Разработка урока по литературе в 11 классе: "Формы интерпретации романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Смысл названия и проблематика романа".
Оценка 4.6

Разработка урока по литературе в 11 классе: "Формы интерпретации романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Смысл названия и проблематика романа".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
26.02.2019
Разработка урока по литературе в 11 классе: "Формы интерпретации романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Смысл названия и проблематика романа".
Урок по литературе в 11 классе разработан на основе примерной программы "Углубленное изучение литературы на профильном уровне". Учащимся необходимо прививать готовность к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире; школьникам нужны такие умения, навыки, чтобы это помогло в жизни, в нашу цифровую эпоху.
Проект урока ЛИТ-РА 11 кл. Повелитель мух.docx

ПРОЕКТ  УРОКА

Учитель: Мартынова Тамара Фёдоровна

Тема урока:

Формы интерпретации романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Смысл названия и проблематика романа.

Класс

11

Тип урока:

Комбинированный, урок - размышление. Урок анализа художественного произведения с элементами самостоятельной работы.

Цели:

- дидактическая;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-развивающая;

 

-воспитательная;

 

 

1. Показать возможности интерпретации произведения:  

- литературоведческой (исследование жанровой природы текста, роль финала, проблематика романа);

- культурологической (рассмотрение мифологических и библейских мотивов в тексте);

- психоаналитической (изучение логики поступков героев в аспекте бессознательного и художественного воплощения);

2. Развитие навыков анализа произведения в историко-литературном контексте;

3. Воспитание нравственных качеств личности для противодействия Злу.

Планируемые результаты:

Личностные:

 

 

 

 

Метапредметные:

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

 

 

 

 

 

Методы обучения:

 

 

 

 

Средства обучения:

 

 

1. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как представитель общества.

 

2. Метапредметные: характеризуют сюжет произведения, его тематику, исследуют проблематику романа, жанровое своеобразие произведения, сопоставляют сюжеты, персонажей литературного и библейского (мифологического) произведений, характеризуют героев  литературного произведения, определяют мифологические и библейские параллели с произведением У. Голдинга; дают свои интерпретации романа, его финальной сцены.

 

3. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

 

 

Аналитическая беседа по вопросам, сообщения учащихся, презентация,  самостоятельная работа по технологическим картам, анализ произведения, работа в группах, частично-поисковый, аналитический, деятельностный методы.

-       портрет Уильяма Голдинга;

-       роман У. Голдинга «Повелитель мух»;

-       иллюстрации к повести;

-       выставка произведений;

-       словари;

-       технологическая карта;

-       компьютер, мультимедиапроектор, экран.

      

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Орг.момент

Самоопределение

к деятельности.

 

2. Мотивационный этап

 

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совместное целеполагание

Цель:

Постановка учебной цели и задач учащимися

 

 

 

 

 

4. Планирование работы

 

 

 

 

 

 

5.Реализация плана

Новое

Цель:

Обеспечить условия для познавания нового материала.

 

Применение.

Цель: Обеспечить условия для применения знаний.

 

 

6.

Анализ художественного текста

 

Цель:

Рассмотреть литературоведческую, культурологическую и психологическую интерпретации романа

 

 

Реализация плана

Новое

Цель:

Обеспечить условия для познавания нового материала.

 

Применение.

Цель: Обеспечить условия для применения знаний.

 

6.1. Жанровая природа текста.

Цель:

Рассмотреть жанровую природу текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2. Проблемный вопрос.

Цель:

Выявить основной проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3. Символика романа.

 

Цель:

Выявить основные символы и определить их значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4. Мифологический и библейский подтексты.

Цель:

Выявить связь романа с мифологией и Библейским текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.5. Закрепление и обобщение.

Цель:

Закрепить и обобщить полученные знания для дальнейшей интерпретации романа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.6. Самостоятельная работа

Цель: Обеспечить условия для самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

6.7. Изучение нового

Цель:

Обеспечить условия для познавания нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7.1.Применение знаний.

Характеристика героев.

Цель:

Персонифицировать героев,

рассмотреть психологическую интерпретацию романа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7.2.

