Представлена технологическая карта урока в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта. Идея урока - через практическую и исследовательскую деятельность выяснить о содружестве музыки и литературы. В ходе урока обучающиеся исследуют значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы, учатся анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
класс
Тема урока
Урок № (по теме)
Цели урока
Задачи
Идея урока
Технологическая карта урока музыки.
Учитель Харисова Н. Г.
5
Музыкальные сюжеты в литературе.
Групповой проект «Значение музыки в рассказах, мифах»
Второй урок по теме «Музыка звучит в литературе»
Показать взаимосвязь музыки и литературы.
Образовательные
Формулировать своё отношение к изучаемому произведению, показать
взаимосвязь музыки с другими видами искусства, расширить кругозор.
Через групповые формы работы обучить умению коллективно размыш
лять о связях музыки и литературы
Выявить истоки родства между искусствами.
Развивающие
Развивать чувство ритма, певческие способности. Логическое мышление
на основе различных заданий, в анализе, сравнении и обобщении.
Развивать творческие способности и творческую активность на уроке.
Воспитательные
Воспитывать чувство радости и любви к музыке, чувство
сопричастности времени, истории, понимания духовности как
художественного явления в искусстве.
Создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на
групповую работу;
Через практическую и исследовательскую деятельность выяснить о
содружестве музыки и литературы.
Личностные результаты умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном и художественном разнообразии;
развитие музыкальноэстетического чувства, проявляющегося в
заинтересованном отношение к музыке
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределения функций и ролей;
Регулятивные
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий,
умение их корректировать;
умение совершать логические действия (анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификацию по стилям и жанрам музыкального
искусства);
Познавательные
работа с информацией; формирование и развитие музыкального
мышления, умение применять его в практике.
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
общение со сверстниками в получении информации;
проявление навыков вокальнохоровой деятельности;
исследование значения музыки для воплощения литературных образов и
Метапредметные
ПредметныеТип урока
Вид урока
Этапы урока
Виды деятельности на
уроке
Методы обучения
Оборудование
наоборот.
умение находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и литературы.
уметь анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Комбинированный
Групповой проект
проблемно поисковый
1)актуализация прежних знаний и способов действий (упражнения для
дыхания, вокальная разминка, закрепление пройденного материала на
основе домашнего задания)
2)формирование новых понятий и способов действий (формулировка
проблемы, этап подготовки учащихся к активной основной учебно
познавательной деятельности работа групп
3) применение, формирование умений и навыков (работа микрогрупп,
защита «решений»)
4)этап подведения итогов урока (самооценка, рефлексия)
Вокальнохоровая работа, восприятие и анализ музыки, выполнение
проблемнотворческих заданий, работа с учебником
Беседа, ИКТ, рассказ, нагляднопоисковый метод, метод перспективы и
ретроспективы, технология критического мышления.
Синтезатор, проектор, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Распевка.
Если вам нравится учиться– хлопните!
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте
активны и внимательны!
2. Проверка
пройденного
материала
Предлагаю по музыкальному отрывку определить песню.
«Зимний вечер». Поэт ? ( А. С. Пушкин.)
В чем вы видите музыкальность пушкинского стихотворения? Давайте проследим,
как из звуков окружающего мира рождаются звуки музыкальные. Какие
динамические оттенки расставлены в произведении?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер» как будто вовсе и не о музыке.
Найдите, в каких строфах говорится о музыке?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Но это уже совсем другой образ. К кому обращается Пушкин?
Разгулу снежной стихии, бушующей за окном, противопоставлен сумрак
ветхого жилища, где жужжит веретено, где любимая няня Арина Родионовна делитс поэтом долгие зимние вечера. Как хочется убежать, спрятаться в волшебный мир
её чудесных сказок, таких подетски уютных, таких непохожих на грозную музыку
бури, сотрясающей их дом.
Образ бури уподоблен живому существу, которое то завоет, то заплачет,
то зашуршит, то застучит. Поистине эта буря искусный музыкант: она и поёт,
и извлекает из бедной избушки, как из музыкального инструмента,
всевозможные звучания.
Исполнение романса (дневник муз. наблюдений).
3.Тема урока Итак, мы продолжаем. Какая тема нашего урока?
4. Проблема
урока
5.
Актуализация
знаний
(разминка)
Дети составляют из слов тему урока «В литературе сюжеты музыкальные».
Цель – научиться находить взаимосвязь музыки и литературы.
– Музыка и литература – соперники или друзья?
