Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)
Оценка 4.6

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
07.05.2017
Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)
Урок "Счет лет в истории" - второй в теме "Зачем изучать историю (Введение)". Это - урок формирования умений и навыков Цель урока: дать представление о том, как возник счет лет в истории; познакомить с происхождением и сущностью современного летосчисления. Задачи: • формировать представление об историческом времени; ввести понятия: век, тысячелетие, эра; подвести учащихся к выводу о том, что современное летосчисление является наиболее удобным. • развивать умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения работать со схемами; пользоваться римскими цифрами; решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории. • формировать умение работать в группе и самостоятельно; формировать представление учащихся о ценности времени."Счет лет в истории" - разработка урока формирования умений и навыков в 5 классе по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколовой.
Счет лет в истории.docx
Тема. Зачем изучать историю. Урок 2. Счет лет в истории. Счет лет в истории. Тип урока: урок формирования умений и навыков Цель урока:  дать представление о том, как возник счет лет в истории; познакомить с происхождением и сущностью современного летосчисления. Задачи: • •  формировать представление об историческом времени; ввести понятия: век,  тысячелетие, эра; подвести учащихся к выводу о том, что современное  летосчисление является наиболее удобным. развивать умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения работать со схемами; пользоваться римскими цифрами; решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории. • формировать   умение   работать   в   группе   и     самостоятельно;   формировать представление учащихся о ценности времени.  Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация. 1. Организационный   момент.  Приветствие,   проверка   готовности   учащихся   и   их Ход урока: рабочих мест к уроку. 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос 1. Что такое история? 2. Как называются «следы», оставленные людьми прошлого? 3. Какие вы знаете виды исторических источников? 4. Назовите   вспомогательные   исторические   науки.   Какая   из   них,   по   вашему мнению, больше всего помогает ученым историкам в изучении прошлого? Письменная карточка: Соотнеси понятия. Соедини стрелочками понятия из правого столбца с понятиями из левого. Исторический источник Пример Вещественный источник Частушка Деревянная изба Народная песня Письменный источник Храм Рукописная книга Гривна – женское украшение Устный источник Пословица История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г. Вилючинск. Тема. Зачем изучать историю. Урок 2. Счет лет в истории. 3. Создание проблемной ситуации. Отгадайте загадки. К вечеру умирает, Поутру оживает. (День) Двенадцать братьев,  Друг за другом ходят,  Друг друга не обходят. (Месяцы) Протянулся мост на семь верст,  А в конце моста золотая верста. (Неделя) На первую ступеньку  Встал парень молодой,  К двенадцатой ступеньке  Пришел старик седой. (Год) Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его.(Время) Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?         Подвести учащихся к пониманию, что для изучения событий прошлого важно знание исторических дат, умение проводить летосчисление. 4. Изучение нового материала. Демонстрация презентации. Слайд 1­3. Учитель называет тему урока, знакомит с целью и задачами урока, с планом урока. Слайд 4. У истории есть ещё одна помощница – хронология. ­ наука об измерении времени, Хронология (от греч.   ­ учение)   которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды.  ­ время и  χρόνος λόγος Слайд5. Послушайте одно из древних сказаний.     Первобытные охотники думали, что Солнце постоянно преследует Луну, отрезая от неё  куски мяса. А когда Луне удается вырваться, она понемногу снова обрастает мясом.     Какое явление природы отражено в нем?       Как   оно   помогало   первобытным   людям   измерять   большие   отрезки   времени?   (ответ учащихся – смена фаз Луны помогала людям определять время) Слайд 6. Много тысяч лет назад люди обратили внимание на непрерывно меняющийся внешний вид луны на ночном небе. Они сумели высчитать число дней, за которое она полностью меняет свой облик и вновь возвращается в прежнее состояние. Так возникло представление о лунном месяце. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г. Вилючинск. Тема. Зачем изучать историю. Урок 2. Счет лет в истории. Слайд   7.   Какие   ещё   знания   могли   появиться   у   древних   людей   в   ходе   наблюдения   за Солнцем и Луной? (ответ учащихся – смена времени суток/чередование дня и ночи)       Первобытные люди отмечали смену дня и ночи. Единицей измерения стали сутки. Но большие   отрезки   времени   ими   измерять   неудобно.   Они   стали   измерять   время   числом лунных месяцев, но и этого было недостаточно.  Слайд 8. Какие ещё выводы о течении времени могли сделать люди древности, наблюдая за изменениями в природе?       Ученики   предлагают   свои   версии   ответа   на   вопрос.   Учитель   подводит   учеников   к нужному ответу (смена времен года). Достаточно   ли   знать   о   смене   фаз   Луны   и   смене   времен   года?   (Ответ   учеников   – необходимо определять продолжительность отрезков времени). Слайд 9. Представление о продолжительности года возникло у древних земледельцев. Они поняли,  что  от  одной   весны  до  другой,  от  одного  сбора  урожая   до  другого  проходит примерно   равное   число   дней.   Так   научились   считать   время   по   годам.   Люди   стали запоминать,   в   какой   год   произошло   важное   событие   –   основание   города,   большое наводнение, война.  Слайд   10.   Первыми   определили   продолжительность   года   древние   египтяне.   Они   же изобрели   первый   солнечный   календарь.   Самый   точный   календарь   был   создан   древним народом майя в Центральной Америке.  Слайд 11. Динамическая минутка.  А теперь пришло время немного размяться. Встали все рядом с партами, слушаем музыку и команды наших инструкторов и выполняем несложные упражнения. Приготовились? Начали! (по щелчку включается музыка). Слайд 12.  Разные древние народы считали время по­разному. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и т.д. Когда это царь умирал и к власти приходил новый(например, его сын), счет времени начинался заново, наступал первый год, затем второй и т.д. В чем неудобство такого счета лет?  Слайд 13.  Иным было летосчисление у древних римлян. Год основания города Рима они считали первым, следующий год – вторым и т.д.     В разные периоды истории люди для удобства выбирали разные точки отсчета лет. Это было связано со значимыми историческими событиями.  Слайд 14. В основу современного календаря, как у египтян, положен солнечный год – время,   за  которое   Земля   делает  оборот   вокруг  Солнца.   Он   составляет   365   дней   плюс примерно 6 дней. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эти 6 дней.   В   связи   с   этим,   каждый   четвертый   год   в   нашем   календаре   появляется   один дополнительный день – 29 февраля.  Слайд 15. Для счета лет в истории ученые используют не только годы, но и более крупные отрезки времени – века и тысячелетия. 100 лет составляют столетие или век, 10 веков составляют тысячелетие. События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад.  История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г. Вилючинск. Тема. Зачем изучать историю. Урок 2. Счет лет в истории. Например, земледелие возникло 10 тысяч лет назад, значит, с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков. Слайд   16.   Точка   отсчета   исторического   времени,   которой   мы   пользуемся,   связана   с почитанием основателя христианской религии – Иисуса Христа. Через несколько столетий после его появления христианская религия распространилась во многих странах. Монах Дионисий Малый предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В   нашем   летоисчислении   Рождество   Христово   является   точкой   отсчета   для   всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа. Эта система счета лет постепенно была принят в разных странах.  Слайд 17. Откройте учебники на стр. 11.  Обычно ход времени изображают прямой линией, или лентой, на которой события указаны слева направо.        Период времени после рождения Иисуса Христа – нашей или новой эрой (сокращенно пишем «н.э.». Наша эра продолжается более 2 тысяч лет.        Год, когда родился Христос, историки называют первым годом нашей эры. Все, что случилось до этого, относится ко времени «до нашей эры» (сокращенно пишем «до н.э.»). Слайд 18. Итак, справа от вертикальной черты – наша эра. Здесь года исчисляются слева направо, один за другим: 1, 2,3 и так далее до нашего 2016г.       По   левую   сторону   от   разделительной   черты   –   период   до   нашей   эры.   Здесь   время движется как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н.э., затем левее – 2 г.до н.э., далее – 3 г. до н.э. и т.д.     Запомни! Нулевой год отсутствует. Если мы хотим посчитать годы в Iв.до н.э., то чем ближе   к   концу   века   произошло   то   или   иное   событие,   тем   меньше   будет   число, обозначающее год. Т.е. Iв. До н.э. начался в 100 г.до н.э., а закончился в 1 г.до н.э.  Слайд 19. Домашнее задание:  § 2(стр.10­11)  Вопросы и задания стр.11. Подготовить задачи на счет лет в истории для соседа по парте: На одной карточке – условия задачи, на второй – решение задачи с ответом.  Практическая работа (отработка и закрепление теоретического материала). 5. Решение задач.  Первую задачу учитель решает сам на доске, обсуждая действия с учащимися. 1. каком году был основан этот город? (825 год до н.э.)                                                                 72 г.  Условие задачи: Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим (753 г до н.э.).  В Линия времени.                          ?                      753г.до н.э. 1. 2. (слева) 3. Отметить на линии времени дату основания Рима. С какой стороны от даты основания Рима мы отметим дату основания Карфагена? Отметить дату основания Карфагена. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г. Вилючинск. Тема. Зачем изучать историю. Урок 2. Счет лет в истории. Какие действия нужно произвести, чтобы определить дату основания Карфагена? 4. (для  определения даты события, которое произошло раньше, нужно сложить даты) 753 72 = 825г до н.э. 6. Эмоциональная рефлексия. Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г. Вилючинск.

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)

Разработка урока "Счет лет в истории" (5 класс по учебнику "История. Древний мир", В.И.Уколова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017