Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"
Оценка 4.8

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
9 кл
16.04.2018
Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"
Данная разработка будет полезна учителям географии. Цели: Образовательная: Проверить уровень усвоения знаний по Северному Кавказу. Дать представление о народных художественных промыслах и танцах Северного Кавказа. Закрепить знания об экономических районах европейской части России. Определить общие черты и черты различия экономических районов. Повторить термины и понятия, закрепить знания номенклатуры по карте. Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать экономические районы, выявлять проблемы районов, рассуждать, делать выводы. Научить объяснять понятия и термины. Совершенствовать умение работать со словарём, а также с картами атласа, называть и показывать объекты номенклатуры. Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к культуре народов Кавказа и природе соей страны.
ПЛАН открытого урока.doc
Урок по географии  9 класс Тема: «Обобщающее повторение: Северный Кавказ. Районы европейской части России ­ Центральная Россия, Северный район, Северный Кавказ». Цели:  Образовательная: Проверить уровень усвоения знаний по Северному Кавказу. Дать  представление о народных художественных промыслах и танцах Северного Кавказа. Закрепить  знания об экономических районах европейской части России. Определить общие черты и черты  различия экономических районов. Повторить термины и понятия, закрепить знания номенклатуры  по карте.  Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать  экономические районы, выявлять проблемы районов, рассуждать, делать выводы. Научить  объяснять понятия  и термины. Совершенствовать умение работать со словарём, а также с  картами атласа, называть и показывать объекты номенклатуры. Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе,  интерес к культуре народов Кавказа и природе соей страны. УУД, формируемые на уроке: Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают об экономических районах  европейской части России и что ещё нужно узнать. Познавательные: делать простейшие выводы о характеристиках экономических районов,  учиться сравнивать и анализировать. Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение,  проявлять активность. Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя;  слушать и понимать речь других; умение работать в группах. Метапредметные: ввести в урок понятия «весеннее равноденствие», изучаемые на уроках  природоведения, «всемирный день поэзии», изучаемый на уроках литературы., музыкальное  сопровождение и изучение художественных промыслов – метапредметная связь с областью  искусства. Планируемые достижения обучающихся: • ­усвоить особенности ЭГП и населения Северного Кавказа, главные отрасли  промышленности и сельского хозяйства; • ­понимать, что Северный Кавказ – это многонациональный район, пополнить свои знания  дополнительным материалом о культуре и традициях Кавказа; • ­уметь называть и показывать на картах европейской части объекты номенклатуры; • ­уметь сравнивать и делать выводы из характеристик территорий европейской части  России.  Оборудование: Физическая, политико­административная карты, экономические карты  районов в атласе, картинки ландшафтов территорий, таблицы, тесты, презентация к уроку. № слайда/ время Х о д     у р о к а Обору до­ вание 1. Организационный момент начала урока. Учащиеся сидят по 2 человека – в паре, 2 ученика – проверяющие работы, 2  ученика – дома готовили сообщения, 5 учеников – учили небольшую информацию и  стихи о дне 21 марта. У учеников на парте: учебник, тетрадь, атлас, контурные карты,  цветные ручки, закладки в учебники на регионах России. 2. Психологический аспект. Показ слайдов презентации, музыкальное сопровождение.  Учитель.  Добрый день, ребята! Сегодня 21 марта на календаре. Но этот день необычный,   знаменательный.  21   марта   ­   знаменательная   ежегодно   повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов. Вспомните ещё с курса природоведения, что это за дата?   1 Ученик. День весеннего равноденствия.   В этот день ­ 21 марта ­ Земля, вращаясь вокруг воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца. Находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи, несущие   тепловую   энергию,   падают   отвесно   на   экватор,   а   воображаемая   ось   Земли находится   в   центральном   положении   по   отношению   к   Солнцу,   т.е.   занимает   строго вертикальное   положение.   Оба   полушария,   от   экватора   до   полюсов,   нагреваются относительно одинаково.  