Разработка урока по окружающему миру «Деревья леса» ( 2 класс) по системе учебников «Начальная школа 21 века»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока окружающего мира «Деревья леса» ( 2 класс)

по системе учебников «Начальная школа 21 века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 Разработала:

                                                                                                                                                                                            Зверева Светлана Александровна,

                                                                                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                    МБОУ «Борисовская СОШ № 2»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта изучения темы

 

Учебный предмет

окружающий мир

Класс

2

Тип урока

урок открытия нового знания

 

Технология построения урока

технология проектной деятельности

 

Тема урока

Деревья леса

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися  знаниями о   видах леса, о значении дуба, берёзы и сосны для человека

Основные термины, понятия

этажи леса, деревья,

 

 

Планируемый результат

Предметные умения

- знать этажи леса;

- уметь отличать деревья от кустарников и трав;

- уметь различать хвойные и лиственные деревья;

-уметь определять значение дуба, берёзы, сосны, лиственницы и рябины для человека

                        

 Личностные УУД:

 - определять правила работы в парах;

- применять навыки делового сотрудничества в группе;

-развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

-самооценка на основе критериев успешности;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - выполнять учебное действие;

- планировать учебное сотрудничество;

 - работать по плану, инструкции;

- контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-сравнивать результаты своей работы с образцом;

 - оценивать результаты своей деятельности;

- оценивать весомость приводимых суждений.

 Познавательные УУД:

- анализировать информацию учебника;

- выделять необходимые знания для решения задачи;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - делать выводы;

-выделять существенные признаки предметов

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- аргументировать свои суждения

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

Книгопечатная продукция:

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»

 

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

 

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point

 

 

 

 

Технология изучения

Этап урока

Содержание 

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Организационный момент

 

Вхождение в урок, дети сидят, учитель читает стихотворение.

 

- Ребята, поприветствуем, молча  наших гостей! Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

- Все расселись по местам, тишина и тут и там, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!

-Тот, кто  хочет много знать, должен сам всё постигать!

- Какими нам нужно быть для этого? (умными, наблюдательными, активными, внимательными).

- Ребята, кто из вас любит ходить в гости?
- Я принесла вам приглашение в один необычный дом.  А с каким настроением надо ходить в гости?
- Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда еще не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется с нами до конца урока.


 

 

Ученики слушают.

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

 

 

 

К: аргументировать свои суждения

II.Актуализация знаний

Вспомнить правила поведения в лесу, этажи леса и отличие деревьев от других растений. На доске карточки (и у каждого на парте): ромашка, ясень, брусника, шиповник, клевер, тысячелистник, дуб, пихта, орешник.

 

- А теперь закройте глазки, расслабьтесь и послушайте, какая замечательная музыка доносится из этого дома.
(звучит музыка леса)
- Куда же нас пригласили? (в лес)
-Когда мы приходим в гости, что говорим хозяину?
- Давайте будем вежливыми и поздороваемся с лесом.

на экране:
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
  Полный сказок и чудес.
  Всё открой, не утаи.
  Ты же видишь – мы свои!


-А чтобы лес нам раскрыл все свои тайны и секреты, нужно не нарушать покой леса. Вы уже знаете, что в лесу надо соблюдать правила, чтобы сберечь его. Давайте вспомним их.

 

- Итак, я думаю, теперь мы не нарушим покой леса, а он нам расскажет все свои секреты.


-Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения?

 

- Объясните, на какие группы разделили? Почему?

- Чем деревья отличаются от других растений?

 

Ученики слушают.

Ответы учащихся

 

Правила поведения в лесу

- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

- Убери за собой мусор, чтобы другим было приятно прийти в лес и наслаждаться красотой.

-Мы – друзья леса!

 

 

Ученик у доски распределяет карточки по группам, а остальные на индивидуальной карточке.

 

Ответы ученика у доски.

 

 

П: классифицировать растения, различать этажи леса

К: умение выражать свои мысли

Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия

III.Формулирование темы урока

Отгадывание загадок.

 

Читает загадки

1)Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

 

2)Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей (берёза)

 

3)Её всегда в лесу найдёшь-

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем(ель, сосна)

 

- Что общего у слов-отгадок?

-Как вы думаете, какова будет тема урока?

Вывешивает тему урока.

- Что мы знаем о деревьях? (хвойные, лиственные, имеют один главный жёсткий стебель. Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?  (лиственный) Хвойные?  (хвойный) А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья?  (смешанный)

Ребята, скажите, а все ли мы знаем о деревьях?

- А что вы хотите узнать о них?

- Какую  цель мы поставим перед собой?

(Узнать и рассказать о жизни  деревьев и их значении для человека). 

 

 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся: это деревья, они образуют верхний этаж леса.

Ответы детей: деревья леса.

П: выделять существенные признаки предметов, обобщают знания

Л: проявлять уважение к одноклассникам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке

К: выражать свои мысли

 

IV. Изучение нового материала (проект-

ная деятельность)

 

Опора с правилами сотрудничества в группе.

