Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний
Оценка 4.9

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
08.04.2017
Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний
Карточка 3 для индивидуальной работы - рефлексия, самооценка.
Технологическая карта урока Смутное время. Минин и Пожарский..docx
Технологическая карта урока  Белозерова Татьяна Анатольевна Ф.И.О. учителя Предмет:  окружающий мир 4 (четвертый) Класс:  Наименование учебно­методического комплекта (УМК):  Планета знаний Тема урока:  Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский Тип урока:  открытие новых знаний Цель: Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Планируемые  результаты: Предметные  результаты: Метапредметные  результаты:  Коммуникативные  результаты:  Регулятивные  результаты:  Личностные  ознакомление детей с основными событиями смутного времени.  создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков;   способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной  информации; воспитывать культуру общения в группе и парах.   Знать основные события в истории своего государства, происходившие в XVI – XIX веках  Уметь соотносить событие, дату и век; восстанавливать хронологическую последовательность событий.  Оценить деятельность К.Минина и Д. Пожарского, дать понятие «Смутное время», выявить причин начала смуты в  России в начале XVII в.  Организация рабочего места, умение работать с учебником, применение теоретических знаний на практике,  классификация, обобщение, умение работать в парах и группах, адекватно воспринимать оценку учителя и вносить  необходимые коррективы с учётом сделанных ошибок.  Учить формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение взаимодействовать друг с другом для  решения проблемного вопроса  Продолжить формировать навыки анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения  умозаключений; развивать умения работы с текстом.   Развивать интерес к изучению истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию; воспитывать патриотические результаты: чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений. Основные понятия: Межпредметные связи: Методы и формы  обучения  Ресурсы, оборудование  и материалы Список учебной и  дополнительной  литературы Дидактическое  обеспечение урока  Смутное время литературное чтение Объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый; фронтальная, индивидуальная 1.Презентация Microsoft Power Point 2007.                                          2.Компьютер, проектор. Учебник  Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов (часть 1), Е.В. Саплина, А.И. Саплин (часть 2).  Окружающий мир. 4 класс. Учебник. М.: АСТ Астрель, 2014., раздел «История нашей Родины». 68 часов в год, 2 часа в неделю.  (ФГОС Образовательная система «Планета знаний») 1. Раздаточный материал: тест, карточки, смайлики.                                          2. Карточки с датами, именами, событиями 3. Карточки с темой и планом урока Этапы  урока Обучающие  и развивающие компоненты,  задания  и упражнения Организационная структура (сценарий) урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся Формируемые умения (универсальные  учебные действия) 1.  Мотивация  (самоопределе ние)  к учебной  Эмоциональная,  психологическая  мотивационная  подготовка учащихся  к усвоению учебного  Сегодня мы откроем новую страницу в истории  нашей Родины, составляя портреты героев того  времени. Издревле наши предки передавали власть по  наследству: от отца к сыну. Уже много веков  Слушают учителя,  принимают участие в  диалоге с учителем.  Демонстрируют  Коммуникативные:  высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,  обмениваются мнениями.  Личностные: понимают деятельности материала 2.   Актуализация  опорных знаний  Закрепление изученного  материала: работа на  карточках (1) в парах Фронтальная беседа по  определению темы и  целей урока. правили на Руси потомки Рюрика, назывались они –  Рюриковичи. Разную они оставили о себе память:  одни стоили города и храмы, защищали свою  Родину,  другие – враждовали, разоряли свои и  чужие земли. Но все они были князьями, а в XVI  веке появился первый царь. Соотнесите имя исторического деятеля и связанные с ним дату и событие. Отгадайте зеркальный ребус (на доске) Что вам известно о правлении Ивана Грозного? Прославился Иван с молодых лет горячим и  крутым нравом и жестокими расправами с  непокорными. За это стал народ называть его  Иваном Грозным. В гневном порыве ударил он сына  тоже Ивана жезлом и убил его. В царствование  Ивана Грозного были завоёваны Казанское и  Астраханское ханства, покорено Сибирское  ханство, построена первая типография, напечатан  первый учебник. Итак, 16 век остался в прошлом.  Страницы истории, какого века сегодня  перевернем? Сформулируйте тему урока. Какую цель вы поставите? 