Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"
Оценка 4.8

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Оценка 4.8
Презентации учебные
rtf
музыка
5 кл
07.04.2017
Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"
Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов" предназначена для урока музыки в 5м классе. На уроке учащиеся изучают православные иконы, картины с изображение Богородицы, музыкальные произведения , посвященные Деве Марии.
Небесное и земное в красках и звуках..rtf
Государственное образовательное учреждение   МАОУ СОШ № 9 г.Видное   Преподаватель Шакирьянова Елена Сергеевна.   Конспект открытого урока по музыке в 6 классе.   Тема : «Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей Матери в музыке и  живописи». «....Урок я веду в духе сотрудничества с детьми и уважения личности каждого из них,  поощряю их коллегиальную взаимность в работе и сорадуюсь в связи с успехом товарища в  поиске и восхождении мысли». (Ш.Амонашвили) «Музыка­душа моя!» (М.И.Глинка) Цель урока: Духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры  средствами различных видов искусств. Приобщение детей к осознанию прослушанной музыки  посредством эмоционального восприятия.   Задачи урока: Образовательные:   Обобщить знания учащихся о творчестве выдающихся оперных исполнителей на основе  произведений мирового оперного искусства. Воспитательные:  Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей. Воспитывать художественный вкус учащихся потребности к общению с музыкальными  произведениями. Развивающие:   Развить музыкальный вкус, слух, память, восприятие, умение обьективно оценивать себя и  своих одноклассников. Привить интерес к прослушанным произведениям. Оборудование и музыкальный материал: Слайды портретов композиторов Ф.Шуберта, С.Рахманинова, репродукций картин Рафаэля,  иконы Казанской Божьей Матери, презентации по теме «Небесное и земное в красках и  звуках. Образ Божьей Матери в музыке и живописи» мп3 файлы , компьютер, проектор,  магнитофон. Оформление доски: тема урока, фамилии, портреты Ф.Шуберта, С.Рахманинова. План урока: 1 Приветствие 2 Определение темы урока. 3 Икона Казанской  Божьей Матери—одна из самых почитаемых икон на Руси.(анализ художественного образа) 4 Духовно­музыкальные произведения С.В.Рахманинова. (Слушание фрагментов  произведения). 5 Образ Девы Марии в творчестве Рафаэля.(анализ художественного образа). 6 .Ф.Шуберт «Аве Мария» (Слушание фрагментов произведения). 7 Музыкальный кроссворд. 8 Обобщение темы, подведение итогов. 9 Вокально­хоровая работа. Исполнение песни муз. Л.Мельниковой «Мамины глаза» Ход урока Звучит музыка  Класс входит под произведение «Аве Мария» Джулио Каччини. Учитель Здравствуйте ребята! Тема нашего урока: «Небесное и земное в красках и звуках. Образ  Божьей Матери в музыке и живописи». А поговорим мы сегодня в Вами о Божьей Матери,  Матери Иисуса Христа, деве Марии. О том, как ее образ отображается в произведениях  мирового музыкального и изобразительного искусства. В произведениях русских и  зарубежных композиторов , поэтов, художников разных времен и народов создан вечный,  чистый и благородный образ Божьей Матери. Искренность, нежность, трепетное чувство  любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют  произведения искусства , обращенные к Деве Марии.  В России с давних лет поклоняются ее образу. Люди обращаются к Богородице в самых  трудных жизненных ситуациях. Икон с изображением Божьей Матери много: Владимирская,  Тихвинская, Иерусалимская, Донская, Семистрельная…Но я хотела бы сегодня поговоритбь  об одной из самых почитаемых на Руси икон – иконе Казанской Божьей Матери. (Просмотр  слайдов с изображением икон Казанской Божьей Матери). Ребята, Вы слышали об этой  иконе? Кто хочет рассказать о ней?   . Выступление ученика. Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая чудотворной икона Богородицы,  явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и  доходит до наших дней.  Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в  переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится  образ Казанской Богоматери.  Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном  путь на Голгофу и разделив Его Голгофу, Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный  присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных,  томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области  прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся  многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар.  Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в  христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический  момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери. Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под  обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под  печью дома. