Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
10.12.2018
Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)
Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", рассчитана для обучающихся 1 курсов СПО. В данной разработке указаны цели занятия, ход урока. А также указаны результаты освоения обучающимися согласно ФГОС. Данная разработка может служить помощником на занятиях для преподавателей СПО.
Лекционное занятие. Орфография.docx
Технологическая карта учебного занятия      ык Лекционное занятие № 9 по дисциплине  Русский яз Количество часов            2____ Тема занятия: Орфография. Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности  Вид занятия: лекция Цели:    образовательная: систематизировать знания учащихся по теме «Понятие орфограммы;  основные принципы и нормы современной русской орфографии»; совершенствовать навыки научно­исследовательской работы;    развивающая: развивать связную речь, память, логическое мышление;    воспитательная: воспитывать познавательный интерес к дисциплине “Русский язык”;  совершенствовать навыки этичного межличностного общения; воспитывать бережное  отношение к слову. Овладение обучающимися  общими (ОК) компетенциями Наименование результата обучения  − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как  явления национальной культуры;  − готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной  деятельности;  − готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной  деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,  критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных  источников;   Оборудование:  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10­11 классы. – М. Просвещение, 2014. 2. Рабочие тетради. 3. Раздаточный материал.                                                                                      Ход занятия: 1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего  места. Создание проблемных ситуаций.) (5 мин) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 2. Сообщение темы занятия, постановка  цели и задач занятия (5 мин) 4. Изложение нового материала, применяемая методика (70мин).    Лекция преподавателя                                                        Русская орфография Понятие об орфографии Основные принципы орфографии: фонематический принцип русской  орфографии, фонетический принцип русской орфографии, дифференцирующий  принцип написания Лексико­синтаксический и словообразовательно­грамматический принципы Морфологический, семантический и словообразовательный принципы Перенос слов: фонетический и морфематический принципы Графические сокращения 1. Общепринятая система правил, устанавливающая единообразные способы передачи речи  на письме, называется орфографией (греч. orthos – правильный, grapho – пишу). Раздел орфографии разработан с той целью, чтобы все носители языка писали  единообразно, поскольку мы часто произносим слова не так, как пишем. Русская орфография сложилась на основе старославянской орфографии и поэтому уже с  самого начала расходилась со звуковым составом русского языка. Как система она  начинает складываться в XVIII веке, в трудах Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова.  Разработка системы продолжалась в XIX веке в многочисленных трудах по русской  грамматике (Востокова, Буслаева). Окончательно она была приведена в систему только в  трудах академика Грота, в частности в его работе «Спорные вопросы русского  правописания». В 1917 году была проведена первая реформа русской орфографии. В известной мере она  была реформой графики. В 1956 году был составлен новый свод – «Правила русской орфографии и пуцнктуации». Русская орфография состоит из пяти разделов: Написание морфем: корней, префиксов, суффиксов и флексий. Слитные, раздельные и полуслитные, или дефисные, написания слов и их  частей. Употребление прописных букв. Способы переноса слов с одной строки на другую. Графическое сокращение слов. Орфография связана с таким понятием как орфограмма. Орфограммой называется такое  написание, при котором пишущий выбирает букву для передачи звука (фонемы) из ряда  возможных букв при одинаковом произношении. Орфограммы могут быть разных типов: 1 тип – орфограммы в сильной позиции: сервис, соль}1 2 тип – орфограммы в слабой позиции: плод, честный}раздел 3 тип – слитное и раздельное написание: подорожник, по­дорожному}2 раздел 4 тип – написание с прописных и со строчных букв: шарик, Шарик }3 раздел 5 тип – написание слов с переносом: теп­ло или тепл­о }4 раздел 6 тип – сокращение слов: с/х, сущ }5 раздел 2. I раздел Для передачи звуков на письме (если он находится в слабой позиции) используется 2 типа  правил: 1 тип – если звук в слабой позиции чередуется в составе той же морфемы со звуком  сильной позиции, то он обозначается на письме буквами, которые соответствуют звукам  сильной позиции: сады – сад, гора – горы. Этот принцип орфографии называется фонематическим. Он может определять написание  разных морфем: приставок, корней, суффиксов, окончаний. Например, в слове березовый  гласный звук [о] в суффиксе находится в безударном положении, поэтому подбираем  проверочное слово, где гласный в суффиксе ­ов­ будет находиться под ударением:  дубовый. Фонематический принцип считается основным принципом орфографии. Иногда его  называют морфологическим, т.