Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)
Оценка 4.9

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Оценка 4.9
Аудио +5
docx
информатика
10 кл—11 кл +1
27.10.2018
Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)
Презентации к уроку
konsp.docx
Министерство общего и профессионального образования Ростовской  области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зимовниковский педагогический колледж» ДИСКРЕТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОУД.08. Информатика для обучающихся специальности  44.02.02. Преподавание в начальных классах Выполнила:  преподаватель информатики Рыганцева Т.И. 1 Зимовники, 2017 СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ...............................................................................................................3 МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.................................................................................4 ХОД УРОКА................................................................................................................5 КОНСПЕКТ УРОКА......................................................................................................6 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................................13 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................................................................15 2 АННОТАЦИЯ Тема «Дискретное представление текстовой информации» относится к разделу  2.   Информация   и   информационные   процессы  курса   ОУД.08. Информатика.   Данный   урок   проводится   после   изучения   понятия,   видов   и свойств   информации   и   темы   «Системы   счисления».   Способы   дискретного представления   текстовой   информации   и   задачи   вычисления   количества информации   в   текстовом   сообщении,   являются   наиболее   простыми   в сравнении с дискретным представлением числовой, графической или звуковой информации.   Поэтому   изучение   данной   темы   предваряет   знакомство обучающихся   с   компьютерным   кодированием   других   видов   информации, которое   будет   рассмотрено   на   следующих   уроках.   Таким   образом, представленная тема является базовой для осмысления принципа двоичного кодирования информации в компьютере. Теоретические знания, полученные студентами при изучении данной темы, помогут им в дальнейшем разобраться с более сложными вопросами следующих уроков.  Тип урока – комбинированный. Урок проводится в несколько этапов, каждый из которых направлен на решение конкретных задач и достижение общей цели урока. Для   оптимизации   деятельности   обучающихся   на   уроке   используется интерактивная   доска.   Подготовленные   для   интерактивной   доски дидактические  материалы позволяют не только реализовать дидактический принцип   наглядности,   но   также   способствуют   осуществлению деятельностного подхода в обучении, активизации обучающихся. Выполнение обучающимися   задач   практической   части   урока   является   элементом алгоритмической и компьютерной технологии. Это позволяет формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы с компьютером по заданному алгоритму,   повышает   результативность   работы,   ориентирует   на   успех   в решении поставленных задач.  Работа   каждого   обучающегося   в   паре   над   заданием,   продолжающим задание   другого   участника   мини­группы,   требует   повышенного   внимания, ответственности   за   верное   решение,   направлена   на   выработку   умений работать в группе.  3 МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дисциплина: ОУД.08. Информатика Преподаватель: Рыганцева Т.И. Дата:  27.10.2017. Группа: 1«А»(2), подгруппа 1 Тема урока: «Дискретное представление текстовой информации» Тип урока: комбинированный Цели  урока: образовательные:    расширить   представления   обучающихся   о   способах кодирования текстовой информации, сформировать понятия дискретного и аналогового   кодирования,   добиться   осмысления   системы   кодирования символов в компьютере и освоения практических приёмов кодирования и декодирования текста с помощью прикладных программ; развивающие:  развивать умение выполнять классификацию объектов по определённому   признаку,   обобщать   и   делать   выводы,   развивать алгоритмическое мышление, навыки работы с компьютером;  воспитательные:  расширять   общеобразовательный   кругозор   студентов,   аккуратность,   внимательность,   точность, воспитывать   активность, способствовать формированию бережного отношения к природе. Методы обучения:  словесный  наглядный  практический Технологии  компьютерного и алгоритмического обучения Оснащение урока:  мультимедийный комплекс  презентация  интерактивный дидактический материал  раздаточные материалы (Рабочий лист, карточка­задание) Межпредметные связи:  Экология 4 Виды деятельности студентов самостоятельная  когнитивная    практическая  оценка и самооценка Формы организации деятельности на уроке  индивидуальная  коллективная Самостоятельная работа студентов на уроке: выполнение опорного конспекта (заполнение рабочего листа) выполнение словарного диктанта    классификация способов кодирования информации  практическая работа ХОД УРОКА 1. Организационный момент  2. Актуализация знаний 2.1.  