Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
12.11.2018
Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""
Рассмотрены 4 взгляда на проблемы любви в романе: Базаров-Одинцова, Павел Кирсанов - княгиня Р., Николай Кирсанов - Фенечка, Аркадий - Катя. В разработке урока используются разные интерактивные формы обучения (работа в группах, исследовательская деятельность, цифровой диктант, квест, работа с текстом).
отцы и дети.docx
Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»" Преподаватель русского языка и литературы – Гугнинская В.Н. Творческое название урока: “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье” (Ю. Мориц) Цели урока:   раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”; понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине. Задачи: Образовательные:     продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать  собственное суждение; проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения; показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова; обозначить злободневность произведения. Развивающие:     развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях  произведения; совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы; расширить круг ассоциаций; развивать эмоциональную восприимчивость. Воспитательные:     воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви; показать вневременные рамки классического художественного произведения; воспитывать художественный вкус; воспитывать альтруистические ценности. Тип урока ­ урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения). Форма урока – урок­беседа. Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд­презентация (как сопровождение урока), дидактический  материал в виде карточек. Ход урока Учитель: Организационный момент. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение и анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1) А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в  виду: “Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев). Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока ­ Любовь в романе “Отцы и дети”. А назовём  мы его выразительной строкой Мориц “За невлюблёнными людьми любовь идёт, как приведенье” Записываем  (слайд №2). Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев)  (слайд №3). Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к  женщине (слайд №4). Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы  листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите  цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5­9). 1. Действие романа начинается в 1859 году. 1 2. Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0 3. Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1 4. Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила  неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0 5. Сводного брата Аркадия звали Митей. 1 6. Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел  единомышленницу. 0 7. Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1 8. Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1 9. Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0 10. В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0 В итоге: 1010101100 Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни  дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание  сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960­1968) Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым? В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих  чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним  из основных моментов раскрытия характера героя. В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные  линии: 1. Базаров и Одинцова. 2. Павел Петрович и княгиня Р. 3. Аркадий и Катя. 4. Николай Петрович и Фенечка (слайд № 10). Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”; “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией.  Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою  жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что  не способного человека. Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.  Что это за встреча? Кто эта женщина? Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком­то царственном ореоле.  Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало  глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо  участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её  равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14). Расскажите об Одинцовой, о её прошлом. Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться  в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна,  чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку. Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие.  Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней? Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но  оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться. Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той  последовательности, в которой происходили изменения в герое. Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться –  смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство. Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в  мучительное чувство. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова  указывают на это. Слайд№11. Работа с текстом: “Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и  цинической бранью, если бы кто­нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”. “Сердце у него действительно так и рвалось”. “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”. Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что­то не  базаровское: “что­то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”. Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и  неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой. А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла  его любви, прикрывшись непониманием? Зачитывается сцена объяснения (глава XVI). С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и  безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым:  ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь­страсть обнаруживает в нём глубокого,  значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и  при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к  Одинцовой! По­прежнему затаённо­трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её  прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте­с и будьте здоровы”. На следующем этапе урока работа будет идти в группах (3 группы). Представление групп: 1 группа ­ знатоки истории любви Николая Петровича и Фенечки; 2 группа – знатоки истории любви Павла Петровича и княгини Р.; 3 группа – знатоки истории любви Аркадия и Кати. Первое задание для групп. Расскажите об истории любви своих героев. Один представитель от группы рассказывает, остальные добавляют. Второе задание. В своём романе Тургенев изобразил разные виды любви. Подумайте, какое название любви вы  дадите для того, чтобы раскрыть суть отношений героев. Николай Петрович и Фенечка – любовь­семья (естественность и простота). Павел Петрович и княгиня Р. – любовь­наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Слайд №12. Третье задание.  Я приготовила для вас разные иллюстрации, на которых изображены героини “Отцов и детей” (слайд № 13). Ваша  задача – найти среди них “вашу” героиню, подобрать из литературного произведения цитаты­аргументы. Иллюстрация №1 – Катя Локтева; Иллюстрация №2 – княгиня Р. Иллюстрация №3 – Фенечка. Четвёртое задание. Ребята, а как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман “Отцы и  дети”. Правильно, для того, чтобы испытать героя, а также раскрыть его характер. Что мы узнаем о героях­мужчинах, об  их характере, анализируя их любовные истории? Любовь сломала Павла Петровича. Он уже не мог жить по­прежнему после смерти княгини Р.   Из истории любви  Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут,  почему он избрал именно такую манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени “Елена” – это свет, блеск. А Фенечка, Федосья – это Божья благодать, тот же свет Божий. Другими словами, в Фенечке Павел Петрович видит  как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в  Фенечку. Так же, с помощью истории княгини Р., Иван Сергеевич Тургенев сближает своих героев: несчастная любовь  Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Кроме всего этого, автор показывает читателю то, перед чем бессильны его герой и героиня. А бессильны они перед  высшими силами, перед Богом. В отношении с Фенечкой Н.П. робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча,  пламя которой горит ровно и спокойно. Аркадий меняется, “возвращается” к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него – наносное. Он любит  музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрывают отношения с Катей (Слайд № 15). Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа “Отцы и дети”. Для закрепления материала предлагаю вам собрать частички сердца, ответив на вопросы. В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова? Что стало формальным поводом к дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Какой момент в духовной биографии Базарова можно назвать переломным и почему? Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего? Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего и в чём разница в их чувствах? Кто из героинь романа мечтает о семейном счастье? Д/з: Напишите сочинение­миниатюру.Как вы понимаете высказывание писателя: «Только любовью держится и  движется жизнь». Опираясь на свой личный жизненный опыт и на страницы романа «Отцы и дети», попробуйте  письменно ответить на этот вопрос. Подведение итогов, выставление оценок (слайд № 16). Библиография: 1. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960­1968 2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс, М., 2005 3. Медынцева Г. По страницам любовной летописи Тургенева // Русский язык и литература для школьников, №  5, 2007 4. Методические советы по литературе под ред. Коровина, 10 класс, М., 2002 5. Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С. Тургенева // Литература в школе, № 6, 2007 6. Фадеева Т.М. “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""

Разработка урока по литературе на тему "Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018