Самостоятельная работа

Цель: Обеспечить условия для самостоятельной работы.

Определить смысл фиала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7.3.Обобщение и закрепление полученных знаний.

Цель:

Выявить мнение учащихся и их понимание текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цель:

Ответить на поставленные вопросы и определить, добились ли поставленных в начале урока целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Выставление оценок. Оценивание

Цель: Обеспечить условия для оценивания знаний.

 

9. Домашнее задание.

Цель:

Выявить степень усвоения материала, степень понимания текста и умения высказывать своё мнение в сочинении-рассуждении.

 

1.Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

 

 

2.Мотивация учебной деятельности.

Инсценирование - предсмертная речь Хрюши, одного из героев романа У. Голдинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Слово учителя:

- Это последние и страшные слова Хрюши в романе английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух», опубликованном в 1954 году и ставшем бестселлером. Поэтому эпиграфом к уроку будут слова героя романа Саймона, наделенного интуицией, именно ему открывается смысл всего происходящего на острове:

Эпиграф.

Может, зверь этот и есть…

Может … это мы сами.

Саймон

Проза Уильяма  Голдинга – одно из самых ярких явлений мировой литературы второй половины XX века. Любое его произведение подчинено философской концепции, основанной на тревоге художника за судьбу человека в современном мире.

Все творчество Голдинга посвящено решению главной проблемы: «в чем существо человеческое». В своих романах автор, исследуя духовные и этические вопросы, постоянно обращается к основной теме «тьмы мира» и «тьмы сердца человеческого».

Роман вами прочитан, вы услышали некоторые моменты биографии писателя, услышали его философские мысли о жизни, о человеческой сущности.

3. Но готовы ли вы уже сейчас назвать основные  уроки, проблемы, о которых говорит  Уильям Голдинг?

Определить жанровые особенности романа?

Объяснить логику поступков героев романа?

 

 

 

 

 

 

 

4. ПЛАН  РАБОТЫ НА УРОКЕ.

Сегодня на уроке мы разберём с вами

- некоторые способы интерпретации романа;

- пути анализа литературного текста, которые в ходе вашей самостоятельной работы с текстом помогут сделать собственные выводы и открытия.

В помощь вам подготовлена технологическая карта (ТК) и презентация по роману

6. Литературоведческая и культурологическая интерпретации романа.

 

- Роман Уильяма Голдинга “Повелитель мух” критики определяют как философскую притчу. С этим понятием вы впервые познакомились в 6 классе. Чтобы освежить полученные знания,  давайте обратимся к словарной статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1.

- Итак, познакомились со словарными статьями из разных словарей. А сейчас о притче расскажет уч-ся.

 

ТК. Задание 1 (5 минут).

- Запишите основополагающие моменты, помогающие осознать  жанровый смысл понятия «притча» (4 – 5пунктов) и приведите доказательства, что роман У. Голдинга «Повелитель мух» действительно притча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2.

- Главный проблемный вопрос: «Дети спасены, но спасен ли мир и что будет с человеком, если в душе уже посеяны зерна ненависти и страха?»

- «Повелитель мух» – как и полагается притче сопровождается  символическим комментарием или подтекстом. Притчевый характер предусматривает наличие в нем ключевых образов-символов. В романе символических образов и картин довольно много. Все они несут определенную смысловую нагрузку и помогают раскрыть главную идею произведения. Писатель наделяет символическим значением самые, казалось бы, простые предметы и явления, например, огонь, очки, раковину. Их зачастую ироническое взаимодействие создает неуловимую атмосферу, но подлинный смысл не всегда раскрывается даже к концу романа.

6.3.

- Итак, чтобы правильно интерпретировать текст, рассмотрим символику произведения.

ТК. Задание 2 «Символы в романе» (4 минуты).

- Вам необходимо заполнить таблицу и сделать вывод о роли символов в романе.

 

 

- Говоря о романе У. Голдинга, авторы многих критических статей обращают внимание на наличие библейских мотивов и сопоставляют некоторые главы романа со страницами Апокалипсиса. Первую главу романа можно соотнести с мифологическими представлениями о первом дне творения, рождающемся из первостихий: воды, ветра, солнца, ярких цветов (образы, наиболее часто встречающиеся в первой главе).

Задание.

- Определите параллели между произведением У.Голдинга и Библией (образы, символы и др.), сделайте вывод.

 

 

 

6.4. Вопросы к учащимся (2 минуты):

- Когда впервые упоминается Зверь, откуда он появляется?

- Каким видится Зверь мальчикам? Почему все время по-разному?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У райской жизни на тропическом острове есть оборотная, «ночная» сторона. В чём сущность этой оборотной стороны?

 

 

 

 

 

 

- Обратимся снова к «Откровениям Иоанна Богослова».  Центральная фигура Апокалипсиса – выходящий из моря зверь с семью головами и десятью рогами.

- Сопоставьте предложенный вам отрывок с текстом У. Голдинга. Найдите сходство в трактовке Зверя.

 

 

- Проследите, как нагнетается состояние страха. Во что он трансформируется, к каким последствиям приводит. Прокомментируйте, опираясь на текст.

 

6.5.

- В самом названии – «Повелитель мух» - прочитывается имя Дьявола, которое звучит, как «Вельзевул». В библейской мифологии Вельзевул – великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя адских сил вместо Сатаны. В действительности Вельзевул – вторая фигура в аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера. В переводе его имя означает «повелитель мух», «муж мух». Еще по одной версии, Вельзевул получил свое прозвище за то, что вместе с мухами наслал чуму на землю Ханаан. Мухи символизируют грешные души, покинувшие своего истинного жениха – Христа и ставшие «женами» Вельзевула. Он считается повелителем насекомых и пресмыкающихся.

- Так кто же такой Повелитель мух, что он такое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все ли дети поддались Зверю в своей душе?

- Что вы можете сказать о Саймоне и Ральфе? В ответе можно использовать цитаты романа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одним из центральных в книге является образ Саймона, в котором воплотились представления писателя о любви, сострадании и жертвенности. Скрытое сопоставление с апостолом присутствует уже на уровне имени героя. «Саймон» («Симон») — имя одного из двенадцати апостолов, который был призван Христом и которому Господь дал новое имя — Петр. Иисус нарекает Симона Петром, это имя означает «камень», на этом «камне» Христос задумывает основать Свою Церковь. Для Голдинга характерно, что Симон Петр, чье имя носит его герой, являет собой не только пример святости, но и грешного человека. Именно он трижды прилюдно отрекается от Христа. Возможно, потому, что в его образе показана борьба двух начал в природе человеческой — грешной и нравственно-духовной, отвергающей зло.

6.6.

- Запишите вывод: кто же он такой – Саймон?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7. Психологическая интерпретация романа.

- У.Голдинг исследует природу ребенка, помещая благопристойных английских мальчиков в экстремальные обстоятельства. В связи с этим вам необходимо  проследить процесс осмысления детства в разные культурные эпохи.

- Прочитайте тексты из ТК № 6 вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7.1.

- Распределите основных персонажей  романа к группе героев или антигероев. Всех ли детей на острове можно без труда определить к обозначенным группам. Подумайте, что вы можете сказать о ребятах, отнесенных к группе «Другие герои».  Дайте краткую характеристику всем названным мальчикам.

 

 

 

 

- В чем слабость мальчиков, отнесенных к группе «Герои», почему они не смогли остановить разрушающую силу Джека и его сторонников?

-Почему Зло побеждает Добро?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что можно назвать главным достоинством  Хрюши?

 

 

 

 

 

 

 

- В чем заключается трагизм образа Хрюши?  

 

 

- Почему его так ненавидел Джек и его компания?

 

 

 

 

- Мудрый Саймон гибнет от рук своих же товарищей, т.к общество не прощает тех, кто является напоминанием о вине и грехе. Гибнет и рационалист Хрюша. Гибель его олицетворяет несостоятельность рационального мира, основанного на логике. Почему именно к Ральфу приходит спасение? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к финальной сцене романа.

6.7.2.(Слайд «Последняя сцена романа»)

- В чем заключается трагическая ирония финала романа? Найдите  примеры иронии (2 – 3примера).

