Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"
Оценка 4.7

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
8 кл
01.06.2017
Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"
Подвижная карта. Звездное небо Цели урока. Учащиеся должны уметь: 1. Определять по карте экваториальные координаты светил и, наоборот, зная координаты находить светило и определять его название по таблице; 2. Зная экваториальные координаты Солнца, определять его положение на небесной сфере; 3. Определять время восхода и захода, а также время пребывания над горизонтом звезд и Солнца; 4. Вычислять высоту светила над горизонтом в верхней кульминации, зная географическую широту места наблюдения и определив его экваториальные координаты по карте; решать обратную задачу. 5. Определять склонения светил, которые не восходят или не заходят для данной широты места наблюдения. Основные понятия. Экваториальная и горизонтальная система координат. Демонстрационный материал. Подвижная карта звездного неба. Планетарий. Иллюстрации. Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение заданий с помощью электронного планетария и подвижной карты звездного неба. Мировоззренческий аспект урока. Формирование научного подхода к изучению мира. Использование новых информационных технологий. Работа с интерактивным электронным планетарием.
9кл Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана..doc
Класс: 9 Дата: 10.03.2017 Отсутствующие: Тема урока Общие  цели Тепловое   излучение.   Абсолютно   черное   тело.   Закон   Стефана   ­   Больцмана. Трудности в объяснении явления теплового излучения тел. Образовательная:   изучить тепловое излучение, закон Стефана­Больцмана, гипотезу  Планка, что называется испускательной и поглощательной способностью, абсолютно черным телом,  световым квантом   развить   внимание,   способность   к   анализу,   развитие   мышления,  формирование   умений   самостоятельно   приобретать   и   применять   знания;   формировать диалектико­материалистическое мышление.  добросовестности и ответственности у детей.   воспитание   дисциплинированности,   а   также   воспитание Развивающая:  Воспитательная:  Результат обучения Узнают   и   могут   описывать   и   объяснять  физические   явления  :   излучение   и   поглощение энергии атомом, тепловое излучение. Смогут  пользоваться   методами   научного   исследования   явлений   природы,   проводить наблюдения,   планировать   и   выполнять   эксперименты,   обрабатывать   результаты   измерений, объяснять   полученные   результаты   и   делать   выводы,   оценивать     погрешности   результатов измерений Ключевые идеи Наблюдение   является одним   из   способов   сбора   информации   и   получения   целостной картины   того,   что     происходит     в    процессе   урока.  Где   и   как   пользуются   изученными процессами. Этапы  Орг/ момент Актуализация знаний Изучение нового материала  Ход занятия Деятельность Сообщение темы урока, целей и плана урока. Мы   закончили   изучение   астрономии   и   приступаем   к   изучению   новой   главы   «Строение атома.   Атомные   явления».   В   этой   главе   мы   будем   говорить   о   тепловом   излучении, абсолютно чёрном теле, гипотезе Планка о световых квантах, фотоэффекте и его законах, рентгеновских лучах, строении атома, радиоактивности и спектрах излучения и поглощения атомов. Ребята как вы думаете, какое излучение называется тепловым? Какие тела его испускают? Как вы думаете ИК, УФ и видимый свет имеют одинаковую природу или нет? Скажите, пожалуйста, тела только испускают тепловое излучение? Если положить какое­либо тело около горячей батареи, что произойдёт?  Какое тело лучше поглощает излучение(белое или чёрное)? Ребята как вы думаете, какое излучение называется тепловым? Какие тела его испускают?(выслушиваю ответы учащихся) Цвет света изменяется от красного до белого при повышении температуры. Температура на поверхности Солнца 6000   0С и оно светится желтым светом. Интенсивность излучения увеличивается   с   увеличением   температуры.   Излучение   тел,   обусловленное   нагреванием, называется  тепловым,   или  температурным   излучением(инфракрасным).   Тепловое излучение является самым распространенным в природе, оно совершается за счет энергии теплового движения атомов и молекул вещества, т.е. за счет внутренней энергии тел. Это излучение не видимо. Кроме того тела нагретые до очень высоких температур испускают так же невидимое УФ излучение.  ­ Как вы думаете ИК, УФ и видимый свет имеют одинаковую природу или нет? (ответы учащихся) Да,   тепловое   излучение,   видимый   свет   и   ультрафиолетовое   излучение   это электромагнитные   волны,   но   разной   частоты(длины   волны).   Т.е   они   имеют   одинаковую природу.  Запись в тетради. Тело, поглощающее падающее на него излучение любой длины волны, называется абсолютно чёрным телом. К абсолютно черным телам можно отнести Солнце, чёрный бархат, сажу.   К концу 19 в. Учёные выяснили что зависимость энергии тепловых излучений от длины волны   выглядит   так(работа   по   рис   143   стр   202(1   кривая).   Эта   кривая   имеет   чётко выраженный  максимум   в  области   видимого   светового  излучения,   а  в   области  УФ  волн стремится к нулю. Но теоретические  исследования дают кривую 3, на которой максимум в области УФ волн. Это   расхождение   теории   и   практики   получило   название   ультрафиолетовая катастрофа, потому что объяснить его классическая физика не смогла. В   1879   г.энергию   излучения   тел   при   различных   температурах(лучеиспускательную способность)   экспериментально   исследовал   профессор   Венского   университета   Йосиф Стефан.   Историческая справка(сообщение читает ученик) Йозеф   Стефан   родился   в  Санкт­Пёльтене  в   1835   г.   Известен   своими   работами   по   различным областям   физики .Используя   закономерность   позже   получившую   название   закона   Стефана ­Больцмана закономерность, впервые дал достоверную оценку температуры поверхности Солнца — около 6000 градусов. Теоретическое обоснование этого закона, известного как  закон Стефана — Больцмана, было дано в 1884 году учеником Стефана Людвигом Больцманом. Стефан установил что лучеиспускательная способность абсолютно чёрного тела пропорциональна четвёртой степени абсолютной температуры.  Теоретически   обосновал   эту   зависимость   в   1884   году   друг   и   ученик   Йосифа   Стефана   Людвиг Больцман. T  4T . Историческая справка(сообщение читает ученик) Людвиг Больцман  родился  20 февраля  1844, в Вене­ один из величайших физиков­теоретиков конца 19 — начала 20 века, и один из основателей статистической физики и физической кинетики, иностранный   член­корреспондент   Петербургской   АН   (1899).   Вывел   функцию   распределения, названную его именем, и основное кинетическое уравнение газов. Дал статистическое обоснование второго начала термодинамики в 1872 году. Вывел один из законов теплового излучения (закон Стефана — Больцмана).   Излучательная   способность   абсолютно   чёрного   тела   пропорциональна   четвёртой степени его абсолютной температуры. Эта зависимость выражается формулой:      ЕT  4T  67,5  810 Вт 2 Км ­ универсальная постоянная Стефана Больцмана. 4 Эта закономерность лежит в основе работы физического прибора – пирометра, с помощью которого определяется температура нагретых тел на расстоянии. Выход из тупиковой ситуации между теорией и практикой тепловых излучений нашёл великий немецкий физик Макс Планк. Историческая справка(сообщение читает ученик)   Планк  родился  23   апреля  1858  в   городе  Киль. Являлся   Макс    физиком­теоретиком, основоположником  квантовой   физики.   Планк   получил   закон   распределения   энергии   в   спектре абсолютно чёрного тела (формула Планка) и обосновал этот закон, введя представление о квантах энергии   и  кванте   действия.   Это   достижение   положило   начало   развитию   квантовой   физики, разработкой   различных   аспектов   которой  он   много   занимался   в   последующие   годы     Ряд   работ Планка посвящён историческим, методологическим и философским аспектам науки. h  34  62,6  сДж hЕ      Гипотеза   Планка:   излучают   и   поглощают   э/м   энергию  Атомы   дискретными порциями – квантами.  Энергия кванта   10 ­ частота излучения, h ­  универсальная постоянная Планка. Сам Планк испугался последствий своей гипотезы, т.к. она не вязалась с представлениями классической физики. Проверочная работа  Абсолютно чёрное тело полностью поглощает падающее на него излучение. Минимальная   порция  энергии  ,   испускаемая   или   поглощаемая   телом,   называется квантом.    Ультрафиолетовое  излучение,  видимый   свет  и  тепловое  излучение  имеют одинаковую природу. Это электромагнитное излучение. Как по другому называется лучеиспускательная способность тела? Энергия излучения . Другое название теплового излучения  Коды:   инфракрасное.    поглащает,   энергии,   квантом,   электромагнитное,   энергия   излучения, Закрепление Рефлексия:  выставление оценок. Дом/задание Подведение итогов Выставление оценок §47, вопросы для самоконтроля

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"

Разработка урока по физике на тему: "Тепловое излучение. Абсолютно черное тело. Закон Стефана - Больцмана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017