3. Этап  изучения  нового  материала. Составление кластера на доске « СМУТНОЕ ВРЕМЯ» Непростое время наступило в VXII веке на Руси.  После смерти, оставил Иван IV двух сыновей:  Фёдора и Дмитрия. Сначала царём стал старший,  Фёдор. Но он был болезненный. Фактически же  власть принадлежала царскому шурину боярину  готовность к уроку,  готовят рабочее место к  уроку Вспоминают правила  работы в парах.  Совместно выполняют  задание на карточке. 1  пара работает у доски.  Самопроверка по эталону Отгадывают ребус:  Иван  Грозный. Рассказывают о  временах правления  Ивана Грозного.  Отвечают  на вопросы учителя Россия в XVII веке Узнать о события и людях того времени Внимательно слушают. значение знаний для человека  и принимают его; имеют  желание учиться; проявляют  интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Метапредметные: умение  работать в парах; применение  теоретических знаний на  практике. Регулятивные: выполнение  самопроверки по эталону Познавательные:  осуществляют логические  действия: анализ, синтез,  сравнение, обобщение,  аналогию; самостоятельно  выделяют и формулируют  познавательную цель. Метапредметные: уметь  строить рассуждения на основе  известных понятий. Умение самостоятельно  планировать пути достижения  целей, в том числе  альтернативные,  Познавательные:  осуществляют логические  действия, поиск и выделение  необходимой информации,  выбор наиболее эффективных наследников престола не было голод предательство  бояр иноземные  захватчики (Москва – поляки, Новгород – шведы) Борису Годунову. Вскоре умер и Дмитрий. Рассказывают, что его  убили Борисовы люди. Через несколько лет умер и  болезненный Фёдор Иванович. На этом оборвался  царский род Рюриковичей, которые правили Русью  700 лет: наследников престола не было. Этот период в истории назвали Смутное время. Какой вопрос вы поставите перед собой на данном  этапе? Откройте словарь Сергея Ивановича Ожегова.  Найдите в нем объяснение этого понятия. Почему назвали это время на Руси «Смутным? Почему Бориса Годунова считали незаконным  царем? Бояре решили снова пригласить царствовать  польского короля и тайно впустили польское  войско в Москву (предательство  бояр). Отсюда  и поговорка: « У семи нянек дитя без глаза».  Настали страшные времена. Шайки разбойников  бродили по стране. Многие города и сёла были  разорены. Сама Москва оказалась в руках  иноземцев (иноземные  захватчики). Что такое «Смутное  время», «Смута»? Беспокойное, тревожное  время, в которое  происходят мятежи,  народные волнения,  ссоры, беспорядки Рассказ заранее  подготовленного ученика. Рассказ заранее  подготовленного ученика. способов решения задач,  планирование,  структурирование знаний. Предметные: дать понятие  «Смутное время». Личностные: аргументировано  оценивать чужие поступки. 4. Физкульт минутка. 5. Проработка  содержания  темы Фронтальная беседа с  использованием  презентации Представьте, что от вас зависит судьба Руси, судьба Москвы? Какое решение вы примите? ­ Посмотрите на фотографию памятника. Кого вы  видите? Купола,  какого собора видите вдалеке? Где  установлен это памятник? Кому обычно ставят памятники? Перед вами памятник, установленный на главной  Двое мужчин; один сидит, другой стоит; в руках  держит щит и меч.  Собора Василия  Блаженного. В Москве на  Красной площади. Правителям, писателям,  художникам и т.д Предметные: осознанно и  произвольно строят речевое  высказывание. Коммуникативные: выражают свои мысли с  достаточной полнотой и  точностью; формулируют  и аргументируют свое мнение в Индивидуальная работа  с документами. Предположения: эти люди отличились на войне, или  совершили героические  поступки в мирное время, изобретатели и т.д.). Кто такие Минин и  Пожарский? Ученики работают  индивидуально по  вариантам (Источник № 1 (1вариант), Источник № 2 (вариант № 2)                      читают текст,  осмысливают содержание. По вопросам  пересказывают  содержание текстов (по  вариантам). коммуникации.      Личностные: оценивают  усваиваемое содержание с  нравственно­этической точки  зрения;    Личностные: умение осознанно выбирать наиболее  эффективные способы решения  учебных и познавательных задач Познавательные: Находить в  источниках достоверную  информацию, необходимую для  решения учебных и жизненных  задач.  