 

- С какой целью автор прибегает к такому финалу? Для выполнения задания вам в помощь подготовлена словарная статья.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7.3.

- Можем ли мы сказать, что роман «Повелитель мух» не имеет счастливого конца?

- Какой момент не дает нам с этим согласиться?

 

 

 

 

 

 

 

- Что символизирует собой плач Ральфа?

 

 

 

 

- Мы с вами возвращаемся к поставленным вопросам в начале занятия.

- Какие же уроки мы должны извлечь из романа -предупреждения?

- Что не должны допустить, чтобы не превратиться в зверя?

 

 

 

 

 

 

- Да, в своём романе Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременную сущность человеческой натуры – греховной, страшной, опускающейся до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы.

- За работу на уроке каждый получает оценку (в соответствии с устными ответами, работой в группе) и ещё я проверю ваши ТК.

 

 

 

 

 

- Напишите сочинение-рассуждение по одной из предлагаемых тем:

«Какой жизненный урок  преподносит нам Уильям Голдинг?»

«Одержало ли Зло окончательную победу в душах детей?»

 

 

 

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

1.Учащиеся прослушивают инсценировку

Выразительное чтение эпизода из произведения заранее подготовленным учеником:

Давайте я вам скажу. Рог у меня! Вы – звери! Свиньи! Сволочи! Воры проклятые! Сказано вам, рог у меня! Я вот что вам скажу! Вы ведете себя как дети малые…Что лучше – быть бандой раскрашенных черномазых, как вы, или же быть разумными людьми, как Ральф? …Что лучше – жить по правилам и дружно или же охотиться и убивать?... Что лучше – закон и чтоб нас спасли или охотиться и погубить все? Слышите, слышите вы меня?!

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся отвечают:

 - Нет. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять произведение, осмыслить прочитанное, правильно интерпретировать текст и только потом сделать собственные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТК  «Притча»

Уч-ся работают с ТК 1, читают словарные статьи:

Притча

- Небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

 

- В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская притча.  Притча о блудном сыне.

 

- Перен. О непонятном,

труднообъяснимом

явлении, событии(разг.). Что за притча? (Толковый словарь С.И. Ожегова).

 

Подготовленный уч-ся рассказывает о жанре «Притча»:

(Приложение №1)

 

Работа по группам:

Уч-ся записывают в ТК основные моменты о том, что такое «притча» и приводят доказательства из текста.

 

Один из уч-ся группы читает записанное, совместно обсуждают «верно» или «неверно»

И приходят к выводу, что роман У.Голдинга по жанру «притча», где поднимаются философские проблемы.

(Уч-ся формулируют проблемные вопросы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах по ТК «Символы в романе».

 

По окончании работы, уч-ся делают вывод и проговаривают его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТК. № 3

Работа по группам:

- Читают 2 части из ТК, а далее самостоятельно делают вывод и зачитывают написанное.

 

 

 

- В романе у него нет лица. Это образ символичный. С одной стороны это страх, который охватил детей, с другой, – воплощение темного сознания, инстинктивного звериного начала, подавленного человеком, но не побежденного им.

 

- Есть некий таинственный Зверь, появляющийся ночью, внушающий «первобытный ужас» и несущий зло; начинается борьба за власть; устанавливается  кровавая диктатура.

 

 

 

ТК. № 4

Работа по группам:

Выявляют сходство и записывают вывод, читают вслух.

 

ТК № 5

Работа по группам:

Прослеживают «воплощение зверя».

Читают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В романе автор говорит не столько о нем. Повелитель мух – это все то страшное, гадкое, черное и бесчеловечное, что есть в человеческих душах. Злость, страх, обида, жажда власти – все это Повелитель мух.

 

Саймон: «Но ты же знал, правда? Что я - часть тебя самого? Неотделимая часть!»

Ральф: Ральф боролся с Джеком не столько потому, что отстаивал свою идею, столько потому, что Джек отнимал у него первенство.

Не редко Повелитель мух проявлялся и в Ральфе, в его отношении к Хрюше.

