ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Новикова Надежда свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)
Файл:

Существит одуш-неодуш.docx - Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)


Все файлы публикации > Существит одуш-неодуш.docx
Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом
богатстве имени существительного, познакомить учащихся с понятием
одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
Предметные:
Продолжить формирование учебно­языковых умений и навыков при изучении
темы «Имя существительное»
Изучение языковых норм и их применение в своей речи.
Метапредметные:
Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе
комплексного восприятия (изображение, опорные слова).
Воспитательные:
Воспитание уч­ся на образах русской классической литературы.
Воспитание чувства уважения к родному языку.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод,
индивидуальная, фронтовая, групповая работа.
Основные понятия урока: одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Ресурсы: учебник «Русский язык. 5 класс» ­ авторы Баранов М.Т., Ладыженская
Т.А., рисунок, таблицы, компьютер, мультимедийный проектор.
1. Мотивация.
Открываем тетради, записываем число.
2.Актуализация.
Слово учителя. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и
открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем
заниматься. А для начала вспомним то, о какой части речи мы говорили на прошлом
уроке?
Слайд 1.
Всему название дано ­
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным­полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,­
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,­
Означено словами. (А.Шибаев)

Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

­ О чем это стихотворение? (об имени существительном)
­ Какой раздел русского языка изучает имя существительное?
(МОРФОЛОГИЯ.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Давайте с вами вспомним, что такое имя существительное. Я буду начинать
фразу, а вы продолжите ее. Слайд 2
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.
Имя существительное отвечает на вопросы _____________?
Имя существительное относится к одному из трёх родов:
Изменяется по ____________ и ____________.
К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.
окончанием –О, -Е. относятся к______спряжению.
Имена существительные м.р с нулевым окончанием и ср.р с
Имена существительные с Ь после относятся
к____склонению.
В предложении чаще всего является ______________или ______________.
Докажите, опираясь на данные вопросы, что слово ХЛЕБ имя существительное.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
­ Выпишите из стихотворения со слайда имена существительные в начальной
форме. Слайд 3.
Название, зверь, предмет, вещь, глаз, память слово.
Я считаю, что среди этих слов есть одно лишнее. Как вы думаете, какое?
Аргументируйте свой ответ.
­ О каких существительных мы будем сегодня говорить?
­ Кто сформулирует тему нашего урока?
Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от
неодушевлённых. Записать в тетрадь тему урока. Слайд 4
­ А кто сформулирует цель урока? Что мы должны узнать и чему научиться?
Сегодня мы должны научиться различать одушевлённые существительные от
неодушевлённых.
Мы уже знаем, что существительные делятся на два больших разряда:
одушевлённые и неодушевлённые.
5.Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта.
­ Почему одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
обозначают живые существа.
­ Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что? Ведь это
тоже живая природа?!

Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает,
хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не
передвигаясь. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь
растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке
неодушевлённым.
Обратимся к учебнику и зачитаем определение на стр.50.
­ Для того, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполните задание:
Учебник стр.50. Рассмотрите рисунок, запишите в тетрадь по 4 существительных,
одушевленных и неодушевленных.
Тренер, мальчики, девочки, собака
Палатка, костер, дерево, трава.
­ Объясните орфограммы. Составьте по вариантам
1 вариант: простое распространенное предложение с однородными членами
2 вариант: простое распространенное предложение с вводным словом.
Проблема 1.
­ Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное
существительное?
­ А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ?
­ А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК? слайд 5.
­ Оказывается, это одушевленные имена существительные.
Слайд 6
­ А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?
­ Это неодушевленные существительные.
Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое
целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными.
Слайд 7.
Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения
одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть
вы сами.
И.п. (кто?) друзья (что?) деревья
Р.п. (кого?) друзей (чего?) деревьев
Д.п. (кому?) друзьям (чему?) деревьям
В.п. (кого?) друзей (что?) деревья
Т.п. (кем?) друзьями (чем?) деревьями
П.п. (о ком?) о друзьях (о чем?) о деревьях
­ Какую разницу вы заметили при склонении?

Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п., а у
неодушевлённых существительных В.п. совпадает с И. п. Запишите в тетрадь.
Слайд 8.
Одушевленные (мн.ч.)
Неодушевленные (мн.ч.)
В.п. = Р.п.
В.п. = И.п.
Докажите, что слово КУКЛА одушевленное сущ. (Р.п­кукол, В.п.­ кукол)
А слово НАРОД – неодуш. (И.п.­народ, В.п.­народ)
Проблема 2.
Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие

существительные? Слайд 9
Вижу орла – вижу Орёл
Позвать дворника – включить дворники
имена
Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит
от их лексического значения.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Вывод: ученики Слайд 10
Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и
неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей
множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и
винительного падежей – у неодушевлённых.
Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак
каждого имени существительного.
7.Физкультминутка. Слайд 11
На слайде слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные.
Если слово неодушевленное, встаем, если слово одушевленное – сидим.

слова: малина, воробей, сорока, горох, земляника,собака, берёза,
помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа.
­ Творческая работа. Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать
одушевленные и неодушевленные имена существительные.
( раздаточный материал) слайд 12.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Укажите одушевлённые или
неодушевленные эти существительные.
Искали синички место для гнезда. Заглянули в щель почтового ящика.
Синичкино гнездо.

Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

Расширили они носиками щель, натаскали мха, шерсти, травинок.
Скоро вывелись птенчики.
Стала кошка вокруг ящика похаживать, на птичек поглядывать. Тогда хозяйка
оплела ящик ветками шиповника.
А тут и почтальон опять пришёл с письмами. Попросила его хозяйка класть
почту на крыльцо. Так всё лето и прожили синички в почтовом ящике.
– Задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы
это сделали? Найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь. Слайд
1)Бабочка, судак, тюльпан.
2)Дерево, кукла, девочка.
3) Насекомое, животное, расписание.
4) Самолет, машина, летчик.
5)Соловей, песня, певец.
6) Дети, стол, санки
7) барсук, дятел, снежинки
8. Включение в систему знаний и повторение.
Подведение итогов урока. Какие
одушевлённым? (Отвечающие на вопрос КТО?)
имена существительные относятся к
1. Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? (Отвечающие на
вопрос ЧТО?)
2. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и
неодушевленных существительных?
Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает
с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы
В.п. и Р.п., а у неодушевлённых – В.п. и Им. П.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1 Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
2 Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
3 Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) ______________
4 Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
5 Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
6 Осталось непонятным (что?) ______________________________________
10. Домашнее задание: выбор
1) упражнение № 486;

Разработка урока русского языка на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (5 класс)

2) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
3) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные
(по желанию).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл