Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
2 кл
13.05.2017
Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Цели деятельности педагога: закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с самоклеящимся картоном и бумагой самоклеящейся цветной металлизированной с рисунком; познакомить с историей матрешки; учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, работать с шаблонами, составлять аппликацию из картона и бумаги, выполнять разметку на бумаге, экономить используемый материал.Сценарий урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка." Автор: Васильченко И.В.
Сценарий интегрированного урока по технологии и краеведению Васильченко И.В..docx
О т к р ы т ы й   И н т е г р и р о в а н н ы й   у р о к   по технологии и краеведению РАБОТА С САМОКЛЕЯЩЕЙСЯ ЦВЕТНОЙ БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (АППЛИЦИРОВАНИЕ). ТЕМА УРОКА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.  ВОРОНЕЖСКАЯ МАТРЕШКА (2 КЛАСС ­ 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД) Цели  деятельности  педагога Учитель Тип урока Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с самоклеящимся  картоном и бумагой самоклеящейся цветной металлизированной с рисунком; познакомить с историей матрешки;  учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек,  работать с шаблонами, составлять аппликацию из картона и бумаги,  выполнять разметку на бумаге, экономить  используемый материал. Васильченко Ирина Васильевна, первая квалификационная категория Постановка и решение учебной задачи Методы и формы Объяснительно­иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах Матрешка, самоклеящийся картон,  бумага самоклеящаяся цветная металлизированная с рисунком, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фукурума обучения Основные понятия и термины Образовательные ресурсы Наглядно­  http://www.numama.ru/blogs/kopilka­detskih­stihov/stihi­pro­matreshku.html  http://www.russianlegacy.com/catalog/images/matryoshka_traditional/LADA­595.jpg Иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий; различные аппликации из разнообразных материалов  (бумага, ткань, природные материалы); образцы изделий – матрешки; настоящая матрешка, кукла Фукурума;  таблица «Последовательность изготовления матрешек»; виды бумаги; авторская мультимедийная презентация. демонстрацион­ ный материал Оборудование Учебник, рабочая тетрадь; самоклеящийся картон,  бумага цветная металлизированная с рисунком самоклеящаяся,  ножницы. Планируемые  образовательные  результаты Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству  народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам. Предметные: закрепят знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с  тканью. Метапредметные:  регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и  корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты  своего труда;   познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования  информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике  «Вопросы юного технолога»;   коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск  необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Промеж уточный контрол ь 7 Уст­ ные  ответы Этапы  урока Обучающие  и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Формы организац Деятельность  ии  учащихся совзаимод ействия  на уроке Универсальные  учебные действия 1 2 3 4 5 6 Индивид уальная,  фронтал ьная Личностные: положительно  относятся к занятиям  предметно­практической  деятельностью; понимают  личную ответственность за  будущий результат.  Регулятивные: принимают  и сохраняют учебную задачу I.  Подведе ние  к цели  урока  Эмоциональ ная,  психологиче ская  и  мотивационн ая  подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Проверяет готовность обучающихся к уроку.  ­Здравствуйте, ребята!  Я рада видеть  Вас  в нашей мастерской  «Народных промыслов».  Где мы  с вами учимся  творить руками, развивать свои таланты,  знакомимся с творчеством народных мастеров и  умельцев.    К  нам на урок приглашены гости Мастера –  умельцы народных промыслов. Отгадайте  Учитель: Ребята, отгадайте, о ком идёт речь в  загадке? Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Учитель на фоне звучания музыки читает  стихотворение и появляются ученицы –  матрёшки: Дуйте в дудки, бейте в ложки – Дети: О  матрёшке. Танец  матрёшек. В гости к нам пришли матрешки.  Ложки деревянные,  Матрешечки румяные.  Весёлые  матрёшки  пришли к нам  в гости.  Какие вы все красивые, нарядные. Проходите в нашу мастерскую народных промыслов. ­  Наш урок мы сегодня посвятим еще одной  народной игрушке – матрешке. СЛАЙД 1 Для этого вам необходимо вспомнить изученный  материал  и попробовать применить полученные  знания на практике.  1. Работа с выставкой изделий «Народные  промыслы России» ­ А для этого давайте представим, что попали мы  все на ярмарку и хотим выбрать товар.  (Обучающийся подходит  выбирает изделие и  рассказывает  о данном промысле) 2.Заслушивает сообщения учащихся о  работах, сделанных на прошлом уроке. 1. Сообщение о  Хохломе СЛАЙД 2 2. Городецкая роспись СЛАЙД 3 3.  Дымковская игрушка СЛАЙД 4 – Дымковская игрушка ценится во всем мире.  Аналогичных игрушек нет нигде. Но все­таки  символом России стала совсем другая –  куколка. Вы можете назвать ее. Конечно, это  матрешка Рассказыва ют о  поделках Продолжение табл.  7 Уст­ ные  ответы 1 2 3 4 5 6 II.  Освоени е нового  материа ла Словесно­ иллюстратив ный рассказ  об истории  матрешек.  Работа с учебником (с. 30).  Просмотр  мультимеди йной  презентации  или изделий – Прочитайте стихотворение в учебнике и  расскажите, как вы его понимаете. В чем секрет  русской матрешки?  Читает стихотворение: Цветастое платье, румяные щечки! Ее открываем – в ней прячется дочка. Матрешки танцуют, матрешки смеются И радостно просят тебя улыбнуться! Они к тебе прыгают прямо в ладошки –  Какие веселые эти матрешки! – Матрешка – наиболее известный и любимый  всеми русский сувенир. Первая русская матрешка  появилась в конце XIX века и сразу снискала  небывалое признание как символ русского  народного искусства.  СЛАЙД 5 В девяностых годах XIX века в московскую  игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А.  Мамонтова привезла из Японии фигурку  добродушного лысого старика­мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных  одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской,  выточил из дерева похожие фигурки, которые  также вкладывались одна в другую, а художник  Сергей Малютин расписал их под девочек и  мальчиков. На первой матрешке была изображена  Рассматрив ают  изделия;  анализирую т  информаци ю, делятся  впечатлени ями,  рассказыва ют  о том, что  особенно  поразило  в первой  встрече  с  творчество м народных мастеров­ матрешечни ков Фронтал ьная Познавательные:  общеучебные – извлекают  необходимую информацию из  прослушанного объяснения  учителя, логические –  осуществляют поиск  информации из разных  источников, расширяющей и  дополняющей представление о  матрешках. Коммуникативные: умеют  обмениваться мнениями,  понимать позицию партнера,  активно слушать  одноклассников, учителя,  совместно рассуждать. Регулятивные: умеют  принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: проявляют  желание узнать и научиться  новому девушка  СЛАЙД 6 в простонародном городском костюме: сарафане, 1 2 3 4 5 6 7 Продолжение табл.  Беседа  «Виды и  особенности  росписи  матрёшек» переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки  чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого  младенца. Имя Матрена тогда было широко  распространенным. Отсюда и пошло название –  «матрешки». Имя Матрена символизирует  богатырское здоровье, успех, благополучие.  (См. дополнительный материал к уроку  приложение 1.) « В гостях у Мастеров­игрушечников».  Знакомство с основными центрами  изготовления народной игрушки. Учитель: СЛАЙД  7 Подивитесь, детвора, Это к нам издалека Мастера пришли, Свои матрёшки  привезли. И о них они сейчас Поведут для нас рассказ. В матрешке отображается образ русской  женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в  национальный русский костюм: рубаху – очень  длинную кофту, платок, длинный сарафан,  поэтому у матрешки ног не видно, иногда на  сарафан одевали фартук. В разных местностях  были свои особенности костюма, отсюда и разные  названия матрешек. Наиболее распространенные  Сергиево­Посадская, Полхов­Майданская,  Уст­ ные  ответы Познавательные:  общеучебные – извлекают  необходимую информацию из  прослушанного объяснения  учителя, логические –  осуществляют поиск  информации из разных  источников, расширяющей и  дополняющей представление о  матрешках. Коммуникативные: умеют  обмениваться мнениями,  понимать позицию партнера,  активно слушать  одноклассников, учителя,  совместно рассуждать. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: проявляют  желание узнать и научиться  новому Семеновская матрешки.  ­ Сейчас разные матрешки расскажут о себе.  (См. дополнительный материал к уроку приложение 2.) 1­й ребенок: Сергиево­Посадская матрешка.  « Мастер» из Загорска.  СЛАЙД 8 Я – Загорская матрешка  Всех на свете краше!  Мне художниками дан Яркий русский сарафан.  Знаменит платочек мой Разноцветною каймой. 2­й ребенок: Семеновская матрешка.  « Мастер» из Семёнова.  СЛАЙД 9 На Семёновской матрёшке Расцвёл сказочный букет. С хохломой так схожа роспись – Каких узоров  только нет! Богат и наряден  Чудесный узор. Простой он по форме, А радует взор. На фартуке – ягоды, Травы, цветы… И сердце замрёт  От подобной красы. Физкультми нутка Под музыку проводит физкультминутку Дин­ дон, дин­ дон, что за странный перезвон. Слышен он со всех сторон, дили­ дон, дили­ дон. Мы милашки, куклы­неваляшки, яркие рубашки. Выполняют  упражнения Фронтал ьная Личностные: положительно  относятся к занятиям  двигательной деятельностью Беседа  «Виды и  особенности  росписи  матрёшек» Мы милашки, куклы­неваляшки, яркие рубашки.   Продолжение выступлений учащихся с  сообщениями о матрёшках 3­й ребенок: Полхов­Майданская  матрешка.  « Мастер» из Полхов ­ Майдана. СЛАЙД 10 Я – матрешка из Майдана.  Могу стать звездой экрана.  Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными: Спелыми и красными.  И тоньше, и выше, иначе одета: Платка, сарафана и фартука нет. Зато вся пестреет цветами, как лето, Вот Полхов­ Майданской матрёшки секрет. 4­й ребенок: Воронежская матрешка.  « Мастер» из Воронежа. СЛАЙД 11 ­ 12 Румяна лицом и пригожа. Обычаи старины соблюдая, Одета в костюм родного края. Рубаха, черная понева,  Яркий ситцевый платок.  «Это кукла из Воронежа! » Смело скажет нам знаток.  СЛАЙД 13 Учитель: В настоящее время  все большее  распространение получает авторская матрешка,  когда художниками одновременно комбинируются в одной матрешке элементы разных видов  Уст­ ные  ответы Познавательные:  общеучебные – извлекают  необходимую информацию из  прослушанного объяснения  учителя, логические –  осуществляют поиск  информации из разных  источников, расширяющей и  дополняющей представление о  матрешках. Коммуникативные: умеют  обмениваться мнениями,  понимать позицию партнера,  активно слушать  одноклассников, учителя,  совместно рассуждать. Регулятивные: умеют  принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: проявляют  желание узнать и научиться  новому матрешек. Используются декоративные мотивы  росписи: палеха, хохломы и т. д.  Знакомство  с  профессиям и резчика  и  игрушечника . Работа  с учебником  (с. 32) – Из чего сделана игрушка? Как называется  профессия мастера, вытачивающего игрушку? – Прочитайте об этих профессиях в учебнике  (с. 32). Организует беседу по вопросам. – Что делает резчик? – Какими инструментами он работает? – Что делает игрушечник? Фронтал ьная Читают  статью в  учебнике,  рассматрив ают  изделия,  анализирую т  информаци ю, отвечают на вопросы Беседа  «Особенност и создания  матрешки» Учитель: Технологию изготовления матрёшки  российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до  настоящего времени. Слушают  учителя,  рассматрив ают изде­ Фронтал ьная – Рассмотрите матрешку и расскажите о ней. Из  каких операций, по вашему мнению, состоит  процесс создания матрешки? Расставьте  технологические операции в нужном порядке.  Личностные: имеют желание  узнать и научиться новому. Регулятивные: принимают  и сохраняют учебную задачу. Познавательные: умеют  осознанно читать тексты с  целью освоения и  использования информации. Коммуникативные: умеют  формулировать ответы на  вопросы, слушать  одноклассников, учителя,  строить понятные для партнера  высказывания Коммуникативные: умеют  излагать свое мнение и  аргументировать свою точку  зрения, участвовать в общей  беседе,  Уст­ ные  ответы Уст­ ные  ответы 1 2 3 4 5 6 7 Продолжение табл.  