Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "
Оценка 4.7

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
28.01.2017
Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "
Цели: выявить имеющиеся знания о временах года, об осени; понаблюдать за признаками, позволяющими определить осеннее время года; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе. Оборудование: плакат к игре «Чьи это вещи?»; набор листьев с деревьев, собранных детьми, ветки с разных деревьев, шишки, ветки, хвоя сосны и ели.
ОСЕНЬ.doc
ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ Ц е л и :  выявить имеющиеся знания о временах года, об осени; понаблюдать за   признаками,   позволяющими   определить   осеннее   время   года;   воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе. О б о р у д о в а н и е :  плакат к игре «Чьи это вещи?»; набор листьев с деревьев, собранных детьми, ветки с разных деревьев, шишки, ветки, хвоя сосны и ели. Ход урока I. Организационный момент. И г р а  «Чьи это вещи?». У ч и т е л ь .   Догадайтесь   по   одному   предмету,   в   каких   сочетаниях   он встречается, кому принадлежит. (Ответы учащихся.) Вот и осень наступила. Тучка солнышко закрыла. И над лесом, сделав круг, Птицы подались на юг. С веток листья опадают.  В щель букашки заползают. С. Б. Толстикова Перечислите, о каких признаках наступления осени говорит поэтесса в своих строках.   Сосчитайте,   сколько   признаков   заметила   автор   стихотворения. (Ответы учащихся.) А сколько еще вы можете их добавить? Я   вам   обещаю,   что   к   концу   изучения   темы   «Осень»   вы   сможете   назвать гораздо больше признаков и легко объяснить, как природа готовится к этому времени года. II. Изучение нового материала. 1.  Б е с е д а  «Осенние явления в природе». У ч и т е л ь .   Еще   задолго   до   наступления   настоящей   осени   в   природе чувствуется ее приближение. В лесу, где звучали птичьи голоса, теперь царит тишина. Птицы собираются в большие стаи и устремляются на юг. Пролетело лето и подкатила осень. Какой месяц открывает осень?  У ч е н и к и .  Сентябрь. (Читают стихотворение.) СЕНТЯБРЬ        Пусто в домике стрижа –        Улетел, бедовый,        И, как зонтик, у ежа        Желтый лист кленовый. В. Степанов У ч и т е л ь .  Сентябрь в народе называют «хмурень». С чем это связано, как вы думаете? У ч е н и к и .  С угасанием солнечного света и ранним наступлением сумерек. У ч и т е л ь .   Сентябрь считают первоосеньем. Но еще сохраняются тепло и яркие краски лета. Какие растения радуют глаз своим великолепием в сентябре? У ч е н и к и .  Красуются на солнце и жарким пламенем расцветают в садах и парках астры, гладиолусы, настурции, тысячелистник, георгины, ноготки. У ч и т е л ь .  А чем встречает нас осенний лес? У ч е н и к и .   Щедр,   богат   плодами   и   радушен   осенний   лес:   орехи,   грибы, ягоды – собирай, запасай. По утрам загустели туманы. С первых дней сентября изменяют окраску листья боярышника, клена, липы, затем березы и дуба. У ч и т е л ь .  Верно, сначала деревья и кустарники меняют свою окраску, а что наступает дальше? У ч е н и к и .  Наступает листопад. У ч и т е л ь .   Кто наблюдал, какие растения первыми роняют листву? Ведь у разных видов растений листопад начинается не одновременно. У ч е н и к и .   Первыми   роняют   листья   липа,   вяз,   береза,   затем   клен, боярышник, а в конце сентября – черемуха, осина, дуб, ясень. У ч и т е л ь .  Почему деревья сбрасывают листву? У ч е н и к и .   Так   они   приспосабливаются   к   зиме.   Листопад   помогает   им перенести засуху, так как при похолодании дерево не может всасывать влагу из почвы. Через листья растения избавляются от вредных продуктов и веществ. Листопад предохраняет деревья от облома сучьев под тяжестью снега зимой. У ч и т е л ь .  А что происходит с животными в сентябре? У ч е н и к и . Животные прячутся, погружаются в спячку. Первыми уходят на зимовку лягушки, они зарываются в землю или располагаются в норах грызунов. Некоторые лягушки зимуют в воде, они уходят на дно водоемов, зарываются в ил. Ящерицы и змеи опускаются ниже промерзающих слоев почвы на глубину до двух метров. У ч и т е л ь .  