Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»
Оценка 4.8

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
17.12.2017
Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»
Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители» учителя истории и обществознания ГОУ РК "РЦО" УКП "РДБ" Габовой Т.В. , Учебник “История древнего мира”, 5 класс (Вигасин, Годер, Свентицкая).Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
УРОК.docx
Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме: «Вечный город и его жители» I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности. Стихи Н.Гумилева читает ученик: Ромул и Рем взошли на гору,           Холм перед ними был дик и нем.           Ромул сказал: "Здесь будет город".          "Город как солнце", ­ ответил Рем.     (Слайд 1) Ребята, скажите, куда ведет эта дорога?   Говорят, туда ведут  все дороги. В какой город? (ученики отвечают). (Слайд 2) Поможет нам ребус, отгадайте его,  и вы узнаете,  куда ведут все дороги (ученики отвечают). Правильно в город Рим.  (Слайд 3) Сегодня мы поговорим о городе Риме II века нашей эры­ это период расцвета Римской империи. (Слайд  4­5)  Что   нам     интересно   узнать   о   нем?   Каковы   цели   урока?     формулируют цели урока)  Мы узнаем как выглядел город Рим и как (ученики   жили его жители. (Слайд 6)   карту   на   стр.203   учебника      Вспомним некоторые важные вещи о Риме.   Посмотрим на  Рим —   один   из   и   найдем   город   старейших городов мира. Рим возник  на земле племени латинов в Италии  на левом   берегу   реки Тибр,   на   Аппенинском   полуострове,   омывается Средиземным   морем.   Согласно   самой   распространённой   легенде,   братья­ близнецы  Ромул и Рем  рождены  Реей  Сильвией. Между братьями возникла ссора: Ромул убил Рема и основал укреплённое поселение на Палатинском холме. (Слайд 7) Рим основан в  753 году до нашей эры, посчитаем,  сколько в этом году исполнилось лет городу Рим (ученики отвечают), 2769 лет. I  I. Изучение нового материала (Слайд   8)   Римляне   расскажут   нам   о   своем   городе    (Для   нас   Рим   – золотой   город,     символ   могущества   всей   империи!  Все     называют   нашу столицу «Вечным городом» ! Наш город стоит на семи холмах ) (Слайд 9) Жизнь в Риме не затихала ни днем, ни ночью. Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в столицу.  (Слайд   10)   Чем   же   привлекал   Рим   тысячи   жителей   Италии?  Одни хотели выгодно продать свой товар, другие – найти работу. Но были и те, кто просто хотел увидеть Рим своими глазами,    всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц. (Слайд   11)   Для   сооружения   зданий   римляне   изобрели     бетон.   При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном. Через некоторое время бетон затвердевал   и получалась прочная стена.   На   стр.   262   (2   абзац)   учебника   найдите   состав   бетона,   который изобрели римляне (смесь мелких камешков, извести, песка и вулканического пепла) (Слайд 12) Город украшали дворцы. (Слайд 13) Статуи богов и императоров. (Слайд 14) Храмы и портики.  (Слайд 15­16 ) Пантеон­ храм всех богов. Пантеон увенчан куполом­ с лат.  cupula —  бочечка,   ширина   которого   свыше   43  метров.  Внутри   храма огромный   зал.   Он   облицован   мрамором   коричневато­золотистых   тонов.   В центре купола находится отверстие, через которое льется свет.  Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. В центре купола отверстие, которое служит источником света для всего здания. Его называют "око Пантеона".  (Слайд 17) Театры и амфитеатры (Слайд 18) Многочисленные фонтаны, из которых жители брали воду. В древнеримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. К IV в. в Риме   действовало   около   800   фонтанов.   Жители   Рима   почти   не   знали желудочных заболеваний, поскольку вода, подававшаяся со склонов местных холмов, проходила тройную очистку ­ через угольные, песчаные и травяные фильтры. До сих пор вода в современной столице Италии остается вкусной и экологически чистой настолько, что ее можно давать даже новорожденным младенцам. (Слайд 19) Триумфальные арки, которые устанавливали в честь военных побед   и колонны, напоминали о   славе императоров, на арках и   колоннах помещались   барельефы   со   сценами   жизни   Рима,   а   венчали   колонны многометровые статуи императоров. (Слайд   20)   В  Риме   жили   люди   разного   достатка:   богатые   и   бедные. Ученые сделали описания их жилищ, но вот проблема: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Сможете ли вы выполнить это задание? Понадобится ли помощь?         