лия;  анализирую т  информаци ю, отвечают на вопросы; сравнивают изделия,  узор;  участвуют  в  коллективн ом  обсуждении ,  формулиру ют вывод Учитель прикрепляет к доске листочки с  написанными операциями в любой  последовательности. Учащиеся должны их  расставить в нужном порядке. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза,  осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без  сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы  древесина была обдуваема. Важно не пересушить  бревно. Срок сушки примерно два­три года.  Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Вытачивание формы на токарном станке.  Первой на свет появляется самая маленькая  матрешка, которая не открывается. Следом за  ней – нижняя часть (донце) для следующей.  Первые матрешки были шестиместные, максимум  восьмиместные, а в последние годы появились 35­ местные, даже 70­местные матрешки (в Токио  демонстрировалась 70­местная семеновская  матрешка величиной в метр). Верхняя часть  второй матрешки не просушивается, а сразу  надевается на донце. Благодаря тому что верхняя  часть досушивается на месте, части матрешки  плотно прилегают друг к другу и хорошо  держатся. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят  соблюдая правила речевого  поведения, высказывать и  обосновывать свою точку  зрения. Познавательные:  общеучебные – умеют делать  умозаключения и выводы в  словесной форме,  осуществлять поиск способов  решения проблем творческого  характера; логические –  осуществляют поиск  необходимой информации из  разных источников об  особенностях создания и  росписи матрешек; умеют  сравнивать узоры,  используемые в росписи  изделий народных промыслов,  наблюдать и выделять в  процессе рассматривания  матрешек особенности их  росписи, анализировать способ  создания и грунтуют. Роспись. Каждой матрешке роспись придает  индивидуальный характер. Сначала карандашом  наносят основу рисунка. Иногда рисунок  выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем  намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем  матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая,  используют гуашь, акварель или акрил. В каждой  местности есть свои каноны росписи, свои цвета и  формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек  без предварительного рисунка с образца. Цвета  у всех одинаковые, а матрешки получаются  разные, чуть непохожие, и в этом их  художественная ценность. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего  лака краски приобретают особую яркость Физкультми нутка Изготов­ ление  плоскостной матрешки  детьми. III. Твор­ ческая  практич еская  деятель ность Проводит физкультминутку Выполняют  упражнения Фронтал ьная Проверяет организацию рабочего места Учитель: Давайте по фантазируем и представим, что мы в  мастерской «Народных промыслов» Организуют рабочее  место  Фронтал ьная Нам предстоит вспомнить, чем отличается   Воронежская матрешка от других матрешек Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!  Прежде, чем приступить к работе, давайте  Личностные: положительно  относятся к занятиям  двигательной деятельностью Познавательные:  общеучебные – умеют  организовать творческое  пространство, подготовить  рабочее место к работе. Органи зация  рабоче го  места Организация рабочего  места поговорим, во что одета матрёшка. ­ Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек ­ Какая она? (нарядная, расписная, красивая) ­ Почему она расписная? (сарафан украшен  цветами) ­ Из чего сделана матрешка? (из дерева) ­ Что у неё на голове? (косынка) ­ На туловище? (сарафан) ­ Чем украшен сарафан? (цветами) ­ Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он  тоже всегда украшен цветами или узорами. Проверяет организацию рабочего места ­ Давайте пройдем в мастерскую. Именно в  мастерских художники украшают свои сувениры  росписью. Посмотрите, мастера оставили свои  работы незаконченными. Ребята, давайте поможем мастерам закончить работу над сувенирами.  