Какой месяц продолжает осень? У ч е н и к и . Октябрь. (Читают стихотворение.) ОКТЯБРЬ Вяжет сети паучок, Гонит тучи ветер. Загрустил бурундучок О прошедшем лете. В. Степанов У ч и т е л ь . Какие изменения в природе происходят в октябре? У ч е н и к и .  Часто идет дождь. Редеет желтая стена леса. Временами может идти снег, падая тяжелыми влажными хлопьями, но долго он не задерживается. Оголились деревья. Зато можно увидеть стаи отлетающих журавлей и услышать их прощальное курлыкание. В свое логово в зарослях елочек устраивается на зимовку еж. У ч и т е л ь .  Послушайте, как прощаются с нами журавли. ЖУРАВЛИ      Над бурой нивой конопли      Летят лениво журавли,      Летят, перекликаются,      На все глядят, прощаются –      С елками зелеными,       С березками и кленами,      С долинами, с озерами,      С родимыми просторами. Г. Ладонщиков О какой осени рассказывает поэт следующими строками? (Название учитель не сообщает.)  ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ У берега несмело Ложится тонкий лед. Печально туча серая По дну пруда плывет. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Деревья листья сбросили, Встречая холода. Г. Ладонщиков Какой месяц завершает осеннюю пору? У ч е н и к и .  Ноябрь. (Читают стихотворение.) НОЯБРЬ В инее ложбина, В огоньках рябина. Дятел клювом бьет – Зиму в гости ждет. В. Степанов У ч и т е л ь .   Вот   мы   с   вами   и   вспомнили   все   об   осени.   Обобщите,   какие признаки осени вы выделяли. Есть очень меткая народная примета: в осеннее ненастье   семь   погод   на   дворе.   Назовите   эти   семь   погод   –   признаков   осени. (Учащиеся высказываются, но формулировку приметы в исконном варианте произносит  учитель.)  В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и ревет, льет и снег метет. 2. Ч т е н и е   о б о б щ а ю щ е г о   т е к с т а  «Осень: природа готовится к зиме» на с. 48 учебника. У п р а ж н е н и е  «Собери осенние листья». Дует, дует ветер (Ученики дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо–влево), Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает. И летят листочки С ветки на дорожки (Движения руками сверху вниз), И бегут по листьям Маленькие ножки (Легкий бег на месте). Мы с тобой гулять пойдем  (Шагают на месте) И листочки соберем.        (Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.) 3. И г р а  «От какого дерева веточка?». О п и с а н и е .   Учитель показывает ветку от какого­либо дерева, а ученики должны показать листья, принадлежащие данному дереву, и назвать его. Если дети   допускают   ошибки   в   ответах,   учитель   объясняет   различия   в   форме, строении и принадлежности листьев. 4. Н а б л ю д е н и е  за цветом и формой листьев разных деревьев (по заданию в учебнике на с. 49 и заданию 3 в рабочей тетради на с. 18). В о п р о с ы   и   з а д а н и я  для наблюдения: – Какие деревья вы знаете? – Какие деревья растут в нашем школьном парке, в вашем дворе? – Листья каких деревьев вы собрали и принесли в класс? –  Рассмотрите   листья   и   плоды   дуба,   клена,   липы,   орешника,   обращая внимание на величину, форму, окраску. – Сравните листья по этим признакам: величина (большой, маленький), форма (округлый, лапчатый, с зубчиками по краям, без зубчиков), окраска (зеленый, желтый, красный, высохший). – Раскрасьте рисунки листьев в рабочей тетради. 5. Н а б л ю д е н и е   з а   х в о й н ы м и   д е р е в ь я м и . У ч и т е л ь .  Не заметили ли вы в парке деревьев в зеленом уборе? У ч е н и к и .   Хвойные   деревья   зеленые.   На   елке   и   сосне   были   маленькие тоненькие зеленые листочки – иголки. У ч и т е л ь .  Правильно, ветки ели и сосны покрыты игольчатыми листьями – хвоей. Умеете ли вы различать ель и сосну по веткам? Какую веточку я подняла? А эта веточка чья? (По очереди показывает ветки сосны и ели.) Посмотрите и ответьте,   какая   шишка   у   меня   в   правой   руке,   а   какая   в   левой.  (Учащиеся называют, но в большинстве случаев обнаруживается, что не все ученики успешно   справляются   с   этими   заданиями.)  