Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
27.02.2019
Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)
Данный материал поможет учителю увлечь детей в маленькое путешествие в Средние века. Поближе познакомиться с понятием о декоративности, орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики, подчеркнув социальную значимость гербов и эмблем в Средние века. Заинтересует и увлечет групповой работой во время выполнения выразительных, лаконичных композиций гербов. Поможет учащимся развивать свою фантазию, воображение, умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов, а также воспитать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности.
КОНСПЕКТ — копия.docx
Урок №  Дата:  Кашицкая Ирина Михайловна, учитель ИЗО МОУ «Азовская школа­гимназия имени Николая Саввы» Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Художественное название урока:  «  Овеянные славою флаг наш и герб» Цель урока: 1.Сформулировать   понятие   о   декоративности,   орнаментальности,   изобразительной условности   искусства   геральдики,   подчеркнув   социальную   значимость   гербов   и   эмблем   в Средние века. Научить выполнять выразительные, лаконичные композиции гербов;  2. Развивать фантазию, воображение, умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов;  3. Воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности.  Планируемые результаты:  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные:  содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте;  учить понимать символический  характер языка герба как отличительного знака,  символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;  смысл и значение символов и эмблем в современном обществе;  творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы. Регулятивные:  отработка умения « прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае  расхождения эталона, реального действия и его продукта;              Коммуникативные:  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и  условиями коммуникации;  содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания. ЛИЧНОСТНЫЕ:  актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  мира и практическую художественно­творческую деятельность. Средства обучения: ноутбук, проектор, магнитная доска.  Зрительный ряд:  Презентация, фрагмент фильма «Айвенго», пластилиновый мультфильм «Мы живем в  России» Иллюстрации гербов: России, Крыма. Музыкальный ряд: записи средневековых мелодий  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, шаблоны эмблем,  карточки­задания,  пазлы гербов городов Крыма 1 Оформление доски: Центральная часть: художественное название урока, эпиграф, иллюстрации средневековых рыцарей. Левая часть доски: изображение  средневекового замка, петляющая дорога, по которой едет рыцарь, закованный в латы.  Правая часть доски: “Словарик” Символ – условный знак, обозначающий идею, явление, понятие (на рисунках: крест – вера,  снежинка – снег, сердце – любовь и т.п.) Лаконичный – краткий, четкий. Стилизованный – обобщенный, упрощенный. Композиция – умение составлять, соединять части в единое целое. Композиция – расположение и единство частей художественного произведения. Эмблема – предмет или изображение как символ, отражающий какую­либо идею (на  рисунках эмблемы: палитра­художник, книга­писатель и т.п.). Герб – (заполняется в ходе урока). Геральдика – (заполняется в ходе урока). Ход урока Эпиграф к уроку: Герб и флаг страны отражают историю народа,                                  мечту создателя и достоинство своих граждан.                                                                                                       М. Монтень I. Организационный момент 1. Приветствие Добрый день, давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка – это главное  условие не только хорошего настроения, но и конструктивного общения. 2. Проверка готовности к уроку II. Введение в тему урока Вступление – просмотр отрывка из фильма «Айвенго». Идет фрагмент фильма «Айвенго» и после звучат стихи: Труба зачинщика надменный вызов шлет, И рыцаря труба в ответ поет, Поляна вторит им и небосвод. Забрала опустили седоки, И к панцирям прикреплены древки; Вот кони понеслись, и, наконец С бойцом вплотную съехался боец.                                    Драйден, "Паламон и Арсита" Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щита, шлемы,  флаги и попоны  лошадей различными знаками? Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Как вы думаете, какое отношение имеет  фрагмент фильма к теме нашего урока? Что мы будем изучать сегодня на уроке? Мы будем изучать значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей. 2 III. Изучение  нового материала ­ Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», мы  познакомимся с искусством геральдики. Слайд 1  А чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему?  