Выполнение   интерактивных   заданий   на   проверку   усвоения предыдущей темы  2.2. Словарный диктант. Формулировка темы и целей урока 3. Основная часть. Изучение нового материала 3.1. Сообщения обучающихся по теме 3.2.  Лекция   с   опорой   на   компьютерную   презентацию.   Выполнение обучающимися опорного конспекта 4. Практическая   работа   (самостоятельная   работа   обучающихся   по алгоритму) 4.1. Кодирование текста в программе MS Word 4.2. Декодирование сообщения в программе Блокнот. Взаимооценка. 5. Подведение итогов урока. 5 КОНСПЕКТ УРОКА 1. Организационный момент  Здравствуйте, сегодняшний урок информатики мы проводим в рамках Фестиваля специальностей, тематика которого связана с годом экологии в нашей стране. Поэтому прежде, чем приступить к уроку, вдумаемся в строки Евгения Евтушенко, в которых нам даётся мудрое наставление. Берегите эти Земли, Воды, Даже малую былиночку любя.  Берегите всех зверей внутри природы,  Убивайте лишь зверей внутри себя. Мы ещё вернёмся к актуальным вопросам экологии, но я прошу вас не забыть, что на уроке следует помнить о правилах пользования компьютерной техникой, чтобы не нанести вреда своему здоровью, а также прошу бережно относиться к оборудованию кабинета. Не обижайте мышек!  А теперь начнём. 2. Актуализация знаний  Вспомните, какой теме были посвящёны предыдущие уроки? Выполним несколько заданий, которые покажут, насколько вы усвоили материал.  1   задание:   выполните   классификацию   предложенных   чисел   по признакам: верная запись и неверная запись, обоснуйте свои действия. 2   задание:   установите   соответствие   между   числами,   записанными   в разных системах счисления, перемещая числа правой части страницы. 3   задание:   нужно   расположить   числа   в   указанном   порядке   (по возрастанию или по убыванию) 6 У вас на столах лежат Рабочие листы сегодняшнего урока. Запишите вверху свои фамилию и имя.  Открываю презентацию  Мы   продолжаем   изучение   раздела   «Информация   и   информационные процессы». Тему сегодняшнего урока вы определите, если верно выполните задания   Буквенного   диктанта.   Я   буду   задавать   вопросы,   на   которые   вы должны отвечать одной буквой. Эта буква – первая в слове, которое является ответом на мой вопрос. Например, на вопрос «Сколько цифр используется в десятичной системе счисления?», следует ответить буквой Д (десять). Буквы записывайте поочерёдно друг за другом в таблицу: ключевое слово Рабочего листа. Буквенный диктант 1. 1024 байта это один…К 2. Свойство информации, которое говорит о её независимости от чьего­ либо мнения или суждения…О 3. Основание двоичной системы счисления…Д 4. Сведения, знания, которые мы получаем из внешнего мира с помощью органов чувств, это… И 5. Самая известная непозиционная система счисления…Р 6. Количество цифр позиционной системы счисления – это её…О 7. Информацию, воспринимаемаю нами с помощью зрения, называют…В 8. Свойство информации, которое говорит о её своевременности, это …А 9. Наименьшая из цифр, общих для всех позиционных систем счисления… Н 10.1   бит   при   техническом   или   при   алфавитном   подходе   к   измерению количества информации – это один электронный…И 11.Цифра 14 в 16­ричной системе счисления …Е Какое же слово является ключевым словом нашего урока? КОДИРОВАНИЕ. Клик В целом же тема урока звучит так: Клик   «Дискретное   кодирование   текстовой   информации».  Запишите   тему   в Рабочий лист. Как вы думаете, какие цели мы должны перед собой поставить? 7 Изучить   принципы   и   приёмы   кодирования   текстовой   информации   в компьютере. Узнать, что означает прилагательное «дискретное». Слайд2 Правильно,   а   кроме   этого,   вы   сами   попробуете   кодировать   и декодировать текст с помощью компьютера. Клик Французский   писатель   Анатоль   Франс   сказал:   «Чтобы   переваривать знания,   надо   поглощать   их   с   аппетитом».   Так   вот,   надеюсь,   что   вы   с аппетитом будете принимать материал сегодняшнего урока. 3. Основная часть. Изучение нового материала Слайд3 Для начала вспомните термины, которые должны быть вам известны из информатики   9  класса.  В рабочих  листах в разделе Основные понятия впишите пропущенные слова.  Код – система условных знаков для представления информации Кодирование – это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы Декодирование – это процесс, обратный кодированию Слайд4 Кодирование   бывает  аналоговым   и   дискретным.   