О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является
главным действующим лицом. Докажите.
Определи произведение.
1.«Квартет» И.Крылов (рисунок),
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,
Им отвечает Соловей.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
2.«Ворона и лисица» (рисунок)
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царьптица!"
3.«Стрекоза и муравей»
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
4. «Сорочинская ярмарка» Н. Гоголь (портрет писателя, картина «Сорочинская
ярмарка», вставить слова). Этот чудесный отрывок буквально наполнен музыкой.
Звучит музыка природы: серебряные песни жаворонка, крик чайки, звонкий голос
перепела.
5. Я хотела бы обратиться к словам из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
(слайд ):
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
6. Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира. Послушайте грузинскую
народную сказку «Чонгурист» (рассказывает ученик).
Жил на свете король. Однажды его дочь заболела. Чтобы ее вылечить,
необходимо было достать яблоко из волшебного сада. Рядом с королевством жилбедный юноша, все богатство которого состояло из чонгури (слайд).
Этот юноша отправился в путь со своим инструментом искать волшебное яблоко.
По дороге он так прекрасно играл на чонгури и пел такие замечательные песни, что
деревья, заслушавшись его, переставали шелестеть листьями, птицы, парившие в
небе, опускались на деревья послушать песню чонгуриста. Очень долго шел юноша
и, наконец, наткнулся на высокий забор. Он нашел вход и перед его взором предстал
прекрасный сад. Юноша увидел дерево, на котором росли волшебный яблоки. Он
хотел сорвать яблоко, но тут проснулось страшное чудовище с огненной пастью –
гвелвешапи, охранявшее дерево, на котором росли волшебные яблоки бессмертия.
Чудовище неслось на юношу, а он взял свой инструмент чонгури и запел песню.
Гвелвешапи остановилось и из его глаз полились слезы. Чудовище забыло о своей
ярости, сорвало яблоко и подало юноше со словами: «Бери яблоко, ты заслужил
его. Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя
и без того бессмертен тот человек, способный создавать такие прекрасные песни!»
В грузинской народной сказке мы увидели нерасторжимую связь музыки и
литературы.
7. К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» (видеофрагмент)
6. Развитие
темы
Физкультминутка (связь музыки и физической культуры тоже огромна)
Сегодня мы рассмотрим 2 произведения и поработаем по группам. После
ознакомления с произведением вы должны составить фишбоун («скелет рыбы»).
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы,
хвоста, верхних и нижних косточек.
Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема.
Верхние косточки —вопросы.
Нижние косточки (изображаются напротив) —ответы.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть
понятий.
(работа в группе раздаются листы формата А3, один ответственный).
В конце урока каждая группа должна представить выводы по проблеме.
1.Рассмотрим рассказ Иван Тургенева «Певцы» из «Записок охотника».
Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец
соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает
Тургенев его выступление.
Учащиеся читают по цепочке (стр. 116 , 5 абзац)
«Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен
и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откудато издалека, словно
залетел в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на
всех нас.
Мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. 3а
этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё
ещё, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным
пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за
вторым третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная
песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», пел он, и всем нам сладко
становилось и жутко.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и
звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чемто болезненным; нов нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и
какаято увлекательнобеспечная, грустная скорбь.
...Яков вдруг кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке словно голос у
него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали,
не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим
молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была
его...»
Объясните, почему пение Якова захватило всех, кто его слушал?
В чём заключается главный смысл этого рассказа?
(В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул,
даже не шевельнулся, все ждали, не будет ли он петь ещё, музыка главное
действующее лицо, в этом рассказе говорится о состязании двух народных
певцов).
2. Писатели как будто возвращают нас в те времена, когда сила музыки была
столь велика, что могла «даже луну заставить с небес спуститься».
Сегодня мы с вами вспомним древние мифы. С какими героями мифов вы
знакомы?
А кто знает такого мифического героя по имени Орфей?
Голос Орфея покорял не только людей и природу, но даже богов (рисунок
Орфея). История унесла живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем
предании, бессмертном памятнике литературы, получившим название «Миф об
Орфее».
Учащиеся читают по цепочке (стр. 118).
Теме Орфея посвящены многие произведения искусства (картины, оперы).
Одна из самых выдающихся является опера К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».
Портрет Кристоф Виллибальд Глюк австрийский композитор 18 века,
величайший оперный композитор. Его опера «Орфей и Эвридика», самая ранняя
опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762
годом.
«Жалоба Эвридики» один из лучших фрагментов оперы.
