Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)
Оценка 5

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
02.05.2017
Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)
Данная разработка урока позволяет продолжить работу по подготовке учащихся к сочинению на ЕГЭ; научить одиннадцатиклассников писать сочинение-рассуждение на основе текста, систематизировать материалы для сочинения по теме; формирование умений: слушать сообщение учителя, выявлять и формулировать проблему текста, писать комментарий, выявлять и формулировать позицию автора и выражать собственную позицию, подбирать аргументы, делать вывод; систематизировать материалы для сочинения по теме, формирование у учащихся сознательного отношения к учебному труду; воспитание любви и уважения к русскому языку, культуры общения.
11 кл мое.docx
Конспект урока русского языка для учащихся 11 класса Тема: Подготовка к ЕГЭ. Подготовка к сочинению­рассуждению на основе текста.  Цель урока: дидактическая (обучающая): продолжить работу по подготовке учащихся к сочинению на ЕГЭ;  научить одиннадцатиклассников  писать сочинение­рассуждение на основе текста, систематизировать  материалы  для сочинения  по теме; развивающая: формирование умений: слушать сообщение учителя,  выявлять и формулировать проблему текста, писать комментарий, выявлять и формулировать позицию  автора и выражать собственную позицию, подбирать аргументы, делать вывод; систематизировать материалы  для сочинения  по теме, воспитательная: формирование у учащихся сознательного отношения к учебному  труду; воспитание любви и уважения к русскому языку, культуры общения. Тип урока: комбинированный. Методы урока: иллюстративно­объяснительный, частично поисковый Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебное пособие А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение  на ЕГЭ», учебное пособие И.П. Цыбулько.  «Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий»,  сборник тестов И.П.Цыбулько, орфоэпический словарик, словарь паронимов, Ход урока: 1. Организация и приветствие. 2. Работа по тестовой части II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3 Карточка. Задание: расставить в словах ударение красивее коклюш камбала обеспечение вероисповедание ворожея торты плесневеть жалюзи начался ходатайство звонишь премировать зубчатый генезис брала исчерпать балованный доверху каталог банты издревле мастерски шарфы облегчить углубленный  III. Актуализация знаний морфологических норм. А3 Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются  коллективно) 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4 1. 2. любимые профессора ярче солнца 3. 4. более пятьсот (пятисот) миллионов кратчайший путь Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число,  изменяются все части. Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание А3 2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены 1. 2. 3. 4. к трёмстам сорока четырём избирателям едьте поездом ихними детьми пятидесятью тремя метрами Ответ: 1. Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5 1. 2. 3. Не едьте поездом , а поезжайте поездом Не ихними детьми, а их детьми Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после  чего даётся комментарий) Карточка.     Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6 1. 2. 3. 4. пара сапог пара носков салат из помидоров занавески из тюли (тюля) Ответ: 4 Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены 1) трое подруг 2) в двух тысяча тринадцатом году 3) более красивый 4) несколько пар джинс Ответ: 3 Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд 7 1. 2. Не трое подруг, а три подруги. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году. 3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов. IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). А4 1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 8 Изображая любой предмет, 1) на картине запечатлевается мироощущение художника. 2) художником создаётся точная его копия. 3)   художник передаёт своё представление о мире. 4) для художника важно его собственное мироощущение. Ответ: 3 Разбор задания: Основное действие выражено глаголом предаёт Добавочное действие при основном выражено деепричвстием изображая 2. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 9 Пользуясь фразеологическим словарём, 1) меня поразило богатство языка. 2) сначала читается вступительная статья. 3) объясните значение этого выражения. 4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми. Ответ: 3 3. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 10 Применяя новый метод, 1) были достигнуты блестящие результаты. 2) можно быстро овладеть любым языком. 3) язык усваивается очень быстро. 4) сокращаются сроки овладения языком. Ответ: 2 4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 11 Перелистывая страницы, 1) книга показалась мне интересной. 2) на меня нахлынули воспоминания. 3) я на минутку задумался. 4) мне внезапно стало весело. Ответ: 3 5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 12 Обнаружив в кометах органические вещества, 1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни. 2) это даёт основания для важных выводов. 3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса. 4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли. Ответ: 3 3. ­ А1(закрепление норм литературного произношения)­ чтение слов по орфоэпичекому словарю; ­А2 (закрепление норм употребления паронимов, умение находить паронимическую пару) – чтение  словаря паронимов; ­А3(закрепление норм морфологии); ­А4(найти грамматически верное продолжение предложения ); ­А5(закрепление умения находить грамматическую ошибку в построении предложения); 4. Работа почасти В ­ В1(способы образования слов) (работа по карточке №1)  Карточка №1 В1. Обозначьте словообразовательную морфему и назовите способ образования слова : По­весеннему (одеться), свежо, Закавказье, выход, дважды, по­своему (сделать), впервые, по­приятельски,  рассказ, вкрутую, огорчение, зловеще, послезавтра, невежливо, искренне. В2  (закреплять знания по теме : служебные части речи)(карточка №2) Карточка №2 на, потому что, даже, чтобы, едва, бы, хотя, же, тоже, однако, вон, разве, ввиду, все­таки. Карточка № 3 В3 Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях(работа по карточке № 3) Ловил рыбу, тот день, дом Кино, его появление, уехал учиться, мартовские дни, дни марта, сцена театра,  театральная сцена, очень умный, под шум дождя, своей человечности. В6 (закреплять знания о сложных предложениях с разными видами придаточных ) Карточка №4 Укажите вид придаточного предложения в СПП 1.Мы любим дом, где любят нас.(определительное) 2.Человек дорожит лишь тем, во что он вложил свое сердце и душу.