Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
8 кл
08.03.2017
Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)
Цель урока: закрепление темы «Квадратное уравнение»; создание условий для осознанного и уверенного владения навыком решения квадратных уравнений, рассмотрение различных способов решения квадратных уравнений. Структура урока: I этап. Организационный момент. II этап. Актуализация знаний учащихся III этап. Закрепление полученных знаний и способов деятельности. IV этап. Самостоятельная работа, с последующей проверкой, в форме дидактической игры. V этап. Физкультминутка VI этап. Усвоение новых знаний. Формулирование и разрешение проблемной ситуации. VII этап. Разноуровневая работа в группах. VIII этап. Подведение итогов урока. IX этап. Домашнее задание. X этап. Рефлексия.
Решение квадратных уравнений.docx
РАЗРАБОТКА УРОКА  ТЕМА    :  Решение квадратных уравнений.   (8 класс)        Цель урока:   закрепление   темы:   «Квадратное   уравнение»;     создание   условий   для осознанного и уверенного владения навыком решения квадратных уравнений, рассмотрение различных  способов решения квадратных уравнений.         Образовательные задачи урока: закрепить знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных   уравнений,   расширить   и   углубить   представления   учащихся   о решении   уравнений,   организовать   поисковую   деятельность   учащихся   при решении  квадратных уравнений  и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.        Развивающие задачи урока:  развивать математическое мышление, память, внимание;  развивать сравнивать, анализировать,   умение       обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;  развивать  коммуникативные   навыки  через   коллективный   способ обучения; развивать навыки  самостоятельной  работы;  развивать устную и письменную речь учащихся;  привить любовь к предмету, желание познать новое.          Воспитательные задачи урока:     воспитывать культуру умственного труда; воспитывать культуру коллективной работы; воспитывать информационную культуру; воспитывать потребность добиваться успехов   в приобретении знаний; воспитание   навыков   самоконтроля   и   взаимоконтроля,   развитие самостоятельности и творчества.   групповая   парная   работа,   фронтальная   работа,           Формы обучения:  Индивидуальная, (коллективная) деятельность.          Тип урока:  Урок закрепления изученного материала.          Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, презентация, карточки.  Структура урока: I этап. Организационный момент.  II этап. Актуализация знаний учащихся III этап. Закрепление полученных знаний и способов деятельности. 1 IV   этап.   Самостоятельная   работа,   с   последующей   проверкой,     в   форме дидактической игры. V этап. Физкультминутка VI этап. Усвоение новых знаний. Формулирование и разрешение проблемной ситуации. VII этап. Разноуровневая  работа в группах. VIII этап. Подведение итогов урока. IX этап. Домашнее задание.  X этап. Рефлексия. Ход урока I этап. Организационный момент. Содержание   деятельности:   приветствие,   определение   отсутствующих; проверка   готовности   учащихся   к   уроку;   готовность   наглядных   пособий, доски, мела и т.д. Раскрытие общей цели урока. Учитель.  Здравствуйте! Садитесь. Ребята!  Сегодня  мы  проведем урок   еще   раз   вспомним   о   способах   решения   квадратных обобщения,   где   уравнениях и оценим свои знания.  Девизом   нашего   сегодняшнего   урока   станут   слова   Рене   Декарта (презентация 1, слайд 2), прочтем все вместе:  «Для разыскания истины вещей ­ необходим метод». Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   работу   по   закреплению   и систематизации   знаний,   умений,   навыков   решения     квадратных   уравнений различными способами (слайд 3). II этап. Актуализация знаний учащихся. Содержание деятельности 1)  Фронтальная работа (презентация «Фронтальная работа ») 1)Когда уравнение ах² + bх + с = 0 называется квадратным? 