Чему мы можем научиться?  Пригодятся ли полученные знания в жизни? Зачем нам это надо?        Ребята, у вас на столах лежат стикеры, напишите, пожалуйста, что бы вы хотели узнать или   чему   бы   хотели   научиться   на   сегодняшнем   уроке.   Стикеры   мы   прикрепим   возле спешащего в замок рыцаря. И если у нас на уроке все получится,  и вы получите новые знания и научитесь чему­то новому, то рыцарь благополучно доберется до замка своей прекрасной даме. Дети прикрепляют стикеры со своими ожиданиями от урока, озвучивая их. (Звучит средневековая музыка)   Я расскажу вам   историю одного рыцаря, который жил в  16 веке, в Германии. Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не  передал своему сыну по наследству родовой  знак собственности.  Рыцарь  влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать   ратные   подвиги,   побеждать   в   рыцарских   турнирах,   участвовать   в   крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб.  Ребята, а вы знаете, что обозначает слово герб?  Герб –это символ государства, страны, символ рода. Герб –  изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства,  города. (слайд 2) ­ Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.  Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались   на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей.   Они   помогали   закованным   с   головы   до   ног   воинам   различать   друг   друга   на расстоянии.   Каждый   знак,   цвет   в   гербе   имел   определенное   значение   и   символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука ­ геральдика, связанная с составлением гербов. Слайд 3 Слайд 4  Как вы думаете, что является основой герба? На чем изображался герб?  В   геральдике   встречаются   гербы   самых   разных   форм.   Итальянский,   Исландский, Немецкий,   Варяжский,   Французский.   Самым   удобным   с   точки   зрения   свободного   места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг. В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых  называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Слайд 5 Фигуры,  которые делят щит на части,  называются геральдическими. Слайд 6 Кроме того в гербах использовались изображения животных. Каждое животное  имеет свое  значение.   Каких животных вы видите? Что они могли бы значить?  Какие еще символы вы видите? А что они значат? Слайд 7 3 Слайд 8 Все эти фигуры называются негеральдическими.  Особое значение в геральдике имеет цвет.  ­У вас на партах лежат полоски разного цвета. Такие цвета использовались на гербах.   Как вы думаете, что означает каждый цвет? Слайд 9 Многие гербы украшает лента с девизом.  Как вы думаете, для чего писались девизы? Посмотрите,  сколько интересных девизов здесь представлено: «Храбрость и справедливость»,  «Со щитом или на щите»,  «Доброе имя ­ выше всего»; «Любовь и долг»;  «Без страха и упрёка».  А придумайте девиз для своей семьи. IV. Кульминация ­Ребята, сегодня мы    много  говорили о гербах, скажите, пожалуйста Слайд 10  Какую музыку вы слышите, глядя на герб России?  Знаете ли вы гимн России?  В России  83 региона, и каждый город в регионе имеет свой герб. Посмотрите мультфильм о  гербах разных городов России. Просмотр фрагмента пластилинового мультфильма «Мы живем в России». Мы живет в Республике Крым.  Что вы можете рассказать о гербе Крыма? Слайд 11  Посмотрите на гербы городов Крыма. Какие символы они имеют?  (г.Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта, Евпатория, Джанкой) Скрытая физминутка Слайды 12­16 V. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ правильный, то вы поднимаете вверх две руки, если нет, то мотаете головой.  Герб –  это символ  государства?  Геральдика – это наука, которая изучает животных?  А может, изучает жизнь дворян?  Геральдика – это наука, которая изучает гербы? А теперь, при правильном ответе вы поднимаете руки в стороны, а неправильном – хлопаете в ладоши.  Обязательная часть герба – это щит?  Цвет золота символизирует нищету?  Животные и растения наносились на щит для красоты?  Цвет золота символизирует знатность?  Зеленый цвет на гербах – это печаль?  Черный – это цвет  печали?  Орел – символ власти и господства? Работа в группах VI. Игра «Разрезная картинка» «ГЕРБ ГОРОДА» (г.Симферополь, г.Севастополь, г.Керчь) 4 Ребята, объединитесь в группы. Перед вами на доске расположены гербы городов Республики Крым. У каждой команды свой герб. Этот герб состоит из пазлов. На каждом пазле – вопрос.  Ребята по очереди выходят к доске,   берут   часть   пазла,   отвечают   на   вопрос.   