Прочтите,   что представляет собой тот и другой вид кодирования. (читают вслух). Примеры   аналогового   кодирования   –   музыка,   записанная   на грампластинку, картина, нарисованная кистью художника на холсте, звуки, которые мы воспринимаем с помощью органов слуха. Дискретная   информация   –   это   любая   цифровая   информация   (в   том числе и текстовая), которая сохранена на наших компьютерах, в мобильных телефонах,   но   не   только.   Например,   записывая   текст   с   помощью   букв   и знаков, мы тоже выполняем его дискретное кодирование. Человечеством придумано множество способов кодирования текстовой информации. О  некоторых  расскажут  те,  кто  готовил  сообщения  к  уроку. 8 Слушая   сообщения,   выполните   классификацию   названных   способов кодирования, отнеся их к аналоговому или к дискретному кодированию. Начнёт Бекирова Клара (Ребусы) О практически забытом методе стенографии расскажет Давыдова Настя. Бахметенко Юлия, пожалуйста. (Азбука Морзе) Флажковая сигнализация – Бондаренко Аня  К   какому   же   кодированию   вы   отнесли   ребусы?   Кодирование морзянкой? Семафорную азбуку?  Стенографию? Почему?  Клик Самопроверка результатов посредством использования слайда. Кодировать текстовую информацию можно жестами, мимикой. Люди, лишённые   зрения,   читают   с   помощью   азбуки   Брайля,   специального   кода, позволяющего распознавать буквы на ощупь. Компьютер   ­   это   электронная   машина,   которая   работает   с электронными сигналами ­ импульсами. Компьютер может работать только с такой информацией, которую можно превратить в импульсы.   Какие электронные импульсы различает компьютер?   Как   вы   считаете,   кодирование   импульсами   –   это   аналоговое   или дискретное кодирование? Почему? Действительно, текстовая информация, как и любая другая, хранится в памяти компьютера в дискретном двоичном виде.  Для кодирования текстовой информации в компьютере используются кодовые таблицы. Слайд5 Кодовая   таблица  –   это   внутреннее   представление   символов   в компьютере Кодовая   таблица   определяет   систему   кодировки   того   или   иного алфавита.  9 С   момента   появления   электронно­вычислительных   машин,   способных обрабатывать текст, программистами было придумано несколько различных систем кодировки текста. Слайд6 Только в России было создано 5 разных кодовых таблиц. Запишите их в соответствующей строке Рабочего листа.  Windows­1251  MS­DOS  КОИ­8  Mac   ISO Использование   разных   кодовых   таблиц   часто   приводило   к невозможности   верно   декодировать   текст,   поэтому   целесообразно   было прийти   к   единой   системе   кодировки   символов.   Современный   компьютер использует самые удачные и общепризнанные мировым сообществом кодовые таблицы.  Слайд7 Международной   системой   кодировки   сегодня   является   ASCII (American   Standard   Code   for   Information   Interchange   –   американский стандартный   код   для   обмена   информации).  Запишите   аббревиатуру   и русское наименование кода.  Он введен в 1963 г. и ставит в соответствие каждому   символу   восьмиразрядный   двоичный   код.  Таким   образом,   в   коде ASCII можно представить 256 символов. В   системе   ASCII   закреплены   две   таблицы   кодирования   базовая   и расширенная.   Базовая   таблица   закрепляет   значения   кодов   от   0   до   127,   а расширенная относится к символам с номерами от 128 до 255.  Клик Первые   32   кода   базовой   таблицы,   начиная   с   нулевого,   отданы производителям   аппаратных   средств.   В   этой   области   размещаются управляющие коды, не относящиеся к символам алфавита. Начиная с 32, по 127 код размещены коды символов английского алфавита, знаков препинания, арифметических действий и некоторых вспомогательных символов. Коды от 10 128   до   255   соответствуют   символам   национальных   алфавитов   (в   нашем случае, русского). Слайд8 На слайде вы видите десятичные номера и двоичные коды символов базовой таблицы.  Слайд9 А в этой таблице – двоичные коды русского алфавита (это фрагмент расширенной части кодовой таблицы ASCII). Слайд10 Ограниченность   таблицы   ASCII   достаточно   малым   числом   знаков привело к тому программисты создают параллельно новую, несравнимо ёмкую таблицу кодов. Таблица Юникод была разработана в 1991 году. Она позволяет уникальным образом закодировать 216 , то есть 65356 знаков. В неё вошли знаки   почти   всех   письменных   языков   и   огромное   число   дополнительных символов и псевдокодов. Каждый символ этой таблицы имеет двоичный код из 16 нулей и единиц. В данной таблице коды выражены в 16­ричной системе. С   символами   этой   таблицы   мы   можем   встретиться   в  программе  MS Word, используя команды Вставка­Символ.  Итак,   каким   же   образом   кодируется   текстовая   информация   в компьютере?  