Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
10.01.2017
Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)
Цель урока: познакомить с со сложноподчиненными предложениями с придаточным изъяснительным; формировать умения определять место придаточного изъяснительного, средства связи с главным, производить (где это возможно) их синонимическую замену. На уроке предусмотрены такие виды работ, как словарно-орфографическая работа, синтаксическая пятиминутка, составление схем предложений.
9 класс рус яз.docx
Куанышбаева Жанар Ибайдуллаевна Учитель русского языка и литературы ГКУ «Средняя школа имени Н.Бозжанова с ДМЦ» Русский язык, 9 класс Тема   урока: изъяснительными  Сложноподчиненные   предложения   с   придаточными Цель урока: ­   познакомить   с   со   сложноподчиненными   предложениями   с   придаточным изъяснительным;   формировать   умения   определять   место   придаточного изъяснительного, средства связи с главным, производить (где это возможно) их синонимическую   замену;   правильно   расставлять   знаки   препинания   в предложениях данного типа; Тип урока: комбинированный Ход урока I. Организационный момент Сообщение темы и целей урока – Ребята, сегодня мы познакомимся с со сложноподчиненными предложениями с придаточным изъяснительным; определим их место среди других придаточных  предложений, сравним особенности построения данных придаточных  II. Актуализация 1. Словарно­орфографическая работа. Вставьте пропущенные буквы. Подли…ые   документы,   лебеди…ая   песня,   недюжи….ые   способности, песча…ый берег, лимо….ый сок, необыкнове….ый человек, лекцио….ый курс, лу….ый   свет,   маши….ое   отделение,   кожа…ое   кресло,   стран…ая   женщина, беше…ое   движение,   ветре…ая   погода,   письме…ый   стол,   пута…ые   ответы, увере….ая поступь, комари…ый писк. 2.   Синтаксическая   пятиминутка.   Запишите   предложения,   вставляя подходящие   по   смыслу   союзы   или   союзные   слова.   Составьте   схемы предложений. 1. Поздней осенью я попал на озеро … называют Изменчивым. 2. Наступило время ….  синицы стараются поселиться поближе к человеческому жилью. 3. Я вернулся в комнату … перед лампой уже лежали две книжки. 4. Всю ночь мы лежали у костра и слушали … шумит море. ­   Определите,   к   чему   относится   придаточное:   ко   всему   главному   или   к определенному слову. ­ В каких предложениях придаточное присоединяется к главному при помощи союзного слова? III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Запись и анализ предложения с прямой речью. Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться». ­ Перестройте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение. Древние   римляне   утверждали,   что   поэтом   надо   родиться,   а   оратором можно сделаться. ­ К какому слову относится придаточное предложение (утверждали – глагол со значением речи). 2. Чтение теоретического материала § 14 1. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые выражены глаголами, требующими добавочных разъяснений, например: 1. Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград. 2. Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится. 3. Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками. 4. Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами. Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам и что, чтобы, как, будто.   Когда   нужно   выделить   то,   о   чём   сообщается   в придаточном   предложении,   к   поясняемому   слову   в   главном   предложении прибавляется указательное слово, например: Докладчик   горячо   говорил   о   том,   что   в   первую   очередь   надо   повысить производительность труда. II. Придаточные изъяснительные могут относиться не только к глаголам, но и к другим словам, например: 1. Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили свою работу. 2. Он пришёл довольный тем (чем довольный?), что получил за сочинение отличную отметку. 3. Сообщение   о   том   (о   чём?),   что   космический   корабль   благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. 4. Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.) Особую   группу   составляют   придаточные   изъяснительные, прикрепляются не союзами, а союзными словами, например:   которые 1. Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит. 2. Мне очень хотелось узнать (что узнать?), что лежит в этой коробочке. 3. Я всё скрывал (что скрывал?), отчего сестрица простудилась. 3. Упр. 178 (устно) Прочитайте, правильно интонируя сложноподчиненные  предложения. Укажите главные и придаточные предложения и определите их  типы. Выделите контактные слова или их сочетания с указательными словами.  Какие средства связи используются в придаточных предложениях? IV. Применение. Формирование умений и навыков 1. Упр.179 Спишите сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными. Какие значения имеют контактные глаголы: а) речи; б) мысли;  в) состояния  2. Замените прямую речь косвенной. 1. Мать спросила сына: «Когда ты вернешься домой?»  2. Учитель сообщил нам: «Завтра будет контрольная работа». 3. «Какую книгу ты читаешь?» ­ поинтересовался мой товарищ. 4. Иван Петрович спросил нас: «Вы хорошо поняли эту теорему?» 5. Я сказал сестре: "Отнеси книги в библиотеку". 6. Сестра спросила меня: «Ты видел этот фильм?» 3. Упражнение 180  Сгруппируйте глаголы по значениям: 1) речи; 2) мысли;  3) состояния; 4) восприятия       Говорить, знать, ощутить, поразить, понять, видеть, слышать, приказать,  спросить, радоваться, вспомнить,  писать, чувствовать, убедить, печалить,  сообщить, объяснить 4.  В следующих  предложениях  подчеркните  слова,  к кoтopым  относятся придаточные изъяснительные. (слайд) 1.Он надеется, что все будет отлично. 2. Пойду узнаю у Виктора, даст ли он мне свои лыжи. 3. Руководитель группы сообщил, что отъезд задерживается. 4. Мы привыкли, чтобы вы приходили к нам по выходным дням. 5. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (М.) 6. Я не знаю, где граница между товарищем и другом. 7. Утром бабушка жаловалась, что в саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу.(Ч.) 5. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы, подчеркните средства связи. (Слайд) 1. Князь Андрей подошел погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она после дороги. (Л.Толстой) 2. Я не хочу знать зачем вы едете. (И.Тургенев) 3. Видно было как по краю дороги спешили куда­то назад облака пыли и их тени. (А.Чехов). 4. Егорушка решил закрыть крепко глаза не обращать внимания и ждать когда все кончится. (А. Чехов) 5. Он верил что душа родная соединиться с ним должна (А.Пушкин). 6. Ты прохладой меня не мучай и не спрашивай сколько мне лет. (С.Есенин) 6. Развитие речи. Работа с текстом упр. 186 Прочитайте и определите тип  текста. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными и составьте их схемы.  V. Этап информации о домашнем задании § 14, упр. 195 VI. Подведение итогов VII. Этап рефлексии Учащиеся по цепочке высказываются одним  предложением, выбирая начало фразы из написанных на доске. — Было интересно… — Было трудно… — Я выполняла задания… — Я понял, что… — Я почувствовала, что… — Я смогла… — Я попробую…

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)

Разработка урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017