Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.11.2018
Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)
Конспект представляет собой урок ОНЗ с соблюдением необходимых девяти этапов. Основные цели урока: формировать умения определять морфемы слова, находить орфограмму "Ы-И после Ц"; правильно писать буквы И или Ы после Ц в словах; объяснять условия выбора написания и объяснять их графически; воспроизводить ранее изученные орфограммы в корне слова, применять новые знания в новых ситуациях; формировать способность к составлению алгоритма рассуждения по применению правила; составлять эталон для выбора написания; проводить наблюдения за языком; анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщать полученные на уроке сведения; планировать необходимые действия, работать в группах, приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль.
Лазарева Л.В. Урок русского языка Буквы ы-и после ц.docx
Красноярский край, г.Норильск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11 имени Бориса Ивановича Колесникова» Ф.И.О. педагога: Лазарева Любовь Владимировна Номинация: сценарий предметного урока в ТДМ с учащимися основной школы Образовательная область: русский язык Класс/курс: 5  Тема: буквы ы­и после ц Основные цели: формировать умения определять морфемы слова, находить орфограмму «Ы – И после Ц»; правильно писать буквы И или Ы после Ц в словах; объяснять условия выбора   написаний   и   обозначать   их   графически;   воспроизводить   ранее   изученные орфограммы   в  корне  слова,   применять  новые   знания  в  новых  ситуациях;  формировать способность к составлению алгоритма рассуждения по применению правила; составлять эталон   для   выбора   написания;   проводить   наблюдение   за   языком;   анализировать, устанавливать   причинно­следственные   связи,   делать   выводы,   обобщать   полученные   на уроке   сведения;   планировать   необходимые   действия,   работать   в   группах,   приходить   к общему решению в совместной деятельности, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Дидактические материалы: представлены в конспекте урока Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку Краткая аннотация к работе:  конспект представляет собой урок ОНЗ с соблюдением необходимых 9 этапов. Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности ­   Здравствуйте,   дорогие   ребята! Сегодня   такой   прекрасный   день. Давайте   получим удовольствие от урока! В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.  (Слайд ) Начинаем наш урок! Очень хочется, чтоб впрок Он пошел вам, и тогда Будем грамотны всегда. ­ Мы продолжаем путешествие по уже хорошо знакомой  вам стране Орфография. Что нам поможет избежать ошибки при написании слов?  ( Знания, которые мы будем открывать на уроке) ­ Ребята, давайте повторим алгоритм открытия знания. ( 1. Определим, чего мы не знаем, выполним   пробное   действие.   2.   Зафиксируем   затруднение.   3.   Выясним   причину затруднения. 4. Выведем новое правило. 5. Оформим эталон.) ­ Молодцы, желаю вам удачи!  ­  Назовите слово  из моего пожелания вам, в котором  звук имеет такую характеристику [?] ­ согласный, глухой, непарный, твёрдый. ( молодцы, звук [ц] ).  Этот звук особый, а пока повторим изученное.  2. Актуализация   знаний   и   фиксация   индивидуального   затруднения   в   пробном действии ­   С   чего   вы   начнете   работать?   (С   повторения   того,   что   нам   сегодня   потребуется   при открытии нового знания.) Задание на актуализацию:  Лексическая разминка ( появление Незнайки – слайд ). Игра «Корректор» ( Исправь ошибку»). ­ Незнайку  объяснил лексическое значение слов. Верно ли он выполнил задание? Если есть ошибки,  исправьте их.  Кросс – группа людей, движущихся друг за другом в затылок. Капюшон – откидной головной убор, прикрепляемый сзади к воротнику верхней одежды. Жёрнов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.  ( Кросс – спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности. ) Работа в парах.  Словарный диктант «По следам былых ошибок».   ­  Что нам  нужно  учитывать   при  применении  данных  орфограмм?  (  отличать слова,  в которых есть проверяемые гласные и согласные,   непроверяемые гласные в корне слова. Уметь   находить   группу   слов,   в   которых   можно   проверить   гласную   путём   подбора однокоренного слова. Знать правило правописания   букв   о ­ ё после шипящих в корне слова).  ­ Повторим алгоритм проверки парных согласных. ( слайды ) 1 шаг. Читаем слово. 2 шаг. Находим парный согласный. 3 шаг. Изменяем форму слова или подбираем однокоренное слово, в котором после   проверяемой  согласной следовала гласная или согласные л, м, н, р. 4 шаг. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.  ­ Повторим алгоритм безударные гласные в корне слова. 1. Найди в слове корень. 2. Есть ли в корне безударный гласный? 3. Если есть, измени слово путём подбора родственного слова так, чтобы на него падало ударение.   Если   невозможно   подобрать     проверяемое   родственное   слово,   то   вспомни написание или обратись к словарю. 4. Сравни корни, проверь написанное. ­ Алгоритм о­ё после шипящих в корне слова. 1.Определяю корень слова. 2.Подчёркиваю шипящую. 3.Ставлю ударение на гласную после шипящей. 4.Если под ударением, то проверяю,  подбираю однокоренное слово. 5.Если нельзя подобрать однокоренное слово, то это исключение,  пишу о.      Ро…кий, ш…лестят, сб…жались, к…никулы, к…рабль, стр…ла, ж…ри, параш…тист, ж…лудь, ш…колад, ш…ссе, брош…ра, ч…лка, крыж…вник, ч…рный, щ… тка,      ш…в, ш…пот, печ…нка, щ…ки, ж…лтый,  ж…рдочка. ­ Обменяться работами и выполнить взаимопроверку ( ключ на слайде ) ­ Скажите, ребята, мы умеем писать грамотно все слова? ­ Каков следующий шаг? ( После повторения мы можем выполнить  задание на  пробное действие,  которое поможет нам понять, чего мы не знаем?) Задание на пробное действие ­ О каком звуке мы с вами говорили в начале урока?   ­ А вы любите цирк?  Арена, словно ц…ферблат.  Артисты вышли на парад. Сверкает необычный мир.  Цветами встречен маг­кумир.  Ц…линдр волшебника без дна,  Там заяц, кот, мышонка два!  Считает ц…фры черный дог,  Мячом жонглирует бульдог.  Ц…ркач под куполом парит,  С трапец..й птицею летит,  Рукою ловит он кольцо.  Его сменяют шесть борцов. ­ Выпишите из стихотворения слова с пропущенными буквами, вставьте их. Проверьте себя: циферблат, цилиндр, цифры, циркач, трапеция. (слайд) ­ У кого получилось? У кого нет? Физкультминутка Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши хлопаем, И ногами топаем. На четыре – руки шире, Пять – закрыли глазки, Шесть – на место тихо сели, Приступили изучать. 3. Выявление места и причины затруднения ­Что вы не смогли? Какие вы испытали затруднения при выполнении задания?  Во всех словах слышится сочетание звуков [цы]. Я не могу объяснить, что      писать после               ц, ы или и.   ­А почему?  В чём причина затруднения? Я не знаю условия написания гласных после ц. ­ Почему у вас возникло затруднение?  Мы не знаем правило правописания ы, и после ц.  ­ Может быть, у кого­то есть ответ? 4. Построение проекта выхода из затруднения  ­ Какова же цель вашей деятельности сегодня?  Узнать, при каком условии пишется гласная и после ц,  а при каком ы. ­ Сформулируйте тему урока. («Буквы И­Ы после Ц») (слайд ) ­ Чтобы открыть новое правило, вам потребуется план действий. Какие вы для  этого будете использовать средства?  Графическую схему  Алгоритм  Таблицу  ­ На основе заданий для наблюдения сформулируйте шаги ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ.  Проведу наблюдение, в какой части слова пишутся и, ы после ц.  Узнаю об исключениях из правила.  Сделаю выводы.  Создам эталон. Открывается запись на слайде. Материал  для наблюдения. Работа в группах. 1. Акация, традиция, оккупация, демонстрация, революция, нация.  2. Циркуль, цилиндр, цитата, цитрусовые,  цистерна. 3. Огурцы, птицы, кузнецы, гусеницы, щипцы. 4. Синицын, сестрицын,  куницын, курицын.        5.    Цыц, цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок. ­Что объединяет эти слова? (  Сочетания с ц ). ­ Разделите слова на три группы по этому признаку. ы ы  Почему? Обозначение звука [ы] буквами [  ы ]    циркуль     акация и [ ы  ] цыплёнок цыган                           оккупация                      цыц                         демонстрация                цыкнуть [  ы ]  огурцы кузнецы гусеницы синицын сестрицын                                традиция                  на цыпочках птицы                                       цилиндр щипцы    цитата куницын                                революция курицын цитрусовые цистерна    нация ­ В словах первой группы пишется ы. Как называется эта часть слова?   Графически обозначьте её. ­ В  словах второй группы пишется и. В какой части слова находится и?  На что оканчиваются некоторые слова? Графически обозначьте её.  ­ Почему в словах в третьей группы в корне пишется ы? Посмотрите ответ  в учебнике. 5. Реализация построенного проекта Работа в группах. Учащиеся работают  в  группах,  реализуя план. Затем каждой группе предлагается озвучить результат своей работы. ­  Посмотрите на предложенные выше слова в рамке и выведите правило написания И­Ы после   Ц.   (Каждой   группе   предлагается   по   одной   строчке   слов,   5   групп   слов ­соответственно образуются 5 групп учащихся.)  