Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
06.01.2017
Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)
Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном. Задачи урока: Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ. Познакомить учащихся с выражением «три кита» в русском языке. Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения. Воспитательные: повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Открытый урок по рус. яз .в 4 классе.docx
МБОУ – Кулле Киминская СОШ Атнинского муниципального района РТ Имя существительное Открытый урок по русскому языку в 4 классе Подготовила: Юсупова  Гузалия Индусовна учитель I категории Имя  существительное Предмет: Русский язык. Класс: 4 класс Тип урока: объяснение  нового материала  Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.  Задачи урока:  Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа  имен сущ. Познакомить уч­ся с выражением «три кита» в русском языке. Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать  устойчивую мотивацию к процессу обучения. Воспитательные:  повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык. Оборудование:  карточки с китами; презентация к уроку, тесты  , карточки  с  заданиями Техническое обслуживание: проектор, экран.  Оформление доски: число,  тема урока.                                  Ход урока. 1. Организационный момент.       ­ Встали все красиво.       ­ Тихо сели. ­ Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. ­ У нас  урок русского языка. ­ Я желаю вам удачи, пусть даже маленькой, ведь с маленькой удачи начинается большәй успех. 2.Чистописание. ­ Запишите в строчку задание. Назовите парную согласную буквы ф и запишите ее. (в) Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? (о)Запишите ее два раза. Назовите букву, которая обозначает  Назовите парную согласную буквы з и запишите ее.  (с) ­ А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось? (Слово) л л 3.Введение в тему урока. ­ Что вы знаете о слове? Что оно может обозначать? Д. Одни слова обозначают предметы­существительные, другие признаки­прилагательные и  действия­глаголы.       Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться с такой армией? К  счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Если он подает команду: «Части  речи, становись!» ­ вмиг все построятся в колонны. Как вы думаете, кто будет стоять  первым? Д. Имя существительное.  ­Правильно,  имя существительное – это каждое второе слово в нашей речи. 4. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы будем изучать тему,  как вы уже догадались: Имя существительное. Наша цель  ­ повторить и обобщить об имени существительном.                             Запись в тетради.                             Имя существительное               кто?                                              что?    5.     Cлайд 1.    На экране написаны слова.Каждую строчку внимательно  прочитайте  и  найдите лишнее слово:                    Команда, футбольный, хоккейный.                   Снегирь, дятел, голубь, медведь.                   Добрый, солнце, веселый, злой.                   Побеждать, радоваться, играть, цветы. ­Команда (прилагат.) ­Медведь (названия птиц)  ­Солнце (прилагат.)     (непроизносим. согл.) ­Цветы  (глаголы)                                   Орфограммы? ­Выпишите лишние слова через запятую. ­Команда, медведь,солнце, цветы.  ­Объедините слова по нескольким признакам. все слова существительные;  Определите число каждого сущ. ­все  употребляются в ед.ч. , кроме цветы. Цветы во мн числе.  ­Определите одуш. неодуш. каждого сущ. команда– одушевленное сущ., а остальные – неодушевленные. ­Определите род сущ. ­Команда­ж.р., медведь­м.р., солнце­ср.р., цветы ­м.р. ( Как узнали , что цветы мужского  рода?) (Ставим в ед. число) 6.Обобщение и систематизация знаний.   Ознакомление с выражением «три кита» в  русском языке.  Имя существительное стоит на «трех китах» ­ трех  признаках. ­Откуда пришло выражение «три кита»?  ­В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в  пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах. ­О каких трех китах вы слышали? (В музыке ­ песня, вальс, танец) ­Три кита – это фундамент чего­либо. (нигез) ­ Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке? ­ По каким же трем  признакам определяются существительные как часть речи ? ( лексическое   значение,  морфологические признаки, синтаксическая роль ). А)Учитель открывает 1 кит:  лексическое   значение ­Что такое имя существительное? Примеры. ­Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?       