(изъяснительное) 3. Как только сойдет снег, набухают га деревьях почки (обстоятельст времени) 4. Вы самый удивительный человек , которого я встречал.(определительное) 5. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.(придаточное следствия) 6.Я и сейчас помню эти стихи, потому что он создавал их у меня на глазах.(придаточное обстоятельственное  причины) 7.В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (придаточное уступки) 8. Люблю, когда сосна шумит. (придаточное изъяснительное) IV. Работа над частью С.1 (сочинение ­ рассуждение) Чтение текста на закрепление (проанализированного) (на доске текст) Чтение исходного текста (проблема текста та же «проблема отцов и детей») Исходный текст 1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3) Я держу в  руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный,  почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной.  (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери  и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот  неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал  чаще пропадать из дома… (11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный  домашний вид. (12)В какой­то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с  неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной  внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын… (14)Вряд ли он  ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал  повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд,  горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как  посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие  проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в  Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?  (17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18) «Я утратил всякие надежды  относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды  правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод  еще в VII веке до нашей эры. (20) Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не  становилось.                                                                                           (По В. Тендрякову) ­ Беседа по содержанию прочитанного текста. 1) Сформулируйте ПРОБЛЕМЫ, которые поднимает автор данного текста. Как человек должен относиться к родителям? Проблема отношения человека к проблеме взаимоотношений между старшим и подрастающим поколением. 2) Поясните текст, авторский замысел и проблему (работа по составлению КОММЕНТАРИЯ). ­ К какому типу проблем принадлежит эта проблема? (нравственная) ­ Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Автор рассуждает по данной проблеме, используя собственные наблюдения. 3) Выявите и сформулируйте ПОЗИЦИЮ АВТОРА .Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? Почему? 4) Выразите собственное отношение к позиции автора. Согласны ли вы с мнением? 5) Докажите мысль автора и свою собственную мысль. Приведите два аргумента. План написания сочинения­ рассуждения  1. Постановка проблемы 2. Комментарий к поставленной проблеме 3. Позиция автора (АРГУМЕНТЫ) 4. Собственная позиция (СОГЛАСИЕ/ НЕСОГЛАСИЕ ) Литературный аргумент / пример из жизни 5. Заключение 1. В качестве примера из жизни могут быть использованы различные случаи, ситуации, факты из чьей­ либо биографии. При использовании таких аргументов очень важно продемонстрировать связь  привлекаемой информации с тезисом. Можно также использовать предположительный пример, то  есть рассказать о том, что могло бы быть при определенных условиях. (важнейшее качество человека­ это умение сочувствовать и переживать. Давайте представим себе мир, в котором нет  сочувствующих людей!) 2. Просмотр фрагмента фильма«Мамы» (Эпилог) 3. Анализ урока, отметки. 4Дом. задание : написать сочинение по тексту 1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3) Я  держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему  двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему  неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление  человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у  других перерастает в трагедию. (10)Сева стал чаще пропадать из дома… (11)Он отпустил волосы,  наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой­то женской  кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими  косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не  нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын… (14)Вряд ли он ждал, что мы  станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал  повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный  взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё  воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения,  ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку  новой пластинки?  (17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18) «Я утратил всякие надежды  относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки  бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова  произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20) Но отцам последующих поколений от столь  древнего признания легче не становилось.                                                                                           (По В. Тендрякову) 1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3) Я  держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему  двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему  неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление  человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у  других перерастает в трагедию. (10)Сева стал чаще пропадать из дома… (11)Он отпустил волосы,  наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой­то женской  кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими  косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не  нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын… (14)Вряд ли он ждал, что мы  станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал  повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный  взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё  воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения,  ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку  новой пластинки?  (17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18) «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20) Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.                                                                                     (По В. Тендрякову)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)

Разработка урока по русскому языку "Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста".(11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017