Будьте аккуратны и помните, что в любом деле  лучшие помощники – тишина и терпение.  А сейчас, мастера,  За работу всем пора.  Мастера, скорей за дело – Украшай матрешек смело.  Украшай матрёшек смело. (Дети украшают матрешек узорами).  Организуют  рабочее  место Беседа «Что – Сегодня мы будем делать матрешку, но способ  Анализиру Фронтал Личностные: имеют знания о  Уст­ и как мы  будем  делать» ные  ответы ьная ют  конструкци ю изделия,  узнают  и называют  освоенные  материалы,  их  свойства,  приемы  работы;  составляют  план  работы над  изделием,  проговарив ают его  вслух изготовления будет нетрадиционным. Каким? В  какой технике мы будем изготавливать куклу? ­Давайте посмотрим. Рассмотрите готовое изделие и проанализируйте его по заданному плану. Работа в парах составить план украшения  матрёшки.  Как называется техника, в которой мы будем  делать изделие? Какие материалы нам  потребуются для работы?   Каков порядок работы  над изделием? Демонстрирует приемы разметки на бумаге,  привлекает учащихся к обсуждению: «Как  украсить изделия?» и т. п. Дети на карточке расставляют  последовательность украшения  матрёшки  Воронежской План украшения матрёшки № План украшения матрёшки Приклеить косынку Украсить юбку – понёву красными полосками Приклеить юбку - понёву Наклеить цветы на косынку Приклеить руки Нарисовать лицо Украсить рукава рубахи гигиене труда.  Познавательные:  общеучебные – умеют  самостоятельно  выделять и формулировать  познавательную цель,  производить логические  мыслительные операции (анализ, сравнение)  для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определения материалов, ин­ струментов и приемов работы. Регулятивные:  ориентируются в учебнике;  составляют план выполнения  работ на основе слайдового  плана.  Коммуникативные: умеют  формулировать ответы на  вопросы, задавать вопросы для  уточнения последовательности  работы и техники изготовления  поделки Задание. Расставить от 1 до 7 в первый столбик порядок украшения матрёшки. 1 2 Практическо е задание 3 4 5 6 Наблюдает, советует, руководит  деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении  задания. Контролирует соблюдение правил безопасной  работы. – Выполните матрешку в технике аппликации Индивид уальная Отбирают  инструмент ы в  зависимост и от вида  работы;  выстраиваю т  последоват ельность  реа­  лизации  собственно го замысла;  выполняют  поделку Личностные: имеют желание  работать; понимают значимость правильной организации  рабочего места; знают правила  поведения на уроке. Регулятивные: умеют  контролировать (в форме  сличения способа действия и  его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения  отклонений и отличий от  эталона), корректировать свои  действия в соответствии с  выявленными отклонениями,  адекватно оценивать  результаты своего труда 7 Изгото вление матре шки в  техник е  апплик ации Выставка  работ  учащихся   IV.  Итоги  урока.  Рефлекс ия  деятель ности Фронтал ьная Рассматрив ают  поделки,  оценивают Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ ­ Ребята, вам понравилось изготавливать  плоскостных матрешек? (Ответы детей). Ребята,  что интересного вы узнали о матрешке? (Ответы  детей). Сувениром какой страны является  матрешка? (Ответы детей). За то, что вы помогли  изготовить матрешек, я приготовила вам награду – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их  заслужили.  Оцени вание  за  работу на  уроке  Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие  изделий. Регулятивные: оценивают  свою работу, сравнивая с  образцом; умеют адекватно  воспринимать информацию  учителя или товарища,  содержащую оценочный  характер отзыва о готовом  изделии. Фронтал ьная Слушают  учителя,  отвечают на вопросы Коммуникативные: умеют  излагать свое мнение и  аргументировать свою точку  зрения Слушают  учителя Фронтал ьная Уст­ ные  ответы Обобщение  полученных  на уроке  сведений,  оценивание  результатов  работы Заключитель ное слово Организует беседу по вопросам: – Какую технику работы вы сегодня использовали для создания поделки?  – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? СЛАЙД 14 Учитель:  ­ Ярок и красочен живописный язык  народной игрушки. Из детской забавы она  постепенно превратилась в  сувенир, который  охотно используют для украшения современного  интерьера и на Родине, и далеко за её пределами.   Пока жива народная игрушка, излучая истинную  русскую красоту, не угаснет и вера в наш умелый,  душевный  русский народ, в нашу неповторимую  Родину – Россию. Читают стихотворения обучающиеся: Ой ты, барышня­матрешка, Я возьму тебя в ладошки, Покажи мне тех девчат, Что внутри тебя сидят! Ой ты, барышня­матрешка, Разноцветная одежка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир!                               С. Иванов Велика Россия наша И затейлив в ней народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт. Наша русская матрёшка Не стареет сотни лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. Сияй красками, матрёшка, Никогда не унывай, Мастеров Руси великой Ты, матрёшка, прославляй! Помогите завершить  мою матрёшку – поделку (аппликацию). ­ Ребята, вам понравилось изготавливать  плоскостных матрешек? (Ответы детей).  Ребята, что интересного вы узнали о матрешке? ­ Если у вас все получилось, вы всё усвоили, то  приклейте на платок жёлтый цветочек; ­ Если вы испытывали затруднения, что – то  не получилось, надо еще поработать, то тогда белый цветок. – Существует поверье, что если внутрь матрешки  положить записку с желанием, то оно непременно  исполнится, причем чем больше труда вложено в  матрешку, тем это произойдет быстрее. Пусть  матрешка, которую вы сегодня сделали, принесет  тепло и уют в ваш дом. Русская матрёшка – желанный гость в каждом доме.  ­В чём же секрет  успеха и долголетия?  ­Почему всем она нравится?   ­Почему стала русским сувениром за рубежом?  Да потому, что русские матрёшки во все времена  символизировали любовь и дружбу, счастье и  благополучие. Вот почему они добрые посланцы  этих чувств живут и в наших современных  квартирах, и во многих странах. Слушают  учителя Индивид уальная Домашнее  задание Объясняет домашнее задание, показывает образцы.  СЛАЙД 15 – Подготовить сообщение об особенностях одного из  народных промыслов, которые мы не изучали.  Рассмотреть в учебнике иллюстрации с другими  вариантами оформления матрешки и при желании  выполнить один из них дома с родителями. Результаты  своей домашней работы вложить в папку достижений.  Принести на следующий урок какое­нибудь  изображение деревенской постройки.    СЛАЙД 16 - Вот и закончился наш урок. Спасибо за внимание! Д о п о л н и т е л ь н ы й   м а т е р и а л   к     и н т е г р и р о в а н н о м у   у р о к у  ПО ТЕХНОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЮ П Р И Л О Ж Е Н И Е   1 Матрешка­кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как   памятный   подарок,   национальный   сувенир.   Художественный   образ   матрешки,   как   и   всякой   народной   игрушки, условен. Образ женщины­матери большого семейства близок и понятен каждому. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркий   румянец,   черные   брови,   маленький   рот.   Такой   же   образ   красавицы   воспевался   в   русских   песнях   и   сказках. Различают несколько вариантов росписи матрешек: семеновская, сергиево­посадская и другие. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 План украшения матрёшки № Приклеить косынку Украсить юбку – понёву красными  полосками Приклеить юбку ­ понёву Наклеить цветы на косынку Приклеить руки Нарисовать лицо Украсить рукава рубахи Задание.  Расставить от 1 до 7 в первый столбик  порядок украшения матрёшки               ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1­й ребенок: Сергиево­Посадская матрешка.  « Мастер» из Загорска. Я – Загорская матрешка Всех на свете краше!  Мне художниками дан Яркий русский сарафан.  Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.  В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки ­ Сергиево­ Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму,  “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек  украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в  руках у матрешки какой­либо предмет ­ корзинка, хлеб­соль, букет цветов, самовар и прочее.  2­й ребенок: Семеновская матрешка.  « Мастер» из Семёнова. На Семёновской матрёшке Расцвёл сказочный букет. С хохломой так схожа роспись – Каких узоров  только нет! Богат и наряден Чудесный узор. Простой он по форме, А радует взор. На фартуке – ягоды, Травы, цветы… И сердце замрёт  От подобной красы. Из города Семенова Я в гости к вам пришла,  Букет цветов садовых В подарок принесла.  Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек.  Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера  используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на  котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек  анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15­18  кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72­местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.  Физкультминутка Дин­ дон, дин­ дон, что за странный перезвон. Слышен он со всех сторон, дили­ дон, дили­ дон. Мы милашки, куклы­неваляшки, яркие рубашки . Мы милашки, куклы­неваляшки, яркие рубашки . 3­й ребенок: Полхов­Майданская матрешка.  « Мастер» из Полхов – Майдана. Я – матрешка из Майдана.  Могу стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными: Спелыми и красными.  И тоньше, и выше, иначе одета: Платка, сарафана и фартука нет. Зато вся пестреет цветами, как лето, Вот Полхов­ Майданской матрёшки секрет. Форма Полхов­Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука.  Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют  малиново­красный, зеленый, черный цвета.  4­й ребенок: Воронежская матрешка.  « Мастер» из Воронежа. По форме с яйцом она схожа, Румяна лицом и пригожа. Обычаи старины соблюдая, Одета в костюм родного края. Рубаха, черная понева,  Яркий ситцевый платок.  «Это кукла из Воронежа! » Смело скажет нам знаток.   Воронежская кукла появилась в конце 60 годов прошлого века. «Мамой воронежской матрешки» стала Елена Матвеева.  Мастерскую она вместе с мужем Владиславом организовала в квартире, прямо на кухне. По форме матрешка напоминает  пасхальное яйцо, что символизирует жизнь, бесконечность рода человеческого. Яйцеобразная форма получилась случайно:  однажды она увидела бракованную матрешку слишком округлую по форме и вверху немного с сучком. На голове яркий ситцевый  платок с цветами. Белая рубаха с вышивкой, часто ромбом, который символизирует солнце. Черная понева (юбка) с красными линиями, образующими клетки, – символизирует чернозем и земельные наделы. В костюме присутствует три цвета – белый, черный и красный.   «История возникновения матрешек». Матрешка ­ удивительная игрушка! (Показ матрешки). Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”?  (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени ­ Матрена.  Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда? » знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни  одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? (Ответы детей). Токарь­игрушечник  Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми  кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ иллюстрации) . Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной.  Древесину выдерживают в течение двух­трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую  качественную древесину, без сучков и трещин.  Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как  память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей) . Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки  послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ  иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем­то  напоминает яйцо.  По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы –  лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они  переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.   «Виды и особенности росписи матрешек». В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм: рубаху –  очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных  местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево­ Посадская, Полхов­Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)

Разработка урока по технологии и краеведению на  тему "Народные промыслы. Воронежская матрешка" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017