Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)
Оценка 4.6

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
doc
воспитательная работа +1
9 кл—11 кл
30.01.2017
Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)
разрабортка урока Судьба личности в тотал.гос.doc
Интегрированный урок по истории и литературе На тему: «Судьба личности в тоталитарном государстве». 11 класс «Б» Авторы:     Новгородцева Татьяна Степановна     (учитель истории I категории),  Шалаева Елена Львовна  (учитель литературы  высшей категории). МБОУ «Гимназия № 48» Норильск, 2009 Тема: «Судьба личности в тоталитарном государстве».  Цели: А) Обучающий аспект:      познакомить   учащихся   с   историей   появления   и   существования   Норильского исправительно­трудового лагеря (ИТЛ), с условиями жизни политических заключённых, с биографиями некоторых из них; сформировать понятие «репрессии» на творческом уровне; познакомить учащихся с личностями А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова; выявить своеобразие изображения писателями эпохи; показать публицистичность рассказов, обращенность его к читателю.             Б) Развивающий аспект: развивать   речь   (обогащение   и   развитие   словарного   запаса;   работа   над   усилением  коммуникативных свойств речи);  развивать мышление:              ­    учить анализировать изученный дома дополнительный материал и выделять из него главное, ­ ­ учить строить аналогии, учить обобщать, доказывать и опровергать;  вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказов Шаламова и Солженицына,  комментировании рисунков Керсновской.             В) Воспитательный аспект:   к другим: ­ ­ воспитывать гуманность, доброту; воспитывать ответственность; отношение к Родине: ­ воспитывать чувство горечи за неудачи Родины. Задачи: сформировать представление о жизни репрессированных в СССР на примере Норильлага; рассказать о биографии и творчестве А.И. Солженицына и В.Шаламова, побеседовать по содержанию  рассказов писателей; выявить взгляд авторов на современную им действительность Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:  выставка дополнительной литературы, тексты произведений А. Солженицына «Один  день Ивана Денисовича», В. Шаламова «Колымские рассказы», доска, компьютер, мультимедийный  проектор, карточки.  Формы работы: Коллективная, групповая, индивидуальная. Методы работы: ­ по источникам информации: вербальный и наглядный;                              ­ по степени взаимодействия: изложение, беседа, комментированное чтение; ­ по характеру познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный,           проблемно­поисковый;                              ­ в зависимости от дидактической задачи: объяснение.  Понятия: репрессии, НКВД, ГУЛАГ, Норильлаг, ИТЛ, лагерная проза  Даты: июнь 1935 г., 1955 г. Ход урока 1. Организационный момент:   ­ приветствие, ­ организация рабочего места,        ­  отсутствующие  ( эпиграф к уроку)  «Исправительно­трудовой лагерь…Звучит неплохо.  Но за этими словами кроется такое смертельное равнодушие к людям,  которое страшнее ненависти…». (Е.Керсновская) Слово учителя литературы Добрый день, ребята и уважаемые гости!   В 11 классе в течение всего учебного года на уроках истории и литературы мы говорим о том, как судьбы русских писателей и поэтов были искалечены тоталитарным   режимом.   Замятин   и   Платонов,   Булгаков   и   Ахматова,   Заболоцкий   и   Пастернак… Безусловно, чтобы понять суть трагедии XX века, нам необходим экскурс в историю. Именно поэтому сегодня   у   нас   с   вами   интегрированный   урок   «Судьба   личности   в   тоталитарном   государстве»,   на котором   мы   познакомимся   с   историей   появления   и   существования   Норильского   исправительно­ трудового лагеря, с условиями жизни политических заключённых и биографиями некоторых из них, с личностями   писателей   А.И.   Солженицына   и   В.Т.   Шаламова,   побывавшими   по  ту   сторону   колючей проволоки. 2. Новый материал:      Слово учителя истории. Беседа. I.     ­ Ребята, давайте вспомним, какой политический  режим осуществлялся в нашей стране в 30­50 годы XX века? (Тоталитарный режим)        ­ А какой смысл вкладывает человечество в словосочетание «Тоталитарный режим»? (полный контроль во всех сферах жизнедеятельности общества).         ­ С помощью каких мер в нашей стране осуществлялся тоталитарный режим? (карательных мер, репрессий). П  Репрессии  ­ карательные меры, наказание, применяемые государственными. органами; носят массовый, необоснованный, незаконный характер.  Репрессии   30­50­х   гг.   в   СССР   были   направлены   против  членов   партийно­государственного аппарата, армейских кадров, органов безопасности, интеллигенции научной и художественной, церкви, против всех инакомыслящих и инакодействующих.  В   1940   году   были   приняты   указы   о   запрете   для   рабочих   и   служащих   менять   место   работы   и уголовной ответственности за прогулы и опоздания.   Жертвы репрессий.  Общее кол­во репрессированных  ­ около 4 млн., приговоренных к смерти около 800 тыс. (Мультимедиа) Карательные органы: (Мультимедиа)     1917­1922 гг. – ВЧК (всероссийская чрезвычайная комиссия), 1922­1923гг. ­  ГПУ (государственный комитет политического управления),  1923­1934 гг. ­  ОГПУ (объединенный ГПУ), 1934­1941 гг. ­  НКВД (народный комиссариат внутренних дел).  Руководство карательных органов: (Мультимедиа)      1917­1926 гг. ­ Дзержинский,  1926­1934 гг. ­ Менжинский,  1934­1936 гг. ­  Ягода (расстрелян),  1936­1938 гг. ­  Ежов (расстрелян),  1938­1945 гг. ­  Берия (расстрелян).     г  . уголовный кодекс распространяется на   12­ти летних       детей.    С    1935 (Мультимедиа) П  С    1927   г  .          статья   №58   действует     антигосударственных преступлениях): террор, измена, диверсия, шпионаж      уголовного   кодекса,   содержащая   14   пунктов   (    . – запись в тетради.  об Приговоры: лишение свободы до 25 лет, 10 лет без права переписки, ссылки, смертная казнь.  (Мультимедиа) П  Система исправительно­трудовых учреждений –  ГУЛАГ  – начальник Берман.  Назначение ГУЛАГА – карать и поставлять рабочую силу. Как это ни прискорбно, но наш с вами город – Норильск – появился именно в связи с деятельностью НКВД.  (Мультимедиа) В застенках Норильлага оказались люди разных профессий и национальностей. Это ЙОЖЕФ ЛЕНДЕЛ,   венгр   по   национальности;   Ядвига   Викентьевна   Малевич   –   полька;   Козырев   –   директор Пулковской обсерватории; Ивана Терентьевича Сидорова – боец советской армии; Софья Яковлевна Динер – советская студентка; и многие, многие другие.  Но из числа многих сегодня нам хотелось бы обратить особое ваше внимание на Ефросинью Керсновскую, уроженку Бессарабии, волею судьбы попавшую в застенки Норильлага.  Вашему вниманию сейчас будет представлено лагерное творчество Ефросиньи Керсновской. Вам необходимо сопоставить тексты, рисунки, и проанализировав данные документов, составить устный рассказ о жизни заключённых Норильлага.  (Работа учащихся в группах) – 5­7 минут. (Мультимедиа) Учитель показывает слайд за слайдом, а учащиеся рассказывают о жизни заключённых. Учитель:  «Когда   в   конце   80­х   годов  XX  века   Ефросинья   Кенрсновская   наконец­то   смогла вернуться   на   родину,   она   посетила   могилу   своей   матери   и   сказала:   «Мама!   Я   выполнила   твое желание… и на кресте твоем клянусь6 всё, что здесь написано,­ правда. А правда вечна. Но иногда эта правда ужасна. Может, такую правду лучше вычеркнуть из памяти? Но что тогда останется? Ложь, только ложь!». 3.   Физкультминутка.  Детям   предлагается   закрыть   глаза,   учитель   включает   спокойную классическую музыку. 4. Слово учителя литературы. Индивидуальные сообщения учащихся. А сейчас слово ребятам, которые готовили сообщения о жизни писателей Александра Исаевича Солженицына и Варлама Тихоновича Шаламова. (Учащиеся рассказывают, используя подготовленные презентации). 5. Слово учителя литературы. Беседа. Произведению   А.И.   Солженицына   «Один   день   Ивана   Денисович»   принадлежит   особое   место   в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ­854 (Один день одного зэка)». ­  Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? ­  Почему автор определил жанр как рассказ? Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием  произведения. Повестью назвал «Один   день...» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына. ­  Как родился замысел «Одного дня...»? Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович? (Вот   как   об   этом   пишет   сам   автор:   «Как   это   родилось?   Просто   был   такой   лагерный   день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир — одним днем. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все. Эта мысль родилась у меня в 52­м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже... в 59­м году однажды я думаю: кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала так просто. Попробую­ка   я   написать   один   день   одного   зека.   Сел   —   и   как   полилось!   Со   страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего­ нибудь не пропустить». «Задуман   автором   на   общих   работах   в   Экибастузском   Особом   лагере   зимой   1950—51   гг. Осуществлен   в   1959   сперва   как   «Ш­854.   Один   день   одного   зека»,   более   острый   политически. Смягчен в 1961 — и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир» осенью того же года, (...) Образ   Ивана   Денисовича   сложился   из   солдата   Шухова,   воевавшего   с   автором   в   советско­ германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом   лагере   каменщиком.   Остальные   лица   —   все   из   лагерной   жизни,   с   их   подлинными биографиями».)  ­ Кто герой рассказов Шаламова? Какова его судьба?  (Герой рассказов – русский интеллигент. Он не умеет работать физически, поэтому жизнь  его в лагере очень тяжела: он постоянно голоден, избит. Однако он не опускается до унижения, не пытается сблизиться с ворами, чувствуя между ними и собой огромную дистанцию. Он горд и никому   не   доверяет.   Он   не   утратил   чувства   сострадания,   но   реагирует   на   все   достаточно сдержанно.) ­ Восстановите прошлое Шухова. Как он попал в лагерь?  (Герой повести  –  Иван Денисович Шухов  –  один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых — это подписать признание в том, что он шпион.   Абсурдность   происходящего   подчеркивается   тем,   что   даже   следователь   не   может придумать,   какое   же   задание   было   дано   «шпиону».   Так   и   написали,   просто   «задание».   «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный,   подпишешь   –   хоть   поживешь   еще   малость.   Подписал».   И   Шухов   оказывается   в советском лагере.) ­ Знаем ли мы, как попал в лагерь герой рассказов Шаламова?  (Нет, но это и не важно. В рассказах Шаламова словно бы действуют несколько главных героев, олицетворяющих всю российскую интеллигенцию того времени.) ­  Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?  ­  Почему автор выбрал именно «счастливый» день? ­  Какие «счастливые» события происходят с героем? ­  Согласны ли вы с определением «счастливый»? (Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове сосредоточено на одном — только бы выжить. Но как выжить и остаться   при   этом   человеком?   Ивану   Денисовичу   это   удается.   Он   не   поддался   процессу расчеловечивания,   устоял,   сохранил   нравственную   основу.   «Почти   счастливый»   день   не   принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, кото­ рые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел   —   чего   же   еще?   Если   такой   день   счастливый,   то   какие   тогда   несчастливые?   В изображении   обыденности   происходящего,   привычки   к   бесчеловечным   условиям   заключается обвинительная сила произведения Солженицына.) ­ Что помогает герою устоять, остаться человеком? (Шухов   живет   в   согласии   с   собой,   он   далек   от   самоанализа,   от   тельных   размышлений,   от вопросов:   за   что?   почему?   Этой   цельностью   сознания   во   многом   объясняется   его жизнестойкость,   приспособляемость   к   нечеловеческим   условиям.   «Природностъ»   Ивана Денисовича   связана   с   высокой   нравственностью   героя.   Шухову   доверяют,   потому   что   знают: честен,   порядочен,   по   совести   живет.   