Каждая группа отвечает: В именах существительных  после ц пишется и: 1 группа: в словах на –ция.  2 группа: в корнях слов. В именах существительных  после ц пишется ы: 3группа:  в окончаниях слов. 4 группа: в суффиксе –ын. 5 группа:  в словах – исключениях. Приведите примеры своих слов ( каждая группа приводит примеры ) ­ Вы, ребята, хорошо поработали. Сравните ваши ответы с эталоном ( слайд ) Эталон Правописание Ы – И после Ц  И 1. В словах на –ция: документация, организация,  лекция. 1. В корнях слов: цистерна, цифра, цирк. Ы 1. В окончаниях слов: храбрецы,  молодцы, огурцы. 2. В суффикск –ын­: сестрицын,  курицын. Запомни! Исключения: цыц, цыган, на  цыпочках, цыплёнок, цыкнуть   Ребята, правило сложное, давайте составим ещё алгоритм, который нам поможет написать  правильно.                                                       Ы­И после Ц 1. Слово на –ция? ДА                   НЕТ                                                        И              2.  В какой части  буква?                                                    станция                                                            в окончании,        в корне в суффиксе                                                                      кузнецы улицы   Ы         3. Слово­исключение? ДА     НЕТ                                                                                                 цыган          циклон на цыпочках                            цыплёнок Ы     И цыкнуть                           цыц 6. Первичное закрепление  во внешней речи ­ Какой следующий ваш шаг? (Научиться применять правило написания  букв Ы­И после Ц. )   1. Распределительный диктант. В этом вам поможет следующее задание: распределите слова по двум столбикам: с цы и ци. Задание выполняют у доски, применяют эталон, проговаривают условия выбора.            Фронтальная работа. Акация, инструкция, операция, белолицый, зайцы, жильцы, лисицын, цыган, с лестницы,  овцы, мудрецы, цыкнуть, царицын. Работа в парах. 2. Исправьте ошибки. ( слайд) Ученик написал письмо и допустил ошибки, исправьте их.( на слайде ) Здравствуй, Миша! У нас плохая погода, начался цыклон. Я сегодня надел цыгейковую шубу и пошёл в  школу. На урок математики нужно было принести цыркуль, но я его забыл, и  учитель написал замечание в дневник. Вот такие дела 7. Самостоятельная работа с самопроверкой ­   Ребята,   как   проверить,   что   вы   поняли   новый   материал?   (Нужно   выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.) 1.В каком слове на месте пропуска после ц пишется буква ы? Тест (слайд) 1. полиц…я  2. птенц… 3. ц…фра 4.  вакц…на 2.Спишите текст, вставляя пропущенные букы, и проверьте по эталону. Выступали жонглёры, они работали чётко. А самым последним ц…рковым номером был "Шар смелости". Отважные мотоц…клисты под куполом ц…рка с большой скоростью мчались внутри громадного ц…линдра. С каждым кругом скорость возрастала.   На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из ц…рка. (По Н. Носову) Эталон для самопроверки Подробный образец Эталон 1.Птенцы ( ы после ц, так как в окончании) 2.Цирковым ( и пишем, так как в корне слова), мотоциклисты (  и пишем, так как в корне  слова), цирка ( и пишем, так как в корне слова),  цилиндра ( и пишем, так как в корне  слова). 8. Включение   в (слайд) 1. Укажите допущена ошибка. a) традиция б)   цикнуть        в)  нумерация         г) циркуль 2.Напишите И Ы 1. В словах на –ция:  документация, организация,  лекция. 1. В окончаниях слов:  храбрецы, молодцы,  огурцы. 1. В корнях слов: цистерна,  2. В суффикск –ын­:  систему   знаний слово, в котором  цифра, цирк. сестрицын,  курицын. Запомни! Исключения: цыц,  цыган, на цыпочках,  цыплёнок, цыкнуть слово. выдержка из  1. Точная текста – 2. Прикрикнуть на кого –нибудь с угрозой –  3. Лекарство для прививок – 4. Основной закон государства –  5. Собрание каких­либо предметов – На интерактивной доске дан ответ: Ключ. 1) б; 2) Цитата, цыкнуть, вакцина, конституция, коллекция. После выполнения учащиеся сверяют с образцом.  ­ Наш урок подходит к концу, вы сегодня очень старались. Молодцы! 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке  Что нового узнали на уроке?  Какую цель поставили в начале урока?  Вы достигли поставленной цели?  В чем было затруднение, и как вы его преодолели?  Понравилось ли на уроке? Какое настроение?  Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и  поднимите. Если урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет –  карточку с грустным лицом. Домашнее задание (разного уровня): 1. Составить словарный диктант на тему «Ы­И после Ц»  2. Создать кроссворд на тему «Ы­И после Ц»  3. Написать рассуждение на тему, почему в словах акция, резолюция, специя  после ц пишется и. Составь предложения с данными словами.

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)

Разработка урока русского языка на тему "Буквы Ы-И после Ц" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018