Регулятивные: способность  принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и  оценивать свои действия. Коммуникативные: учить  формулировать собственное  мнение и позицию. площади нашей страны, купцу Козьме Минину и  князю Дмитрию Пожарскому. Возникает  противоречие ­ Минин и Пожарский не были  правителями или художниками, они были обычные  люди, но о них помнят и даже поставили памятник  на главной площади страны. Почему обычным людям благодарна вся Россия? Какой вопрос поставили перед собой на данном  этапе? Русь была снова готова сплотиться для борьбы с  иноземными захватчиками. На защиту страны  поднялся народ. Монахи Троице­Сергиева  монастыря рассылали  по городам грамоты, в  которых призывали русских людей объединиться  для спасения своего Отечества. Одна из таких  грамот попала в Нижний Новгород. На другой день  зазвонил в Нижний большой колокол. Заполнил  народ площади и храмы. Собиралось народное  ополчение, которое возглавил посадский староста  Кузьма Минин. Источник № 1 (1вариант)                            1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин  для защиты Отечества? (Докажи свое мнение  цитатой из текста) 2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода  на призыв К.Минина? 3. На какие средства собиралось второе ополчение? 4. Какой налог, с какой целью был введен К.  Мининым? 5. Какова роль церкви в организации национально­ освободительного движения? Источник № 2 (вариант № 2) 1. Назовите имя вождя, которого выбрала  нижегородская община для  ополчения? Рассказ учителя с  опорой на презентацию Работа с лентой времени Рассказ учителя с  опорой на презентацию 2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского? 3. Куда отправились послы за Д.Пожарским? 4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности  Минина и Пожарского? 5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе  ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из  источника. Минин и Пожарский готовили наступление на  Москву, и в марте 1612 года ополчение двинулось к Москве. По дороге к ним присоединились люди из  других городов. Уже на подходах к городу  начались сражения с поляками. Вражеские войска  не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть  поляк. Ополченцы не попускали к ним подводы с  едой. В Кремле начался голод. 4 ноября 1612 года  ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля,  через 4 дня сдался и Кремль. Москва была  освобождена. Русский народ продемонстрировал образец  героизма и сплочённости всего народа. Давайте  запишем эту дату на ленту времени.  Кто же такие Минин и Пожарский? Что они  сделали для России? Россия помнит и никогда не забудет подвиг  народного ополчения и его руководителей. На  добровольные пожертвования в Москве на Красной  площади был установлен памятник Минину и  Пожарскому, скульптор Иван Мартос, на котором  есть надпись «Гражданину Минину и князю  Пожарскому Благодарная Россия». В наше время  такой же памятник установлен в Нижнем  Новгороде (это первый город, где начали собирать  Внимательно слушают Записывают в тетрадь ­ 4  ноября 1612 год —  освобождение Москвы от  поляков Собрали народное  ополчение для  освобождения Руси от  иноземных захватчиков Личностные: самоопределение  и осознание того, что уже  усвоено, что еще подлежит  усвоению. Регулятивные: продолжить  формировать навыки анализа и  обобщения исторических  фактов, самостоятельного  построения умозаключений. Коммуникативные: умение  организовывать учебное  сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и  сверстниками. Коммуникативные: умение  осознанно использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации для  выражения своих чувств,  мыслей. Регулятивные: принимают и  сохраняют цели и задачи  учебной деятельности. 6. Самостояте льная работа  с самопровер кой по эталону (образцу) 7. Итог урока.  Рефлексия. Индивидуальная работа  на карточке (2) средства на ополчение). С 2005 года 4 ноября  является днем государственного праздника  ­ Днем  Народного единства. Подведем итог урока. Вставьте пропущенные слова  в карточку  Вставляют пропущенные  слова на карточке. Обобщение полученных  на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок Над какой темой работали? Что интересного вы узнали из жизни своих  предков? Какая информация показалась для вас  наиболее значимой? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Отвечают на вопросы  учителя. Заполняют  карточки самооценки (3)  8. Домашнее  задание Комментарий учителя 1. Подготовить пересказ о Смутном времени 2. Сделать рисунки к изученному периоду родной  истории (по желанию) Задают уточняющие  вопросы Регулятивные: осуществляют  волевую саморегуляцию в  ситуации затруднения;  контролируют учебные  действия  Коммуникативные: умеют  задавать вопросы для уточне­ ния последовательности работы  Регулятивные: осуществляют  контроль и оценку процесса  и результатов деятельности. Личностные: понимают  причины успеха / неуспеха в  учебной деятельности Регулятивные: принятие  решений осуществление  основного выбора в учебной и  познавательной деятельности.

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс. Планета знаний

Разработка урока по окружающему миру "Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский". 4 класс.  Планета знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017