к. он связан с единообразным изображением морфем на  письме. 2 тип – звуки слабых позиций, с которыми не чередуются в составе той же морфемы звуки  сильной позиции обозначаются на письме либо на основе этимологии (по происхождению),  либо по традиции: собака, корова. Этот принцип написания называется традиционным. Он регулирует написание,  закрепленное традицией (словарные слова). К традиционному принципу относится написание: 1. Многих заимствованных слов: абонент, бойкот, увертюра. 2. Корней с чередующимися гласными (­клан­, ­клон­; ­зар­, ­зор; ­твар­, твор; ­блест­,  ­блист; ­пер­, ­пир­; ­тер­, ­тир­; ­кас­, ­кос­; ­лаг­, ­лож­; ­гар­, ­гор; ­раст­, ­рост­; ­скак­,  ­скоч; ­плав­, ­плов­; ­мак­, ­мок­; ­равн­, ­ровн­). 3. И после ж, ш, ц: жизнь, шило, цифра. 4. Ь после ж, ш: настежь, пишешь. 5. Ч в слове что. 6. Соединительных гласных: водопровод, земледелие. 7. Непроизносимых согласных: лестница, праздник, чувство. 8. Корневых глухих и звонких согласных: вчера, второй, ковш, вокзал, экзамен, сбруя. 9. Аффиксальных гласных и согласных: родитель, веточка, окошечко, гусенок. 10. Гласных и согласных в окончании: красного, столов, синего. Фонетический принцип написания заключается в том, что буквами алфавита  обозначаются реально произносимые звуки, т.е. не только основные сильные фонемы, но и  их варианты. К фонетическим написаниям относятся: 1. Написание последнего согласного в приставках без­, бес­, воз­, вос­, вз­, вс­, из­, ис­,  низ­, нис­, раз­, рас­, роз­, ­рос­, чрез­ (через­, черес­): безбрежный – беспечный; воздать –  воспеть; вздыхать – вспомнить; изгиб – исповедь; низвергать – нисходить; разбор – расход;  роздых – роспуск; чрезмерный – чересполосица. 2. Написание гласной в префиксах роз­ (рос­), раз­ (рас­): розыск – разыскание; росчерк –  расчет. 3. Написание ы вместо начального и в корне после приставок, оканчивающихся на твердый  согласный: играть – сыграть; идейный – безыдейный; история – предыстория. Написание и  сохраняется после русских приставок меж­, сверх­, а также после иноязычных суффиксов  и частиц пан­, суб­, транс­, контр­: межинститутский, сверхизысканный, панисламизм,  субинспектор, трансиранский, контригра. В слове взимать пишется и согласно  произношению. 4. Написание только двух с и двух н при стечении трех звуков: ссориться – рассориться  (рас + сориться); ванна – ванная (ванн + ная). 5. Написание окончания ­ой (под удареним) и ­ый, ­ий (без ударения) в именительном  (винительном) падеже единственного числа у имен прилагательных, числительных, местоимений и причастий: молодой – старый, давний; шестой – пятый; иной – который,  всякий; битый. 6. Написание гласной о (под ударением) и е (без ударения) в падежных окончаниях  существительных и прилагательных после шипящих и ц: межой – стужей; душой – крышей;  мечом – плачем. 7. Написание о (под ударением) и е (без ударения) после шипящих в суффиксах  существительных, прилагательных и наречий, а также после ц в суффиксах прилагательных и глаголов: прыжок – овражек; гребешок – кармашек; скачок – замочек; ежовый – гужевой; свежо – хуже. 8. Написание ы после ц в суффиксах ­ын притяжательных прилагательных: Лисицын и в  окончаниях существительных и прилагательных: братцы, белолицый. Дифференцирующие написания, или смыслоразличительные написания различают  написание омонимичных слов. К ним относятся написание: а) отдельных слов и грамматических форм: бал и балл, кампания и компания, поджог и  поджег, плач и плачь, туш и тушь; б) написание с прописной и строчной буквы: Земля и земля, орел и Орел; в) написания приставок при­ и пре­ и частиц ни и не: предать (выдать кого­либо) – придать  (добавить вид), претворить (осуществить) – притворить (закрыть), преклониться (глубоко  уважать) – приклоняться (нагибаться), преступить (нарушить) – приступить (начать),  пребывать (находиться где­либо) – прибывать (приезжать куда­либо), преемник  (продолжатель) – преемник (устройство, аппарат, учреждение), преходящая (временная) –  приходящая (кто приходит), презирать (считать недостойным) – призирать (давать приют,  заботиться), превратный (неверный) – привратник (сторож при воротах). Он не идет и  сколько он ни идет, над ним все так же стоит беспощадное солнце. 