Подчеркните,   что   описывает   дома   богатых   римлян:   отсутствие отопления,  собственный дом,  дома на холмах, помещения украшали росписи и колонны, бассейн, дворик­сад, фонтан, несколько спален, столовая, кабинет, съемное жилье в 5­6 этажных домах­инсулах , нечистоты выливали из окон, отсутствие   печей,   жаровни   на   углях,   отсутствие   водопровода,   отсутствие канализации, комнаты для прислуги, улицы узкие и грязные, окна со ставнями без стекол, нет места для деревьев и цветников (Приложение 1) (Слайд 21­22)  Знатные и богатые римляне жили в   собственных 2­3­ этажных домах, где главное парадное помещение называется атрий. Строили их на холмах. Воздух там был здоровее и чище. Окон в домах не было   и воздух и свет проходят через проем в крыше. Если начинался дождь, то вода попадала   в   бассейн.   На   его   дне   цветными   камешками выложена мозаика. Стены украшены росписями. В глубине атрия дворик­сад, сюда  приглашались только близкие друзья и родные. Он украшен фонтаном, мраморной статуей, цветами и  деревьями. В доме  было  несколько  спален, столовая, кабинет хозяина, кухня, комнаты для прислуги и множество других жилых и служебных помещений. Центральное отопление впервые появилось в древнем Риме.  Вот как оно действовало. Во время строительства на нижнем этаже устанавливались специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы, специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло. Долгие часы богачи любили проводить за столами. Во время пиршеств   столы   в   богатом   доме   ломились   от   яств,   привезенных   со   всех концов   империи.   Гостей   удивляли   необычными   кушаньями.   Верхом поварского искусства считалось подать блюдо на стол в таком виде, чтобы никто не понял, что он ест. Много рецептов римской кухни мы используем до сих пор. Например, щи, борщ, голубцы.  (Слайд 23)   Бедняки   снимали жилье в высотных по меркам Рима 5–6 этажных домах. Чем больше этажей, тем больше в доме жилья и тем больше денег получал домовладелец от квартиросъемщиков. Эти дома принадлежали богачам,   а   назывались инс лы.уу   Первый   этаж   инсулы   сдавались   под   лавки, таверны и мастерские. На верхних этажах   были комнаты и квартиры. Чем выше   находилась   комната,  тем   она   была   дешевле.   Поэтому   самые   бедные римляне селились в каморках под самой крышей. На улицах не было табличек с названиями, а на домах номеров. Все инсулы были почти одинаковыми. А улицы, где они стояли – узкими и грязными. Зазевавшийся пешеход мог быть облит  нечистотами,  которые   хозяйки   выливали   из   окон.  Печей   не  было,  в сырые   и   холодные   дни   жильцы   обогревались   жаровнями,   куда   засыпали древесный уголь. Тут же готовили  пищу. Бедняки часто ели всухомятку. В окнах   домов   не   было   стёкол   и   закрывались   ставнями.  В   них   не   было канализации.   Обычными   блюдами   такой   быстрой   кухни   были:   горячие хлебные   лепешки,   мясо,   завернутое   в   виноградные   листья,   бобовая   каша, соленая   рыба.   Неудивительно,   что   большинство   римлян   предпочитало проводить   свободное   время   вне   дома.  Из­за   тесноты   не   было   места   для цветников и деревьев. Часто дома имели одну общую стену. Внутри квартир обстановка была не прихотлива – мебель, полы, оконные ставни, двери все из дерева. Вода в квартиры не подавалась, её брали   в фонтанах на городских площадях и тащили по крутым лестницам наверх. (Слайд 24) Древний римский рецепт римского повара : берут четыре  яйца, четверть кварты молока, одну унцию оливкового масла и тщательно перемешивают. Затем в сковороду с тонким дном наливают немного  оливкового масла и, когда оно закипит, укладывают туда перемешанную  массу. Какое блюдо?     (омлет) (Слайд 25)   Форум  –площадь    с  прилегающими   зданиями,  одна  часть которой   предназначалась   для   лавок,   другая —   для   публичных   церемоний, религиозных   праздников,   проведения   выборов,   для   ораторских   трибун   и вынесения приговоров осужденным.   Форум служил центром общественной жизни, здесь римляне узнавали новости.    (Слайд 26) Однажды римский император выступал перед народом на форуме.   