Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Оценка 4.9

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
17.01.2017
Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Технологическая карта по теме "Имя прилагательное как часть речи" ( 5 класс) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (УМК Ладыженской Т.А.). Урок разработан с использованием различных методов и технологий. Содержание урока способствует актуализации и восстановлению знаний об имени прилагательном, углублению понятия о роли прилагательных в речи.Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.docx
Цель деятельности учителя Тип урока Планируемые образова­ тельные результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Наглядно­демонстрационный  материал Основные понятия                                           ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Актуализировать  и восстановить  знания  об имени  прилагательном,  углубить  понятие о роли прилагательных  в речи,   формировать  умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль Комбинированный урок Предметные  (объем   освоения   и   уровень   владения   компетенциями):  знать  характеристику   имени   прилагательного   по   значению,   мор­ фологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи;  уметь  рассказать об имени прилагательном в форме   научного  описания;   доказать   принадлежность   слова   к   имени   прилагательному  в  форме  рассуждения;   определять  морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний,  умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно  как члена общества Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная http   .  narod   http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д :  презентация по теме урока, выполненная учителем   ://   festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru   ://   akademius  .  html http   ://   www   .  uroki    .  ru   /  vibor  ­  rus   .  net http   ://   www   .  zavuch    .  info http      Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного                                                                                                  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА Этапы урока 1. Мотивация  (самоопреде­ ление) к  учебной  деятельности Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о : ­ Здравствуйте, ребята! ­А теперь давайте поприветствуем друг друга. Проделайте ДАБЛ ФАМС, ПАМП АП. А по диагонали пожмите друг другу руки. Отлично! ­ Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение? ­ Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение  урока оно будет только улучшаться. Осуществляемая деятельность учащихся Слушают учителя,  участвуют в  диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабо­ чем месте, де­ монстрируют  готовность к уроку 2. Актуа­ лизация и  пробное  учебное  ­ Мы   начали   знакомиться   с   новым   разделом   науки   о   языке,   который называется  морфология.   Что   же   он   изучает?  (Раздел   науки   о   языке, который изучает слово как часть речи.) ­ На   какие   ДВЕ   группы   делятся   части   речи?  (Самостоятельные, Отвечают на во­ просы. Строят  понятные для  партнера выска­ Формируемые умения (универсальные учебные действия)   Личностные:  положительно   относятся   к учению,   познавательной   деятельности, желают   приобретать   новые   знания,   умения, имеющиеся. совершенствовать Познавательные:  понимают  Регулятивные: познавательную   задачу. планируют  (в   сотрудничестве  с   учителем  и  самостоятельно) одноклассниками   или необходимые операции. Коммуникативные:  работают   в   парах (обмениваются   мнениями,   учатся   понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) Личностные: имеют мотивацию к учебной  деятельности. Познавательные: выполняют учебно­ познавательные действия в материали­ действия,     Промежу точный контроль Листы обратной связи Устные ответы. действие 3. Выявление  места и при­ чины за­ труднения 4. Целепо­  лагание и  построение про­ екта выхода из  затруднения служебные) ­ Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. ­ На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили часть речи, которая называется... (Имя существительное.) ­ ­ Давайте проведем небольшую орфографическую зарядку в форме  комментированного словарного диктанта. ­ Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем,  крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ,  решётка, над гаражом. ВЗАИМОПРОВЕРКА ( записи сверяют с ключом). Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией?  («Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях  существительных»; «Буквы Ё – О после шипящих в корне»; «Употребление Ь после шипящих на конце существительных»). ­ Ребята, откройте учебнике на стр. 82, упр.567 («Берёза») ­ Какие средства языка(слова) помогли вам узнать что речь идет о березе? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и  выразительное описание дерева? ­ ­ Значит, Как будет звучать тема нашего урока, какие есть варианты? Запись темы на доске и в тетрадях. ­ Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Буквы А­О в  корне –ЛАГ­ ­ ­ЛОЖ – ).     заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени  Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы  будем   прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части  речи, выяснить роль имён прилагательных в речи). ­ ­ корни из латинского языка. Прилагательное не является исклю­ чением. Дословный перевод с греческого языка   ­ «эпитет». ­ Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его ­ «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют  зывания. Смотрят презен­ тацию, воспри­ нимают на слух  информацию,  осваивают линг­ вистические тер­ мины. Обдумывают от­ веты на вопросы и  понимают, что  знаний у них  недостаточно для  полных ответов Слушают, рас­ сматривают  учебные пособия,  выполняют задание Знакомятся с за­ данием, слушают учителя, под ру­ ководством  педагога  составляют план  работы над  заданием зованной и умственной форме;  осуществляют для решения учебных задач  операции анализа, синтеза, сравнения,  классификации, устанавливают причинно­  следственные связи. Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.  Коммуникативные: слушают, задают  вопросы, отвечают на вопросы других,  формулируют собственные мысли,  высказывают свою точку зрения. Познавательные: способны понимать  информацию, представленную в изобра­ зительной, схематичной, модельной форме,  использовать знаково­символичные средства для решения различных учебных задач Личностные: имеют желание осознавать  свои трудности и стремятся к их пре­ одолению; проявляют способность к  самооценке своих действий, поступков.  Познавательные: устанавливают  причинно­следственные связи, делают вы­ воды. Регулятивные: осознают недостаточность  своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с  целью получения необходимой для решения  проблемы информации Личностные: осознают свои  возможности в учении; способны  адекватно рассуждать о причинах  своего успеха или неуспеха в учении,  связывая успехи с усилиями,  трудолюбием. Познавательные: извле­ кают необходимую информацию из  прослушанного объяснения учителя,  высказываний одноклассников,  систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве с учителем и  одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции,  работают по плану.  