Видите,   вы   еще   не   все   умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать. 6. С р а в н е н и е   е л и   и   с о с н ы  по листочкам (хвоинкам) и шишкам. По указанию учителя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их. В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1)   Одинаковой   ли   длины   листочки   (хвоинки)   ели   и   сосны?   Если   не одинаковой,   то   у   какого   из   этих   двух   деревьев   хвоинки   длиннее,   у   какого короче? 2) Какие эти листочки по форме? У ч е н и к и .   У ели – четырехгранные остроконечные листочки; у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские. 3) Помните листочки пальцами и понюхайте. Какие из них более жесткие? 4) Какого цвета листочки ели и сосны? У ч е н и к и .  Зеленого; у сосны намного светлее, чем у ели. 5) Как расположены листочки на ветке? У ч е н и к и .  У ели – поодиночке, у сосны – попарно. 6) Сравните шишки по длине и толщине. У ч е н и к и .  У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны. 7) Какого они цвета? У ч е н и к и .  Коричневые и бурые. 8) Какая из них блестит, а какая не блестит? 9) Рассмотрите отдельно чешуйки шишек, сравните их. Уч е н и к и .  У ели чешуйки с зазубренными краями, у сосны на чешуйках есть бугорки. 10) Покажите рисунок с изображением сосны на с. 49 учебника. Объясните свой выбор. Что нарисовано на втором рисунке? 11) Прочитайте вопросы в учебнике на с. 49, ответьте на них. 7. Б е с е д а  по теме «Оседлые и перелетные птицы» (учебник, с. 50). У ч и т е л ь .   Как   называются   птицы,   которые   каждый   год   с   наступлением холода улетают на юг? У ч е н и к и .  Перелетные. Уч и т е л ь .  А те птицы, которые остаются с нами зимовать? Они называются оседлыми. Рассмотрите тех и других птиц, назовите, какие из них перелетные, а какие  оседлые.  Трудно  бывает   оседлым  птицам  пережить   зимнюю   пору.  Они нуждаются в нашей помощи.  ВОРОБЬИ      Дождь со снегом пополам,      Холодно и сыро.      Плохо бедным воробьям,      Нет у них квартиры.      Очень плохо им в морозы,      На глазах замерзли слезы.      Солнце, выйди поскорей      И воробушков согрей! – Ответьте на вопрос учебника: почему большинство птиц улетает? 8. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  4 рабочей тетради на с. 19. У ч и т е л ь .   Прочитайте   слова,   выделенные   жирным   шрифтом.   Что   это   за слова? С какими предметами они сочетаются? В какое время года животные выполняют эти действия? Можно ли по одному из этих предложений догадаться, в каком сочетании оно может встречаться? У ч е н и к и .   Конечно.   К   примеру:   гуси   улетают   на   юг   –   это   очевидный признак осени. У ч и т е л ь .   Соотнесите выделенные слова с их владельцами – животными. Что делают гуси? У ч е н и к и .  Гуси улетают на юг. У ч и т е л ь .  Чем занят кабан? У ч е н и к и .  Кабан накапливает жир, чтобы не бояться голода и холода. Коллективно   разбираются   все   предложения,   затем   учащиеся вставленные слова дописывают в предложения. III. Итог урока. У ч и т е л ь .  Сделайте вывод о жизни растений и животных осенью. У ч е н и к и . Осенью животные и растения готовятся к зиме. У ч и т е л ь .  Как называются листья хвойных деревьев? Каким лес был летом? У ч е н и к и . Зеленый, деревья были покрыты листвой. У ч и т е л ь .  Что стало с ним осенью? У ч е н и к и .   Листья деревьев стали желтые, красные, они начали падать на землю. У ч и т е л ь .  Вам нравится осень? Чем, какими признаками? Вы многое узнали и многому научились. Что запомнилось больше всего? Чему научились?         Уж лето осыпается,          Уж осень на дворе,         Уж стаи птиц скликаются         За лесом на дворе. А. Дельвиг Домашнее задание: выучить стихотворение, пословицу об осени, народную примету осени по желанию; выполнить задание «Расскажи об осенней подготовке животных к зиме» по рисункам на с. 51 учебника; начать личное наблюдение за осенней погодой и природой и продолжать его в течение недели; ознакомиться с помощью родителей с планом и заданиями по наблюдению на с. 20–21 рабочей тетради.

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ. СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ – НОЯБРЬ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017