Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
17.02.2017
Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Ц е л и : продолжить развитие умения работать с текстом; совершенствовать навык выборочного чтения; учить анализировать характеры героев сказки; обогащать словарный запас; воспитывать нравственные качества.
Работа с текстом во время чтения.
2222.doc
А. С. ПУШКИН.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
Ц е л и : продолжить развитие умения работать с текстом; совершенствовать
навык выборочного чтения; учить анализировать характеры героев сказки;
обогащать словарный запас; воспитывать нравственные качества.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– Какие сказки Пушкина вы вспомнили?
– Назовите: самую насмешливую сказку, самую печальную, самую лиричную,
самую добрую, самую непонятную.
– С какими новыми героями вы встретились в сказке, читая ее дома?
– На сколько частей можно разделить этот фрагмент сказки?
4 я ч а с т ь – встреча с Царевной Лебедью;
5 я ч а с т ь – гости у князя Гвидона;
6 я ч а с т ь – первая встреча с отцом.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е 4 й ч а с т и .
– Как мать и сын оказались на воле?
– Где они оказались?
– О чем в первую очередь думает Гвидон? Характерно ли это для сказочного
героя?
– Для чего царевич сделал тугой лук?
– Что можно считать дичью: коршуна или лебедя? (Голодный царевич
убивает коршуна, а не лебедь. Они с матерью остаются голодными. Царевич
сделал выбор и выдержал испытание на доброту.)
– Прослушайте фрагмент музыки П. И. Чайковского к балету «Лебединое
озеро».
– Какие строчки сказки наиболее созвучны по настроению музыке?
– Какое это настроение?
– Как его создает Пушкин? (С помощью слов.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (тетрадь, с. 42).
– Выписать из сцены «Царевна Лебедь и коршун» «теплые» и «холодные»
слова.
– Каких слов в этой части больше: «теплых» или «холодных»? Почему? – Как наградила Царевна Лебедь Гвидона?
– Царевич с матерью спасены. Царевич стал князем, ему принадлежит город с
теремами и садами, у него пышный двор.
– Прочитайте выразительно описание города, передайте чтением пышность,
богатство города.
3. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е 5 й ч а с т и .
– Что удивило корабельщиков?
– О чем разговаривает князь Гвидон с гостями?
– Как вы понимаете смысл названия острова – Буян? Почему Пушкин именно
так называет свой остров? (Может быть, от слова «буйный» – сильный,
своенравный, непокорный, шумный. Остров Гвидона – не тихое сонное
уединение, а край, полный чувств, переживаний, страстей.)
– Счастлив ли князь Гвидон?
– Царевна Лебедь вопрошает Гвидона: «Что ты тих, как день ненастный?».
Как понять это выражение?
– Как объясняет Гвидон свою печаль Лебеди?
4. В ы б о р о ч н о е ч т е н и е 6 й ч а с т и .
– Почему дважды повторяется слово «весело»? Кому весело? Отчего?
– Для кого страна Салтана желанная?
– Каким предстает в этой сцене Салтан? (Невесел, тоскует по семье.)
– Что заставляет повариху рассказать о чудесной белочке?
– С каким чувством говорит автор о Гвидонекомаре? Одобряет ли он
«удальца», когда тот наказывает тетку?
– Жалко ли вам повариху? Почему?
III. Обобщение прочитанного.
1. Б е с е д а п о т е к с т у .
– Что заставило Гвидона превратиться в комара?
– Чего не хватало Гвидону в замечательном городе?
– Почему князь Гвидон так хотел увидеть отца и воссоединиться с ним?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и й 2 , 3 (тетрадь, с. 43).
Домашнее задание: самостоятельное чтение текста (с. 127–132 до слов
«Князь у синя моря ходит…»).
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.