Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»
Оценка 4.7

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
22.05.2017
Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»
Цели урока: Учебная: углубить знания учащихся о прямой речи; - ознакомить учащихся с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умений составлять алгоритмы ответов и логические схемы типовых ответов, передавать учебный материал в графической форме; - активизировать речевую деятельность учащихся; - развивать коммуникативную, информационную, самообразовательную и саморазвивающую компетентности. Воспитательная: - формировать поликультурную компетентность; - воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность; -воспитывать чувство ответственности, умение работать в группе.
Разработка урока ПР.doc
Прямая и косвенная речь как способ  передачи чужой речи (урок русского языка в 8 класс)  Тема урока: Прямая и косвенная  речь как способ передачи чужой речи                        (повторение и углубление знаний).     Тренировочные упражнения: знаки препинания при прямой                         речи. Цели урока: Учебная:  углубить знания учащихся о прямой речи; ­  ознакомить   учащихся   с   правилами   постановки  знаков   препинания   в предложениях с прямой речью. Развивающая:  продолжить формирование у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умений составлять алгоритмы ответов и       логические схемы типовых  ответов, передавать учебный  материал в графической форме;                               ­ активизировать речевую деятельность учащихся;                            ­ развивать коммуникативную, информационную,                                    самообразовательную и саморазвивающую компетентности. Воспитательная: ­ формировать поликультурную компетентность;                                   ­ воспитывать внимательность, сосредоточенность,                                       аккуратность;                                   ­воспитывать чувство ответственности, умение работать в                                     группе. Оборудование:  ОК   ­   схемы   «Знаки   препинания   в   предложениях   с   прямой речью», карточки­задания для самостоятельной и индивидуальной работы, «сарбонки» для учащихся, требующих особой педагогической  поддержки. Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме. Установка   на   работу   учащихся:   стиль   общения   ­   демократический,   речь эмоциональная, четкая организация работы в группах. Оформление кабинета: мини­вывески: Работают «Справочное бюро»,  «Экспертная комиссия»; распределены места для членов экспертной  комиссии, для 4 команд­участниц.                                                  ХОД  УРОКА                                                                                   Русский язык в умелых руках и                                                                                     опытных устах –  красив,                                                                                    певуч, выразителен, послушен,                                                                                    ловок и  вместителен…           А.И.Куприн                                                     1×30΄ I.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами начнем урок со слов А.И.Куприна, который сказал   о   величии   русского   языка,   о   том,   что   мы   должны   научиться   им пользоваться     (учитель   читает   эпиграф,   записанный   на   доске).   А   теперь   я предлагаю   послушать   о   русском   языке   слова,   подготовленные   нашими учащимися. (Учащиеся читают записанные заранее высказывания о русском  языке, ведется запись в тетрадях). 1­й  ученик.  Русский   язык   чрезвычайно   богат,   гибок,   и   живописен   для выражения   простых, естественных понятий. (В.Г.Белинский)                       2­й ученик.  С  русским   языком   можно   творить   чудеса.  Нет   ничего   такого   в жизни    и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским                        словом. (А.И.Куприн) 3­й ученик. Русский язык­ это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и                        Тургенева, Чехова и Горького, это тот  «могучий и прекрасный», на                       котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего   человечества.  (Олесь Гончар) II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ. Учитель.     Ребята, сегодня вы сможете проверить свои знания на конкурсном уроке    «Грамматический   бой».   С   теоретической   частью   урока   вы   знакомы (учитель заранее знакомил учащихся с ходом проведения урока), поэтому мы можем переходить к конкурсной программе.  III. ЛИТЕРАТУРНАЯ МИНУТКА. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.  