Работа учеников в группах по заданию.

 (Действия в группе)

 

Работа в группах по проектам.

1 группа

Рябина

Задача: составить информационный проект о рябине.

План работы

1.      Прочитать текст карточки.

2.      Определить виды деревьев.

3.      Заполнить таблицу.

4.      Представление проекта (таблицы)

2 группа

Дуб

Задача: составить информационный проект о дубе.

План работы

1.      Прочитать текст учебника «Дуб» стр. 45.

2.      Какими словами говорят про дуб?

3.      Что означает дубовая ветвь?

4.      Кого награждают венком из дубовых листьев?

5.      Почему дуб-долгожитель?

6.      Плоды дуба.

7.      Оформите проект

8.      Представьте проект.

3 группа

Берёза

Задача: составить информационный проект о берёзе.

План работы

1.Прочитать текст учебника «Берёза» с.46-47.

2.Какими ласковыми словами называют берёзу?

3.Почему в народе о берёзе говорят «Спасительница»?

4.Чем полезен берёзовый сок?

5. Оформите проект.

6. Представьте проект.

4 группа

Сосна

Задача: составить информационный проект о сосне.

План работы

1.Прочитать текст учебника «Сосна» с.47.

2.Какое дерево сосна?

3.На что похожи листья сосны и как их называют?

4.Какой воздух в сосновом лесу?

5. Чем полезен отвар хвои?

6. Оформить проект.

7. Представить проект.

5 группа

Лиственница

Задача: составить информационный проект о  лиственнице.

План работы

1.Рассмотрите в учебнике рисунок-схему на с.47-48.

2. Заполнить таблицу.

3.Представить проект

-Какая профессия может нам рассказать об этом? (репортер, корреспондент).

- Что для этого ему нужно?(камера, микрофон, знания и т.д.)

- Один человек может ли это сделать?

-Я хочу вас пригласить в школьную телекомпанию, которая называется 2Б TV.

- Я предлагаю вам побывать  в роли репортеров и операторов.

Вы будете отправлены в командировку в разные места леса.

У каждой группы будет своё задание. Вам необходимо в течении 5 минут его выполнить.  Для этого вам необходимо вспомним правила делового сотрудничества в группе:

·         уважать мнение другого;

·         не обижать и не обижаться;

·         быть внимательным;

·         соблюдать тишину (работать вполголоса);

·         слушать и слышать друг друга.

 

Распределение на группы и роли в группе.

 

Учитель напоминает план действий в группе.

1.Обсуждение задания.

2.Выполнение задания.

3.Оформление задания.

4.Формулирование выводов

5.Представление результатов работы (проекта)

 

Группы получают задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся говорят правила сотрудничества в группе.

 

 

 

 

 

 

 

Представитель каждой группы выбирает задание.

 

 

 

 

Делятся на группы.

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корреспонденты представляют проекты групп.

 

 

 

П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал

Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений

Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли

Р: работать по плану, инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу

 

V.Применение знаний на практике (этап закрепления)

Игра «Да-нет»

 (самопроверка)

-Сейчас мы проверим, как вы изучили тему «Деревья леса».

Вопросы игры «Да-нет»

1.Деревья делятся на хвойные и лиственные?

2.Дуб-долгожитель?

3.Плоды дуба – шишки?

4.Берёза помогает восстановить сгоревший лес?

5.Сосна-лиственное дерево?

6. В сосновом лесу воздух чистый?

7. Из клёна делают красивую и дорогую мебель?

8.Из пихты делают лыжи?

Проверьте себя. Выставите отметки.

Критерии: 5-нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3 ошибки.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

-Кто допустил 1 ошибку?2?3?

 

 

Учащиеся отвечают на листочках (круг или треугольник)

 

 

Учащиеся проверяют себя по слайду и выставляют отметку.

 

 

Ученики поднимают руку.

П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала

Р: оценивать весомость суждений

Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание

 

Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность

 VI. Рефлексия учебной деятельности

 У детей на столах листики

-Следующее задание необходимо выполнить быстро.

-У каждой программы есть свой рейтинг. У нас было 5 репортажей. Каждый из вас берёт листик и выбирает самый интересный репортаж. 

 Дети выбирают листики и прикрепляют на доске.

Л: самооценка на основе критериев успешности

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности

VII. Итог урока

 

Вопросы по теме урока

 

 

- Давайте посмотрим. У нас получилась диаграмма. Что она показывает?

- Что сегодня на уроке вы узнали?

-На какие группы делятся деревья?

- Приведите примеры хвойных деревьев.

-Приведите примеры лиственных деревьев.

 

Ответы учащихся.

 

П: обобщать знания

К: выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания

 

VIII. Домашнее задание

 

-Составить «паспорт» дерева. А как это сделать вы узнаете на стр. 59

 

Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания