Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
2 кл
13.05.2017
Цели деятельности педагога: закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с самоклеящимся картоном и бумагой самоклеящейся цветной металлизированной с рисунком; познакомить с историей матрешки; учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, работать с шаблонами, составлять аппликацию из картона и бумаги, выполнять разметку на бумаге, экономить используемый материал.Сценарий урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка." Автор: Васильченко И.В.
Сценарий интегрированного урока по технологии и краеведению Васильченко И.В..docx
О т к р ы т ы й И н т е г р и р о в а н н ы й у р о к по технологии и краеведению
РАБОТА С САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (АППЛИЦИРОВАНИЕ).
ТЕМА УРОКА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
ВОРОНЕЖСКАЯ МАТРЕШКА
(2 КЛАСС 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Цели
деятельности
педагога
Учитель
Тип урока
Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с самоклеящимся
картоном и бумагой самоклеящейся цветной металлизированной с рисунком; познакомить с историей матрешки;
учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек,
работать с шаблонами, составлять аппликацию из картона и бумаги, выполнять разметку на бумаге, экономить
используемый материал.
Васильченко Ирина Васильевна, первая квалификационная категория
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
Объяснительноиллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Матрешка, самоклеящийся картон, бумага самоклеящаяся цветная металлизированная с рисунком, резчик по
дереву, игрушечник, аппликация, фукурума
обучения
Основные
понятия и
термины
Образовательные
ресурсы
Наглядно
http://www.numama.ru/blogs/kopilkadetskihstihov/stihipromatreshku.html
http://www.russianlegacy.com/catalog/images/matryoshka_traditional/LADA595.jpg
Иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различные аппликации из разнообразных материалов
(бумага, ткань, природные материалы); образцы изделий – матрешки; настоящая матрешка, кукла Фукурума;
таблица «Последовательность изготовления матрешек»; виды бумаги; авторская мультимедийная презентация.
демонстрацион
ный материал
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; самоклеящийся картон, бумага цветная металлизированная с рисунком самоклеящаяся,
ножницы. Планируемые
образовательные
результаты
Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству
народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам.
Предметные: закрепят знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с
тканью.
Метапредметные:
регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и
корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты
своего труда;
познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования
информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике
«Вопросы юного технолога»;
коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск
необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а Промеж
уточный
контрол
ь
7
Уст
ные
ответы
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Формы
организац
Деятельность
ии
учащихся
совзаимод
ействия
на уроке
Универсальные
учебные действия
1
2
3
4
5
6
Индивид
уальная,
фронтал
ьная
Личностные: положительно
относятся к занятиям
предметнопрактической
деятельностью; понимают
личную ответственность за
будущий результат.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу
I.
Подведе
ние
к цели
урока
Эмоциональ
ная,
психологиче
ская
и
мотивационн
ая
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть Вас в нашей мастерской
«Народных промыслов». Где мы с вами учимся
творить руками, развивать свои таланты,
знакомимся с творчеством народных мастеров и
умельцев.
К нам на урок приглашены гости Мастера –
умельцы народных промыслов. Отгадайте
Учитель: Ребята, отгадайте, о ком идёт речь в
загадке?
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Учитель на фоне звучания музыки читает
стихотворение и появляются ученицы –
матрёшки:
Дуйте в дудки, бейте в ложки –
Дети: О
матрёшке.
Танец
матрёшек. В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весёлые матрёшки пришли к нам в гости.
Какие вы все красивые, нарядные. Проходите в
нашу мастерскую народных промыслов.
Наш урок мы сегодня посвятим еще одной
народной игрушке – матрешке. СЛАЙД 1
Для этого вам необходимо вспомнить изученный
материал и попробовать применить полученные
знания на практике.
1. Работа с выставкой изделий «Народные
промыслы России»
А для этого давайте представим, что попали мы
все на ярмарку и хотим выбрать товар.
(Обучающийся подходит выбирает изделие и
рассказывает о данном промысле)
2.Заслушивает сообщения учащихся о
работах, сделанных на прошлом уроке.
1. Сообщение о Хохломе СЛАЙД 2
2. Городецкая роспись СЛАЙД 3
3.
Дымковская игрушка СЛАЙД 4
– Дымковская игрушка ценится во всем мире.