2)Какой вид примет уравнение: а) если     b = 0, с = 0;     б) если     b = 0, с ≠ 0; в) если     b ≠ 0, с = 0? 3) Имеют ли  данные уравнения корни, если имеют, то сколько? 4) Как называются такие уравнения? Приведите примеры таких уравнений.   5) От чего зависит наличие корней уравнения  ах² + bх + с = 0?  6)Формулы для нахождения корней уравнения  ах² + bх + с = 0. 7)Найти   корни   уравнения   способом.  8) Если в уравнении  ах² + bх + с = 0,  а = 1, то уравнение называется…?    наиболее   рациональным   1978х²­1984х+6=0   2 9) Как можно найти корни этого уравнения, какую теорему можно употребить для нахождения корней?  10) Можно ли выполнить обратную операцию, зная корни ­ найти p и q?  2) Устная работа Учитель. Перед вами 8 уравнений (слайд 4): 1 2 3 4 5 6 7 8 Я сейчас задаю вам вопросы по способам решения квадратных уравнений, а вам надо указать уравнение которое проще всего решить этим способом. Если ответ верный, то откроется буква, соответствующая номеру этого уравнения и мы узнаем имя математика, который занимался изучением уравнений.  3x2 –  2x – 5= 0; х2=5; 7x2  + 14x  = 0; х2 + 5x + 4= 0; х2 + 4x +4 = 0; х2 – 4 =0; 2x2 – 11x +5 =0; х2 + 2x = x2  + 6.  1)Какое   уравнение   решается   вынесением   общего   множителя   за   скобки? №3  (Д) 2)Какое уравнение можно решить, методом выделения полного квадрата? №5  (И) 3)   Какое   уравнение   решается   по   формуле,   используя     четный   второй коэффициент? №1 (О) 4)Какое уравнение удобно решить по теореме Виета? №4 (Ф) 5)Какое   уравнение   можно   решить   разложением   разности   квадратов   на множители? №6 (А) 6)В каком уравнении надо применять общую формулу  корней квадратного уравнения? №7   (Н) 7)Какое уравнение можно решить извлечением квадратных корней? №2  (Т) Вы догадались, о ком идет речь? Да  имя математика, который занимался изучением   уравнений,   их   классификацией,   способами   решения   –   Диофант (слайд 5). Диофант смекалку проявил Много нового в науке открыл. Он ввел обозначения неизвестной величины, Чтобы его уравнения решать все могли. А также знак равенства ­ как без него, И методы решения алгебраического уравнения ­ заслуга его. Если хочешь больше о Диофанте узнать, Можно в Интернете, в энциклопедиях почитать. 3)Если класс работает в хорошем темпе, можно разгадать кроссворд  (слайды 6,7) 3 x2 + 4x – 12 = 0; 3x2 – 48 = 0; 2a2  – 5a + 2 = 0; 4x2 = 7; –4x2 – 4x + 15 = 0; 5x2 + 10x = 0. III этап. Закрепление полученных знаний и способов деятельности. Содержание деятельности 1)Решение примеров (слайд  8) 1 2 3 4 5 6 1. «Выберите неполные квадратные уравнения и решите их». 2) 3х2 – 48 = 0;                  4) 4х2 = 7;                         6) 5х2 + 10х = 0. Учащиеся   самостоятельно   решают.   После   решения   называются   корни уравнений, и учащиеся комментируют выбранный способ решения. 2. «Выпишите приведённое квадратное уравнение и решите его». 1)  х2 + 4х – 12 = 0. Выбранный способ решения аргументируется. 3. «Как называются оставшиеся в данном списке уравнения?» Уравнения №4 и №6 анализируются и прорешиваются у доски. 2)   Решение   задачи   из   китайского   трактата   «Математика   в   девяти книгах» (примерно II в. до н.э.) (слайд 9) «Имеется   город   с   границей   в   виде   квадрата   со   стороной   неизвестного размера, в центре каждой стороны находятся ворота. На расстоянии 20 бу (1 бу=1,6 м) от северных ворот (вне города) стоит столб. Если пройти от южных ворот прямо 14 бу, затем повернуть на запад и пройти еще 1775 бу, то можно увидеть столб. Спрашивается: какова сторона границы города?» Решение. Обозначим сторону квадрата через   х. Из подобия треугольников  BED  и ABC (см. рис. на слайде 10) получим: k/0.5x=(k+x+l)/d.  