Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)
Оценка 4.8

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
6 кл
17.02.2017
Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)
Конспект урока объяснения нового материала по истории отечества для шестиклассников посвящен такой теме как: "Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII веке". Раработка предполагает использование ИКТ, а аудио и видео материалы не дадут ребятам скучать на уроке и будут спосодствовать лучшему усвоению.Конспект урока по истории отечества
разработка урока по истории.doc
Тема: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Цель: сформировать представление о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами Задачи: Образовательная: рассказать о невской битве и ледовом побоище; Развивающая: развивать умения осмысления теоретического материала и оценке исторических явлений, формулировать полный ответ на вопрос; Воспитательная:  формирование   чувства   гордости   за   прошлое   своего   Отечества,   чувство патриотизма на примере подвига Александра Невского; Форма: рассказ с использованием ИКТ; Тип: урок объяснения нового материала Оборудование: ноутбук, слайд­проектор, экран, карточки с заданиями. Ход урока: I. II. ОРГ.М Добрый день! Садитесь. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята! Наш урок я хотела бы начать с отрывка из стихотворения А.Блока, эти строки взяты неслучайно, подумайте  какое событие изученное вами, легло в основу написания этих строк?  О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь ­ стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь…\.... И вечный бой! Покой  нам только снится Плачь, сердце плачь…. Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь!   (здесь говорится о завоевании Руси монголо­татарами)  III. ПРОВЕРКА   ЗУН   УЧАЩИХСЯ,   НЕОБХОДИМЫХ   ДЛЯ   ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА: ­ А кто возглавил завоевательные походы монголо­татар на Русь? (хан Батый, отсюда батыево нашествие) ­Вспомните сколько походов на Русь совершил Батый?  (два­ на Северо­Восточную и Южную Русь 1237­1240) ­Какие земли подверглись наибольшему опустошению? Куда совершил походы Батый?  (Северо­Восточная и Южная Русь 1237­1240) ­Сохранился ли хоть один уголок Руси, не затронутый нашествием?  Были ли земли, которые монголо­татары не завоевали? (да, Северо­Западная Русь  не была завоевана  монголо­татарами, не дойдя  100 верст до Новгорода, монголо­татары повернули на юг).   Таким   образом,   на   прошлом   уроке   Вы   говорили   о   завоеваниях   монголо­татарами   Северо­ Восточной   и   Южной   Руси.   Сегодня   мы   познакомимся   с   событиями   связанными   с   историей Северо­Западной Руси, которая не была завоевана монголо­татарами. Почти одновременно с монгольским нашествием с северо­запада русским землям стал угрожать другой страшный враг ­ немецкие рыцари.  И вновь Русь вынуждена была воевать и отстаивать свою независимость в кровавых сражениях. ­ Давайте, вновь обратимся к словам Блока и попытаемся сформулировать тему нашего урока строчкой из этого отрывка. (Ребята, какой строчкой из стихотворения можно сформулировать тему нашего урока?) ­ Как бы вы назвали наш урок, где речь пойдет о новой борьбе русского народа? Откроем тетради и запишем число и тему урока: «И вечный бой! Покой нам только снится…» IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ: Сегодня цель нашего урока познакомится с крупными сражениями русского народа   против западных завоевателей, и определить их историческое значение. V. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА      Земли Северо­Западной Руси и, в частности, богатые земли Новгорода издавна привлекали западных соседей.  Давайте обратимся к карте и посмотрим, кто жил по соседству с Русью? К северо­западу от Руси через море – проживали  шведы, а в Прибалтике земли литовцев были захвачены немцами, которые образовали два духовно­рыцарских ордена: орден меченосцев и тевтонский орден. В 1237году произошло объединение двух орденов в ливонский орден, что осложнило обстановку. С   созданием   Ливонского   Ордена   силы   крестоносцев   возросли.   И   немецкие   рыцари   стали готовится   к   новым   походам   с   целью   завоевания   русских   земель   и   распространения   здесь католичества. Папа Римский к участию в крестовом походе призывал и шведов. Поэтому перед Русью встала основная задача отстоять свою независимость и свою православную веру. Удалось ли это мы сегодня и выясним?     