Вывод: Никто не может  противостоять зверю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Библейские образы Иисуса Христа, апостола Петра, а также библейские мотивы жертвенности, божественного искупления отражены в образе Саймона.  Писатель сознательно делает Саймона носителем христианского идеала любви и сострадания.

 

 

Каждая группа работает по текстам ТК № 6

1-я группа:

в эпоху средневековья ребенок, способный обходиться без кормилицы, воспринимался как маленький взрослый, то ученые и художники Нового времени признали за детством автономию, что повлекло за собой появление символических образов детства в культуре, в частности, в литературе, в массовом сознании.

 

2-я группа:

- Литература классицизма не уделяет значительного места ребенку (в силу того, что рассматривает детство как некое отклонение от нормы), однако литература эпохи просвещения начинает проявлять активный интерес к ребенку, прежде всего как к объекту воспитания, которого необходимо подготовить к взрослой жизни посредством хорошей литературы.

 

3-я группа:

- В эпоху романтизма в искусстве и философии утверждается самоценность детства. Детская невинность противопоставляется «извращенному» и холодному миру рассудочной взрослости (например, в творчестве Гейне, Новалиса, Блейка).

А писатели ХIХ века развенчивают созданный романтиками миф, открывая в ребенке противоречивый, очень непростой внутренний мир, по-разному понимаемый представителями реалистического романа.

 

4-я группа:

- ХХ век окончательно разрушает миф о детской невинности. У.Голдинг осмысливает детство в рамках традиционного взгляда на этот феномен писателей ХХ века (Дж.Сэлинджера, Р.Музиля, В.Набокова); он исследует темные глубины детской натуры, греховной и жестокой и тем самым опровергает созданный романтиками миф о ребенке как о невинном существе.

 

 

ТК. Задание 7 (2 мин.) Персонификация героев и антигероев романа У. Голдинга.

 

Работа по группам:

1-я гр.: «Герои»

2-я гр.: «Антигерои»

3-я гр.: «Другие герои»

4-я гр.: «Вывод»

Уч-ся распределяют героев на группы (устно) и записывают вывод, читают его.

 

- Зло побеждает Добро, потому что носители доброго начала оказываются бессильными во внешних обстоятельствах, демонстрируя неумение руководить массой, но в гораздо большей мере они пасуют перед Злом в собственной душе. И Ральф, и Хрюша, хотя и невольно, становятся участниками убийства Саймона.

 

- Его доброе сердце, забота о других. Именно он – самый ярый, деятельный, активный борец за мир, за то, чтобы «всем было хорошо», и именно с его гибелью на острове начинается беспредел.

 

- Главный объект ненависти Джека и его компании.

 

- Он не может обижать других, не в состоянии защитить себя. Над такими всегда издеваются в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся читают текст.

 

 

Работа по группам:

Уч-ся называют примеры иронии.

 

 

ТК. Задание 8 «Ирония» (2 мин.)

Уч-ся читают словарную статью:

Ирония (от греч. eirоnе́ia, буквально — притворство)     в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.

 

 

- Наверное, несчастливый финал. Во-первых, он ироничный, во-вторых, плач Ральфа.

(Уч-ся высказывают мнения, которые могут быть неоднозначными, т.к. всё зависит от психологического восприятия).

 

- Плач Ральфа в конце романа – это  предупреждение для взрослых, ибо только Ральфу дано знать истинную цену этой группы будущих граждан Британии.

 

 

- Уильям Голдинг отказывается констатировать непобедимость Зла, если признать… что Повелитель мух – это не только Роджер и Джек, но и другие, например, ты, и я, - значит, нужно самим сделать первый шаг на пути протесту этому моральному чудовищу. Ничто не способно предотвратить Зло, пока оно востребовано человеком, нами всеми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся сдают ТК учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся записывают темы в тетрадь.

Приветствуют учителя.

 

 

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

 

Способность ставить новые учебные цели и задачи.

 

 

Личностные:

эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Способность ставить новые учебные цели и задачи.

Планирование учебного процесса с учителем и сверстниками, умение слушать и понимать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Владение навыками аргументированного устного высказывания

Оформление своих мыслей в устной форме; ведение диалога, слушание и понимание речи других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Учатся делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы.

