Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. ПУШКИН. «СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» (внеклассное чтение)
Оценка 4.6
Лабораторные работы +1
doc
чтение
4 кл
17.02.2017
Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Ц е л и : продолжить ознакомление со сказочным творчеством А. Пушкина; выявить признаки бытовой сказки; учить определять основную идею произведения, давать характеристику героям сказки; обогащать словарный запас; развивать творческие способности учащихся путем инсценировки; расширять круг чтения.
А.doc111.doc
А. ПУШКИН.
«СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»
(внеклассное чтение)
Ц е л и : продолжить ознакомление со сказочным творчеством А. Пушкина;
выявить признаки бытовой сказки; учить определять основную идею
произведения, давать характеристику героям сказки; обогащать словарный
запас; развивать творческие способности учащихся путем инсценировки;
расширять круг чтения.
Х о д у р о к а
I. Введение в урок.
– Сегодня мы поработаем с текстом другой сказки Пушкина – «Сказки о попе
и о работнике его Балде».
II. Работа с книгой.
1.
Р а с с м а т р и в а н и е с б о р н и к о в с к а з о к А. С. Пушкина под
наблюдением учителя.
– Перед нами авторская сказка. Мы уже знаем, что она чемто схожа с
народной, а чемто отличается. В чем сходство, а в чем различие?
– Задача всех сказок – рассказать о характерах людей, об их делах, мыслях,
чувствах, оценить их.
– Как вы думаете, почему Пушкин выбрал такое неподходящее имя для
Балды? Ведь балдой принято называть не очень умных людей?
– Скажите, пожалуйста, какой герой встречается в русских народных сказках
чаще всего? (Иванушкадурачок.)
– Чем кончаются сказки с его участием?
– Можно ли его назвать дурачком?
– Наверно, и здесь Пушкин придумал для Балды такое имя нарочно, чтобы
показать, какой он на самом деле смекалистый и работящий.
2. Б е с е д а о с к а з к е .
– К какому типу сказки – волшебной, бытовой, о животных – ближе эта
сказка? (Близка к задаче бытовой сказки – высмеять плохие черты
характера, выразить удивление умом и находчивостью. В попе Пушкин
высмеивает глупость, жадность, а Балда вызывает радостное удивление
своим умом.)
– Есть ли отличие от бытовой сказки? (Да, есть волшебные герои – черти.) – Эти герои – волшебные? Есть ли в их поведении чтонибудь волшебное?
Они соревнуются с Балдой с помощью волшебства? (Никакого волшебства нет.
Черти надеялись, что у них силы больше, чем у человека, что они могут
обежать море, забросить палку далеко, а Балда их перехитрил.)
– Да, на героев волшебной сказки они не оченьто похожи. Разве они
страшные, как Кощей или Баба Яга? (Нет, они смешные. Их даже жалко.)
– Смешное – главная черта бытовых сказок. Но в сказке есть и животные. В
чем их особенность? (Они настоящие, в них нет ничего волшебного, они не
такие, как в волшебной сказке. Зайцы ведут себя как в жизни: Балда их
поймал, а когда одного отпустил, то он в лес убежал. И кобыла
обыкновенная: Балда на нее верхом сел и поехал.)
– Так что остается единственное небывалое – это черти. Таких сказок немало,
и некоторые ученые выделяют их в отдельную группу и называют «сказки о
черте». Они, как мы убедились, очень похожи на бытовые.
– Каким вы представили Балду, читая сказку? (Смекалистый, работящий.)
– Докажите это. (И вставал рано, и все по дому делал, и с поповым
сыночком нянчился, так что тот называл его тятей.)
– Кто такой тятя?
– Я хочу объяснить еще одно не совсем понятное слово, которое встречается
в этой сказке.
Помните, Балда просил кормить его вареной полбой. Сегодня слово «полба»
вышло из употребления. А что оно обозначает?
Полба – это сорт дикой пшеницы. Значит, Балда был неприхотлив в еде, раз
ему не требовалось ничего, кроме вареной дикой пшеницы – полбы.
III. Инсценирование отрывка из «Сказки о попе и о работнике его
Балде».
Заранее учитель готовит учащихся, раздает роли: поп, попадья, Балда.
– Давайте посмотрим отрывок из сказки Пушкина. Теперь вам надо
вообразить себе веселую ярмарку. Крутятся карусели, раскачиваются качели.
Продавцы наперебой предлагают и расхваливают свои товары. А к самому
центру ярмарки важно вышагивает поповское семейство.
Выходят поп и попадья.
В е д у щ а я . Жилбыл поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть койкакого товару. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Входит Балда.
Б а л д а . Что ты, батька,
Так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
П о п . Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого,
Служителя не слишком дорогого?
Б а л д а . Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу.
В е д у щ а я . Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
П о п . Щелк щелчку ведь рознь.
В е д у щ а я . Да понадеялся на русский авось.
Поп с Балдой ударяют по рукам и уходят.
IV. Чтение сказки детьми.
V. Итог урока.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я 2 (тетрадь, с. 46.).
Домашнее задание: найти и прочитать сказку Ш. Перро «Спящая
красавица».
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. ПУШКИН. «СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» (внеклассное чтение)
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. ПУШКИН. «СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» (внеклассное чтение)
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. ПУШКИН. «СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ» (внеклассное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.