Команда «Лингвист» Друзья­соперники! Примите поздравления от нас. Желаем вам побед и силы, Сражаться грамотно сейчас. Команда «Знатоки»                  Пусть каждый из нас эрудитов                  В бой смело, отважно идет.                  В науке и только в науке                  Победу он пусть обретет. Команда «Умники и умницы» Участники, соперники, Вы время не теряйте, Уж если, что забудем, Вы смело отвечайте. Команда «Эрудит» Если уж проигрывать придется, Это грустно, все же не беда. Главное, что дружба остается. Всем успехов и удачи нам, друзья! IV. ИГРА В КОМАНДАХ. I ТУР. 1.Теоретическая   разминка.   (Учитель   дает   установку   на   работу,   определяет членов экспертной группы, закрепляет их за командами) 1   задание  (   проверка   домашнего   задания   у   учащихся,   имеющих   высокий, средний и  достаточный уровень знаний, работа оценивается в 4 балла): ­проверка ОК (схемы предложений с ПР);        ­проговаривание теоретического материала с опорой на ОК, взаимоопрос              (работу в парах  оценивают члены экспертной комиссии и выставляют          оценки в специальную командную ведомость). Учитель в это время работает с учащимися, имеющими  низкий уровень знаний, они выполняют работу с опорой на подсказки­сорбонки).                 СОРБОНКА №1 1. А: «П.Р. .»        4. «П.Р.», ­ а.           7.  «П.Р.,­ а, ­ п ». 2. А: «П.Р. !»        5. «П.Р.»! ­ а.          8. «П.Р., ­ а.  ­ П». 3. А: «П.Р. ?»       6. «П.Р.»? ­ а.          9. «П.Р.! – а. ­ П».                                                                            10. «П.Р.? – а. ­ П». Задания (работа оценивается в 4 балла) а)  Прочитайте   предложения,   укажите   в   них   прямую   речь   и   слова автора. б) Укажите схему, которая соответствует данному предложению. в) Вставьте пропущенные буквы. г) Приведите пример предложения с ПР (устно). 1. «Сделаю   завтра,   спешить  (не)   надо»,­   г…ворит   лодарь.  2.  Ут…рая   слезы, сестра   ш…потом   сказала:   «Его   надо   остановить».  3.   «И   вам   не   страшно,­ продолжил я, обращаясь к  к…питанше, ­ остават…ся в крепости, подверже…ой такой опасности.» 4. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо пр…подняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре.» 2×30΄ 2. Проверка домашнего задания(письменного). Учитель.  Повторив теоретический материал по ОК, обратимся к домашнему заданию.(Обменявшись   тетрадями,   команды   проводят   взаимопроверку   и взаимооценивание   (работа   оценивается   в   2   балла),   оценки   выставляются   в командную   ведомость,(   за   каждую   грамматическую   или   пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла и 1 балл за нарушение орфографического режима и неаккуратность). Задание:  прорецензировать   выполнение   домашнего   задания   в   команде­ сопернице, используя памятку (устный комментарий участников команд).     СОРБОНКА №2 Памятка. Как сделать рецензию на домашнее задание. 1. Проверь наличие выполненной работы. 2 .Что следует дополнить или исправить. 3. Придерживается ли ученик культуры письма и ведения тетради. 4. Как ты оцениваешь работу, прокомментируй. 3. Срез­тест. ( Работа оценивается в 6 баллов, каждый правильный ответ ­  0,5 баллов). Вопросы теста (читает учитель). 1.ПР­ это одна из форм передачи … . 2. ПР­ это точно переданные слова… . 3. ПР­ может сопровождаться словами… . 4. Слова автора могут стоять… . 5. ПР всегда пишется … и … . 6. ПР может представлять собой как …, так и … .  7. Схема  предложения, в котором ПР стоит перед словами  автора (записать схему). 8. Схема предложения, в котором ПР стоит после слов автора. (записать схему). 9.   Схема   предложения,   в   котором   ПР   разрывается   словами   автора(записать схему). 10. Чужая речь может быть передана и с помощью … . 11. Косвенная речь всегда пишется … . 12. Косвенная речь представляет собой … .                                              II ТУР.  1. ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ или  работа   (Для   учащихся   с   высоким,   средним   и   достаточным   уровнями, оценивается   в   6   баллов,   за   каждую   грамматическую   или   пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла). КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.   (Для учащихся с низким уровнем,  работа оценивается в 6 баллов, за каждую грамматическую или пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла).                                              Текст диктанта                Он проснулся первым, тревожно оглянулся вокруг сразу успокоился и посмотрел на Гаврилу, еще спавшего. Тот сладко всхрапывал и во сне улыбался чему­то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом . Челкаш вздохнул и полез   вверх   по   узкой   веревочной   лестнице.   В   отверстие   трюма   смотрел свинцовый кусок неба. Было светло, но по­осеннему скучно и серо.                Челкаш вернулся часа через два… «Эй. теленок, вставай!..