Послушайте отрывок из оперы (видеоматериалы)
Группы работают над проблемой.
Миниопрос
1. Какой главный инструмент исполняет мелодию Эвридики?(флейта)
2. Объясните, что передает мелодия? (печаль ее разлуки с жизнью,
природой, возлюбленным)
3. Почему называется жалоба Эвридики? (проникновенная, лирическая,
жалобная).
4. Дайте объяснение, случайно ли то, что исполнение мелодии поручено
флейте (по своему характеру музыка близка к арии – сольное произведение с
инструментальным сопровождением, только поется она не голосом, а флейтой)
5. Как ты считаешь, почему Орфей был великим музыкантом? (Потому что он
управлял со своей флейтой как настоящий мастер. Флейта была сама по себе
волшебна, но в руках Орфея она преобретала совсем другое впечатление
6. Почему опера звучит уже более 250 лет?7.Вывод
Дом. работа
Самооценка
ребят.
Рефлексия.
Музыка и литература – соперники или друзья? Защита.
На доске оформляется в виде цветка вывод урока.
Музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов,
опер, балетов, но и находится среди важнейших тем самой литературы.
Предлагаю спеть песню о дружбе гардемаринов. («Песня гардемаринов»)
воспитанники военноморских учебных заведений с 1716 по 1917 год, по другому их
еще называли «морская гвардия»).
Стихотворение читает девочка.
Музыка всегда светла, свет её не тает,
В микрофон цветка пчела чтото напевает.
И троллейбус, и трамвай – все запели песню:
Ты им тоже подпевай, станет мир чудесней!
Вслушайся – весь мир поёт: шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт, мир её волшебен!
Подумать, есть ли взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
Выдается лист с таблицей:
1. Фамилия, имя
2. Самооценка
3. Фамилия, имя наиболее отличившегося ученика на уроке.
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки
вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Релаксация
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе
потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Думайте, чувствуйте, фантазируйте, анализируйте, исследуйте,
философствуйте – живите!!! Жил на свете король. Однажды его дочь заболела. Чтобы ее вылечить, необходимо было
достать яблоко из волшебного сада. Рядом с королевством жил бедный юноша, все
богатство которого состояло из чонгури (инструмент). Этот юноша отправился в путь со
своим инструментом искать волшебное яблоко. По дороге он так прекрасно играл на
чонгури и пел такие замечательные песни, что деревья, заслушавшись его, переставали
шелестеть листьями, птицы, парившие в небе, опускались на деревья послушать песню
чонгуриста. Очень долго шел юноша и, наконец, наткнулся на высокий забор. Он нашел
вход и перед его взором предстал прекрасный сад. Юноша увидел дерево, на котором
росли волшебный яблоки. Он хотел сорвать яблоко, но тут проснулось страшное чудовище
с огненной пастью – гвелвешапи, охранявшее дерево, на котором росли волшебные яблоки
бессмертия. Чудовище неслось на юношу, а он взял свой инструмент чонгури и запел
песню. Гвелвешапи остановилось и из его глаз полились слезы. Чудовище забыло о своей
ярости, сорвало яблоко и подало юноше со словами: «Бери яблоко, ты заслужил его.
Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя и без того
бессмертен тот человек, способный создавать такие прекрасные песни!»
1. Какой главный инструмент исполняет мелодию
Эвридики?(флейта)
2. Объясните, что передает мелодия? (печаль ееразлуки с жизнью, природой, возлюбленным)
3. Почему называется жалоба Эвридики?
4. Дайте объяснение, случайно ли то, что исполнение
мелодии поручено флейте. Почему?
5. Как ты считаешь, почему Орфей был великим
музыкантом?
6. Почему опера звучит уже более 250 лет?
Музыка всегда светла, свет её не тает,
В микрофон цветка пчела чтото напевает.
И троллейбус, и трамвай – все запели песню:
Ты им тоже подпевай, станет мир чудесней!
Вслушайся – весь мир поёт: шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт, мир её волшебен!
«Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и,
казалось, не выходил из его груди, но принёсся откудато издалека, словно залетел в
комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас.
Мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. 3а этим
первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё, видимо,
дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она
колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым третий, и,
понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле
дороженька пролегала», пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как
надтреснутый; он даже сначала отзывался чемто болезненным; но в нём была и
неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какаято
увлекательнобеспечная, грустная скорбь.
...Яков вдруг кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке словно голос у него
оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли
он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим
взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...»