 

 

 

Познавательные УУД:

выявлять сущность,

особенности объектов; на основе анализа объектов

делать выводы;

устанавливать аналогии;

обобщать и

классифицировать по

признакам, выявлять проблему текста

 

Познавательные УУД:

формировать умение

извлекать информацию из  текста,

вносить данные в ТК;

ориентироваться в своей

системе знаний,

отличать новое от

изученного с помощью

учителя

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Уметь быстро и чётко работать в группе.

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстиками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

 

 

 

 

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

 

 

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Формировать умение определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем; формировать умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей;

формировать умение

осуществлять

познавательную и

личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и понимать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

формировать умение

извлекать информацию из текста, вносить данные в таблицу;

ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от изученного с помощью

учителя.

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Уметь выполнять самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; формировать умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей;

 

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

выявлять сущность,

особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формировать умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей;

формировать умение

осуществлять

познавательную и

личностную рефлексию.

 

 

Личностные:

Эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции;

 

 

 

Высказывают свое отношение к поднятой проблеме, мнение по вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Жанр «ПРИТЧА»

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл –  урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории, символы.  Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием ("поучением"), например, "Притчи Соломона", новозаветные притчи  о десяти девах, о сеятеле и др.

 Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.

Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.

Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.

Жанровые признаки притчи:

-        сказовая форма

-        сюжет из обыденной жизни

-        иносказание, символический характер повествования

нравоучение.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ТК. Задание 1 (5 минут).

Запишите основополагающие моменты, помогающие осознать  жанровый смысл понятия «притча» (4 – 5 пунктов) и приведите доказательства, что роман У. Голдинга «Повелитель мух» действительно притча.

 

Содержит прямое наставление, нравоучение

Автор задает  вопросы  нравственного выбора человека в экстремальных ситуациях

Аллегории, иносказание, символический характер повествования

Символично  название романа. Символами пронизано все повествование – от образов главных героев (Саймон, Ральф, Хрюша), до символов-предметов (рог, маска, очки и т.д.)

Религиозное содержание

Прослеживается религиозный подтекст при изображении природы, образа Саймона и т. д.

Нет указаний на место и время действия

Место – необитаемый остров, время – неизвестно. События происходят во время войны, но неизвестно какой

Сказовая форма

Остров – рай, наличие образа зверя, выходящего за рамки реальной жизни

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ТК. Задание 2 (4 минуты).

Вам необходимо заполнить таблицу и сделать вывод о роли символов в романе.

Символ

Комментарий

Остров

 

Лодка или корабль

 

Цвет как символ

 

Морской рог

 

Огонь (костер – пожар)

 

Очки

 

Маска

 

Голова свиньи

 

Плач Ральфа и всех детей в финале

 

Вывод:  Роль символа в романе заключается в усилении драматичности происходящего, более глубокого воздействия на читателя. Они возникают на пути читателя на протяжении всего романа, дают толчок к их сознанию. Символика становится инструментом выявления представлений о жизни, отношения к изображенным событиям.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ТК. Задание 3 (5 минут).

1)   Проследите,  как меняется цветовая гамма в первой главе и далее в последующих.

 

Постепенно цветовая гамма меняется: в первой главе, наполненной светлыми природными красками, появляется «что-то черное», которое оказывается отрядом мальчиков- хористов под руководством Джека. Но с развитием событий все чаще появляется упоминание о длинных тенях, тьме, «хлынувшей в лес…», «стеклянном свете звезд…» Первый огонь, по неосторожности ребят охвативший остров, оказывается смертоносным

 Остров поглощен дымом, который « рос, плодился, клубился, раскатывался. Акры черного и рыжего дыма упрямо валили к морю…»

2)   Сопоставьте картины мира представленные в начале первой главы и последней.

 

Картина мира, представленная в последней главе, наполнена образами разбушевавшихся стихий: «рев леса стал громом….», «куст на его пути рассыпался огромным веером пламени…», падающие камни, красный треугольник моря, некогда восхищавший своей чистотой и ставший в итоге свидетелем преступления.

3)   Есть ли сходство в изображении картин природы последней главы романа  и  «Откровений Иоанна Богослова»:

Глава 6

12 Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Глава 8

7 И сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью.

Я считаю…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Сопоставьте предложенный вам отрывок с текстом У. Голдинга. Найдите сходство в трактовке Зверя.

ТК. Задание 4 (2 минуты).

«Зверь, которого ты видел, выйдет из бездны, и пойдет погибель.…И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонилась дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? Кто может сразиться с ним?..» («Откровения Иоанна Богослова» гл.13, ст.3-4)

«Зверь» увеличивается в размерах и становится вездесущим: Он «выходит из вод», «сходит с неба», вездесущий Страх преследует детей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

ТК. Задание 5 (3 минуты).

Воплощения Зверя. Проследите, как нагнетается состояние страха. Во что он трансформируется, к каким последствиям приводит. Прокомментируйте, опираясь на текст.

Воплощения Зверя

Комментарий

1.                   

Зверь, вышедший из моря.

Нереальное вымышленное существо (животное)

Я считаю, что…

2.                   

Мертвый парашютист.

Мертвое тело, случайно попавшее на остров к детям (из мира взрослых людей)

3.                   

Свиная голова, облепленная мухами.

Животное, убитое детьми (первая жертва)

4.                   

Саймон.

Убийство человека. Круг замкнулся, выхода нет. Людям так и не дано узнать, что путь к спасению лежит через открытие истины в собственной душе.

5.                   

Зверь просыпается в душах самих детей.

Дети ищут зверя везде, но только не там, где он поселился на самом деле, - в их собственных душах. Испорченность детей, внутренняя греховность заставляет вещи и поступки приобретать искаженный смысл, оборачиваться полной себе противоположностью.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

ТК. Задание 6 (2-3 минуты).

Группа 1: Если в эпоху средневековья ребенок, способный обходиться без кормилицы, воспринимался как маленький взрослый, то ученые и художники Нового времени признали за детством автономию, что повлекло за собой появление символических образов детства в культуре, в частности, в литературе, в массовом сознании.

Группа 2: Литература классицизма не уделяет значительного места ребенку (в силу того, что рассматривает детство как некое отклонение от нормы), однако литература эпохи просвещения начинает проявлять активный интерес к ребенку, прежде всего как к объекту воспитания, которого необходимо подготовить к взрослой жизни посредством хорошей литературы.

Группа 3: В эпоху романтизма в искусстве и философии утверждается самоценность детства. Детская невинность противопоставляется «извращенному» и холодному миру рассудочной взрослости (например, в творчестве Гейне, Новалиса, Блейка).

А писатели ХIХ века развенчивают созданный романтиками миф, открывая в ребенке противоречивый, очень непростой внутренний мир, по-разному понимаемый представителями реалистического романа.

Группа 4: ХХ век окончательно разрушает миф о детской невинности. У.Голдинг осмысливает детство в рамках традиционного взгляда на этот феномен писателей ХХ века (Дж.Сэлинджера, Р.Музиля, В.Набокова); он исследует темные глубины детской натуры, греховной и жестокой и тем самым опровергает созданный романтиками миф о ребенке как о невинном существе.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

ТК. Задание 7 (2 минуты). Персонификация героев и антигероев романа

У. Голдинга.

Распределите основных персонажей  романа к группе героев или антигероев. Всех ли детей на острове можно без труда определить к обозначенным группам. Подумайте, что вы можете сказать о ребятах, отнесенных к группе «Другие герои».  Дайте краткую характеристику всем названным мальчикам.

Герои

Антигерои (лагерь дикарей)

Ральф

главный герой, прилагающий все усилия остаться человеком до конца, в нем персонифицирована «надежда на власть, стремящуюся быть справедливой и разумной»

Джек

предводитель племени охотников, отрицательный лидер, разрушитель всего человеческого в себе, в прежней жизни староста церковного хора мальчиков, завистлив, тираничен.