Но   из   толпы   в   его   адрес   звучали   не   похвалы   и   приветствия,   а настойчивое требование: «Хлеба и зрелищ !» ­кричали римляне.  Рим населяло очень много бедных граждан – работу в городе найти было нелегко. К тому же многие бедняки не хотели работать, считая труд рабским и унизительным занятием.   Императоры   приказывали   раздавать   хлеб,   боясь   народных выступлений. Во II веке бесплатный хлеб в Риме получало около 200 тысяч человек (это 1/5 населения города). Теперь «зрелища». В то время под этим словом понимали различные увеселения, но прежде всего бои на арене амфитеатров. Желая понравиться народу,   показать   свою   щедрость   и   могущество,   правители   устраивали многодневные представления. Вход на них часто был бесплатным. В итоге люди были довольны и сыты, а правитель спокоен, что ничего не угрожает его особе.  Отказав толпе, император потерял бы поддержку.  Физкультминутка.      (Слайд 27­28)  Развлечения римлян.  Колиз йеу   ­ огромный амфитеатр, в переводе с лат. громадный, огромный, вмещал 50 тысяч зрителей. Высота его стен достигала 50 метров, как 15 этажный дом. Главным предназначением Колизея были гладиаторские бои, звериные травли.   Строительство Колизея велось на протяжении 8 лет. Здесь гладиаторы бились или один на один или группами.             (Слайд 29)  Цирк ­ипподром в Риме. Там проходили соревнования по конному спорту ­ скачки на колесницах. Цирк в переводе с лат. круг. Он был рассчитан на одновременное участие в гонке сразу двенадцати колесниц. В дни состязаний весь город сидел в цирке, не отрывая от арены глаз. Клички цирковых коней и имена лихих возниц были на устах у всех. Однако жизнь возниц висела на волоске: колесницы часто сталкивались и опрокидывались.               (Слайд 30­31) Термы – римские бани, их существовало более 1000 , входная плата в них была мала. Это были величественные постройки, которые состояли   из   нескольких   зданий,   площадок   для   занятий спортом,   парков, фонтанов.   Внутри   такие   термы   богато   украшались   статуями,   мозаиками, росписями. В раздевальнях посетители отдавали свою одежду на хранение рабу­сторожу. Здесь   было   несколько   отдельных   помещений   с   разной температурой:   с  горячей ,  теплой  и  холодной   водой   в   бассейнах . За   ними находилась парилка – зал, наполненный горячим паром. Также в термах были помещения, наполненные сухим воздухом. В термы приходили не только для мытья, но и для отдыха, общения с друзьями. Здесь можно было: ∙ узнать последние новости; ∙ вкусно поесть; ∙ сделать модную прическу; ∙ почитать книгу в специальных библиотечных залах; ∙ посмотреть на произведения искусства или экзотических животных; ∙ посетители   терм   могли   играть   в   мяч,   состязаться   в   беге,   борьбе, поднятии тяжестей У каждого посетителя были свои банные принадлежности: горшочек с маслом для натирания кожи, скребницы, чтобы счищать грязь и пот, мелкий ковш для обрызгивания водой. Плата за вход в термы была очень мала, а часто вообще не бралась. Поэтому особое значение они приобрели для бедняков. Еще древние авторы говорили, что термы – «лучший подарок, императоров римскому народу».           (Слайд 32) Демонстрация видеоролика о современном Риме           III. Заключительный этап Итак,   мы   сегодня   немало   узнали   о   Древнем   Риме   и   его   жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (ученики : Древний Рим — красивый, величественный, потрясающий, шумный, отвечают   полный развлечений, разноликий город)         Рефлексия: «Продолжи фразу…» Сегодня на уроке я…  Мне удалось… Я недостаточно… Я старался…            Подведение итогов урока. (Слайд 33­34) Учитель     задает вопросы (ученики отвечают):   1.Рим   был   застроен   великолепными   зданиями.   Но   более   всего   выделялись амфитеатр К_ _ _ _ _ й и храм П_ _ _ _ н.  2.Условия жизни римлян зависели от их достатка. Богачи жили в роскошных д _ _ _ х. Бедняки – в тесных и_  _ _ _х.  3.Любимым местом отдыха римлян были общественные бани – т_ _ _ _ы. 4.Развлечения   жителей   Рима   были   разнообразны.   Но   больше   всего   им нравились гладиаторские б__и и с_ _ _ _и 5.Что интересного вы для себя узнали? 6. Что важного вы узнали на уроке? 7.Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка урока по истории в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»

Разработка  урока по  истории  в 5 классе по теме «Вечный город и его жители»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2017