Разработка урока по всемирной истории "Древняя Финикия и Палестина".( 6 класс, всемирная история)
Оценка 4.8

Разработка урока по всемирной истории "Древняя Финикия и Палестина".( 6 класс, всемирная история)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
6 кл
06.01.2017
Разработка урока по всемирной истории "Древняя Финикия и Палестина".( 6 класс, всемирная история)
Тема: « Древняя Финикия и Палестина. Развитие Финикийских городов- государств. Израильско-иудейское государство. Культура народов Восточного Средиземноморья в древности». Цель: создание у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии. Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний). 2) Развитие логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий. Получать информацию из различных источников знаний. 3. Воспитание уважения к истории и культуре государств древнего мира, продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев. Тип урока: урок новых знаний с элементами первичного закрепления знаний и умений учащихся. Оборудование:« История Древнего мира», 5 класс, изобразительная и условная наглядность, презентация «Древняя Финикия» с вложенным файлом «Шум моря»; иллюстрации учебника , атлас по истории Древнего мира;.Тема: « Древняя Финикия и Палестина. Развитие Финикийских городов- государств. Израильско-иудейское государство. Культура народов Восточного Средиземноморья в древности». Цель: создание у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии. Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний). 2) Развитие логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий. Получать информацию из различных источников знаний. 3. Воспитание уважения к истории и культуре государств древнего мира, продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев. Тип урока: урок новых знаний с элементами первичного закрепления знаний и умений учащихся. Оборудование:« История Древнего мира», 5 класс, изобразительная и условная наглядность, презентация «Древняя Финикия» с вложенным файлом «Шум моря»; иллюстрации учебника , атлас по истории Древнего мира;.
урок № 10 Древняя Финикия и Палестина..doc

История древнего мира . 6 класс.    Урок № 10

Тема:  « Древняя Финикия и Палестина. Развитие Финикийских городов- государств. Израильско-иудейское государство. Культура народов Восточного Средиземноморья в древности».

Цель: создание  у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии.                                     Задачи:                                                                                                                            1) Познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний).                                                                                                                              2) Развитие логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий. Получать информацию из различных источников знаний.               3. Воспитание уважения к истории и культуре государств древнего мира, продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.

Тип урока: урок новых знаний с элементами первичного закрепления знаний и умений учащихся.                                                                                              Оборудование:« История Древнего мира», 5 класс, изобразительная и условная наглядность, презентация «Древняя Финикия» с вложенным файлом «Шум моря»; иллюстрации учебника , атлас по истории Древнего мира;.

                                        Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний умений, навыков. КИМы.

1.  Альтернативные  ( закрытые)  тесты.

1. На территории Турции в древности существовало:

A) Ассирийское царство. B) Хеттское царство. C) Египетское царство. D) Палестина.

E) Государство Элам.

2. Столица Хеттского царства:

A) Гелиополь B) Кадет. C) Мари. D) Хаттусас.  E)  Тушпа.

3. В 1296 году государство Хетт заключило мирное соглашение:

A) С Египтом. B) С Урарту. C)  С Ассирией. D)  С Палестиной. E)  С Эламом.

4. Укравший лошадь или барана, в хеттском государстве, должен был возместить нанесенный ущерб в:

A) 10-кратном размере. B) 20-кратном размере. C)  30-кратном размере. D)  5-кратном размере. E) 15-кратном размере.

5. Торговый центр хеттского государства:

A) Нипггур. В)Ганим. С)Ниса. D) Лагаш. Е)Урук.

6. Бог молнии и облаков у хеттов:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     А)Мардук. B) Таммуз. С)Тешуб.D)  Телепин.E)  Шамаш.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

7. Телепин у хеттов - это:

A) Титул хеттского царя   В) Бог Солнца C)  Воин-богатырь. D)    Бог весны. E) Бог Луны.

8. Когда впервые в истории человечества было заключено мирное соглашение между Ениптом и Хеттским царством? А) В 1298 г. до н.э. В) В 1297 г. до н.э. С) В 1296 г. до н.э. D) В 1295 г. до н.э. Е) В 1294 г. до н.э.

9.  В каком году хетты разгромили Вавилон? А) 1597 г. до н.э. В) В 1596 г. до н.э. С) В 1595г. до н.э. D) В 1594 г. до н.э. Е) В 1593 г. до н.э.

10. Держава хеттов пала под ударами: А) Ассирии В) Финикии С) Египта D)  Бактрии Е) Палестины.

2.  Творческие задания.

А) Вставьте вместо пропусков.

В _____ году до нашей эры было подписано _________ о прекращении войны и установлении мира.  Это  ________ стало основой мирного сосуществования на протяжении 70 лет народов Передней Азии. Оно было написано на ___________ и _____________ языках.

Ответ:  1296 г. до н. э.,  соглашение,  на хеттском и египестком языках.

 

Б) Вставьте вместо пропусков.