Приспособляемость   Шухова   не   имеет   ничего   общего   с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего  первого  бригадира  старого лагерного  волка Кузьмина:  «В лагере  вот  кто погибает: кто миски   лижет,   кто   на   санчасть   надеется   да   кто   к   куму   ходит   стучать».   Шухов   и   в   лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе — достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд   —   это   жизнь   для   Шухова.   Не   развратила   его   советская   власть,   не   смогла   заставить халтурить,   отлынивать.   Уклад   крестьянской   жизни,   ее   вековые   законы   оказались   сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.) ­  О ком из зэков автор пишет с симпатией?  ­ Кого называет «дерьмом»? (Из   тех,   кто,   как   писал   Солженицын,   «принимают   на   себя   удар»   ­   Сенька   Клевшин,   латыш Кильдигис, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин — для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить  умеет, и за других думает. «Непрактичный»   Буйновский   пытается   бороться   за   свои   права   и   получает   «десять   суток строгого». Шухов не одобряет     поступка     Буйновского:     «Кряхти     да     гнись.     А     упрешься переломишься». Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него  уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому­то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря —  «образованные разговоры».   Кино, которым занимался Цезарь  —  игра, то есть  выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка. Вспомним спор по  поводу фильмов Эйзенштейна «Иван Грозный»,  «Броненосец   «Потемкин». Реальность   остается  скрытой  для Цезаря.  Шухов  даже жалеет его: «Небось много он об себе думает, а не понимает в жизни ничуть». Солженицын   выделяет   еще   одного   героя,   не   названного   по   имени   ­   «высокого   молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля­инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» — лагерные «аристократы» —   лакеи:   дневальные   по   бараку,   десятник   Дэр,   «наблюдатель»   Шкуропатенко,   парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ — «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».) Задание.  Найдите   в  тексте  рассказа  места,   где  точки   зрения   повествователя   и  героя   сближаются. Покажите,   когда   две   точки   зрения   дистанцируются   друг   от   друга.   С   чем   связано   появление   этой дистанции? С идеологическими расхождениями автора и героя или же с творческой задачей автора дать более широкий охват изображения, чем тот, что мог бы быть доступен Шухову? (Ученики работают с текстом, высказывают свое мнение.) 6. Работа по группам Вашим   домашним   заданием   было   рассмотреть   в   группе,   как   изображают   писатели   систему тоталитарного государства, жизнь заключенных в исправительном лагере. 1 группа – условия жизни в лагере (голод, холод, постоянные унижения). 2 группа – сопоставить взаимоотношения людей внутри лагеря (охрана и зэки, лагерная иерархия).  3   группа   –   философия   главного   героя   (его   восприятие   происходящего,   отношение   к   труду,   к окружающим, мысли и мечты и жизни вне лагеря). (Учащиеся  анализируют  выбранные  сцены  из   произведений   Солженицына  и  Шаламова,   зачитывают, комментируют.) Учитель помогает сделать  вывод:  система лагерей калечила людей не только физически, она уродовала их морально. Жить после лагеря нормальной жизнью крайне сложно. Писатели   по­разному   изображают   действительность:  В   лице   «незлобивого»,   терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам. Шаламов   показал,   как   система   ломает   личность   человека,   особенно   интеллигента,   искажает   его нравственные ценности. 