Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
Оценка 4.9

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
05.03.2018
Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
Данный урок - первый урок по теме "Сложные предложения с разными видами связи". Цели урока: -обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложного предложения с союзной и бессоюзной связью; -познакомиться с группами сложных предложений с разными видами связи; - тренировать умение расставлять знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: союзной и бессоюзной; - закрепить умение анализировать предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи; - подготовка к итоговой аттестации за 9 класс.Разработка урока
Сложные предложения с разными видами связи.docx
Тема урока: Сложные предложения  с разными видами связи.                                         «Пунктуационные знаки имеют своё                                                           определённое назначение в письменной речи.                                                                  Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет                                                      своё определённое место в системе письма,                                                 имеет свой неповторимый "характер"»  (С. И. Львова).      Цели урока: обучающие: ­обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложного предложения с союзной и бессоюзной связью;   ­закрепить полученные знания о СП; ­ тренировать умение  расставлять  знаки препинания в сложном предложении с  разными видами связи: союзной и бессоюзной; ­ закрепить умение анализировать предложения с разными видами союзной и  бессоюзной связи. развивающие:  ­ формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие  выводы; ­ развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; ­ развивать навыки исследовательской деятельности. воспитательные  ­   воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм,   человеколюбие. Тип урока : комбинированный (обобщение и систематизация,  применение знаний,  контроль знаний). Виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная Оборудование урока: компьютер, проектор ,экран. раздаточный материал,  презентация в программе  «PowerPoint»,разработанная учителем к данному уроку Ход урока. I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности ­  Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. Послушайте.     «Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. « О, мои поданные!  – обратился к ним падишах. – У меня для вас есть задача, и я хотел бы знать, кто  сможет решить ее.» Он повел своих визирей в сад, в конце которого была ржавая  железная дверь с огромным замом. « Тот, кто сможет открыть эту дверь с огромным  замком, станет моим визирем», ­ сказал он отошел в сторону. Одни придворные только  качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать  дверь, но все они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили  от двери слуги падишаха. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и  изо всех сил нажал дверь со словами: «Я смогу!» он толкнул ее и…о чудо! – она стала  поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее  и быстрее, пока не раскрылась совсем. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым  визирем, потому что не только полагаешься на то, что видишь и слышишь, но и веришь  в собственные силы!» ­ Ребята, вы сегодня также должны поверить в свои собственные силы, и тогда у нас все получится. 2. Индивидуальное задание у доски __________________________________________________________________________                                           Карточка № 1  Составить схемы предложений. 1. Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту. 2. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 3. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий  травяной запах. _______________________________________________________________________                                             Карточка № 2  Синтаксический разбор предложения Когда солнце находилось в зените ( ) мы решили сделать остановку ( ) но неожиданно  наши планы изменились ( )  мало времени было у нас в запасе.         ______________________________________________________________________________________________ 4. Работа с классом (фронтальный опрос) ­ Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного  теории. 1. В чём отличие сложного предложения от простого?  2. На какие виды делятся сложные предложения?  3. Какие предложения называются ССП, какие ­ СПП?  4. Чем они отличаются? 5.Чем отличается БСП от сложного союзного? 6.Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных  предложений?  4.  Лингвистическая разминка 1.      Выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе является  исключением из правила.      Посреди двора, огороженного от улицы плетёным ивовым забором, завис на  четырёх деревянных столбиках и печной трубе, увенчанной старым, без дна,  ведром, покатый навес летней кухни. (Репьева О.)   2. Из предложений  выпишите слово, в котором правописание приставки зависит  от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.  Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко  посверкивало. Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы  разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ  СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ  УПРАВЛЕНИЕ.     бессонная ночь –    подземный переход –    алгебраическая задача –    школьный портфель –  4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ  ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ  УПРАВЛЕНИЕ.    жалостно посмотрел –    устало шагал –    осторожно слез –    беззаботно жил ­    5. Найдите среди предложенных схем 4­е лишнее и обоснуйте свой выбор  .   а) [    ],и [    ]. б) [    ], (чтобы.. .).  в) [    ], ( когда.. ..).  г) [    ], [    ]. 6.Объяснить,   почему   в   сложном   предложении   не   стоит   запятая   между предложениями перед сочинительным союзом. 1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.) 