В таком положении Земля находится два раза в году. 21 марта ­ в день весеннего равноденствия и 23 сентября ­ в день осеннего равноденствия. В эти дни свет и тьма, день и ночь разделились поровну ­ по 12 часов. Времена года по полушариям меняются, если в южном полушарии осень, то в северном ­ весна, и наоборот.  Учитель.  С   астрономической   точки   зрения   21   марта   наступает   весна   и продолжается до 22 июня, т.е. до дня летнего солнцестояния.  2 Ученик.   А ещё, в этот день Иранцы и те, кто использует в быту иранский  календарь, отмечают новый год (Науруз, «новый день») 21 или 22 марта (ночь с 30  эсфанда на 1 фарвардина), в день весеннего равноденствия. Киргизы празднуют наступление нового года 21 марта, в день весеннего  равноденствия. Этот день называется Нооруз майрам. В этот праздник начинаются  народные празднования, готовятся национальные блюда, собираются семьями и  устраивают конкурсы, национальные спортивные состязания, танцы, музыка. Учитель.  Сейчас в Кыргызстане, как и во многих странах, стали праздновать Новый год 1 января. А согласно народным приметам? 3 Ученик.  В старину на Руси подметили: коли облака высоко и плывут по небу быстро,  значит погода будет доброй.   Коли­же в мартовскую метель снег ляжет на поля волнами да буграми, это  обещает хороший урожай овощей в огороде и яровых хлебов.  Время вербе осеребриться. Учитель. ии эи Всем рный день по зии праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по  вопросам образования, науки и культуры).  — ежегодный праздник, отмечаемый 21 марта. Этот  4 Ученик. Читает стихотворение «Март». В.Орлов То мороз, То лужи голубые, То метель, То солнечные дни. Над землёй­  Гусиная цепочка,  На земле —  Проснулся ручеёк, На пригорках Пятна снеговые Прячутся от солнышка В тени.  И зиме показывает  Почка  Озорной, зелёный  Язычок.  Учитель. Итак, мы убедились, что сегодня 21 марта, необычный день. И мне хочется,  чтобы также необычно, интересно прошел и наш урок географии. Я надеюсь, что  весеннее настроение, знание предмета, активность помогут вам и мне получить  положительные эмоции от урока. 3. Целеполагание. Учитель. А сейчас, посмотрите на фотографии природы нашей страны. Как вы  думаете, о каких районах России мы будем сегодня говорить? Чтение отрывков стихотворений. Ученик. М.Ю.Лермонтов Кавказ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ… Песня о Москве Слова В. Гусева Хорошо на московском просторе! Светят звёзды Кремля в синеве. И, как реки встречаются в море, Так встречаются люди в Москве. Нас весёлой толпой окружила, Подсказала простые слова, Познакомила нас, подружила В этот радостный вечер Москва. Сайтгареев Д. Родная земля. Я в Карелии живу, Я Карелию люблю. Здесь зелёные леса, Голубые небеса, Синие озёра, Широкие просторы! Земля родная наша Нет тебя краше! Учитель. Верно. Сегодня мы обобщаем знания трёх экономических районов  Европейской России: Центральная Россия, Северный район, Северный Кавказ. И вначале повторим последнюю тему урока – Северный Кавказ. 4. Опрос номенклатуры  Учитель показывает на слайде географические объекты Северного Кавказа по  вариантам. Ученик 1 варианта показывает, а ученик 2 варианта проверяет. Затем  наоборот. Нужно найти  лишние объекты. 2 Вариант 1 Вариант Кумо­манычская впадина Краснодар Скалистый хребет Кисловодск Грузия Махачкала Карачаево­черкесская республика Гора Казбек Республика Дагестан Керченский пролив Астрахань Цимлянское водохранилище  5. Тестирование Учащимся предлагается выполнить тест  из 7 вопросов (А1­А6, В1) по вариантам.  Ногайская степь Ставропольская возвышенность Пятигорск Гора Эльбрус Большой Кавказ Азербайджан  Река Кубань Река Терек Анапа Ставропольский край Республика Северная Осетия Сухум После выполнения 2 ученика проверяют и выставляют оценки. Время выполнения – 5  минут.  6. Сообщение «Народные художественные промыслы Северного Кавказа» Ученик рассказывает о художественных промыслах по подготовленной  презентации с использованием иллюстраций и фотографий. Ученики комментируют результаты тестирования. 7. Проверка домашнего задания на контурной карте. Учитель перечисляет этапы задания, которые нужно было отметить на контурной  карте (Объекты природы, полезные ископаемые, субъекты, центры промышленности,  сельскохозяйственные районы). Ученики визуально просматривают  свои карты.  Задание: необходимо назвать субъекты Северного Кавказа и их столицы.  Столицы подчеркнуть красным цветом. Проверьте карту друг у друга и поставьте объективную оценку. 8. Заполнение таблицы. В рабочих тетрадях ученики открыли таблицы, в которых сравнивают 3  экономических района Европейской России: Центральная Россия, Северный район,  Северный Кавказ. Необходимо закончить таблицу по пятому пункту плана: 1. Города 2. Основные отрасли специализации  3. Благоприятные для жизни людей территории 4. Санаторно­курортные зоны и рекреационные районы 5. Проблемы района Центральная Россия Северный район Северный Кавказ 1. Города Москва, С.петербург,  Ярославль, Кострома,  Рязань, Тамбов,  Мурманск,  Архангельск,  Петрозаводск,  Ростов­на­Дону,  Ставрополь,  Краснодар, Нальчик, Липецк и т.д. 2. Основные отрасли специализации  Мш, Х, Текстильная,  чМт 3. Благоприятные  для жизни людей  территории Вся территория 4. Санаторно­ курортные зоны и  рекреационные районы Подмосковье,  пригородные зоны  С.Петербурга 5. Проблемы района Стр.211 1.экология 2.Мало природных  Сереповецк, Вологда,  Сыктывкар, Ухта,  Воркута и т.д. Лесная, Г­ Добывающая,  Топливная, Рыбная,  цвМт Юг, Вологодская обл., Карелия Онежское озеро, о­ва  Кижи, Карелия,  Соловецкие острова,  Марциальные воды 1. Экология 2. Неосвоенность 3. Отъезд людей ресурсов 3.конверсия ВПК 4.Рекультивация  зкмель (КМА) 5.наводнения  С.Петербурга Грозный, Владикавказ, Махачкала и т.д. АПК, рекреационное  х­во, Топливная Весь, кроме  высокогорья Приэльбрусье,  Побережье Чёрного  моря, Мин.источники Стр.244 1. Экология (водная,  засоление Азовского  моря, эрозия почв) 2. Политическая  нестабильность 3. Расширение  морских портов 9. Задание на соответствие. Учитель. По набору характеристик определите экономический район. Учитель выдаёт группам по 4 человека (показывает на слайде) набор характеристик, а ученикам нужно определить название района. Обсуждение. Один отвечает, объясняет  ответ.  ­1­ (Северный район) 1. На востоке – месторождения угля, нефти и газа 2. Крупные запасы лесных ресурсов 3. На юге – область, которая славится производством масла 4. На СЗ – незамерзающий порт ­2­ (Северный Кавказ) • Многонациональность района • Население размещено неравномерно • Высокая плотность сельского населения • АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли хозяйства ­3­ (Северный район) 1. Имеет приморское положение 2. Богат лесными ресурсами 3. Слабо развита транспортная сеть 4. Развита рыбная промышленность ­4­ (Северо­западный район) • Самый маленький по площади • Имеется крупный порт • Проблема – наводнения в крупнейшем городе • Наукоёмкое и трудоёмкое машиностроение ­5­ (Кавказ) 1. Чернозёмы 2. Орошение на востоке 3. Политическая нестабильность 4. Избыток трудовых ресурсов ­6­ (Центральный) • Занимает 1 место по численности населения • Мощная научная база • Точное и наукоёмкое машиностроение, химическая промышленности,  текстильная • Мало природных ресурсов • «Золотое кольцо» 10. Опрос терминологии. Учитель на слайде показывает набор терминов, а ученики, пользуясь текстом  учебника, кратким словарём, записями в тетради, должны по определению найти слово. • Специализация – сосредоточение в районе производства определенной  продукции, значительная часть которой предназначена для межрайонного  обмена. • Рекультивация – восстановление продуктивности земель, использованных  под карьерами, отвалами пустой породы, после сведения лесов. • Урбанизация • Городская агломерация – скопление городских поселений (городов­ спутников) вокруг крупного города. • Импорт • Экспорт – вывоз товара в другие страны. • Экономический район • Рекреационные ресурсы – ресурсы, способствующие восстановлению  здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. • Автономия – самоуправление, право населения субъекта самостоятельно  решать дела внутреннего распорядка. • Себестоимость – сумма всех затрат предприятий на производство продукции  и её реализацию (продажу). • Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько  государств образуют одно союзное государство. • Анклав – часть территории государства, окружённая со всех сторон другими  государствами и не имеющая морского берега. 11. Сообщение «Танец лезгинка». Ученик рассказывает о танце лезгинка по подготовленной презентации с  использованием иллюстраций, фотографий и музыкального сопровождения. 12. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия. Учитель выставляет оценки, комментирует их. Урок заканчивается словами о том, что сегодня 21 марта – начало весны, а  значит, начала каникул. Я желаю вам хорошего отдыха. Спасибо всем за урок.

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"

Разработка урока по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный Кавказ"

Разработка  урока   по географии "Обобщающее повторение по теме "Центральная Россия.Северный район. Северный  Кавказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018