоны,   тироксин,   инсулин,   глюкагон;   гуморальная регуляция,   железы   внутренней   секреции,   гиперфункция   и гипофункция желез, клетка – мишень». 2. Железы внутренней и смешанной секреции. Учащиеся должны 2. уметь: 3. Гормоны,   вырабатываемые   железами   внутренней   и смешанной секреции, и их действие на организм. 4. Симптомы   и   основные   проявления   заболеваний, связанных   с   гипер–   и   гипофункцими   желез   смешанной   и внутренней секреции. 1. Объяснять свойства гормонов. Объяснять взаимосвязь нервной и гуморальной систем.  3. Уметь   самостоятельно   прорабатывать   и   анализировать учебный   материал,   вести   тезисные   записи,   составлять аргументированный   рассказ,   делать   выводы;   устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу.  Решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний. 3. Этап усвоения новых знаний. 4. Этап закрепления новых знаний. 5. Этап инструктажа о домашнем задании. Ход урока Ход урока:  Организационны й этап: Этап  подготовки к  активному  усвоению знаний: Приветствие учащихся. Постановка целей и задач урока.  Слайд №1 – Тема урока. Слайд №2 ­ Цель урока (фронтальная беседа) Дайте определение понятий: Ткань  –   это   группа   клеток,   сходных   по   строению   и происхождению,   выполняющих   определённую   функцию   и соединённых между собой межклеточным веществом. Орган – это часть тела, занимающая определённое место в   организме,   имеющая   определённую   форму,   строение   и выполняющая определённую функцию. Система   органов  –   это   группа   анатомически   связанных между   собой   органов,   имеющих   общее   происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию. Рассмотрите рисунок. Напишите название систем органов и органов, их составляющих. Слайд № 3, 4 Дыхательная  система  =  носовая полость   + гортань  + трахея + бронхи + лёгкие.                          Кровеносная система = сердце + сосуды. Нервная   система   =   головной   мозг   +   спинной   мозг   + нервы.                                                         Пищеварительная   система   =   ротовая   полость   с   её органами  + глотка + пищевод + желудок  + кишечник + печень + поджелудочная железа. Какие формы регуляции деятельности организма вы знаете? (рефлекторная   регуляция   осуществляется   нервной системой) Гуморальная регуляция осуществляется эндокринной  системой. Эндокринная система включает органы,  вырабатывающие гормоны. Слайд №5: Гормоны – биологически активные вещества,  регулирующие рост и развитие организма, работу органов,  обмен веществ, поддерживающие гомеостаз. Свойства гормонов: Высокая биоактивность Специфичность Способность воздействовать через кровь и лимфу Способность разрушаться в органах. Слайд №6, 7 Слайд №8, 9 Рассмотрите местонахождение и название желез.  Слайд №10 Центром гормональной регуляции является  промежуточный мозг. Этап усвоения  новых знаний: Работа в  тетради: 1. 2. 3. 4. Работа с  учебником: Вспомним мигательный рефлекс. Информация от спинного  мозга проводится в головной мозг. Работа со схемой Какой отдел контролирует мигательные рефлексы?  (продолговатый мозг) Слайд №11 Продолговатый мозг проводит информацию об инородном  теле в промежуточный мозг – центр гормональной регуляции,  а именно в гипоталамус. Гипоталамус вырабатывает  специфические вещества – нейрогормоны, выделяющиеся в  Работа со схемой кровь. С током крови нейрогормоны приходят к гипофизу.  Гипофиз выделяет гормоны действующие на слезную железу.  Повторение взаимодействия нервной и гуморальной регуляции с построением схемы. Слайд №12. Составление схемы «Железы» Слайд №13 Составление характеристики желез по таблице  «Функции желез внутренней и смешанной секреции» по  учебнику Название Функции в Гиперфункции Гипофункции  железы организме (избыточное (недостаточное влияние) влияние) Гипофиз Щитовидная Надпочечники  Поджелудочная Половые  Слайды №№ 14­19 Самопроверка таблицы и конкретизация  функций желез посредством рисунков и фотографий. Работа с  учебником (вариативно:  приготовить  опережающие  сообщения о  заболеваниях  эндокринной  системы и  заполнить  таблицу по  сообщениям  учащихся с  показом слайдов  № 14 – 19) Этап  закрепления  новых знаний. Слайд №20.  Назовите причину возникновения заболеваний • Акромегалия – избыток гормона роста в период когда  ростовые процессы уже закончились. Микседема – недостаток тироксина у взрослых. Гигантизм – избыток гормона роста в  молодом возрасте. Сахарный диабет – недостаток инсулина.  Базедова болезнь – избыток тироксина. Гипофизарная  карликовость – недостаток гормона роста в молодом возрасте.  Кретинизм – недостаток тироксина у детей. Слайд №21,22  Установите соответствие: Гормоны Железы • • • • • • Инсулин Адреналин  Гормон роста Норадреналин Тироксин  Половые гормоны 1. 2. 3. 4. 5. Гипофиз  Половые железы Надпочечники  Щитовидная Поджелудочная  Рефлексия Слайд №22 – Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему  удивились? Оценки за урок. Домашнее задание Стр. 44­45,, творческое задание подготовить сообщения­ презентации об эндокринных заболеваниях Этап  инструктажа о  домашнем  задании. Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя 1.Организационная часть – 3 минуты 2. Этап подготовки  к активному  усвоению знаний:–  7 минут 3.Изучение нового  материала: 25 мин. ­актуализация  знаний  ­ 1 минуты ­ организация  целеполагания – 2  мин ­ Изучение нового  материала (20мин) Физкультминутка  для глаз (2 м) 4.Обобщение и  закрепление  изученного  материала.(8 мин) Приветствует обучающихся,  фиксирует  отсутствующих; Проверяет  подготовленность  класса  к уроку. Организует  внимание. Постановка целей и задач  урока. Проверка знаний по  пройденным темам. Знакомит с ролью нервно­ гуморальной регуляции. Виды  регуляции. Задаёт проблемный вопрос.  Обобщает ответы  обучающихся. Вводит новое  понятие:  гормон. Знакомит со  свойствами  гормонов,  железами вырабатывающими  определенные гормоны, их  функциями. Демонстрирует  слайды презентации. Выполняет упражнения под  музыку одновременно с  обучающимися.  Организует работу по  выполнению заданий. Обобщает и корректирует  ответы обучающихся. 5.Рефлексия (1 мин) Организует анализ урока в  6. Домашнее  задание. (2 мин) виде рефлексии.  Представляет  домашнее  задание, объясняет  ход его  выполнения. Деятельность обучающихся Слушают учителя,  психологически  настраиваются на урок. Дают определение  понятиям, вспоминают  системы органов. Смотрят презентацию,  делают записи.  Отвечают на вопрос, тем  самым формулируют цели  урока. Записывают тему  урока в тетрадь. Запись определений в  тетрадь.  Отвечают на вопросы  учителя. Изучают слайды.   Приводят примеры. Работают с учебником,  заполняют таблицу. Выполняют упражнения  для глаз. Выполняют задания,  отвечают на вопросы.  После ответа каждого  ученика остальные  школьники рецензируют  ответ. Анализ урока, самоанализ  своей деятельности.  Записывают задание в  дневник, выясняют  непонятные моменты

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»

Разработка урока по биологии в 8 классе Тема урока: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система»
Скачать файл