Ребята, а как вы думаете, а почему именно в это время немецкие рыцари и шведы возобновили свои захватнические походы? Ведь до этого, все попытки рыцарей вторгнуться в русские земли не имели успеха. Особенно удачно против рыцарей воевал князь Ярослав Всеволодович.  Чем воспользовались немцы и шведы? (Потому   что   Русь     в   это   время   была   ослаблена   нашествием   монголо­татар   и   тяжелым положением   Руси   решили   воспользоваться   немецкие   и   шведские   феодалы.   В   13   веке   Русь переживала тревожные времена, от монгольского разорения уцелели только Новгород и Псков остальные русские княжества были опустошены и обескровлены) Но не только этот факт сыграл решающую роль. Еще в это время князем в Новгороде стал 19­ти летний   Александр   Ярославич.   Его   годы   правления   в   Новгороде   (1236­1251)   совпали   с нашествием   монголо­татар   на   Русь.     В   отличии   от   своего   отца   Ярослава   Всеволодовича, Александра западные соседи считали молодым и неопытным, который не сможет отразить их нападения.   Но   они   ошиблись,   Александру   удалось   отстоять   независимость   Северо­Западной Руси О нем говорили: « нет князя, ему равного, он враг опасный, сильный, умный...» В тяжелое время пришлось действовать Александру Ярославичу. Сейчас мы с вами прослушаем хронологию   событий,   а   вы   подумайте   с   какими   важными   событиями   связано   правление Александра Ярославича в Новгороде? ­С какими важными событиями связано правление Александра?                Итак, с именем Александра Ярославича связаны победы над немцами и шведами. Чтобы   лучше   это   запомнить   обратимся   к   опорному   конспекту:   Александр   одержал   первую победу над шведами 15 июля 1240 г. На реке Неве, а 5 апреля 1242г. На Чудском озере им были разбиты   немецкие   рыцари.   Далее   я   вам   предлагаю   самим   по   ходу   объяснения   материала составить свой опорный конспект. Он может быть похожим на мой, а может и нет, это ваше творчество. Самое важное, что в конспекте вы должны указать основные события изучаемой темы.  Первыми свой поход на Русь начали шведы. Летом 1240 года шведы на кораблях подошли   по реке Неве к устью реки Ижоры и высадились там. Биргер   был настолько уверен в успехе, что послал Александру дерзкий вызов: « Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр Ярославович устремился с малой дружиной на противника и внезапно атаковал лагерь шведов 15 июля 1240г.. Конные дружинники во главе с Александром ударили по центру шведских войск, а ополчение пробилось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. Отвагу и героизм проявили русские войны которые сражались отчаянно. Успех был полным. Шведы в панике бросились бежать. За эту блестящую победу князя Александра прозвали ­ Невским.  (Эта победа надолго остановила продвижение шведов, и  способствовала укреплению авторитета молодого двадцатилетнего князя, придав ему силы и уверенность.)          Однако разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей, летом Ливонский орден захватил Изборск, Псков и вторгся в новгородские земли. На этот раз Александр Невский изменил   тактику.   Он   тщательно   готовится,   собирает   ополчение     для   нанесения   решающего удара. Зимой, освободив Псков и изгнав немцев и датчан за пределы Руси, Александр Невский двинулся на запад к Чудскому озеру, на льду которого произошло решающее сражение 5 апреля 1242г. против главных вражеских сил Сейчас мы с вами посмотрим, как происходило сражение, а Вы подумайте, почему русские в этой битве одержали победу?  (во   многом   благодаря   полководческому   таланту   Александра   Невского,   который   правильно построил свои войска; героизму и отваге воинов) Этой битве посвятил свой фильм Эйзенштейн. Сейчас мы увидим отрывок из этого фильма. А Вы, подумайте, имели ли русские преимущество в вооружении?  Как вы думаете, почему именно на льду Чудского озера Александр дал главное сражение?  ­   По   фильму   может   кто­нибудь   увидел,   в   чем   состояло   преимущество   русских   воинов   над немецкими рыцарями? (Немецкие рыцари были с ног до головы закованы в тяжелые доспехи, упав с коня рыцарь уже не мог самостоятельно встать, русские воины были в более легких доспехах­ кольчугах, а значит более  подвижны).  ­ Почему на льду Чудского озера произошло решающее сражение?  (Надо   полагать,   что   Александр   Невский   понимал,   что   лед   затруднил   бы   движению, тяжелой рыцарской конницы ­ всадники и кони были закованы тяжелыми металлическими доспехами, а также это была уже весна­ лед тонкий мог проломиться   и тем самым дополнить панику. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам). Одержанные Александром Невским победы сыграли огромное историческое значение. Как вы, думаете, в чем состоит значение этих побед?  ­ Русь отстояло свою независимость ­ немцы были остановлены ­ сохранение православной веры  Не менее важно и моральное значение побед, которые были одержаны в самые горькие времена, когда города Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя. Таким образом, подведем итоги урока:  ­ Ребята о чем шла речь сегодня на урок? (О борьбе русского народа с немецкими и шведскими феодалами) ­ С именем, какого князя связаны победы над немецко­шведскими феодалами?  (Александром Невским) ­ Какие крупные сражения мы с вами изучили? (Невскую и шведскую битвы) ­ В чем значение этих побед?        IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Откройте дневники и запишите д/з При выполнении задания можно использовать энциклопедию История России, дополнительную литературу.        V.ИТОГ    А теперь я вас попрошу проанализировать свою работу на уроке и ответить на ряд вопросов на листочках, которые я вам раздала. Здесь вам предлагается ответить на ряд вопросов первые три предполагают ответить своими словами что вам понравилось или не понравилось на уроке и поставить себе оценку за работу на уроке, а три последующие предполагают проверить то, как вы усвоили материл урока: то есть из предложенных вариантов выбрать правильный ответ на вопрос Спасибо за урок! До свидание! РЕФЛЕКСИЯ: 1.Момент урока, вызвавший  интерес_____________________ 2.Что не понравилось на  уроке_______________________ 3.Самооценка________________ 4.Военная операция, известная как «Ледовое побоище», связана с  именем: А.Ивана Калиты; Б.Даниила;  В.Александра Невского. 5.Невская битва была: А.1239; Б.1240; В. 1242 6.В Невской Битве русские  сражались со: А.Шведами; Б.Монголо­татарами;  В. Немецкими рыцарями РЕФЛЕКСИЯ: 1.Момент урока, вызвавший  интерес_____________________ 2.Что не понравилось на  уроке_______________________ 3.Самооценка________________ 4.Битва на Чудском озере была: А.1240;  Б.1242;  В.1239 5.Александр Невский­ это князь: А.Новгородский; Б.Московский; В.Рязанский 6. «Свинья» ­это: А.Построение немецких рыцарей;  Б.животное; В. город РЕФЛЕКСИЯ: 1.Момент урока, вызвавший  интерес_____________________ 2.Что не понравилось на  уроке_______________________ 3.Самооценка________________ 4.Военная операция, известная как «Ледовое побоище», связана с  именем: А.Ивана Калиты; Б.Даниила;  В.Александра Невского. 5.Невская битва была: А.1239; Б.1240; В. 1242 6.В Невской Битве русские  сражались со: А.Шведами  А. Монголо­татарами; В.Немецкими рыцарями РЕФЛЕКСИЯ: 1.Момент урока, вызвавший  интерес_____________________ 2.Что не понравилось на  уроке_______________________ 3.Самооценка________________ 4.Битва на Чудском озере была: А.1240;  Б.1242;  В.1239 5.Александр Невский­ это князь: А.Новгородский; Б.Московский; В.Рязанский 6. «Свинья» ­это: А.Построение немецких рыцарей;  Б.животное; В. Город РЕФЛЕКСИЯ: 1.Момент урока, вызвавший  интерес_____________________ 2.Что не понравилось на  уроке_______________________ 3.Самооценка________________ 4.Военная операция, известная как  «Ледовое побоище», связана с  именем: А.Ивана Калиты; Б.Даниила;  В.Александра Невского. 5.Невская битва была: А.1239; Б.1240; В. 1242 6.В Невской Битве русские  сражались со: А.Шведами; Б.монголо­татарами;  В.немецкими рыцарями РЕФЛЕКСИЯ: 1.Момент урока, вызвавший  интерес_____________________ 2.Что не понравилось на  уроке_______________________ 3.Самооценка________________ 4.Битва на Чудском озере была: А.1240;  Б.1242;  В.1239 5.Александр Невский­ это князь: А.Новгородский; Б.Московский; В.Рязанский 6. «Свинья» ­это: А.Построение немецких рыцарей;  Б.животное; В. город

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)

Разработка урока по истории на тему: "И вечный бой, покой нам только снится..."(6класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017