На территории современной ________    раньше существовало Хеттское государство. Этот край, который  называется _________________  - это в основном гористые плоскогорья и степи.

Ответ: Турции, Анатолией или Малой Азии.

Устно:

Скажите, с историей каких стран вы уже познакомились на уроках истории в 5 классе? Я буду показывать на карте, а вы называйте. Египет, Междуречье.

III. Формирование знаний, умений, навыков:

План.

1) Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей. 2) Кораблестроение и мореплавание. Города и колонии.

3 ) Торговля. Изобретения финикийцев.                                                                            4) Финикийский алфавит.

«Похищение Европы».
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан. Однако, мы многим обязаны жителям этой страны, в том числе и названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа" переводится как "заходящее солнце".
     Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, "Испания" переводится как "берег кроликов". Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики".

IV. Работа в группах:  Цель сегодняшнего урока - познакомиться с Древней Финикией.
- С каких вопросов вы обычно начинаете изучение новой страны? Природа и географическое положение( местоположение).                                                         - Какие вопросы из истории данного народа вас еще интересуют? - Занятия, открытия.                                                                                                                           
  На карте мира за всю историю человечества появлялись и исчезали большие и малые государства. Об одних люди помнят, а о других знают мало и быстро забывают. Сегодня мы подумаем, почему так получается.

V. Работа с атласом, в тетради :  «Местоположение и природные условия».
    Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров на Восточном побережье Средиземного моря, между Средиземным морем и Ливанскими горами. Ливанский кедр с его прямыми высокими стволами был настоящим богатством этой страны.
Задание: найдите положительные и отрицательные черты  географического положения:     черты « +»                                     черты «- »                                                                                                  скрещение торговых путей                             отсутствие крупных рек
выход к морю                                               не было полезных ископаемых
бухты и заливы на побережье                                  малая территория
недостаток плодородных земель                   
Задание: сравнить географическое положение  и природные условия Финикии, Египта и Междуречья.
VI. Работа с источником:  Любому путешественнику, впервые прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются.
- Вспомните, от чего зависят занятия людей? ( От местоположения и природных условий страны)
- Подумайте, каковы были основные занятия жителей Финикии? (Кораблестроение, мореплавание и торговля, ремесло).
   На самом деле, земледелие было развито слабо, так как на неплодородных почвах росли лишь неприхотливые плодовые деревья и финикийцы выращивали финики, оливки, виноград, персики.

VII. Игровой момент:
Каждый ряд будет символизировать одну из изученных вами стран: Египет, Междуречье, Финикию. Я буду задавать вопросы и загадки, а вы встаете, если сказанное относится к « вашей» стране.
                                                                               Строили дома из глины                                                                                                              Изготавливали папирус                                                                                                                 Произрастал ливанский кедр                                                                                                      Расположены крупные реки.                                                                                                          Основное занятие земледелие.                                                                                                         Основные занятия торговля и мореплавание.                                                                                      Страна Древнего Востока.

     Таким образом, мы доказали, что географическое положение и природные условия напрямую влияют на занятия и образ жизни жителей страны. И даже географические названия отражают эти особенности.
   Само слово "Финикия" образовалось от греческого "фойнике" – страна пурпура. Пурпур добывался из краски моллюсков, которые обитали у побережья. Добыча его стала одним из основных промыслов бывших островитян и первое, чем Финикия прославилась у соседей – это тканями с диковинным окрасом. Другое название этой страны – Ханаан – на самом деле означало ровно то же самое, поскольку "хна" означала пурпур на языке местных племен- хурритов. Это и было "настоящее" название Финикии. Но в мире прижилось греческое название.
    
Самыми крупными финикийскими городами были Тир, Сидон и Библ.  Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон - как "место рыбной ловли". А вот Библ от финикийского Гебал- « гора». Эти города располагались на побережье и были морскими портами. Каждый являлся самостоятельным городом - государством и все попытки объединить страну под единой властью были неудачными.
VIII. Работа в парах.
Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и торговые( впервые в истории).
Попробуйте со своим соседом по парте обсудить, в чем разница между кораблями, изображенными на слайде.

  
IX. Работа в группах: Игровая ситуация
Ученики в ролях военачальника и торговца « покупают» корабли и обосновывают свой выбор,
Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Более быстроходные и маневренные. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Финикийцы использовали многоэтажные галеры с несколькими командами гребцов, так как боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людей отдохнувшими. Галеры имели невысокие борта- это позволяло грести значительно быстрее.
Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами, чтобы на корабль поместилось больше товара. На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Финикийцы путешествовали по нескольку недель и даже месяцев.