Поэтому,   чтобы   определить   неизвестную   сторону   квадрата,   получаем квадратное уравнение х2+(k+l)­2kd=0.  В данном случае уравнение имеет вид х2+34х­71000=0, откуда х=25000 бу.  Отрицательных корней (в данном случае х=­284) китайские математики не рассматривали,   хотя   в   этом   же   трактате   содержатся   операции   с отрицательными числами. IV этап.  Самостоятельная работа, с последующей проверкой,   в форме дидактической игры. Содержание деятельности           Учащимся   выдаются   карточки   с   заданиями   2­х   вариантов   (см.   приложение ) Для каждого последующего уравнения значение коэффициента «а» принимается равным большему корню предыдущего уравнения. Поэтому в 4 четырех   из   них   вместо   этого   коэффициента   свободное   окошко.   После выполнения работы – самоконтроль выполненной работы Вариант 1.    х2+3х ­28 = 0      x1 =­7, x2 =4   4х2 +16x+12=0    x1 =­3, x2 =­1 ­1х2 ­x+2=0             x1 =­2, x2 =1   1х2 +3x­4=0         x1 =­4, x2 =1   1х2 ­4x­12=0        x1 =6, x2 =­2 2 вариант.     х2+4х ­21 = 0      x1 =­7, x2 =3     3х2 +6x­9=0        x1 =1, x2 =­3    1х2 +6x­7=0      x1 =­7, x2 =1    1х2 +10x+9=0    x1 =­9, x2 =­1   ­1х2 +7x­10=0     x1 =5, x2 =2 V этап. Физкультминутка Содержание деятельности Гимнастика для глаз (презентация «Физкультминутка») На уроке мы сидим И во все глаза глядим, А глаза нам говорят, Что они уже болят. VI   этап. проблемной ситуации. Содержание деятельности (Учащиеся работают в тетрадях). Задание. Найдите значение выражения   Усвоение   новых   знаний.   Формулирование   и   разрешение , где х1 и х2 корни уравнения   + 1 х 1 1 х 2 2х2 + 7х + 2= 0. Можете   обсудить   решение   с   соседом   по   парте.   Сколько   времени   вам понадобится на выполнение этого задания?  (Можно предположить, что решения в тетрадях учащихся будут следующие  записи: 2х2 + 7х + 2 = 0 Д = 49 – 4*4 = 33            x1 =       x2 = ) 33 7  4 33  7  4 На самом деле это задание можно решить намного рациональнее. 5 Теорему Виета мы применяли для приведенных квадратных уравнений, а это неприведенное. А чем отличается приведенное квадратное уравнение от неприведенного? (У  приведенного квадратного уравнения коэффициент «а» равен 1.) Как это уравнение свести к приведенному? (Разделить обе части уравнения на 2.) Запишем в тетрадях правильное решение. 2х2 + 7х + 2 = 0 х2 + 3,5х + 1 = 0 Чтобы найти значение данного выражения, его надо преобразовать так, чтобы в него входила сумма корней и их произведение. Как это можно сделать? Привести дроби к общему знаменателю. = + 1 х 2 1 х 1 х  х 1 2 х * х 1 2 = 5,3 1 =­3,5 , т.к.    x1 +x2 =­3,5     x1 *x2 =1 Делаем вывод. Было неприведенное квадратное уравнение ах2 +  bх +  c = 0, мы его свели к уравнению х2  +     = 0 и тогда получается, теорема Виета для любого х +   b a c a квадратного уравнения звучит так: Если x1, x2 – корни уравнения ах2 + bх + c = 0, то  x1 +x2 =­     x1 *x2 = c a b a Аналогично, звучит и обратная теорема. Закрепление изученного материала. (Ученик работает у доски). Задание. Найти х  2 1 х 2 2 , где х1 и х2 корни уравнения  3х2 ­5х ­7 = 0. 1) Сведем это уравнение к приведенному. х2 ­   = 0 х ­  5 3 7 3 2) Запишем чему равна сумма и произведение корней x1 +x2 =     x1 *x2 =­  5 3 7 3 3)Рассмотрим выражение. Это выражение надо записать в таком виде, чтобы в него входила сумма чисел x1 +x2  и произведение  x1 *x2                                                                                  6 х  2 1 х 2 2 Значит,  х  2 1 х 2 2  =    (x1 +x2 )² ­ 2 x1x2     = ­ 2 =7 4 9     7 3    2     5  3  VII этап. Разноуровневая  работа в группах. Содержание деятельности Класс делится на группы. Группа получает карточку с заданиями (см.  