Аналогичных игрушек нет нигде. Но всетаки
символом России стала совсем другая –
куколка. Вы можете назвать ее. Конечно, это
матрешка
Рассказыва
ют о
поделках Продолжение табл.
7
Уст
ные
ответы
1
2
3
4
5
6
II.
Освоени
е нового
материа
ла
Словесно
иллюстратив
ный рассказ
об истории
матрешек.
Работа
с учебником
(с. 30).
Просмотр
мультимеди
йной
презентации
или изделий
– Прочитайте стихотворение в учебнике и
расскажите, как вы его понимаете. В чем секрет
русской матрешки?
Читает стихотворение:
Цветастое платье, румяные щечки!
Ее открываем – в ней прячется дочка.
Матрешки танцуют, матрешки смеются
И радостно просят тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают прямо в ладошки –
Какие веселые эти матрешки!
– Матрешка – наиболее известный и любимый
всеми русский сувенир. Первая русская матрешка
появилась в конце XIX века и сразу снискала
небывалое признание как символ русского
народного искусства. СЛАЙД 5
В девяностых годах XIX века в московскую
игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А.
Мамонтова привезла из Японии фигурку
добродушного лысого старикамудреца Фукурума.
Она представляла собой несколько вложенных
одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий
Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской,
выточил из дерева похожие фигурки, которые
также вкладывались одна в другую, а художник
Сергей Малютин расписал их под девочек и
мальчиков. На первой матрешке была изображена
Рассматрив
ают
изделия;
анализирую
т
информаци
ю, делятся
впечатлени
ями,
рассказыва
ют
о том, что
особенно
поразило
в первой
встрече
с
творчество
м народных
мастеров
матрешечни
ков
Фронтал
ьная
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию из
прослушанного объяснения
учителя, логические –
осуществляют поиск
информации из разных
источников, расширяющей и
дополняющей представление о
матрешках.
Коммуникативные: умеют
обмениваться мнениями,
понимать позицию партнера,
активно слушать
одноклассников, учителя,
совместно рассуждать.
Регулятивные: умеют
принимать и сохранять учебную
задачу.
Личностные: проявляют
желание узнать и научиться
новому девушка СЛАЙД 6
в простонародном городском костюме: сарафане, 1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
Беседа
«Виды и
особенности
росписи
матрёшек»
переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла
из восьми фигур. Изображение девочки
чередовалось с изображением мальчика, отличаясь
друг от друга. Последняя изображала спеленатого
младенца. Имя Матрена тогда было широко
распространенным. Отсюда и пошло название –
«матрешки». Имя Матрена символизирует
богатырское здоровье, успех, благополучие.
(См. дополнительный материал к уроку
приложение 1.)
« В гостях у Мастеровигрушечников».
Знакомство с основными центрами
изготовления народной игрушки.
Учитель: СЛАЙД 7
Подивитесь, детвора,
Это к нам издалека
Мастера пришли,
Свои матрёшки привезли.
И о них они сейчас
Поведут для нас рассказ.
В матрешке отображается образ русской
женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в
национальный русский костюм: рубаху – очень
длинную кофту, платок, длинный сарафан,
поэтому у матрешки ног не видно, иногда на
сарафан одевали фартук. В разных местностях
были свои особенности костюма, отсюда и разные
названия матрешек. Наиболее распространенные
СергиевоПосадская, ПолховМайданская,
Уст
ные
ответы
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию из
прослушанного объяснения
учителя, логические –
осуществляют поиск
информации из разных
источников, расширяющей и
дополняющей представление о
матрешках.
Коммуникативные: умеют
обмениваться мнениями,
понимать позицию партнера,
активно слушать
одноклассников, учителя,
совместно рассуждать.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную
задачу.
Личностные: проявляют
желание узнать и научиться
новому
Семеновская матрешки.
Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
(См. дополнительный материал к уроку приложение
2.)
1й ребенок: СергиевоПосадская матрешка.
« Мастер» из Загорска. СЛАЙД 8
Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
2й ребенок: Семеновская матрешка.
« Мастер» из Семёнова. СЛАЙД 9
На Семёновской матрёшке
Расцвёл сказочный букет.
С хохломой так схожа роспись –
Каких узоров только нет!
