Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
04.11.2019
Разработка урока очень интересная. В ней включены разные виды работ по литературному чтению. Приемы и методы, которые используются на уроке дают возможность учащимся хорошо усвоить новый материал. Молодому учителю есть, что посмотреть и использовать на своем уроке, для качественного проведения.
Литературное чтение 4 класс.docx
Класс: 4 Б Дата: 18.04.18
Тема. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Цель:
обучающая:
познакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина; обеспечить
целостное восприятие и осмысление поэтического текста; познакомить с жизнью и
творчеством А.В. Жигулина; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать
патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.
развивающая:
развивать поэтический слух, развивать навыки навыков анализа
лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности
учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать начальное представление о
патриотической лирике, развивать память, речь, мышление.
воспитательная: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; бережное
отношение к природе. воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник «Литературное чтение» , портрет А.В. Жигулина,
2 таблицы для словарной работы, иллюстративный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Посмотрите, все ли у вас лежит на партах, что нужно для урока?
Присаживайтесь.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
II. Проверка домашнего задания.
– С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (С произведением С.
Дрожжина “Родине”)
– Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.
От чьего лица ведется речь? Почему так считаете? С каким чувством он обращается к
ней? В какой строке это показано? В каких же строчках заключается главная мысль стихотворения? Найдите в тексте и
прочитайте.
Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так выразительно
написать о Родине?
(Любящим свою Родину, чутким, внимательным)
А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно?
Молодцы!
III. Мотивация учебной деятельности.
Эпиграфом к уроку я взяла слова К.Ушинского:
“Наше Отечество, наша Родинаматушка Россия. Отечеством мы зовем Россию
потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”
Как вы понимаете слово Родина?
Слово родина произошло от древнего слова poд которое обозначает группу людей,
объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какоголибо старинного
древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный
город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
На доске части пословиц ( читаю), соедините их и объясните смысл.
Родина – мать, 2. что соловей без песни.
Человек без Родины, 3. во сне снится.
На чужбине родная землица 1. умей за нее постоять.
Молодцы! Спасибо!
IV. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы узнаем с вами о таком поэте, как Анатолий Владимирович
Жигулин, и познакомимся с его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»
Чему мы будем учиться, читая стихотворение? (выразительно читать, анализировать
его)
V. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию произведения.
1.1. Рассказ об авторе. (Должен на доске быть портрет Жигулина) 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий
Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в
Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев
беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих
месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её
пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми.
Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний
во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к
деревне»
В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после
этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954
годы находился в заключении в Сибири строил железную дорогу, работал на
золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в
1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический
институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего
города”, затем сборник “Костерчеловек” (1961), а в 1963 увидела свет первая
московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие
литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.
Образ России один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в
сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства
горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.
В начале 90х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время
России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал
картину разрушения родины.
2. Работа со стихотворением
2.1. Словарная работа
А начнём мы со словарной работы. Попробуйте дать им объяснения (демонстрирую
таблицу №1)
Трепетный
Просёлок
Перелесок
Жнивьё
Давайте теперь проверим, правильно ли вы ответили. ( демонстрирую таблицу №2) 1. взволнованный, выражающий трепет.
2. грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
3.небольшой лес, отделённый полянами от других лесных
участков.
4. солома, оставшаяся на корню после жатвы.
Ребята, запомните значение этих слов, они будут встречаться в стихотворении.
2.2. Постановка целевого вопроса
Сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и подумайте, о
чем оно, как можно его озаглавить и какое настроение у вас вызывает.
2.3. Первичное чтение стихотворения учителем.
Слушайте внимательно.
2.4. Проверка первичного восприятия. Краткая беседа по содержанию.
Понравилось ли вам стихотворение?
– Как можно его озаглавить?
– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?
Откройте страницу учебника 138. Посмотрите, какие слова вам еще непонятны?
О чем рассказывается в стихотворении?
Физкультминутка
Глазки зажмурьте и веки сомкните,
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает
Нам так весной ее не хватает.
Встанем, руки к верху, потянулись к потолку.
Опустились, посмотрели вправо, влево.
И за парту снова сели.
Держим голову мы прямо, а глазками посмотрим в потолок,
Затем, найдем глазами вместе пол,
У нас отлично получается,
Но жаль, что зарядка наша кончается.
2.5. Повторное чтение стихотворения учащимися.
Сейчас, прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя 2 раза. 2.6. Подробный анализ стихотворения.
Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
Как вы об этом догадались?
Что любит автор? Найдите в первой строфе (просёлки, перелески)
Найдите первую строчку. Как понимаете выражение «В неярком блеске»? К
чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью
строчку первой строфы. Прочитайте.
Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором?
(взглядом)
Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О
любви к Родине).
Читаем второе четверостишие. Можно ли сразу сказать о чём говорится во
второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)
Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода
тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
Что ещё волнует автора? (Ржавый крест над колокольней)
Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в
стихотворении? (о могиле солдата)
– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о
людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь
благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше) .
Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?
Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление)
Почему? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное
излечение)
Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе
одной и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением
единства, цельности природы, народной истории и человека). Художественно языковые средства ? Я не поняла для чего эта фраза.
– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов?
Найдите эпитеты в тексте (эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой
дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.
Есть ли сравнение в этом стихотворении?(Сравнение: “обиды и прощенья
сгорят, как старое жнивьё”.)
– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было
показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)
2.7. Повторное чтение детьми стихотворения.
Давайте вместе еще раз прочитаем это стихотворение. Не забываем, что читать нужно
выразительно, четко выговариваем слова и не забываем про паузы (остановки).
VI. Обобщающая беседа.
Какой вывод мы можем сделать, прочитав это стихотворение?
Как вы думаете, кто может славить свой родной край?
VII. Итог урока.
С каким стихотворением мы познакомились на уроке?
Кто их автор?
Что хотел до нас донести А. В. Жигулин в стихотворении «О, Родина моя! В неярком
блеске…»?
Что нового вы узнали?
VIII. Домашнее задание.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание – стр.138 стихотворение
«О,Родина моя! В неярком блеске……» наизусть.
Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Разработка урока по литературному чтению на тему "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.