Хрюша

законник, технократ, олицетворение рационализма, веры в науку, в добро, он чистосердечен и сметлив

Роджер

помощник Джека, прирожденный палач и садист

Саймон

стихийный философ, провидец, “чокнутый”, но именно ему открывается смысл происходящего на острове, он совестлив, скромен и бесстрашен

Эрик и Сэм –

братья-близнецы, способные на самостоятельные поступки, но перешедшие в лагерь дикарей, подчиняясь грубой силе, и не в состоянии оказать сопротивление.

Другие герои

Послушное  большинство (что зачастую соответствует реалиям жизни) не в состоянии понять, что происходит и принять чью-либо сторону. Чаще подчиняются силе и «стадному» чувству.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

ТК. № 8 Ирония (от греч. eirоnе́ia, буквально — притворство)     в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.

Трагическая ирония

1)      Ральф затряс головой, как немой. Он повернулся. На берегу полукругом тихо-тихо стояли мальчики с острыми палками в руках, перемазанные цветной глиной.

2)      Офицер разглядывал маленькое пугало. Ребенка надлежало срочно помыть, подстричь, утереть ему нос, смазать как следует ссадины.

3)      Появлялись еще мальчики, некоторые совсем клопы, темные, с выпяченными, как у маленьких дикарей, животами.

4)      – Казалось бы, английские мальчики – вы ведь все англичане, не так ли? – могли выглядеть и попристойней…

5)      – Доигрались? – сказал офицер. Огонь добрался до кокосовых пальм на берегу и с шумом их проглотил.

6)      Офицер весело улыбался Ральфу:   

– Мы увидели ваш дым. У вас тут что? Война?

7)      Офицер понимающе закивал:           

– Ну да. И все тогда чудно выглядело, Просто «Коралловый остров».

Ральф стоял и смотрел на него, как немой. На миг привиделось – снова берег опутан теми странными чарами первого дня. Но остров сгорел, как труха.

Вывод: Мир, воссозданный детьми на острове без участия взрослых, является слепком с цивилизации. Жестокая ирония подтверждается сменой перспектив. Офицер-спаситель даже не пытается  что-либо понять, созерцая «живописную» группу одичавших детей. Сам по себе спаситель символизирует всеобъемлющий цинизм взрослой жизни.

Трагическая ирония финала романа заставляет нас задуматься о том, что хотел сказать Голдинг своим романом-предупреждением.

 


 

ПРОЕКТ УРОКА Учитель: Мартынова

ПРОЕКТ УРОКА Учитель: Мартынова

Средства обучения: 1. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как представитель общества

Средства обучения: 1. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как представитель общества

Совместное целеполагание Цель:

Совместное целеполагание Цель:

Планирование работы 5

Планирование работы 5

Реализация плана Новое Цель:

Реализация плана Новое Цель:

Символика романа. Цель: Выявить основные символы и определить их значение

Символика романа. Цель: Выявить основные символы и определить их значение

Закрепление и обобщение. Цель:

Закрепление и обобщение. Цель:

Самостоятельная работа Цель:

Самостоятельная работа Цель:

Самостоятельная работа Цель:

Самостоятельная работа Цель:

Применение знаний. Характеристика героев

Применение знаний. Характеристика героев

Применение знаний. Характеристика героев

Применение знаний. Характеристика героев

Самостоятельная работа Цель:

Самостоятельная работа Цель:

Обобщение и закрепление полученных знаний

Обобщение и закрепление полученных знаний

Орг.момент Самоопределение к деятельности

Орг.момент Самоопределение к деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Жанр «ПРИТЧА»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Жанр «ПРИТЧА»

Сказовая форма Остров – рай, наличие образа зверя, выходящего за рамки реальной жизни

Сказовая форма Остров – рай, наличие образа зверя, выходящего за рамки реальной жизни

Есть ли сходство в изображении картин природы последней главы романа и «Откровений

Есть ли сходство в изображении картин природы последней главы романа и «Откровений

Зверь просыпается в душах самих детей

Зверь просыпается в душах самих детей

Хрюша законник, технократ, олицетворение рационализма, веры в науку, в добро, он чистосердечен и сметлив

Хрюша законник, технократ, олицетворение рационализма, веры в науку, в добро, он чистосердечен и сметлив
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019