Разработка урока по литературе 6 класс. В.Я Коровина. Д.С.Самойлов."Сороковые, роковые..."
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе 6 класс. В.Я Коровина. Д.С.Самойлов."Сороковые, роковые..."

Оценка 4.6
Аудио +3
docx
русская литература
6 кл
12.01.2017
Разработка урока по литературе 6 класс. В.Я Коровина. Д.С.Самойлов."Сороковые, роковые..."
64-Д.С.Самойлов.Сороковые.docx

64                                                                                                                     Л – 6

 

Тема:                     Произведения о Великой Отечественной войне.

                    Давид Самуилович Самойлов (1920-1990).  «Сороковые».

 

Цели:

1.Обучающая

- познакомить учащихся со стихотворением Д. Самойлова «Сороковые», воссоздать картины эпохи войны.

2.Развивающая

- развивать творческие способности учащихся,

- формировать навыки выразительного чтения.

3.Воспитательная

- воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

- воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны».

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-мастерская.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, МП3-диск, музыкальное сопровождение.                                                                                          

                                                                                                   Солдаты мы.
                                                                                                      И это наша слава,
                                                                                                      Погибших и вернувшихся назад,
                                                                                                     Мы сами рассказать должны по праву
                                                                                                      О нашем поколении солдат.
                                                                                                                           Н. Старшинов

                                          Ход урока

 

IЭмоциональный настрой

 

             Звучит песня Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная…» 

 

 II. Слово учителя   

 

   Великая Отечественная война… В этом году мы будем отмечать 72-летие (2017-1945) со дня Победы в этой ужасной войне. Сколько горя она принесла в каждый дом, в каждую семью, сколько жизней искалечила.  На защиту Родины встал весь народ. А ведь многие были совсем молодыми. Впереди - вся жизнь. Хотелось жить, мечтать, любить, так же как героям незабываемого художественного фильма режиссеров Владимира Рогового и   Владимира   Златоустовского «Офицеры», который вышел на экраны в 1971 году.

                            Просмотр отрывка из фильма «Офицеры».

Также закрылась дверь в будущее миллионов юношей и девушек, которые ушли на фронт. Многие   молодые   писатели и поэты тоже брали в руки винтовки и шли в бой. Но главным их оружием было слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия, которая помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу.

    Центральная тема произведений – это тема войны.

 

                                       Обращение к эпиграфу -  СЛАЙД 1

 

-Давайте вспомним, что   такое эпиграф? Где мы чаще всего встречаем эпиграф? Для чего автор вводит его в своё произведение?

(Эпиграф – это основная мысль того, о чём будет говориться в сочинении или произведении. Таким образом, эпиграф поясняет основную идею произведения).

 

- Что вы поняли из эпиграфа к сегодняшнему уроку?

 

   И сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких поэтов, который хотел сам рассказать   о том, что видел и испытал на войне. И рассказал, а точнее, передал   в  своих  стихотворениях. Это Давид Самуилович Самойлов - Слайд № 2

    Самойлов Давид Самуилович родился в 1920 году в Москве, умер в 1990 году в Таллинне. Настоящая его фамилия – Кауфман. Мальчик рос в сугубо интеллектуальной семье. Будучи студентом, он добровольно ушел на фронт. Был рядовым бойцом, разведчиком. Война, естественно, отложилась в его поэзии, в частности, в вошедшем в поговорку стихотворении “Сороковые, роковые...”, написанном в 1961 году. Прошедшие годы, опыт позволили поэту глубже понять и осознать трагедию военных лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя молодым. А каким? Сейчас мы узнаем.

 

III. Знакомство со стихотворением

 

    Прослушивание стихотворения в исполнении автора Д.Самойлова

 

IV. Словарная  работа

 

З: Когда мы слушали стихотворение, нам   встретились непонятные слова, давайте разберем их, чтобы лучше понять смысл. Как вы понимаете значение этих слов?

 

·          роковые (годы) - здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

·         в замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрепанной зимней солдатской шапке;

·         уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу;

·         кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком;

·         мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;

·         балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать;

·         паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.

 

V. Первичное осмысление

 

- Какими настроениями пронизано стихотворение? Как вместе с настроением меняется интонация актера, читающего стихотворение?

 

  Стихотворение как будто состоит из отдельных кадров, которые вместе представляют единую картину.

 

- Какие картины меняют друг друга?

       В первых двух четверостишиях мы видим Русскую землю как бы с высоты, в которой «просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами. Стучат колеса вагонов .  А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.

       Затем крупным планом мы видим солдата на полустанке. Может быть, он только что выписался из госпиталя и ждет отправки на фронт. Мы видим бытовые, будничные подробности: «замурзанную ушанку» с вырезанной из банки звездочкой — не по уставу, «табак в кисете», «мундштук наборный».

       Таким образом, в начале стихотворения поэт показывает нам землю как бы сверху. Затем на огромном пространстве, которое пришло в движение, мы видим маленькую точку-полустанок, на котором находится герой стихотворения. На фоне великой, пришедшей в движение страны он «худой, веселый и задорный». Он шутит с девчонкой и делится с ней своим солдатским пайком: «И пайку надвое ломаю...»