Богат и наряден
Чудесный узор.
Простой он по форме,
А радует взор.
На фартуке – ягоды,
Травы, цветы…
И сердце замрёт
От подобной красы.
Физкультми
нутка
Под музыку проводит физкультминутку
Дин дон, дин дон, что за странный перезвон.
Слышен он со всех сторон, дили дон, дили дон.
Мы милашки, куклыневаляшки, яркие рубашки.
Выполняют
упражнения
Фронтал
ьная
Личностные: положительно
относятся к занятиям
двигательной деятельностью Беседа
«Виды и
особенности
росписи
матрёшек»
Мы милашки, куклыневаляшки, яркие рубашки.
Продолжение выступлений учащихся с
сообщениями о матрёшках
3й ребенок: ПолховМайданская
матрешка.
« Мастер» из Полхов Майдана. СЛАЙД 10
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными.
И тоньше, и выше, иначе одета:
Платка, сарафана и фартука нет.
Зато вся пестреет цветами, как лето,
Вот Полхов Майданской матрёшки секрет.
4й ребенок: Воронежская матрешка.
« Мастер» из Воронежа. СЛАЙД 11 12
Румяна лицом и пригожа.
Обычаи старины соблюдая,
Одета в костюм родного края.
Рубаха, черная понева,
Яркий ситцевый платок.
«Это кукла из Воронежа! »
Смело скажет нам знаток. СЛАЙД 13
Учитель: В настоящее время все большее
распространение получает авторская матрешка,
когда художниками одновременно комбинируются
в одной матрешке элементы разных видов
Уст
ные
ответы
Познавательные:
общеучебные – извлекают
необходимую информацию из
прослушанного объяснения
учителя, логические –
осуществляют поиск
информации из разных
источников, расширяющей и
дополняющей представление о
матрешках.
Коммуникативные: умеют
обмениваться мнениями,
понимать позицию партнера,
активно слушать
одноклассников, учителя,
совместно рассуждать.
Регулятивные: умеют
принимать и сохранять учебную
задачу.
Личностные: проявляют
желание узнать и научиться
новому матрешек. Используются декоративные мотивы
росписи: палеха, хохломы и т. д.
Знакомство
с
профессиям
и резчика
и
игрушечника
. Работа
с учебником
(с. 32)
– Из чего сделана игрушка? Как называется
профессия мастера, вытачивающего игрушку?
– Прочитайте об этих профессиях в учебнике
(с. 32).
Организует беседу по вопросам.
– Что делает резчик?
– Какими инструментами он работает?
– Что делает игрушечник?
Фронтал
ьная
Читают
статью в
учебнике,
рассматрив
ают
изделия,
анализирую
т
информаци
ю, отвечают
на вопросы
Беседа
«Особенност
и создания
матрешки»
Учитель: Технологию изготовления матрёшки
российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип
изготовления матрёшки остаётся неизменным до
настоящего времени.
Слушают
учителя,
рассматрив
ают изде
Фронтал
ьная
– Рассмотрите матрешку и расскажите о ней. Из
каких операций, по вашему мнению, состоит
процесс создания матрешки? Расставьте
технологические операции в нужном порядке.
Личностные: имеют желание
узнать и научиться новому.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: умеют
осознанно читать тексты с
целью освоения и
использования информации.
Коммуникативные: умеют
формулировать ответы на
вопросы, слушать
одноклассников, учителя,
строить понятные для партнера
высказывания
Коммуникативные: умеют
излагать свое мнение и
аргументировать свою точку
зрения, участвовать в общей
беседе,
Уст
ные
ответы
Уст
ные
ответы 1
2
3
4
5
6
7
Продолжение табл.
лия;
анализирую
т
информаци
ю, отвечают
на вопросы;
сравнивают
изделия,
узор;
участвуют
в
коллективн
ом
обсуждении
,
формулиру
ют вывод
Учитель прикрепляет к доске листочки с
написанными операциями в любой
последовательности. Учащиеся должны их
расставить в нужном порядке.
Выбор дерева. Как правило, это липа, береза,
осина, лиственница. Дерево должно быть срублено
обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем
было мало сока. Оно должно быть ровным, без
сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы
древесина была обдуваема. Важно не пересушить
бревно. Срок сушки примерно дватри года.
