Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 «ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ. ПОУЧЕНИЕ И СВЕТСКИЙ РАССКАЗ. Д. ГЕРАСИМОВ. «О ПОСЕЛЯНИНЕ И МЕДВЕДИЦЕ»
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 «ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ. ПОУЧЕНИЕ И СВЕТСКИЙ РАССКАЗ. Д. ГЕРАСИМОВ. «О ПОСЕЛЯНИНЕ И МЕДВЕДИЦЕ»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
17.02.2017
Ц е л и : познакомить с летописным текстом «Поучений» Владимира Мономаха; ввести понятие «поучение» как литературного жанра; развивать навыки аналитической работы с текстом, умение рассуждать, делать выводы; учить составлять план-конспект; воспитывать интерес к литературному наследию прошлого.
Данный урок составлен с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования.
поучение.doc
«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ.
ПОУЧЕНИЕ И СВЕТСКИЙ РАССКАЗ.
Д. ГЕРАСИМОВ. «О ПОСЕЛЯНИНЕ И МЕДВЕДИЦЕ»
Ц е л и : познакомить с летописным текстом «Поучений» Владимира
Мономаха; ввести понятие «поучение» как литературного жанра; развивать
навыки аналитической работы с текстом, умение рассуждать, делать выводы;
учить составлять планконспект; воспитывать интерес к литературному
наследию прошлого.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– Как звучат летописи?
Ч т е н и е н а и з у с т ь ф р а г м е н т а л е т о п и с и .
– Что вы узнали о деятельности Ярослава Мудрого?
– Прокомментируйте слова академика Д. С. Лихачева: «Я люблю Древнюю
Русь. Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания
народные…»
– Чем вам интересна эта эпоха?
II. Подготовка к чтению летописи.
– Что вы знаете о Владимире Мономахе? (Русский князь, внук Ярослава
Мудрого, был грамотным, оставил потомкам завещание – поучение.)
– Встречались ли раньше с таким жанром, как поучение?
– Чему мог поучать великий князь детей в конце XI века?
– Интересно ли читать поучение спустя 900 лет?
III. Чтение летописи.
Дети читают текст вслух, медленно, обдумывая каждую фразу.
Б е с е д а .
– К чему призывал Мономах? (Трудиться, быть милосердным.)
– От чего остерегал? (Ото лжи, лени, беспечности.)
– Уловили ли вы Евангельские заповеди в «Поучении»? (Старых чтите, как
отца, а молодых, как братьев. Гордости не имейте в сердце и в уме.)
– Можно ли сказать, что в наши дни «Поучение» устарело? (Нет, это вечные
истины.)
– Как вы думаете, а до Мономаха всему этому родители учили детей? – Как передавали от поколения поколению? (В фольклоре – преданиях,
сказках.)
– В каких словах Мономаха выражена главная мысль «Поучения», его суть?
(В последнем абзаце.)
– Перечитаем его.
– Какое предложение особенно поэтично? («Пусть не застанет вас слово в
постели».)
IV. Работа в тетради по чтению.
Составление планаконспекта «Поучений» (задание 1, с. 21).
– Перечитайте «Поучение» и запишите все наставления Мономаха. Сделайте
выводы.
V. Обобщение.
– «Поучение» Мономаха являет собой особый жанр древнерусской
литературы. Поучений на Руси написано было много. Чаще они носили
религиозный характер. Суть их была в нравоучении – учении нраву, то есть в них
содержались наставления о том, как себя вести, каким быть.
Дома вам предстоит познакомиться с новым зарождающимся жанром –
светским древнерусским рассказом. Светским – значит, не связанным с религией.
Светский рассказ, безусловно, связан с фольклором – сказкой, легендой,
бывальщиной.
Домашнее задание: самостоятельное чтение рассказа Д. Герасимова «О
поселянине и медведице»; выполнить задание 2 (тетрадь, с. 21–22).
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 «ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ. ПОУЧЕНИЕ И СВЕТСКИЙ РАССКАЗ. Д. ГЕРАСИМОВ. «О ПОСЕЛЯНИНЕ И МЕДВЕДИЦЕ»
Разработка урока по литературному чтению, 4 класс УМК Школа 2100 «ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ. ПОУЧЕНИЕ И СВЕТСКИЙ РАССКАЗ. Д. ГЕРАСИМОВ. «О ПОСЕЛЯНИНЕ И МЕДВЕДИЦЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.