       Затем мы видим эти годы из других, послевоенных времен глазами человека, который пытается осмыслить пережитое:

 


 Как это было! Как совпало —

 Война, беда, мечта и юность!

 И это все в меня запало

 И лишь потом во мне очнулось!..


    

     В этой строфе выражена мысль о том, что юность целого поколения, время, когда люди мечтают о жизни, совпало с великой трагедией народа, и желание жить заставляло людей умирать ради жизни других. В последней строфе смерть вновь противопоставлена молодости и желанию жить:

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 

VI. Творческая мастерская

 

                      Класс делится заранее на три группы

1) литературоведы             2) сценаристы                3) художники   

 

Каждой группе дается задание.

 

Литературоведы – карточка с вопросами:        

1) Какими словами рисует поэт картину войны? Что увидели вы за скупыми строками первых двух строф?

2) Какие эпитеты автор использует в первом четверостишии? Можно ли понять эмоциональный настрой и тему, если прочитать одни эпитеты?

3) Какое средство звукописи использует поэт в первых двух   строфах? Какую роль оно выполняет?

4) Почему во втором четверостишии так много слов, обозначающих пространство?

5) Как меняется настроение стихотворения, когда поэт вспоминает себя на войне? Каким видится вам герой стихотворения?

6) Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность?

 

Сценаристы — делают наброски сценария по стихотворению.

 

З: Если бы у вас в руках была кинокамера и вам надо было бы снять этюд по этому стихотворению, как бы вы это сделали? Какими планами бы воспользовались?

Этюд - подготовительный набросок для будущего произведения.

 

Художники - на листе А3 воспроизводят картину, представленную в стихотворении целиком (в эту группу заранее выбираются учащиеся, умеющие рисовать).

 

VII. Проверка заданий

 

1. На доску вывешивается работа художников, учащиеся оценивают, высказывают свое мнение, отвечают на вопрос:

- Так ли вы представляли картины, показанные в стихотворении?

- Смогли ли ребята передать эмоциональный настрой, созданный автором, атмосферу военного времени?

 

2.  Литературоведы отвечают на свои вопросы, в результате чего получается связный текст, представляющий анализ стихотворения;

 

1)    Суровое   лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы.

 

2)    В первом четверостишии Самойлов использует такие эпитеты, как

 «сороковые, роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные». Даже если прочитать одни эти слова, хорошо можно понять все, что хочет сказать поэт, тот эмоциональный настрой, который он хочет передать.

 

3)    Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву “р”: “соРоковые”, “Роковые”, “фРонтовые”, “похоРонные”, “пеРестуки”, “Рельсы”, “пРостоРно”, “погоРельцы”. Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.

 

4)    Во втором четверостишии много слов, обозначающих пространство:

 « просторно,  высоко, с запада, к востоку». Автор хочет показать, что война завладела всем миром.

5)    Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.

 

6)    Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны

 

3. В заключение сценаристы рассказывают о своих творческих замыслах.

 

   Ребята  из других групп дополняют, оценивают работу  литературоведов и сценаристов.

   В итоге работы учащиеся имеют полное представление о теме стихотворения, замысле поэта, о картинах войны, показанных Д.С.С     амойловым,  о настроении, переданном им.

 

VIII. Выразительное чтение стихотворения учащимися в виде монтажа-переклички, когда каждую новую строфу будет читать новый исполнитель.

 

Для усиления эмоционального восприятия   стихотворения можно предложить учащимся послушать песню «Сороковые, роковые...» на стихи Самойлова в исполнении музыканта и композитора Виктора Берковского.

 

     Видеоклип «Сороковые, роковые…» в исполнении Виктора Берковского

 

IX. Итог урока

 

- Так о чем же хочет сказать нам поэт? Какова главная мысль стихотворения?

 (В этом стихотворении Самойлов хочет сказать о том, как противостоят и как несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная).

 

                 Звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса.

 

  Каждый год в День Победы она звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны. Много жизней унесла война, сломав и покалечив не одну судьбу. Поэтому 9 мая встречают со слезами на глазах. Слезами радости и слезами горести. Мы всегда будем помнить великий подвиг нашего народа. Народа героя, Народа победителя! Никто не будет забыт, ничто не будет забыто! СЛАЙД 4

 

                                             Минута молчания

 

X. Домашнее задание

 

Наизусть стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Л – 6 Тема:

Л – 6 Тема:

Также закрылась дверь в будущее миллионов юношей и девушек, которые ушли на фронт

Также закрылась дверь в будущее миллионов юношей и девушек, которые ушли на фронт

V . Первичное осмысление -

V . Первичное осмысление -

Какие эпитеты автор использует в первом четверостишии?

Какие эпитеты автор использует в первом четверостишии?

Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным

Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным

Разработка урока по литературе 6 класс. В.Я Коровина. Д.С.Самойлов."Сороковые, роковые..."

Разработка урока по литературе 6 класс. В.Я Коровина. Д.С.Самойлов."Сороковые, роковые..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017