3. В процессе развития русского языка возникли новые образования путем слияния двух  или нескольких слов. В зависимости от степени слияния лексических элементов в одно  сложное образование применяют слитные, дефисные и раздельные написания. Лексико­синтаксический принцип связан с разграничением слова и словосочетания: части слова в словосочетании пишем слитно, а слова в словосочетании раздельно. Например:  смотреть вдаль и всматриваться в (красивую) даль; непросохшая одежда и не просохшая за  ночь одежда. Словообразовательно­грамматический принцип устанавливает написание сложных  прилагательных и существительных по формальному признаку, а именно по наличию  соединительных гласных ­о­, ­е­ или их отсутствию: плодоягодный и плодово­ягодный;  картофелеовощной и картофельно­овощной. Таким образом, при наличии суффикса слово пишем через дефис, при наличии  соединительной гласной – слитно. Через дефис пишутся сложные образования, отдельные лексические единицы которых  утрачивают свою самостоятельность постепенно и потому не сливаются в одно: премьер­ министр, изба­читальня, социал­демократ, северо­восток, не­тронь­меня, иван­да­марья,  Ростов­на­Дону, Мамин­Сибиряк, пол­яблока, пол­Европы, ярко­синий. 4. Суть морфологического принципа заключается в том, что имена нарицательные  пишутся со строчной буквы, а имена собственные с – прописной. Определить их помогает  морфология. Переход нарицательных существительных в собственные и наоборот отражает орфография. Например: тетка (от слова тетя) и Тетка (кличка собаки), Катюша (женское  имя) и катюша (миномет). Непоследовательность этого принципа отражается при написании топонимов: Белая  Церковь, Елисейские Поля, Марьина роща, Никитские ворота. Семантический принцип заключается в том, что с прописной буквы могут писаться имена нарицательные, наделенные особой патетикой (торжественностью): Родина, Человек, День  Победы. Словообразовательный принцип заключается в том, что аббревиатуры передаются  прописными буквами: РТ, НЛО, ООН, ЗАГС (загс). 5. Перенос слов с одной строки на другую базируется на двух принципах: 1. Фонетический принцип заключается в том, что некоторые слова членятся на  фонетические слоги и переносятся по этим слогам: во­ро­та. Но если рядом оказываются  два согласных зука, то их переносить нельзя: страх, мост. 2. Морфематический принцип заключается в том, что при переносе слов их деление  должно происходить между значимыми частями (нельзя разрывать морфему): раз­бить, а  не ра­збить. Нельзя: оставлять на предшествующей строке, переносить на следующую одну букву  или одни согласные без гласной: с­толица, моз­г, ям­а; отделять согласную от следующей за ней гласной: ру­бить; буквы й, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы; при переносе слов с приставками нельзя: а) конечную согласную приставки  относить к следующему слогу, начинающемуся с согласной: на­дломить; б) начальную  согласную или гласную корня оставлять при приставке: прик­репить; при переносе слов с двойными согласными не разделять их: жужж­ать; при переносе сложных слов оставлять начальную часть второй основы, не  составляющую слога, оставлять в конце строки: шестиг­рамовый, следует: шести­ граммовый. Не переносятся: а) аббревиатуры, пишущиеся только прописными буквами или комбинацией прописных,  строчных букв или цифр: ТУ­154, КЗот; б) добавляемые к цифрам грамматические окончания порядковых слов: 17­е, 18­го; в) разного рода сокращения после цифр: 60 км, 2009 г.; г) фамилии в отрыве от инициалов: М.Ю. Лермонтов; д) части условных сокращений: и т.п. 6. При сокращении слов одна буква допустима в названиях частей света: ю., з., с., в., и в  лове город (г.). Сокращения бывают: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. точечные: в., сб.; дефисные сокращения: с/х; курсивные (выделяются с помощью особого шрифта); комбинированные 6.Подведение итогов (5 мин). Преподаватель подводит итоги занятия, соотносит поставленные задачи с достигнутым  результатом, оценивает работу группы в целом, выставляет индивидуальные оценки. 7.Задание для самостоятельной работы обучающихся  во внеаудиторное время.  Самостоятельная работа. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление  суффиксов в разных стилях речи. 8. Литература, необходимая для подготовки к занятию. 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10­11 классы. – М. Просвещение, 2014. 9. Задания для обучающихся на дом (5 мин.).         1. Учебник: С.___________, упр. _________________.

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку "Лекционное занятие. Орфография", (СПО, 1 курс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018