Если   ответ   дан   правильно,     пазл переворачивается. И так каждая команда по очереди отвечает на вопросы своих пазлов. Чья команда правильно ответит на все вопросы, та первой увидит герб своего города, назовет город и – победит. Правила игры: У каждой команды на столе лежат  геральдические фигуры. Нужно соотнести  «заколдованный герб» – герб крымского города с его геральдическими фигурами. Вопросы для первой группы:  Что изучает геральдика?  Что на гербе символизирует дуб?    Кто такой герольд?  Как читать герб? Где и когда появились первые гербы? Где помещались изображения герба? Вопросы для второй команды:  Как подбирают цветовую гамму герба?  Что такое щит?  Какие негеральдические фигуры использовались на гербах?  Что символизирует красный цвет в гербе?  Как составляют композицию герба?  Где появились первые гербы? Вопросы для 3 команды: Зачем нужен девиз?  Что означает роза на гербе?   Назовите виды геральдических щитов?  Что такое герб?   Назовите геральдические фигуры на щите. Где помещались изображения герба? VII. Самостоятельная практическая работа в группах по 6 человек  (под музыку) Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной только  семьи. В каждой семье по 6 человек. (Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции). Каждая группа   должна выбрать, в какой технике будет выполнять задание   для того, чтобы создать проект герба по описанию его хозяина.  Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз герба. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.  Сначала изучите информацию о Рыцаре, хозяине герба.  Выберете  форму герба, его геральдические и негеральдические фигуры, цвет, которые бы отражали суть его хозяина. На гербе должен быть смысловой центр, который можно выделить крупным элементом или цветом.  Цветовой строй герба предполагает ограниченную палитру локальных цветов. Вспомним правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.  Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.  5 Дети знакомятся с технологической картой, в соответствии с которой должны выполнить эскиз герба. Для каждой группы дается шаблон щита. 1 группа ­   Он побеждал врага и на коне и стоя И даже лежа, тоже побеждал Он был герой, его любили дамы Он на пирушках рыцарских блистал Из кавалеров был галантным самым И вот теперь он встал на пьедестал 2 группа ­   Он без страха и упрека. Он в сраженьях целый век Против злобы и порока.  У него свои законы. У него давно в руках Великаны и драконы! Жизнь ему не дорога ­ Он не может  жить иначе. Словно дикого быка, За рога берет удачу!  3 группа –  Где флаг развевается гордого льва, Где замок стоит на высоких горах, Где трусость и подлость навеки мертва, Там рыцарь бесстрашный, отвага в глазах. К народу он мил и добр душой, К врагу он не знает пощады, Защитником вер наделенный судьбой, Он славу лишь чтит, как награду.   4 группа ­  Он был герой, не знавший поражений Всю жизнь свою он подвиги свершал В балладах и стихах, и в песнях без  сомнений Он сам себя давно уж узнавал Он был герой, он одолел дракона Тогда в бою, возле прибрежных скал Вспорол драконье мерзостное лоно И первый камень заложил в свой пьедестал 6 Оценивается: а) аккуратность выполнение работы;  б) красочность  в) выразительность  г) правильно созданная композиция  VIII. Просмотр и анализ работ учащихся. 1.Экспресс – выставка выполненных работ­проектов. Каждая групповая работа оценивается противоположной группой по схеме: 1). Почему вам понравился этот герб? 2). Соответствует ли герб описанию его хозяина? 3). Соответствует ли работа основным правилам оформления герба. 4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе? Каждая группа оценивает работу оппонентов, отдав, свой голос за любую понравившуюся работу (возле понравившейся  работы прикрепляются звездочки) Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность. 2. Выставление оценок. а). За интересный материал  члены поисковых групп, получают “5”. Молодцы!  б). Победитель в номинации “Самое интересное и увлекательное сообщение получает “5”. в). Все вы сегодня хорошо потрудились.  Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.  IX. Вспомните о ваших желаниях в начале урока Рефлексия  Достигли ли вы поставленной цели урока?  Помогли мы рыцарю доехать к  Даме своего сердца? Отвечают на вопросы, анализирую свою деятельность. ­ Мне больше всего удалось? ­ Какой этап работы мне удался больше всего? ­ Что я бы хотел бы узнать еще по данной теме? ­ Где я могу применить полученные знания? На столах у вас рефлексивный листок, отметьте свою работу на каждом этапе урока. X. Домашнее задание  Подумай над эскизом своего собственного герба или герб своей семьи, используя язык  символов Спасибо за работу на уроке! До свидания!

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)

Разработка урока по изобразительному искусству по теме "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019