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая  название Казанской. С тех пор прошло много лет. Но скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события,  связанные с этим чудотворным образом. Верующие очень часто обращаются к ней с  молитвами о своих родных и близких. Образ Казанской Божьей Матери есть во многих  российских домах. Учитель Большое спасибо за этот замечательный рассказ. Действительно, к иконе Казанской  Божией  Матери люди всегда обращаются с просьбами не только простыми словами, но и  словами  молитв. Молитва­это часть духовной жизни. А про духовную музыку, точнее про одного  композитора, создавшего замечательные произведения в этом жанре нам расскажет  следующий выступающий. Выступает ученик Выдающиеся русские композиторы создавали духовную музыку. Одним из них был Сергей  Васильевич Рахманинов. Его музыка носила на себе отпечаток современности и истоков  прошлого. Рахманинов­ крупнейший композитор и пианист конца 19­начала 20 вв. Его  отличало необыкновенно острое восприятие действительности. Он был из числа композиторов –певцов природы. Рубеж 19­20 веков стал временем высокого расцвета русской духовной  музыки. Композитор был продолжателем Чайковского в духовной музыке в том смысле, что он  продолжил начатую Чайковским традицию исполнения церковной песни в открытом светском концерте. И многие произведения Рахманинова разделили ту же судьбу, что и религиозные  творения Чайковского. Духовная музыка в творчестве Рахманинова занимала существенное место. Будучи  композитором «серебряного века» и символистом он во многие свои православные  произведения вкладывал символический смысл. Самые значимые произведения духовной  музыки Рахманинова исполняются и в нынешние дни. Среди них Всенощное бдение, Литургия Иоанна Златоуста , концерт «В молитвах неусыпающую  Богородицу» на текст  молитвы к празднику Успения Божией Матери, исполненного вскоре после своего создания ,  в декабре 1893 года. Эти произведения  живут и сейчас. Став достоянием духовной музыки,  они исполняются на сценах и в храмах. Слушание фрагмента концерта «В молитвах неусыпающую  Богородицу». Учитель Ребята, Вам понравилось это произведение? Богородицу не только изображали на иконах посвящали ей произведения духовной музыки.  Ей посвящали свои стих такие поэты как М.Ю. Лермонтов, М.Волошин и многие другие  поэты. И одно из стихотворений мы сейчас послушаем. Выступает ученик Татьяна Кривенко.  Пресвятая БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! В час,когда беда стучится в двери, В час, когда в спасение не веришь, Испокон взывали на РУСИ: Пресвятая БОГОРОДИЦЕ,спаси! Скорби над растерзанной землёю Соберутся тучей грозовою, Крест свой со смирением неси. Пресвятая БОГОРОДИЦЕ,спаси! Тайны обнажатся сокровенные. Древнюю,усталую Вселенную Покаянным плачем сотряси, Пресвятая БОГОРОДИЦЕ, спаси! Если в душу прокрадётся червь  уныния, Чадо Божье,поскорей отринь его. В сердце дерзкий ропот угаси. Пресвятая БОГОРОДИЦЕ,спаси! Пусть надеждою сменяется  отчаянье И в молитве растворяется  печаль моя. Веруй и без устали проси: Пресвятая БОГОРОДИЦЕ,спаси! Учитель Замечательное стихотворение, написанное современным поэтом и православным журналистом Татьяной Кривенко. Но образ Божьей Матери писали не только православные иконописцы.Многие европейские  художники, художники эпохи Возрожденияизображали Деву Марию на своих полотнах.  Одним из таких художников, был итальянский живописец и архитектор, представитель  флорентийской школы Рафаэль Санти ()26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520 г.Рим). Его многочисленные картины с изображением Девы Марии , называют Мадоннами Рафаэля.  («Мадонна со щегленком», «Мадонна Фолиньо», «Мадонна с рыбой»…) Но вершиной  творчества Рафаэля стала картина «Сикстинская Мадонна». И сейчас мы услышим о ней. Выступление ученика.    «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для  капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал,  собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой  Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. Утверждают иногда - создание картины связано с памятью о папе Юлии II. Возможно и другое: Рафаэль хотел навсегда, навечно оставить образ любимой в далекой Пьяченце, надежнее защищенной от всевозможных катаклизмов, чем шаткий великолепный Рим. Сочетание идеала и глубоко земного образа. "Сикстинскую Мадонну" писал уже признанный мастер мадонн. Так именовали Рафаэля. "Сикстинская мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг. (Картинная галерея, Дрезден). Образ Марии исполнен сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль оттого, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям. Рядом с Мадонной на картине изображены Принявший мученическую смерть в 258 г н.э. и причисленный к лику святых, Святой Сикст, покровитель монастыря, который как бы просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем и Святая варвара, Которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Она изображена прелестной юной девушкой. Присутствие на картине Рафаэля крылатых мальчиков, напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность. Каждый день тысячи туристов со всего мира приезжают в картинную галерею немецкого города Дрезден, чтобы увидеть величайшее творение Рафаэля. Учитель Ребята, произведения Рафаэля очень музыкальны. Когда смотришь на изображения каждой  Мадонны художника, в голове самопроизвольно начинает звучать музыка. Ребята, а какую  музыку слышите вы? Выступление ученика. Глядя на картину Рафаэля я слышу звуки «Аве Марии» австрийского композитора Франца  Шуберта. АВЕ МАРИЯ (лат. Ave Maria — радуйся, Мария), одна из основных молитв Католической  Церкви, обращенная к Богоматери и именуемая по первым словам своего латинского текста.  Эту молитву называют также ангельским приветствием. Произведение Шуберта «Третья  песня Эллен » написанное в 1825 году часто неточно называют «Аve Maria Шуберта», хотя в  действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы  Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера и включает только первые два слова молитвы. Третья песня Эллен шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное  обращение героини поэмы Эллен Дуглас  к Деве Марии и начиналась латинскими словами  «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного  латинского текста. Это произведение исполняли самые выдающиеся исполнители планеты: Мария Каллас,  Лучано Паваротти… «Ave Maria и сегодня популярна и любима. Слушание фрагмента «Ave Maria» Ф.Шуберта. Учитель Ребята, Вам понравилось это произведение ? Наш урок подходит к концу. Подведение итогов. Ребята, что нового Вы сегодня узнали?(Новые картины, музыкальные произведения) Что было интересного?(слайды, презентации) Ребята, сегодня мы познакомились с музыкальными произведениями С.Рахманинова и  Ф.Шуберта, иконой Казанской Божьей Матери и образом Девы Марии на картине великого  итальянского живописца Рафаэля Санти. У всех произведений своя интересная, непростая и  загадочная история и судьба. Музыка и изобразительное искусство разными средствами  выразительности создают образ Божьей Матери, и в тоже время, охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели поняли и почувствовали глубину художественных  произведений. Скажите ребята, когда Вы вглядывались в лик Божьей Матери, изображенный  на иконах и картинах, видели или представляли Вы еще кого­нибудь? Ученики вместе: Наших мам! Учитель Конечно, ребята, ведь в каждой маме есть что­то от Богородицы. Каждая мама готова любить и поддерживать своего ребенка так –же как и Дева Мария своего сына Иисуса Христа. И мы  хотим закончить наш урок на веселой ноте: ребята приготовили замечательную песню о всех  мамах на свете. Ученики исполняют песню Л.Мельниковой  «Мамины глаза». Методическое обеспечение урока: Урок строился с использованием элементов творческой мастерской. На нем были  использованы разные методы и приемы. Прием повторения и обобщения изученного  материала. На этапе прослушивания музыкального произведения – прием организации  самостоятельной познавательной деятельности: анализ средств музыкальной выразительности, выявление основного художественного образа. Во время вокально­хоровой работы  использовался метод применения знаний на практике. На этапе знакомства с  художественными произведениями : словесный и наглядный методы. При работе с  вокальными произведениями – практический метод (работа с текстом, анализ музыкального  произведения), иллюстративный метод(показ презентации). В завершении урока – метод  проверки и закрепления знаний и умений. Основной темой второго полугодия является: Музыка и изобразительное искусство. Данный  урок является завершающим по теме: «Портрет в музыке и Изобразительном искусстве», по­  этому, на уроке представлены музыкальные и художественные примеры. Дети на уроке  должны почувствовать слияние музыки и изобразительного искусства на примере наиболее  красивых женских образов. Песенный и иллюстративный материал может быть изменен в  соответствии с возможностями и желаниями учителя и детей.  При подготовке необходимо  учитывать возможности детей воспринимать различную информацию: просмотр  художественного и прослушивание музыкального произведения, анализ. Между этой,  довольно сложной деятельностью — фрагменты вокально­хоровой работы. Смена  деятельности способствует активизации внимания в течении урока. Дети на уроке должны почувствовать красоту звучания голоса в музыкальных произведениях.  Песенный и иллюстративный материал может быть изменен в соответствии с возможностями  и желаниями учителя и детей. При подготовке необходимо учитывать возможности детей  воспринимать различную информацию: просмотр художественного и прослушивание музыкального произведения, анализ. Между этой довольно сложной деятельностью –  фрагменты вокально­хоровой работы. Смена деятельности способствует активизации  внимания в течении урока.  На уроке применялись современные педагогические технологии:  Игровая технология (Л.Г.Выготский, А.С. Ибрагимова, М.В.Кларин, Г.К.Селевко).  Компьютерные (новые информационные) технологии  обучения (из перечня современных образовательных технологий по Г.К. Селевко). Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов    (Фирсов В.В.)  Групповые технологии (Первин И.Б., Виноградова М.В.)  Личностно­ориентированное обучение (И.С. Якиманская) Итоги урока Главным итогом урока является не только расширение общекультурного кругозора детей,  развитие вокальных и музыкальных навыков, но и создание вокруг детей особой эстетической  атмосферы, которая формирует внутреннее стремление к красоте, а так же определяет их  личные ценности и отношение к окружающему миру. Литература: 1. Алеев В.В. Музыка. 1­4 кл., 5­8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 4­е изд., стереотип. ­  М.: Дрофа, ­2006. 2.Алеев В.В., Науменко Т.В. и др. Учебно­методический комплект  5 класс. – М.,2008. 3.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии    проведения, тестовый контроль: учебно­метод. пособие.­ М.,2007.  4. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,     Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011 5. Музыка: учебник  для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,     Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008 6. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П.  Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год 7. www.google.ru 8. www.audiopoisk.com 9. http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html 10. http://wikikurgan.orbitel.ru/index

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"

Разработка урока по музыке "Небесное и земное в красках и звуках. Образ Божьей матери в творчестве композиторов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017