Эвристическая беседа
- Где можно было пополнить эти запасы?
- На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием.
- Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии - поселения людей, переселившихся из другой страны.
-Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Название "Карфаген" переводится как "новый город".
- Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте обратимся к карте учебника на стр. 73.
- Какое географическое открытие совершили финикийцы?
- Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Там была расположена удивительная страна, где есть золото и серебро( Испания). Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными
- Как вы думаете, почему? -Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было.
Торговля. Изобретения финикийцев.
Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья.
Х. Работа по учебнику: Игровая ситуация
Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. Перед нами подносы справа и слева: на одном находятся финикийские товары и товары из других стран, с которыми вела торговлю Финикия, второй- «прилавок», он пока пустой.
   У доски один ученик: "финикийский купец". "Купец" будет брать с подноса предметы, показывать их классу и ставить на «прилавок», выполняя просьбу «чужеземки- покупательницы», которая желает привезти домой сувениры из Финикии. Роль покупательницы исполняет учитель.
Финикийские товары
Пурпурная ткань. В то время самой тонкой тканью считался лен. Но финикийцы создали более легкую ткань, которую греки стали называть "царским льном". Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым популярным из которых стал пурпурный. Для получения пурпурного цвета добывали краску из раковин моллюсков. Если краска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее
.
Кедровая шишка - символ леса. Как финикийцы использовали древесину?
- Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовляли мебель.
- Сосуд из стекла. Финикийцы первыми научились изготавливать прозрачное стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне). Из полученного стекла выдували маленькие изящные сосуды для благовоний.
Украшения - стеклянные бусы и браслеты. Финикийцы делали особые бусы: на нить нанизывались разные украшения - шарики, цилиндры, диски, изготовленные из разных материалов и даже из плодов деревьев.
Бутылочка вина. Давайте вспомним: из чего делают вино? - из винограда.
Бутылочка с оливковым маслом.
Финики, виноград
Товары из других стран
Фигурка раба. Рабов в то время называли "живым товаром".
- Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов?
- Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков в рабство. Именно поэтому о финикийцах ходила дурная слава.
Папирус.
Его использовали как материал для письма. Еще одна хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потом перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус производят в Финикии.
Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании
Веревка - что она может символизировать?  - Канаты - для корабельных мачт и якорей.
- Фигурка кошки. Как вы думаете, почему финикийцы так ценили кошек? Откуда они могли их ввозить?  - Кошки истребляли мышей на кораблях, поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину.
Эвристическая беседа
Порой корабли стояли по нескольку месяцев в гавани, неспешно распродавая свои товары. Центрами торговли становились многолюдные и богатые города.
- Как вы думаете, почему роли наших «купцов», «военачальника» исполняли исключительно мальчики?
- Потому что этим занимались только мужчины в Древнем мире.
- А женщина могла быть государственным деятелем, торговцем, ученым?
( Нет, женщины в древнем мире занимались домом и семьей).
- Справедливо ли это? (Нет, зато современная жизнь дает одинаковые возможности для реализации и мужчинам, и женщинам).
 Финикийский алфавит.
   Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и месопотамской клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему? А в качестве материала для письма их вполне устраивал египетский папирус.

 «Системы письма». «Финикийский алфавит».
Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит.
   В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет. Еще одна особенность финикийского алфавита - отсутствие в нем гласных букв. Давайте посмотрим на написание некоторых букв финикийского алфавита.
 Присмотритесь: что вам напоминают финикийские буквы?
Финикийские буквы - зеркальное отражение букв нашего алфавита. Как же такое могло случиться?
Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Но при этом изменили направление письма. А заодно "перевернули" и буквы - например, буквы Г и Р..   Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" - это греческая "альфа" (а), финикийская "бет" - греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука.
Дополнительное Задание:
1. Определите, что здесь написано: КРФГН  - Карфаген. Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.
2. Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетанием СТР.
- история, строй, сатир.
3) Так в чем же заключались «+» и «-« финикийского алфавита?
XI.. Рефлексия:

Выполнение теста ( « Вставь вместо пропуска») с помощью словарных слов, его самопроверка.
Основными занятиями финикийцев были______________ и ____________________ . Купцы везли на своих быстрых кораблях изделия ремесленников, которыми славилась Финикия- __________________ ткани,

бусы и сосуды из ________________. Финикийцы основывали в странах, с которыми они торговали, свои постоянные поселения- ______________.
Словарные слова:  Мореплавание, пурпурные, стекло, колонии, торговля.

Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор.

Как вы теперь ответите на вопрос, который был задан в начале урока: Чем прославились Финикийцы, за что еще мы можем сказать им «Спасибо»?
- Прозрачное стекло, пурпурная краска для ткани, торговые корабли, алфавит.
XII. Выставление оценок:                                                                                               XIII. Домашнее задание:  § ___, Финикия, объясните название страны, запишите «по-финикийски» свою фамилию.


История древнего мира . 6 класс

История древнего мира . 6 класс

Когда впервые в истории человечества было заключено мирное соглашение между

Когда впервые в истории человечества было заключено мирное соглашение между

С каких вопросов вы обычно начинаете изучение новой страны? –

С каких вопросов вы обычно начинаете изучение новой страны? –

Это и было "настоящее" название

Это и было "настоящее" название

Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона

Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона

Папирус. Его использовали как материал для письма

Папирус. Его использовали как материал для письма

Определите, что здесь написано:

Определите, что здесь написано:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017