Тема урока: Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные
Планируемые результаты: Познакомятся со способами образования имен прилагательных; научатся образовывать однокоренные имена прила-гательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную); указывать грамматическое значение имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных
Задачи:
· содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
· способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
· содействовать развитию связной речи через умение подбирать и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;
способствовать воспитанию любви к родному языку
Этапы урока
1. Организация начала урока
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания.
– На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «с», вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.
- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»
-Давайте выполним задание и узнаем что же мы будем исследовать.
Назовите полностью эту часть речи. Приведите примеры
3. Постановка целей урока.
Групповая работа. Прием « Таблица ЗХУ».
- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы).
З - что мы знаем про имя прилагательное? |
Х – что хотим узнать? |
Прием « Дерево предсказаний».
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?
4. Объяснение нового материала
– Прочитайте слова на слайде. По какому признаку разделены слова на две группы?
новенький соловьи
праздничное настроение
голосистые костюм
душистая смородина
– Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».
– Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные.
– Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь.
– Почему вы соединили слова именно так? Что заметили, выполняя это задание?
Записывают словосочетания.
Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи.
– Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано.
– Дополните именами прилагательными предложение «Вечером на небе светит луна».
– Сравните оба предложения. Изменился ли смысл?Дополняют предложение им. прилагательными.
Осенним вечером на небе светит яркая луна.
– Смысл предложения изменился, стало понятно, в какое время года происходит то, о чем говорится. Предложение стало красивее, ярче. Имена прилагательные уточнили смысл предложения.
Работа по учебнику. Выполним упражнение 1 на странице 4.
5. Физминутка
6.Закрепление изученного материала.
А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами прилагательными. (работают на карточках)
текст дополняют своими прилагательными, подчеркнуть их.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов. … снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. |
Проверка работ. К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу? (прилагательные украшают нашу речь)
Работа по учебнику (упражнение 3).
– Прочитайте. Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов. Запишите слова парами. Выделите суффиксы в именах прилага-тельных.
– Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.
7. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание:упр.2 стр.5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.