­ толкнул он ногой Гаврилу. Тот вскочил и, не узнавая его со сна, испуганно уставился на него мутными глазами. Челкаш захохотал. «Ишь ты какой!..­ широко улыбнулся наконец Гаврила. ­ Барином стал.»      (По М. Горькому) Задания:   ­Составить схемы предложений с ПР;  ­Подчеркнуть орфограммы в 1.2 ,4 предложениях;  ­Привести по 2 примера на каждую орфограмму. Текст для контрольного списывания.         И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз  подняться!.. Врага прижал бы я.. к ранам груди и.. захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..»         А Уж подумал: « Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»         И предложил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся, Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии.»        И дрогнул Сокол  и, гордо крикнув,  пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. (По М. Горькому) Задания:  ­Составить схемы 2 предложений с ПР (по выбору); ­Выписать слова из текста с орфограммами (см. сорбонку № 4): ­Привести по 1 примеру на каждую орфограмму                                                                                                   СОРБОНКА №3   Орфограмма                                                        Пример 1. Правописание безударной гласной     в корне слова 2. Правописание  приставок пре­,  при­ 3. Правописание  приставок 4. Правописание ь знака в глаголах на  ­тся, ­ться 5. Правописание  личных окончаний глаголов                                                 3×30΄ 2. ИГРА «ПОЛПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗА ТОБОЙ» Работа выполняется цепочкой, каждый участник получает по одному предложению, в которое необходимо вписать прямую речь или слова автора. (Работа оценивается в 1 балл). 3. ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. Работа   выполняется   цепочкой,   каждый   участник   получает   по   одному предложению,   в   котором   необходимо   исправить   ошибки   в   предложении   или схеме (Работа оценивается в 1 балл каждому участнику). 4. СЕАНС ОДНОРАЗОВОЙ ИГРЫ «ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО».  Задание. Составить рассказ на предложенную тему, включая в него не менее 2   предложений с прямой речью. (Каждый участник записывает по 1 предложению. Капитан команды начинает и заканчивает рассказ. Работа оценивается в  1 балл каждому участнику, за каждую грамматическую или пунктуационную ошибку снимается по   0,5 балла). Темы рассказов. 1.Знакомьтесь­ это мой родной город.. 2.Любимый уголок родного города. 3.О людях с большой буквы                                                . 4. Слушаю время… . 4. РЕФЛЕКСИЯ. ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕМЕ. 1.Интервью. ­О чем шла речь сегодня на уроке? ­ Сложная ли тема? В чем ее особенности? ­Считаете ли вы, что хорошо ее усвоили? Что помогло вам в этом? ­ Что основное вы запомнили о ПР? ­ Что тяжело было на уроке, а что легко?  ­ О чем нужно помнить, работая в команде? ­ Понятно, как выполнять домашнее задание? ­ Как оно связано с темой нашего урока? 2.Словарная   тропинка.(На   доске   записываются   слова,   с   которыми сталкивались        на уроке). 3.Определение   комады­победительницы.(Выводится   общее   количество баллов: 4. Индивидуальное оценивание работы учащихся. P .S.Каждый учащийся имеет возможность получить 2 оценки за работу на уроке 1  оценка за   1  тур: выполнение домашнего задания ­ ОК,проговаривание (или индивидуальная работа), письменная домашняя работа, срез­тест ; 2  оценка за    2  тур: диктант (или контрольное списывание) с грамматическим заданием,   за   составление   предложения   и   рассказа,   за   исправление   ошибок   в предложениях   и   схемах   (оценки   выставляются   в   лист   командного   и индивидуального оценивания, см. приложение см. прил. 1). I тур. № ФИ Теор. разм.(4б.) ОК Проговар. Инд.раб. Дом.раб. (2б.) Срез­ тест(6б.) Итоговая 1. 2. 3. 4. Всего баллов в команде II тур. № ФИ 1. 2. 3. К/д (8б.) КСП (8б.) 1 игра 2 игра 3 игра 4 игра Итоговая (1б.) (1б.) (1б.) (1б.) 4. Всего баллов в команде 5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(Комментарий учителя). 1.Ввести в предложения с ПР слова  В.Г.Белинского, А.И.Курина, О.Гончара о     русском языке, записанные в начале урока. 2.Составить план ответа (письменно) на тему «Диалог», используя материал      учебника на   стр.197­198. 3.Подготовиться   к   диалогу   на   тему:   «Профессия,   которая   мне   нравится» (устно),        используя   в   речи   такие   формы:  «Возможно,   ты   прав,   но   я   знаю   и   такой факт…»,     «Это интересно, но не кажется ли тебе…», «В этом что­то есть, ну а если       так…».

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку по теме «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»

Разработка урока по русскому языку  по теме  «Прямая и косвенная речь как способ передачи чужой речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017