Напишем в первый столбик  несколько слов:                             Телевизор                                                        Поле                             Товарищ                             Береза                             Рассказ                             Пшеница                             Театр                              ­Что может обозначать  имя сущ. кроме предмета? напишем на 2 столбик.           Не огонь, а больно жжет,         Не фонарь, а ярко светит,         И не пекарь, а печёт?                           (солнце) Отгадываем загадки, ответы          Люди ждут меня, зовут,         А приду к ним, прочь бегут.                   (дождь)         Пушистая вата плывёт куда ­ то.         Чем вата ниже, тем дождик ближе.               (облака)         Летит орлица по синему небу.         Крылья расправила, солнышко застлала.               (туча)         Неизвестно, где живёт.         Налетит, деревья гнёт.         Засвистит ­ по речке дождь.         Озорник, а не уймешь.                                    (ветер)         Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.         А пошли искать их днём, ищем, ищем ­ не найдём.                     (роса)         Не снег и не лёд,         А серебром деревья уберёт.                            (иней) Поставим  вопрос к этим словам.  (Что?) К какой части речи относятся эти слова? Это существительные. Они называют явления природы. В) Учитель открывает 2 кит: морфологический кит (число, род, падеж) Слайд 3. ­Ребята, а как изменяются имена сущ.? ­По числам. Сколько чисел имеет имя существительное? (2 числа) Г) Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах»  ­Ребята, у вас на листочках нарисованы квадраты. В каждом маленьком квадратике  написаны имена существительные. Сначала внимательно прочитайте каждое слово, потом  синим карандашом закрасьте  сущ . мн. числа. Работаем аккуратно.                              ножницы, пальто, конь, духи                              лагерь, соседи, сугробы, ветер                              метель, окна, опилки, солнце                              грибы, ельник, трамвай, деревни ­Сверьте свой рисунок с рисунком на экране.   Самопроверка.  Слайд 4 ­У кого точно такие же рисунки? Молодцы! Д)  Задание на определение рода. На доске написаны слова: Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей,  пение, рассказ, тетрадь, стихотворение, сочинение, дядя. Данные  слова надо разделить в 3 столбика по родам.   Слайд 5. Сначала давайте вспомним «Секрет запоминания родов».    «Секрет запоминания родов»  Женский род ­ запомню я                                   И скажу: “она моя”. И запомню род мужской, И опять скажу: “он мой”. Средний род: “оно моё” Это правило моё! Значит, ключ мужского рода – он , мой                        Женского рода – она, моя                        Среднего рода – оно, мое _Если закончили работу, поменяйтесь тетрадями и проверяйте.   Е)  Вопросы классу:                     ­ Все ли существительные в русском языке имеют род?                       ­ Изменяются ли существительные по родам?                      ­ Значит, род существительных постоянный или непостоянный признак?                     ­ Вспомните, как определить род существительных. (посмотреть, на что  оканчивается слово и подставить к существительному местоимения­помощники).                Физминутка. ­ Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я называю слова, а вы, услышав  имя существительное – хлопните в ладоши;  прилагательное – поднимите руки вверх;       глагол – присядете. ­   Молоток,   дерево,   пробежал,   телефон,   аккуратный,   папа,   синий,   принесет,   книга, автомобиль, быстрый, золото. Ж)  Работа по учебнику. ­А теперь, ребята,работаем по учебнику. Выполняем упражнение 72.  Читаем предложения. Из какой сказки эти предложения? («Сказка о рыбаке и рыбке»)  Кто он А.С.Пушкин?  Какие сказки Пушкина вы читали?  Чему учит нас эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»  учит нас быть не жадной,  радоваться жизни, не обижать своих близких людей и т. д.)     ­ Найдите формы одного и того же слова. ­Рыбка. ­Верно. ­Рыбка какое существительное? Одушевленное или неодушевленное? ­А какие это формы? Как вы думаете? Слайд 6. ­Это падежные формы. ­А изменение имен существительных по падежам называется как? (Склонением)  З) Выполнение упражнения в тетрадях.  ­ Перед словами пишем названия падежей.(Ученики выполняют упражнение.) ­ Теперь поменяйтесь тетрадьями и проверяйте работу своего друга. З)  Самостоятельная индивидуальная работа.    ­А теперь каждому я предлагаю одно  существительное и просклоняем по падежам. Аделе ­название одного дерева, Алсу ­одной птицы, Ильфине ­одного домашнего  животного, Рустему ­одного дикого животного  и Гузель ­имя одной  подруги. Туда же  продолжим. (Какого рода у тебя существительное?  А у тебя?) Вывод.Ребята,что  мы с вами определили? ( Морфологический кит: число, род, падеж.)  К)   Слайд  7.  Задание творческого характера.                       Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране. и костер небольшого сидели у собака охотник  столица Родины Москва нашей ­Составьте предложения.   У кого какое предложение получилось? Слайды 8­9 ­Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.  ­Найдите главные члены в предложениях. Творческая работа. ­Определите синтаксическую роль в предложении. Имя существительное может быть в  роли подлежащего и в роли сказуемого. Это и есть 3 кит: синтаксический признак. Учитель открывает 3 кит. Л)  Задание   «Кто я?»  Слайд 10 В школе я В магазине я На улице я В транспорте я Дома я      кто ? Слова для справок:    пассажир, ученик, ребенок, покупатель, пешеход. ­ ­ Вставьте подходящее имя существительное в предложение.  ­ Слова какой части речи использовали?  (имя существительное)        ­ Все они отвечают на вопрос кто? (Значит, одушевленные) 7.  Творческая работа.  – Каждый из вас составит несколько связных  предложений, представив себя­  Рустем – в школе,     Аделя в магазине,  Ильфина – на улице, Алсу  ­ в транспорте, Гузель – дома. Постарайтесь  писать о том , как надо вести  себя в этих местах и чем надо заниматься?                В школе надо побольше  заниматься  уроками, знать правила  поведения в школе;в  магазине  будьте очень вежливыми и внимательными;  а  на улице надо знать правила дорожного движения, поздороваться с  людьми;  в транспорте надо вести себя хорошо, освободить место старшим;   дома  надо не капризничать, помогать в домашних делах, уважать старших,  не обижать маленьких братьев и сестер. 8.   Контроль. Самопроверка знаний.   Проверка знаний. ­Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал  об имени существительном. Даны вопросы и варианты ответов.Выберите правильный ответ.   1. Что такое имя существительное? А) Часть слова. Б) Член предложения. В) Часть речи.  2. Что обозначает  имя существительное? А) Признак предмета. Б) Предмет. В) Действие предмета. 3. На какие вопросы отвечает имя существительное? А) Как? Откуда? Где? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? 4. Каким членом предложения может быть существительное? А) Только подлежащим. Б) Подлежащим и дополнением. В) Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.  5. Морфологические признаки имени существительного. А) Одушевлённое — неодушевлённое. Б) Склонение. В) Падеж. Г) Собственное — нарицательное. Д) Род. Е) Число. 6. Ключ существительных среднего рода. А)  Он, мой Б)  Оно, мое В)  Она, моя 9.Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.  (Слайд 11)   Используя ключевые слова , сделаем устный разбор существительного.  Имя существительное  Часть речи  Одушевлённое и неодушевлённое  Что? Кто?  Мужской род, женский род, средний род  Единственное число и множественное число.   Падежи   Склонение  (Какие склонения бывают у существительных, мы с вами будем изучать  на следующих уроках.) 10. Итог урока.  Обмен мнениями, впечатлениями по уроку. ­Подведём итоги. О какой части речи мы с вами вели разговор? ­Какую тайну раскрыли? Что же за «три кита» в русском языке? Кто на уроке все понял и доволен собой , поднимите пожалуйста,  руки. А кто не очень уверен в своих полученных знаниях?          12. Итог. Самооценка. ­О чём сегодня говорили на уроке? ­Всё ли было понятно на уроке? ­Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? ­Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. ( На столе карточки) ­Если вы считаете, что усвоили тему хорошо,  покажите улыбающегося  человечка. ­Если в чём­то, где­то не уверены, то покажите задумчивого человека. 11. Домашнее задание.  Прочтите стихотворение и подчеркните все имена  существительные.  «Грозная хозяйка» ­ Сегодня мы хорошо поработали. Все молодцы.

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017