Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "
Оценка 4.8

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
28.01.2017
Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "
Цели: познакомить с разнообразием мира растений; объяснить понятия «нецветковые растения», «цветковые растения»; рассмотреть особенности лиственных и хвойных деревьев; дать представление о лекарственных растениях; воспитывать доброе отношение к природе. Оборудование: плакаты и картинки с изображением различных групп и видов растений; карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев, телефон.
растения и грибы.doc
РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ Ц е л и :   познакомить   с   разнообразием   мира   растений;   объяснить   понятия «нецветковые   растения»,   «цветковые   растения»;   рассмотреть   особенности лиственных и хвойных деревьев; дать представление о лекарственных растениях; воспитывать доброе отношение к природе. О б о р у д о в а н и е :   плакаты и картинки с изображением различных групп и видов   растений;   карточки   с   изображением   лиственных   и   хвойных   деревьев, телефон.  Х о д   у р о к а   I. Организационный момент. У ч и т е л ь . Ну­ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Учебник, ручка и тетрадка? II. Сообщение темы и целей урока. У ч и т е л ь . Как называются сестрички, о которых говорится в загадке? – Кто вы? – Мы лисички, дружные сестрички. – Как, с одной­то лапкой? – Нет, еще со шляпкой. У ч е н и к и .  Грибы. У ч и т е л ь . А это что за объект? Забываем мы иногда, Как роль объекта этого важна. Жизнь на Земле поддерживает он, Благодаря ему мы дышим и растем. Скажите ваше мнение, Что это за объект?.. У ч е н и к и .  Растение! У ч и т е л ь . Правильно. Вы сами определили тему нашего урока. Разберем сегодня мы, Что есть растения, а что – грибы.  III. Работа по теме урока. 1.  В в е д е н и е   в   т е м у   у р о к а :   выполнение   задания   «Давайте познакомимся   с   разными   растениями»   (с.   55   учебника,   «Дополнительный материал»). П р о в е р к а   п о   в о п р о с а м : –  Как можно назвать каждую группу растений?  (Нецветковые и цветковые растения.) – Что различного в растениях этих двух групп вы заметили?  2. Р а с с к а з   у ч и т е л я  «Жизнь растений». Все живое производит новую жизнь или воспроизводит ее. Это относится и к царству растений. Основная   разница   между   растениями   и   животными,   как   мы   уже   знаем, заключается в том, что растения сами создают свою пищу с помощью солнечного света из газа, называемого углекислым, и воды. Животные не создают свою пищу, но поедают растения или других животных.  Рассмотрим некоторые группы растений. Водоросли – простые растения. Они могут быть крошечными, как планктон, или гораздо крупнее, как морские водоросли.  Учитель показывает картинки с их изображением. Хвойные растения называют голосеменными. Подобно цветущим растениям, новые   хвойные   растения   вырастают   из   семян,   получаемых   от   соединения мужской пыльцы с женскими семяпочками. Хвойные не дают цветов, вместо них пыльца и семяпочки вырастают в шишки. Мхи – еще одна группа растений. У них маленькие корнеплодные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле. Они производят споры подобно грибам в капсуле, но на стебле. Когда капсула открывается, ветер разносит споры кругом, они падают на землю и прорастают. Папоротники тоже производят споры. Капсулы со спорами растут группами на нижней части листа. Цветущие   растения,  такие   как   пальмы,   нарциссы   и   розы,   называют покрытосемянными.   Их   пыльца   и   семяпочка   находятся   в   цветке.   Пыльца переносится   на   семяпочку   ветром,   водой,  птицами   или   животными.  Капсулы защищают семена. Большинство цветов появляются в определенное время года. Они дают новые семена. Для того чтобы цветок дал семена, нужно, чтобы его семяпочка пришла в соприкосновение   с   частицами   пыльцы.   Этот   процесс   называется  опылением. Растения опыляются по­разному. У таких растений, как трава, цветы невзрачной окраски.   В   них   образуется   легкая   пыльца,   которая   разбрасывается   ветром. Цветы опыляются, если пыльца с цветка такого же вида попадает на них.  