Письмен­ ная работа Устные ответы Задают  вопросы  для уточ­ нения  инфор­ мации 5. Творческая   практическая  деятельность по  реализации  построенного  текста  Когда же чаще всего мы используем прилагательные?  ­ Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные   занимают   3­е   место   после   существительных   и глаголов. По частоте употребления ­ 5­е место. ­ (Велика роль прилагательных в художественной литературе, они  широко используются при создании портретных характеристик  героев, описании их чувств, настроений, душевных переживаний.) ­ Что же обозначает имя прилагательное?  Обращаемся к карточкам, которые лежат на партах. ­ Прочитайте  предложенные примеры и определите, на какие вопросы отвечают имена  прилагательные. Предлагаю вам посовещаться  в парах (РЕЛЛИ РОБИН) и  прийти к единому мнению. И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой). Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след  ведёт к норе, С лед собачий ­ к конуре. (И. Токмакова). Работа с задани­ ем.   Формулиру­ ют   собственные мысли,   высказы­ вают   и   обосно­ вывают свою точку зрения.   В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы Формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы 6. Первичное  закрепление с  комментирова­ нием во внеш­ ней речи ­ Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем  словосочетания: 1,4,5 стол­  Роса жемчужная. 2,3,6 стол ­ Озеро серебряное. ­ Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как суще­ ствительное.) ­ Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи  помогает нам определить падеж? (Существительное.) ­ Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает  друг от друга? Какие морфологические признаки? (Род, число.) ­ Определите род и число существительных. ­ Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.) ­ Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?  (Нет.) Сделаем вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в  единственном числе ­ по родам. Коммуникативные: строят небольшие  монологические высказывания,  осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом  конкретных учебно­познавательных  задач Личностные: желают приобретать  новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают,  извлекая нужную информацию, а также  самостоятельно находят её в материалах  учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные  действия, замечают допущенные ошибки;  осознают правило контроля и успешно ис­ пользуют его в решении учебной задачи.  Коммуникативные: осуществляют  совместную деятельность в парах и рабочих  группах с учётом конкретных учебно­позна­ вательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Задают  вопросы  для  уточ­ нения  инфор­ мации.  Письмен­ ная ра­ бота Личностные: нравственноэтическое  оценивание усваиваемого содержания.  Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют цель; осуществ­ ляют поиск необходимой информации (из  материалов учебника и рассказа учителя, по  воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют  необходимые действия, операции, работают  по плану. Коммуникативные: фор­ мулируют собственные  мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения 6. Первич­ ное за­ крепление  с коммен­ тирова­ нием во  внешней  речи 7. Само­ стоятельная  работа с  самопроверкой  по эталону ­  Каким членом предложения являются именаприлагательные?  (прилагательное­определение находится перед существительным, а  прилагательное­сказуемое после существительного) На слайде  предложения. Наступила ранняя весна. Весна ранняя. (Найти  прилагательные и определить, каким членом предложения они являются). Вывод: прил­ые в предложении могут быть …. 8. Включение в  систему знаний  и повторение . Рефлексия  учебной дея­ тельности на  уроке (итог  урока Игра «Найди лишнего». ­ Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, то есть не является прилагательным.  Представьте, что мы   приходим   на   экскурсию   во   дворец   прилагательных   и   видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают,   летают,   умный,   разноцветные,   мальчики,   девочки,   играют, радостные. Задание «Подари предмету признак». ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (карта согласия). Задание выполняется по  группам. За две минуты необходимо записать как можно больше  прилагательных к предложенным существительным: трава;  горы; снег; море, мама,  день.  Вывод:  Так  для   чего  нужны   имена  прилагательные?  (Для   образности, яркости   нашей   речи,   с   помощью   прилагательных   можно   у существительных   описать   форму,   цвет,   вкус,   величину   и   другие признаки.) ­ Поэтому прилагательные о себе говорят так: У существительных подчас  Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить Заполните, пожалуйста, листы самооценки. Я узнал…… Я научился…… Мне понравилось……. Я затруднялся…… Дом. задание Упр.573, 574 (по выбору) Выполняют  упражнения 568,  569, 570, отвечают  на вопросы, делают  вывод о  синтаксической  роли прилага­ тельных в пред­ ложении Формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы  Выполняют зада­ ние, отвечают на  вопросы 7. Само­ стоятель­ ная работа  с самопро­ веркой по  эталону 8. Вклю­ чение в  систему  знаний и  повторение Познавательные: устанавливают  взаимосвязь между объемом полученных на  уроке знаний, умений, навыков и  операционных, исследовательских, анали­ тических умений как интегрированных,  сложных умений Личностные: понимают, в чем значение  знаний для человека. Познавательные: приобретают умения  использовать полученные знания и умения в  практической деятельности и повседневной  жизни. Регулятивные: оценивают свою работу;  исправляют и объясняют ошибки.  Коммуникативные: формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения Определяют свое  эмоциональное  состояние на уроке.  Заполняют дневники достижений Познавательные: устанавливают  взаимосвязь между объемом полученных на  уроке знаний, умений, навыков и  операционных, исследовательских, анали­ тических умений как интегрированных,  сложных умений; приобретают умения  мотивированно организовывать свою  деятельность Листы обратной связи Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.) 1 группа. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост ­ краса. Кто же это? (Лиса.) Зеленый, сладкий, сахарный. (Арбуз.) группа. На овчарку не похож. Что ни зуб ­ то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко.) я 2 я 3 я 4 я группа. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая ­ для лета, Шуба для зимы ­ другого цвета. (Заяц.) Бурый, мохнатый, косолапый? (Медведь.) группа. Тройка­тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом ­ Все покрыла серебром. (Зима.)

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разработка урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017