Мастера говорят, что дерево должно звенеть.
Вытачивание формы на токарном станке.
Первой на свет появляется самая маленькая
матрешка, которая не открывается. Следом за
ней – нижняя часть (донце) для следующей.
Первые матрешки были шестиместные, максимум
восьмиместные, а в последние годы появились 35
местные, даже 70местные матрешки (в Токио
демонстрировалась 70местная семеновская
матрешка величиной в метр). Верхняя часть
второй матрешки не просушивается, а сразу
надевается на донце. Благодаря тому что верхняя
часть досушивается на месте, части матрешки
плотно прилегают друг к другу и хорошо
держатся.
Подготовка формы под роспись. Форму шкурят
соблюдая правила речевого
поведения, высказывать и
обосновывать свою точку
зрения.
Познавательные:
общеучебные – умеют делать
умозаключения и выводы в
словесной форме,
осуществлять поиск способов
решения проблем творческого
характера; логические –
осуществляют поиск
необходимой информации из
разных источников об
особенностях создания и
росписи матрешек; умеют
сравнивать узоры,
используемые в росписи
изделий народных промыслов,
наблюдать и выделять в
процессе рассматривания
матрешек особенности их
росписи, анализировать способ
создания и грунтуют.
Роспись. Каждой матрешке роспись придает
индивидуальный характер. Сначала карандашом
наносят основу рисунка. Иногда рисунок
выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем
намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем
матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая,
используют гуашь, акварель или акрил. В каждой
местности есть свои каноны росписи, свои цвета и
формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек
без предварительного рисунка с образца. Цвета
у всех одинаковые, а матрешки получаются
разные, чуть непохожие, и в этом их
художественная ценность.
Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего
лака краски приобретают особую яркость
Физкультми
нутка
Изготов
ление
плоскостной
матрешки
детьми.
III. Твор
ческая
практич
еская
деятель
ность
Проводит физкультминутку
Выполняют
упражнения
Фронтал
ьная
Проверяет организацию рабочего места
Учитель: Давайте по фантазируем и представим,
что мы в мастерской «Народных промыслов»
Организуют
рабочее
место
Фронтал
ьная
Нам предстоит вспомнить, чем отличается
Воронежская матрешка от других матрешек
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Прежде, чем приступить к работе, давайте
Личностные: положительно
относятся к занятиям
двигательной деятельностью
Познавательные:
общеучебные – умеют
организовать творческое
пространство, подготовить
рабочее место к работе.
Органи
зация
рабоче
го
места Организация
рабочего
места
поговорим, во что одета матрёшка.
Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек
Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
Почему она расписная? (сарафан украшен
цветами)
Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Что у неё на голове? (косынка)
На туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он
тоже всегда украшен цветами или узорами.
Проверяет организацию рабочего места
Давайте пройдем в мастерскую. Именно в
мастерских художники украшают свои сувениры
росписью. Посмотрите, мастера оставили свои
работы незаконченными. Ребята, давайте поможем
мастерам закончить работу над сувенирами.
Будьте аккуратны и помните, что в любом деле
лучшие помощники – тишина и терпение.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
Украшай матрёшек смело.
(Дети украшают матрешек узорами).
Организуют
рабочее
место Беседа «Что
– Сегодня мы будем делать матрешку, но способ
Анализиру
Фронтал
Личностные: имеют знания о
Уст
и как мы
будем
делать»
ные
ответы
ьная
ют
конструкци
ю изделия,
узнают
и называют
освоенные
материалы,
их
свойства,
приемы
работы;
составляют
план
работы над
изделием,
проговарив
ают его
вслух
изготовления будет нетрадиционным. Каким? В
какой технике мы будем изготавливать куклу?
Давайте посмотрим. Рассмотрите готовое изделие
и проанализируйте его по заданному плану.
Работа в парах составить план украшения
матрёшки.
Как называется техника, в которой мы будем
делать изделие? Какие материалы нам
потребуются для работы? Каков порядок работы
над изделием?
Демонстрирует приемы разметки на бумаге,
привлекает учащихся к обсуждению: «Как
украсить изделия?» и т. п.
