Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Оценка 4.9
Аудио +1
docx
русская литература
3 кл
29.01.2017
Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
История ВОВ.О работе местных жителей, создание госпиталя в хуторе Верхние Хороли.
Урок литературного чтения в 3 классе.docx
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема урока: «Русские народные песни». Цель урока: ­ актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; ­ углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство  русского языка, напевность русских песен. Формировать УУД: Предметные:  • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;  • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и  основных признаках.  • Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не  только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.  Метапредметные:  • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного  народного творчества русского народа, различать виды русских народных  песен.  • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях.  Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких»  произведений на основе фольклорных.  Личностные: • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.  • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине,  умение защищать ее.  • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств. Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  индивидуальная. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстом песен,  интерактивная доска. Предполагаемый результат: Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к  ней, воспитать любовь к своему родному языку. Формирование представления детей о жанре устного народного творчества. Развивать  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать,  анализировать, сопоставлять. Развитие  речи, памяти. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и  его самобытной культуре. Воспитание потребности в общении с народным искусством. Ход урока: I.Организационный момент. Учитель:  Мы сегодня рано встали Ручки высоко подняли Потянулись, улыбнулись И тихонечко пригнулись. Начинаем мы урок Он пойдёт ребятам впрок, Будем мы внимательны, Серьёзными, любознательными. ­ Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Чтобы  выполнить работу быстро, правильно и все успеть, нам нужно соблюдать  определенные правила. Я буду зачитывать правила, а вы если согласны, то  хлопаете в ладоши, а если не согласны, то – сидите молча. (Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.) Нам важно:  1. Доказать свою точку зрения.  2. Перебивать товарищей.  3. Видеть глубину и красоту авторского слова.  4. Выкрикивать свое мнение.  5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.  6. Молчать, когда спрашивают.  7. Быть готовым протянуть руку помощи.  8. Бояться высказывать свое мнение.  9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.  10. Обижаться и обижать товарищей.  11. Быстро и дружно работать в паре и группе.  12. Быть бесполезным для товарищей. II.Дыхательная гимнастика. ­Чтобы легче было работать, проведём дыхательную гимнастику: «Свечка»,  «Гуси», «Дровосек». III.Актуализация знаний, мотивация. ­ Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую,  красочную, ласковую и нежную страну. А что это за страна вы сейчас узнаете,  выполнив задание.  Прочитайте текст. (Текст на карточках у каждого  учащегося и на интерактивной доске.) Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.  (приложение 1) ­ Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением. ­ Прочитаем все вместе плавно и певуче. ­ Прочитаем с ускорением. ­ Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга. Самоопределение к деятельности. ­ Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали? ­ Как вы догадались? ­ Кто придумал эту скороговорку? ­ Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке? На доске записана тема: «Устное народное творчество». (приложение 2) IV. Основная часть 1.Работа с учителем.  – Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»? А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из  названия темы нашего урока. Устное ­ уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец. Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор  безымянен. Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.   Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные  произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а  рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает  внимание детей на слово уста – рот, губы. (приложение 3) ­ С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы? (Дети называют) 2.Работа с учебником ­ Откройте учебник на стр. 13. Прочитайте название раздела. Прочитаем, что  будем делать на уроках при изучении этого раздела. (Дети читают вслух по  цепочке). ­ Расшифруйте тему урока. (Рwуrсgсjкlиsенsаqрwоvдnнzыdепrеyсuнiи. Запись: 1­ буква русского алфавита, 2 – буква английского алфавита и т.д.) –  (приложение 4) 3.Работа по теме урока. ­ Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки  урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.  ­Русские народные песни бывают разные.  ­К нам сегодня на урок Арина пришла с куклой. Послушайте и скажите,  какую песенку она ей поёт. (Арина исполняет колыбельную). ­Правильно. Это колыбельная песня. (Вывешивается  на доску карточка  с  названием «Колыбельная песня»приложение 5). ­ Что такое «колыбель»? Словарная работа: Колыб льее маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать  ребёнка. Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.  (от др.­рус. колыбать «качать») —  Физминутка. ­Ребята, а давайте поможем Арине укачать куклу и тоже споём ей  колыбельную. (Дети исполняют колыбельную и имитируют качание ребёночка на руках). 4.Рассказ о прикладном народном творчестве. ­ В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.  Работая, они собирались в больших комнатах – мастерских за длинными  столами. Кто­ то вырезал из дерева, кто­то разрисовывал узорами готовые  изделия из дерева. Так появились первые детские куклы­игрушки, которые  называются «матрешка». У матрешки было лицо куклы, руки, а также  красивый цветастый сарафан. В большой матрешке была матрешка поменьше.  В матрешке поменьше – другая матрешка меньшего размера и т.д. (Показ  игрушки и  рисунка «Матрешка»­ приложение 6) ­ В других мастерских делали детские игрушки из глины. Посмотрите в  учебнике, какие мастера делали глиняные игрушки, свистульки для детей на  странице 14. На странице 15 ковшик, вырезанный из дерева в виде птицы  (приложение 7). ­ Девушки шили и вышивали. Чтобы не было скучно, они пели песни. Так  появились русские народные песни. Сейчас мы с вами представим, как будто  мы очутились в одной из таких мастерских и раскрашиваем куклу­матрешку и исполняем песню.  (Учитель раздает детям шаблон раскраски матрешки). ­А  вот какую песню мы с вами исполним – отгадайте!  Наряд ее мягкий, чудесен,  Нет деревца сердцу милей,  И сколько задумчивых песен  Поется в народе о ней.  ­Что это за дерево? (Берёза) ­А какую песню мы с вами исполним?(“Во поле береза стояла”) Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую,  белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой,  невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в  поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два  понятия неразделимы (показ иллюстраций приложение 8) Вот  мы сейчас послушаем и исполним русскую народную песню, которую вы  разучили на уроке музыки  «Во поле береза стояла».. Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни. (Физминутка) ­Ребята, прочитайте текст на доске. Идёт котик по лавочке Ведёт кошечку за лапочки Топы­топы по лавочке Цапы­цапы за лапочки.   (приложение 9)   ­ Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные  словечки….)      ­ А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав,  следующее слово. ( Чтение справа налево)       АКШЕТОП. (На доске) ­ Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка  со словом «ПОТЕШКА»)­ приложение 10. ­ Итак, что такое потешка? ­ Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от  слова потешаться, то есть веселиться. ­ Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей) ­ А чтобы детям было веселей, взрослые делали движения, которые смешили  детей. Давайте вспомним еще одну потешку: «Про козу рогатую»  Двигательная разминка. (Исполняем вместе с детьми. Встали напротив друг друга, инсценируем). Идет коза рогатая,  За малыми ребятами.  Ножками топ­топ,  Глазками хлоп­хлоп.  Кто каши не ест,  Молока не пьет,  — Того коза забодает,  Забодает, забодает! ­Следующий вид русских народных песенок – «заклички».  Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках­ закличках кого­то зовут, к кому­то обращаются. (На доске появляется карточка со словом «закличка»­ приложение 11). ­ Послушайте песню­закличку. (В записи) ­ К кому обращаются в песне. Кого кличут? ­ На странице 14 прочитайте песенку – закличку. ­ К кому обращаются в этой песне?  ­Что просят дети у жаворонков? ­ В какое время года пелась эта песенка? ­ Прочитайте песенку на стр. 15. ­ К кому обращаются в этой песне? В какое время года пелась эта песенка?  Что просят дети у жаворонков? Приведите примеры из текста. ­Какое новое слово в нашей песенке? (Лукошко) ­Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (Появляется запись  на доске – приложение 12) Лукошко ­ ручная корзинка из прутьев (С.И.Ожегов) ­Давайте попробуем проинсценировать  песню ­ закличку.  Физминутка ­ Ребята, послушайте еще одну песенку и ответьте шуточная или серьезная  песенка. (Звучит запись шуточной песенки) ­ Почему? (На доске появляется запись «шуточная песенка») ­ Прочитайте шуточную песенку на стр. 17. ­ Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему? ­Ребята, посмотрите на доску. Что у нас появилось? ­Молодцы, шуточная песня. А о ком она, прочтите? ­Конечно, о нас с вами. А кто хочет её нам исполнить? ( Желающие 2­3 ученика исполняют песню) ­Понравилось? V. Повторение пройденного. ­Что нового сегодня  вы узнали на уроке?  ­Ребята, скажите, пожалуйста, с  какими видами народных песен вы  познакомились? ­ Какими знаниями вы можете поделиться дома с родными? VI. Рефлексия.  ­ Покажите, с помощью карточек,  как  вы оцениваете свою работу? (приложение 13) ­Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Молодцы! (Оценивание детей) VII. Домашнее задание: Выучить наизусть любую понравившуюся песню. (Запись домашнего задания в дневники) ­Урок окончен, спасибо за внимание!

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс

Разработка урока по литературе" Русские народные песни" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017