5. Углубление материала Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложными предложениями с разными  видами связи. Тема нашего урока : «Поговорим о сложном…»  Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием  умения определять вид связи в предложениях с разными видами связи, продолжить  работу над развитием умения постановки знаков препинания, поэтому в качестве  эпиграфа я взяла слова  Сергея Львова . Мы говорили о значимости этой темы, о ее  месте в итоговой аттестации в 9 класса, поэтому каждый должен стремиться  максимально проявить себя.  Исследовательская работа Каждая группа анализирует текст на карточке. 1. Нужно определить тип речи.  2. Найти СП с разными видами связи, расставить знаки препинания.   3. Выделить группы сложных предложений с разными видами связи, составить схему, указав вид связи.     1)С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные  карточки(1)а весь скот(2) имевшийся в колхозах (3) был забит. 2)Кормовое зерно  перевезли на мельницы с тем(4)  чтобы перемолоть (5) а  мясо сдали на  заготовительные пункты. 3)Гитлер утверждал(6) Ленинграду суждено умереть  голодной смертью(7) но самоуверенные фашисты просчитались.    4) Почти 900 дней длилась блокада Ленинграда  и закончилась победой(8) другого  исхода и не могло быть(9) потому что за защитниками было Отечество ­   земля отцов. 1) [   ], а [   ]. 2) [   ], (чтобы …), а [   ]. – Подчинение + сочинение 3) [   ]: [   ], но [   ]. ­  Бессоюзная + сочинение. 4) [   ],  [   ],  (потому что…  ). – Бессоюзная + подчинение.                                                                                                                                                       Выслушиваются ответы, идёт обсуждение выводов. Обобщение выводится на слайд 6. Закрепление материала, отработка навыков. 1. Работа над предложением, составление схемы, определение видов связи.       Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать  себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. […так], что (  ) : [ ] 2. Работа с учебником. Упражнение № 220 (выводится на слайд) Если вы запишите предложения в таком порядке: СПП, БСП, сложное с  разными видами связи, ССП, простое, то  восстановится отрывок их  стихотворения О.Фокиной. 1. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники  молчали, а ели головой качали. 2. И – ни тропинки, ни следочка! 3.  Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке  зажатом на радость маленькому брату. 4. А ландыши растут  на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где  заблудилась я когда­то. 5. Десяток земляничин первых несла и  потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.  2. Выразительное чтение стихотворения. 3.Графический диктант. Предложение читается дважды, нужно начертить его схему и объяснить  постановку знаков  препинания; после второго прочтения желающий идет к доске, рассказывая о строении предложения. 1.Во время блокады    ленинградцы жили под постоянными бомбежками и обстрелами,  мерзли, умирали от  голода ; и не было ни одной ленинградской семьи, которая не  потеряла бы своих близких.                                    ; и          , (которая). 2.И хотя тяжелые испытания выпали на долю защитников города  Петра, жители  сумели отстоять его и разгромили фашистские полчища у стен города.                           ( И хотя ),  [     ]. 3. 70 лет отделяют нас от прорыва блокады  ­ время не сглаживает раны, которые  нанесла война.                  [     ]  ­   [      ] , (которые). 4.Готовимся к экзамену. Задание №14 (3)Мы   долго   сидели   на   берегу   под   вязами.   (4)Комары   пропали.   (5)Лёгкий ветерок,   потянувший   низом,   наклонивший   травы,   но   не   двинувший   и   листка   на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов. (6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило   серебристую   Угру   в   реку   крови,   и   все   комары   унеслись   туда,   чтоб погрузить   хоботы   в   красный   поток   и   налиться   субстратом   жизни.   (8)Они   вскоре поняли,   что   ошиблись,   и,   распалённые   злобой,   вернулись   назад.   (9)Мы   перестали сопротивляться.   (10)Вокруг   каждого   из   нас,   а   сидели   мы   на   пристроенной   к   избе терраске,   реяло   плотное   облачко.   (11)Казалось,   то   парят   зёрнышки   граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым. (12)Послышался   тяжёлый   топот:   это   вернулось   с   пастбища   небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста.   (14)Потом   померещилось,   что   это   одна   четырёхголовая   овца,   настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток. 1.Среди 2.Среди     предложений   предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения, обоснуйте свой выбор.   3—11     найдите   сложное   предложение   с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения и обоснуйте  свой  ответ.  (Ученики устно объясняют свой выбор) 1 2 12 7 7. Итоги урока. Обобщение. 1. Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных  предложений? 2. Перечислите группы сложных предложений в зависимости от разных сочетаний  связи.  (выведено на слайд) 8. Рефлексия.                           Тест 1. Части этого сложного предложения связаны сочинительной и  подчинительной связью а)  Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала  ослепительной белизной.  б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь,  пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2. Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной  связью  а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины,     Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,     И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный,      Весенней сыростью объят,       А уж на ниточках жемчужины      От ветра каждого дрожат. 3. Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной  связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и  томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с  наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли,  которая тебе принадлежит. 4. Части этого сложного предложения связаны сочинительной,  подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую  большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни  кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в  воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Поверили в силы – и всё получилось! 9. Задание на дом.  Повторить  § 216 П № 220

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

Разработка урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018