Дети на карточке расставляют
последовательность украшения матрёшки
Воронежской
План украшения матрёшки
№
План украшения матрёшки
Приклеить косынку
Украсить юбку – понёву красными
полосками
Приклеить юбку - понёву
Наклеить цветы на косынку
Приклеить руки
Нарисовать лицо
Украсить рукава рубахи
гигиене труда.
Познавательные:
общеучебные – умеют
самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель,
производить логические
мыслительные
операции (анализ, сравнение)
для формулирования вывода
об элементах декора и росписи,
определения материалов, ин
струментов и приемов работы.
Регулятивные:
ориентируются в учебнике;
составляют план выполнения
работ на основе слайдового
плана.
Коммуникативные: умеют
формулировать ответы на
вопросы, задавать вопросы для
уточнения последовательности
работы и техники изготовления
поделки Задание. Расставить от 1 до 7 в
первый
столбик порядок украшения
матрёшки. 1
2
Практическо
е задание
3
4
5
6
Наблюдает, советует, руководит
деятельностью, отвечает на вопросы учащихся,
помогает затрудняющимся в выполнении
задания.
Контролирует соблюдение правил безопасной
работы.
– Выполните матрешку в технике аппликации
Индивид
уальная
Отбирают
инструмент
ы в
зависимост
и от вида
работы;
выстраиваю
т
последоват
ельность
реа
лизации
собственно
го замысла;
выполняют
поделку
Личностные: имеют желание
работать; понимают значимость
правильной организации
рабочего места; знают правила
поведения на уроке.
Регулятивные: умеют
контролировать (в форме
сличения способа действия и
его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от
эталона), корректировать свои
действия в соответствии с
выявленными отклонениями,
адекватно оценивать
результаты своего труда
7
Изгото
вление
матре
шки в
техник
е
апплик
ации
Выставка
работ
учащихся
IV.
Итоги
урока.
Рефлекс
ия
деятель
ности
Фронтал
ьная
Рассматрив
ают
поделки,
оценивают
Организует обсуждение качества изготовления
изделий в процессе просмотра работ
Ребята, вам понравилось изготавливать
плоскостных матрешек? (Ответы детей). Ребята,
что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы
детей). Сувениром какой страны является
матрешка? (Ответы детей). За то, что вы помогли
изготовить матрешек, я приготовила вам награду –
«медали», на которых написано «Мастер». Вы их
заслужили.
Оцени
вание
за
работу
на
уроке
Личностные: сориентированы
на эстетическое восприятие
изделий.
Регулятивные: оценивают
свою работу, сравнивая с
образцом; умеют адекватно
воспринимать информацию
учителя или товарища,
содержащую оценочный
характер отзыва о готовом
изделии. Фронтал
ьная
Слушают
учителя,
отвечают на
вопросы
Коммуникативные: умеют
излагать свое мнение и
аргументировать свою точку
зрения
Слушают
учителя
Фронтал
ьная
Уст
ные
ответы
Обобщение
полученных
на уроке
сведений,
оценивание
результатов
работы
Заключитель
ное слово
Организует беседу по вопросам:
– Какую технику работы вы сегодня использовали
для создания поделки?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
СЛАЙД 14
Учитель: Ярок и красочен живописный язык
народной игрушки. Из детской забавы она
постепенно превратилась в сувенир, который
охотно используют для украшения современного
интерьера и на Родине, и далеко за её пределами.
Пока жива народная игрушка, излучая истинную
русскую красоту, не угаснет и вера в наш умелый,
душевный русский народ, в нашу неповторимую
Родину – Россию.
Читают стихотворения обучающиеся:
Ой ты, барышняматрешка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты, барышняматрешка,
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
Велика Россия наша
И затейлив в ней народ,
О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Сияй красками, матрёшка,
Никогда не унывай,
Мастеров Руси великой
Ты, матрёшка, прославляй!
Помогите завершить мою матрёшку –
поделку (аппликацию).
Ребята, вам понравилось изготавливать
плоскостных матрешек? (Ответы детей).
Ребята, что интересного вы узнали о матрешке?
Если у вас все получилось, вы всё усвоили, то
приклейте на платок жёлтый цветочек;
Если вы испытывали затруднения, что – то
не получилось, надо еще поработать, то тогда
белый цветок.