приложение ). Каждый член группы выполняет задание в своей тетради. На  проверку берется одна тетрадь из группы. Все члены группы получают  одинаковую  оценку. Для того, чтобы учитель мог быстро осуществить  проверку в каждой карточке закодировано ключевое слово 1 уровень. х2 ­ 7х ­1 = 0 1)   x1 +x2 = 7                                                                             2)  x1 *x2 =­1                                                                               3)  =­7 + 1 х 1 1 х 2 4)  5)  =51 х  2 1 х 2 2 =­7 2 хх 21  2 хх 1 2 Зашифровано слово: КАТЕТ 2 уровень. х2 ­ 6х +2 = 0 1)    =3 + 1 х 1 1 х 2 2)   х  2 1 х 2 2 =32 3)  2 хх 21  2 хх 1 2 =12 7 =16 4)  + х 2 х 1 х 1 х 2 5)(x1 ­3)(x2 ­3)=­7 Зашифровано слово: КОНУС 3 уровень х2 ­ 7х +2 = 0 1)     ххх 2 х  1  21 = 49                                                                         2)  (x1 +2)(x2 +2) = 20 3)  = 45 х  2 1 х 2 2 =22,5 4)  + х 2 х 1 х 1 х 2 5)  х  3 1 х 3 2 = 301 Зашифровано слово: СФЕРА Самое сложное задание из каждой группы проверяется у доски: 1) 2 хх 21  2 хх 1 2 2)(x1 ­3)(x2 ­3)            3)  х  3 1 х 3 2 VIII этап. Подведение итогов урока. Итак,   мы   сегодня   на   уроке   мы   продолжили   работу   по   закреплению   и систематизации   знаний,   умений,   навыков   решения     квадратных   уравнений различными способами, получили новые знания и применили их. IX этап. Домашнее задание. 1) Решить уравнения:                 01  x 8 3 2 x                  ( x  2 )2  (4 x  3)2 0 2) Составить квадратное уравнение, корни которого были бы обратны  соответствующим корням уравнения  . 4 2 x  13 x  0 7 8 X этап. Рефлексия. Какой момент на уроке показался вам самым сложным? Какой момент на уроке показался вам самым интересным? Как вам нравится больше работать: в группах или индивидуально? Приложение  Карточки для дидактической игры 1 вариант. Для   каждого   последующего   уравнения   значение   коэффициента   «а» принимается равным большему корню предыдущего уравнения.              х   2  +3х ­28 = 0 О х2 +16x+12=0 О х2 ­x+2=0 О х2 +3x­4=0 О х2 ­4x­12=0 Решение: 2 вариант. Для   каждого   последующего   уравнения   значение   коэффициента   «а» принимается равным большему корню предыдущего уравнения.             х  2  +4х ­21 = 0           О х2 +6x­9=0 О х2 +6x­7=0 О х2 +10x+9=0 О х2 +7x­10=0 Решение: Карточки для групповой работы 1 уровень. Пусть x1 и x2 – корни квадратного уравнения  х2 ­ 7х ­1 = 0  Найдите: 1)   x1 +x2                                                                             2)  x1 *x2                                                                                  3)  + 1 х 1 1 х 2 Указание: приведите дроби к общему знаменателю. 4)  х  2 1 х 2 2 9 Указание: выделите полный квадрат 5)  2 хх 21  2 хх 1 2 Указание: вынесите общий множитель за скобки Расшифруйте слово. ­1 А 7 К 8 Р 51 Е ­7 Т 47 Л ­51 18 И В 16 Ф 2 уровень. Пусть x1 и x2 – корни квадратного уравнения  х2 ­ 6х +2 = 0  Найдите: 1)    + 1 х 1 1 х 2 2)   х  2 1 х 2 2 3)  2 хх 21  2 хх 1 2 Указание: вынесите общий множитель за скобки 4)  + х 1 х 2 х 2 х 1 Указание: приведите дроби к общему знаменателю 5)(x1 ­3)(x2 ­3) Указание: раскройте скобки                                                                             Расшифруйте слово. ­7 С 40 В 32 О 12 Н 29 И 3 К 16 У 6 Л ­16 Е 3 уровень. Пусть x1 и x2 – корни квадратного уравнения  х2 ­ 7х +2 = 0 10 Найдите: 1)     ххх 2 21  х  1                                                                          2)  (x1 +2)(x2 +2) Указание: раскройте скобки                                                                            3)  х  2 1 х 2 2 4)  + х 2 х 1 х 1 х 2 5)  х  3 1 х 3 2 Указание: воспользуйтесь формулой  = (a+b)(a2­ ab+ b2) а  3 b 3 Расшифруйте слово. 45, 5 Н 49 С 17 30 1 А М Ф 20 22, 5 Р 32 О 2 И 45 Е 11

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)

Разработка урока по теме "Решение квадратных уравнений" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017