Почему   в   этом   случае   мы   говорим   о   дискретном   кодировании текста? А теперь перейдём к практической части. 4. Практическая   работа   (самостоятельная   работа   обучающихся   по алгоритму) У вас на столах находятся карточки с текстовым сообщением. Ваша задача   выполнить   кодирование   текста,   пользуясь   алгоритмом  1  и  записать коды в таблицу Рабочего листа. Затем вы обменяетесь рабочими листами и выполните декодирование, пользуясь алгоритмом 2.  Слайд11 11 Обменявшись   листами,   не   пропустите   строчку   для   указания   ваших фамилии   и   имени.   Выполнив   декодирование,   поставьте   оценку   хозяйке рабочего   листа,   выполнявшей   кодирование.   Если   вам   всё   удалось декодировать, то оценка – 5. При наличии сложностей декодирования оценка может быть ниже. Итак, что же у нас получилось? У кого декодированный текст начинается с большой буквы? Читайте то, что вы получили.  У кого получилось продолжение этой пословицы? Читайте. Клик 5. Подведение итогов урока. В ходе работы вы кодировали и декодировали информацию, пользуясь кодовыми   таблицами,   применяемыми   в   компьютере.   Какие   программы позволяют выполнить эти операции? Рабочие листы по окончании урока вы сдадите мне, а после проверки получите назад, чтобы выполнить домашнее задание. В верхнем углу рабочего стола находится файл Рефлексия. Откройте его. Оставьте только тот смайлик, который соответствует вашему состоянию на уроке, а другие два смайлика удалите. Вы работали с пословицами, которые учат бережно относиться к родной земле, к природе, ко всему живому. «Сохраним природу Дона вместе!» – это девиз Ростовской области, принятый областью в год экологии. От того сумеем ли мы сберечь нашу Землю, зависит и наша жизнь, жизнь человечества.  Урок окончен. Спасибо. 12 Фамилия, имя ___________________________________________ Тема урока: _____________________________________________________________ 28.10.17 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1. Буквенный диктант КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: 2. Основные понятия ______   – система условных знаков для представления информации __________________ – это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы             аналоговое                                                    дискретное _______________________ – это процесс, обратный  кодированию 3. Кодовые таблицы Кодовая таблица – это внутреннее представление символов в компьютере Кодовые таблицы, действующие в России: ______________________________________________ Международная кодовая таблица:______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА I. Закодируйте предложенную фразу, пользуясь следующим алгоритмом. 1. Запустить программу MS Word 2. В меню команд выбрать Вставка 3. В правой части ленты выбрать Символ, а затем Другие символы 4. В окне Символ в поле Шрифт выбрать  (обычный текст) 5. В нижней правой области окна в поле ИЗ:  выбрать кириллица (дес.) 6. Пользуясь полосой прокрутки, отыскать  в таблице буквы русского алфавита 7. Выбрать первую букву данного текста и записать её код (он находится в поле Код знака) 8. Последовательно находить и записывать код каждого следующего символа, оставляя  между кодами по одной пустой клетке. Замечание:  код знака Пробел равен 32. 13 Коды символов последовательно записывайте в ячейки таблицы: II.  Декодируйте полученное вами сообщение, пользуясь алгоритмом. Результат декодирования запишите внизу, указав свои фамилию и имя 1. Запустить программу Блокнот 2. Включить дополнительную цифровую клавиатуру (нажать клавишу Num Lock) 3. Нажав клавишу Alt, набрать код первого символа, добавляя впереди ноль. Например,  если код символа 234, то следует ввести 0234. После этого отпустить клавишу Alt. 4. Записать полученный символ. 5. Продолжать декодирование, каждый раз нажимая и удерживая Alt. Фамилия и имя _________________________ Результат декодирования ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Задание на дом: 1. выучить определения урока 2. изучить п. 2.11, с 63­66 (учебник Цветковой) 3. придумать и нарисовать на листе формата А4  ребус, в котором закодирован один из терминов  урока 14 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карточки­пословицы для кодирования Сохраним природу Дона вместе! Лес – богатство и краса, береги свои леса. Зелёные растения земли украшение. Реки да леса всему краю краса. Сломить дерево – секунда , а вырастить – годы. Не беречь поросль, не видать и дерева. Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. Плоха та птица, которая собственное гнездо загрязняет. 15

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)

Разработка урока по теме "Дискретное представление текстовой информации" (1 курс СПО, информатика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2018