Растения с ярко окрашенными цветами выделяют сладкий сок, называемый нектаром. Когда насекомые пьют его, то касаются пыльников, пыльца прилипает к   ним.   Если   пыльца   переносится   на   другой   цветок   того   же   вида,   то   он опыляется. После опыления семяпочки формируются в новые семена, которые разбрасываются растениями. Если семена попадают в благоприятные условия, то начинают   расти,   и   цикл   повторяется   снова.   Различные   растения   по­разному разбрасывают свои семена. Растения растут по­разному. Многие маленькие растения живут всего один год (сезон). Они однолетние. Растения дают семена и погибают. Другие растения, такие как деревья и кустарники, растут много лет и дают семена каждый год. Они называются многолетними.  3. Б е с е д а  «Лиственные и хвойные деревья». У ч и т е л ь . На наборном полотне прикреплены карточки с изображениями разных   деревьев.   Найдите   и   назовите   среди   них   только   те   деревья,   которые теряют листья на зиму.  Учащиеся   находят   и   называют   5–6   деревьев,   картинки   с   их   видами группируют в один столбик. – Как называются эти деревья? У ч е н и к и .  Лиственные. У ч и т е л ь . Как называют лес, состоящий только из таких деревьев?  У ч е н и к и .  Лиственный лес.  У ч и т е л ь . Найдите и назовите только те деревья, на ветвях которых и зимой остаются зеленые тоненькие листочки, называемые хвоей. (Учащиеся находят и называют ель и сосну.) Как называются эти деревья? У ч е н и к и .  Хвойные. У ч и т е л ь . А лес, состоящий только из этих деревьев? У ч е н и к и .  Хвойный лес. У ч и т е л ь . Мы повторили, в чем состоят отличия лиственных деревьев от хвойных. Это поможет вам в выполнении практического задания. 4. И г р а ­ п р о г у л к а  «Лекарственные растения». 1) В с т р е ч а   с   П р и р о д о й . У ч и т е л ь .  О люди, мыслю я, У всех у нас есть Мать одна, По имени Природа! П р и р о д а  (девочка исполняет роль). Я здесь. У ч и т е л ь .  Для всех ее хватает доброты. И мы живем, запечатлев навеки В душе ее прекрасные черты –  Поля, луга, леса, моря и реки. П р и р о д а . А кто ко мне спешит? У ч е н и к и .   Мы,   дети,   матушка   Природа,   пришли   к   тебе   просить лекарственных растений. П р и р о д а . Скажите, какими еще словами можно назвать эти растения. У ч е н и к и .   Травы жизни. Растения­целители.  Живая сила. Растения, дарящие бодрость. Кладовая витаминов. Удивительная живая сила. Творение природы. П р и р о д а . Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях. У ч и т е л ь . Природа, позволь пройти в твои владения? П р и р о д а .   Разгадаете   загадки   о   лекарственных   растениях,   тогда, пожалуйста, милости прошу. 2) З а г а д к и   П р и р о д ы  о лекарственных растениях. Сердечко песочное, Лепестки молочные. Лекарь вырос у дороги, Он больные лечит ноги. (Ромашка.) (Подорожник.) Был цветок, как медок молодым, А когда постарел, стал как дым. Белые горошки  На зеленой ножке. (Одуванчик.) (Ландыши.) Красная свечка, Белое сердечко, Чаем ароматным напоит, От ангины исцелит. Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает.  (Малина.) (Земляника.)  П р и р о д а . Молодцы, все загадки отгадали. Проходите, да помните правила о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь поудобнее. У ч и т е л ь .   Матушка   Природа,   наши   ребята   знают   и   умеют   применять лекарственные растения. П р и р о д а . Кто из вас покажет лекарственные растения и опишет, для чего они применяются? (Ответы учащихся.)  3) В и к т о р и н а  «Узнай растения». У ч е н и к и . Почему мы дышим вольно И судьбой своей довольны, Хоть растем мы вдоль дорог  И нас топчут сотни ног? (Подорожник.) Учитель выставляет картинку с изображением подорожника. Подорожник – обычное растение, его все знают. Он никогда не прячется от человека, наоборот, любит расти у него на виду – вдоль дорог, на лугах, возле домов. Его листья гладкие и кругловатые, словно яйца. И посреди них – хвост торчит.   И   целебные   свойства   этой   травы   нам   известны.   С   кем   не   бывало   – оцарапал руку или натер ногу, приложил листок подорожника к больному месту, и скоро все заживет.  У ч е н и к и .  Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. Что это за растение? Н а   д о с к е :   О т в е т : ландыш. Ландыш применяют для приготовления настоек и лекарств.  Учитель выставляет картинку с изображением ландыша.  У ч е н и к и . В белом сарафане Встала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы. (Береза.) Учитель выставляет картинку с изображением березы. Береза  –   целительница.   Настои   березовых   почек,   листьев,   коры   широко применяют при различных заболеваниях органов человека. Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Смородина.) Учитель выставляет картинку с изображением смородины. Черная смородина богата витамином С, полезным для организма человека.  П р и р о д а .   Спасибо,   ребята.   Вы   очень   хорошо   знаете   растения,   их живительную силу.  Звонит телефон. П р и р о д а   (в   трубку).  Алло,   да,   это   Лесная   поляна.   Вы   из   аптеки?   Зал фитобара,   фитотерапевт   Неболейкин…   Очень   приятно!   Конечно,   поможем, непременно. У ч и т е л ь . Что случилось, Природа? П р и р о д а   (учащимся).  Ребята, вас просят собрать в аптеку растения для витаминного чая. Фитотерапевт Неболейкин будет очень благодарен. Согласны? У ч е н и к и .  Да! П р и р о д а . Какие растения нужны для витаминного чая? Отберите на стенде нужные картинки и сложите их в чайник с надписью «Витаминный чай». У ч е н и к и .   Шиповник,   черная   смородина,   рябина,   земляника,   малина, ежевика. П р и р о д а .   Молодцы,   все   помнят,   все   знают!   Какие   растения   будете собирать для аппетитного чая? Сложите их в соответствующий чайник. У ч е н и к и .  Полынь горькая, тысячелистник, цикорий. П р и р о д а . Спасибо, аптека теперь сможет помочь многим людям. А что вы можете   предложить   от   простуды,   кашля?   Что   входит   в   сбор   грудного   чая? Соберите картинки и положите в соответствующий чайничек. У ч е н и к и .   Мать­и­мачеха, подорожник, зверобой, сосновые почки, лист и корень солодки, шалфей. П р и р о д а . Верно,  именно эти  растения сейчас  нужны,  в  городе  вспышка простудных   заболеваний.   Большое   вам   спасибо,   ребята,   вы   очень   помогли своими знаниями о целебных свойствах растений.  На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. (Легкое покачивание рук вправо–влево.) Опускаем руки по команде «два». У ч и т е л ь . Продолжаем работать по теме. Собирать лекарственные растения – это нужное и полезное дело. Только нужно помнить о бережном и чутком отношении к любому живому существу.  Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. В. Берестов  П р и р о д а . Как можно изучать лекарственные растения?  У ч е н и к и .  По картинкам.    По гербариям.    По живым растениям на прогулках и экскурсиях. П р и р о д а .   Какие   правила   надо   знать,   чтобы   сохранились   природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живые ее обитатели? У ч е н и к и . !   З а п о м н и   п р а в и л о   1 Находясь в природе, нельзя срывать растения  для букетов. Букеты можно   составлять   только   из   тех   растений,   которые   выращены человеком. Замечательное   богатство   природы   –   лекарственные   растения.   Школьники часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных растений из­за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем   н е   н а д о   с о б и р а т ь . Лучше   всего   заготавливать   подорожник,   пижму, тысячелистник, птичью гречишку.   пастушью   сумку, !   З а п о м н и   п р а в и л о   2 Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Бывает,   что   люди,   даже   не   срывая   растения,   губят   их.   Причина   этого   – вытаптывание.   Идет   человек   по   лесу   и   не   замечает,   как   у   него   под   ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. !   З а п о м н и   п р а в и л о   3 В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. В   нашей   стране   проводится   большая   работа   по   охране   растений.   Редкие растения   запрещено   собирать.   Под   особой   защитой   они   находятся   в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах. Конечно,   охранять   надо   не   только   редкие,   но   и   другие,   даже   обычные растения.   Каждый   должен   выполнять   правила   поведения   в   природе,   больше сажать растений в городах и селах. Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому охрана растений, насекомых­опылителей, хищных насекомых, птиц помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды.  В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом! 5 .   Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 55–56). У ч и т е л ь .  Отгадайте, с каким растением связано следующее задание. Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. У ч е н и к и .  Гриб. У ч и т е л ь . Что вам известно о грибах? Это живые организмы? Гриб – это растение или животное? (Ответы учащихся.)  Это   только   ваши   предположения,   но   давайте   обратимся   за   помощью   к научному консультанту – энциклопедии «Живой мир». •  Грибы  часто   выделяют   в   отдельное   царство   –  царство   грибов.   Они представляют   собой   очень   тонкие   нити,  не   состоящие   из   клеток,  как   другие растения.   Они   получают   пищу,   поглощая   жидкости   из   мертвых,   гниющих растений и животных. Большую часть года грибы представляют собой тонкие белые   нити   в   почве.   Осенью   они   растут   вверх,   образуя   шляпку   и   ножку.   В верхней   части   грибов   (шляпке)   образуются   массы   мельчайших   частиц, называемых спорами. Они разносятся ветром и дают начало новым грибам. Теперь,   когда   вы   получили   научную   консультацию,   можете   приступать   к выполнению   задания  4  на   с. 59  рабочей   тетради.  Вставьте   в  пустые   строчки сведения, которые вам известны о грибах. П р о в е р к а . Вызванный учащийся читает предложения. Остальные ученики сверяют свои ответы с ответами этого учащегося: соглашаются или опровергают их. У ч и т е л ь . А знаете ли вы, какие грибы нарисованы на картинке? Почему грибы бывают съедобными и несъедобными? Попробуйте правильно назвать и показать гриб, о котором говорится в загадке, поставьте над его шляпкой букву «С», если он съедобный и букву «Н», если он несъедобный.  1) Стоят старички­красношапочники. (Подосиновики – С.) 2) Лета первая примета:     Под березой, в холодке – Гриб коричневого цвета     На пятнистом корешке. (Подберезовик – С.) 3) Я стою на ножке толстой,     Я стою на ножке гладкой,     Под коричневою шапкой     С бархатистою подкладкой. (Белый гриб – С.) 4) Что за гриб стоит на кочке     В красном бархатном платочке? (Подосиновик – С.) 5) Нет грибов дружней, чем эти, –     Знают взрослые и дети.     На пеньках растут в лесу,     Как веснушки на носу. (Опята – С.) 6) Ходят в рыженьких беретах,     Осень в лес приносят летом.     Очень дружные сестрички –     Золотистые…   (лисички – С). 7) Я в красной шапочке расту     Среди корней осиновых,     Меня узнаешь за версту.     Зовусь я…   (подосиновик – С). 8) В шляпках разноцветных,     Издали приметных.     Собирай, не мешкай!     Это…   (сыроежки – С). 9) Гордо встал на кочке крепкой     В фартучке и в красной кепке     Раскрасавец удалой.     Взгляд приятный, норов злой. (Мухомор – Н.) 10) Схоронился паренек     За осиновый пенек.     Только шляпка паренька     Для любого грибника,     Как маяк для моряка. (Подосиновик – С.) 6. И г р а  «Четвертый лишний». У ч и т е л ь .  Это всем, друзья, известно, Чтобы было интересно,  Чтоб на уроке не скучать, Немного можно поиграть.  З а д а н и е  1. Укажите, по какому общему признаку могут быть объединены грибы в горизонтальном ряду, а какой гриб является лишним и почему. З а д а н и е   2.  Из   ряда   полезных   и   вредных   грибов   найдите,   какой   гриб является лишним. IV. Итог урока. У ч и т е л ь . Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес­великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите. У ч е н и к и  (по очереди).   Есть одна планета­сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! В с е .                  У ч и т е л ь . Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек? Что произойдет с деревьями, если в лесу станет мало птиц? (Ответы учащихся.) Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых­опылителей, хищных птиц и насекомых.  Домашнее задание: выполнить задания «Дополнительный материал» на с. 56 учебника.

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 "РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017