– Существует поверье, что если внутрь матрешки
положить записку с желанием, то оно непременно
исполнится, причем чем больше труда вложено в
матрешку, тем это произойдет быстрее. Пусть
матрешка, которую вы сегодня сделали, принесет
тепло и уют в ваш дом.
Русская матрёшка – желанный гость в каждом доме.
В чём же секрет успеха и долголетия?
Почему всем она нравится?
Почему стала русским сувениром за рубежом?
Да потому, что русские матрёшки во все времена
символизировали любовь и дружбу, счастье и
благополучие. Вот почему они добрые посланцы
этих чувств живут и в наших современных
квартирах, и во многих странах.
Слушают
учителя
Индивид
уальная
Домашнее
задание
Объясняет домашнее задание, показывает образцы.
СЛАЙД 15
– Подготовить сообщение об особенностях одного из
народных промыслов, которые мы не изучали.
Рассмотреть в учебнике иллюстрации с другими
вариантами оформления матрешки и при желании
выполнить один из них дома с родителями. Результаты
своей домашней работы вложить в папку достижений.
Принести на следующий урок какоенибудь
изображение деревенской постройки. СЛАЙД 16
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за
внимание! Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л к и н т е г р и р о в а н н о м у у р о к у ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1
Матрешкакукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества,
как памятный подарок, национальный сувенир. Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки,
условен. Образ женщиныматери большого семейства близок и понятен каждому. Плодородие, изобилие, бесконечность
жизни – по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.
Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо,
яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Различают несколько вариантов росписи матрешек: семеновская, сергиевопосадская и другие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План украшения матрёшки
№
Приклеить косынку
Украсить юбку – понёву красными полосками
Приклеить юбку понёву
Наклеить цветы на косынку
Приклеить руки Нарисовать лицо
Украсить рукава рубахи
Задание. Расставить от 1 до 7 в первый столбик порядок украшения матрёшки
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1й ребенок: СергиевоПосадская матрешка.
« Мастер» из Загорска.
Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки Сергиево
Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму,
“верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек
украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в
руках у матрешки какойлибо предмет корзинка, хлебсоль, букет цветов, самовар и прочее.
2й ребенок: Семеновская матрешка.
« Мастер» из Семёнова.
На Семёновской матрёшке
Расцвёл сказочный букет.
С хохломой так схожа роспись –
Каких узоров только нет!
Богат и наряден Чудесный узор.
Простой он по форме,
А радует взор.
На фартуке – ягоды,
Травы, цветы…
И сердце замрёт
От подобной красы.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек.
Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера
используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на
котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек
анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 1518
кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.
Физкультминутка
Дин дон, дин дон, что за странный перезвон.
Слышен он со всех сторон, дили дон, дили дон.
Мы милашки, куклыневаляшки, яркие рубашки .
Мы милашки, куклыневаляшки, яркие рубашки .
3й ребенок: ПолховМайданская матрешка.
« Мастер» из Полхов – Майдана.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными.
И тоньше, и выше, иначе одета:
Платка, сарафана и фартука нет.
Зато вся пестреет цветами, как лето,
Вот Полхов Майданской матрёшки секрет.
Форма ПолховМайданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука.
Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют
малиновокрасный, зеленый, черный цвета.
4й ребенок: Воронежская матрешка.
« Мастер» из Воронежа.
По форме с яйцом она схожа,
Румяна лицом и пригожа.
Обычаи старины соблюдая,
Одета в костюм родного края.
Рубаха, черная понева,
Яркий ситцевый платок.
«Это кукла из Воронежа! »
Смело скажет нам знаток.
Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева.
Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает
пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно:
однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый
платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки, – символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный
и красный.
«История возникновения матрешек».
Матрешка удивительная игрушка! (Показ матрешки). Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”?
(Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие –
что это название ведет начало от другого женского имени Матрена.
Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда? » знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни
одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? (Ответы детей). Токарьигрушечник
Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми
кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ иллюстрации) .
Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной.
Древесину выдерживают в течение двухтрех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую
качественную древесину, без сучков и трещин.
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как
память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей) .
Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки
послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ
иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чемто
напоминает яйцо.
По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы –
лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они
переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.
«Виды и особенности росписи матрешек».
В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм: рубаху –
очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных
местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево
Посадская, ПолховМайданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.