7. Слово учителя литературы Один   День   Ивана   Денисовича   разрастается   до   пределов   целой   человеческой   жизни,   до   масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России. Задание. В своей Нобелевской лекции А. И. Солженицын определил задачи своего творчества. Как вы считаете, что писатель считал одной из главных своих задач? Как Нобелевская лекция характеризует самого А. И. Солженицына? «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не каждому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем­четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие – может быть, с большим даром, сильнее меня – погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГе, рассыпанном на дробное множество островов, да под жерновом слежки и недоверия не со всяким разговорился, об иных только слышал, о третьих только догадывался. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, — но сколько не узнанных, ни разу публично не названных! И почти­почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребенная не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая с биркой на пальце ноги. Ни на миг не прерывалась русская литература! ­ а со стороны казалась пустынею. Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два­три случайно обойденных дерева. И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной головой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня – как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?» (Из Нобелевской лекции А. И. Солженицына. 1972) 8. Слово учителя истории Сегодня на уроке мы затронули очень непростую тему. Нам хочется верить, что состоявшийся разговор не прошел мимо вас. Страшное время пережили люди в 30­50 годы двадцатого столетия, возможно, среди ваших родственников есть репрессированные и вы знаете другие истории сломанных судеб. Нам с вами, живущим в мирное, спокойное время, необходимо помнить, что все это действительно было, и стремиться к тому, чтобы это время никогда не повторилось. 9. Закрепление пройденного материала. Ребятам предлагаются для закрепления материала 5 тестовых заданий по литературе и 5 – по истории (с выбором ответа). Работы сдаются на проверку. 1. Стремясь создать широкое эпическое полотно о судьбах русского народа в тоталитарном государстве, Солженицын и Шаламов следуют принципам: А) романтизма Б) реализма В) натурализма Г) постмодернизма 2.   Определите жанровую природу произведений Солженицына и         Шаламова: А) повесть Б) рассказ В) очерк Г) мемуары 3.   Произведения Солженицына и Шаламова воспроизводят царящую        атмосферу: А) сострадания несправедливо осуждённых людей друг другу Б) всеобщей ненависти В) метаний и переживаний людей Г) постоянной борьбы за жизнь 4.   При организации художественного пространства своих произведений         Солженицын и Шаламов не используют такой художественный приём,         как: А) интерьер Б) речевая характеристика героя В) внутренний монолог Г) пейзаж 5.   Главное отличие в изображении человеческой личности Солженицыным       и Шаламовым:   Шаламов   же   изображает   героя­интеллигента, А)   Солженицын   считает,   что   лагерь   уродует   личность,   жить   после   лагеря   нормальной жизнью   невозможно,   способного противостоять бесчеловечному режиму. Б)   Солженицын   изображает   обыденность   происходящего,   привычку   человека   к бесчеловечным   условиям,   Шаламов   –   ужас   происходящего,   борьбу   заключённых   против системы. В) Солженицын воссоздаёт символический  образ русского народа, способного перенести невиданные страдания и при этом сохранить доброту к людям, а Шаламов показывает, как система ломает личность человека, искажает его нравственные ценности. Г) герой Солженицына любит труд, герой Шаламова – ненавидит. 6.   Как называются карательные меры, наказания, носящие массовый,          необоснованный характер и применяемые государственными органами? А) конфессии  Б) репрессии В) процессии Г) инверсии А)   НКВД Б)   ГПУ В)   ОГПУ Г)   ВЧК 7.   Расположите в хронологическом порядке наименования карательных        органов СССР. 8.    Кто стоял во главе НКВД в период с 1936 по 1938 года? А) Дзержинский Б) Менжинский В) Ежов Г) Берия 9.   С какого возраста наступает уголовная ответственность в СССР в 1935        году? А) с 10 лет Б) с 12 лет В) с 14 лет Г) с 16 лет 10.   О какой статье идёт речь в стихотворении Р.Рождественского:         «…Кажется сегодня мне, что у нас с тобою       было две страны в одной стране. Первая страна вставала на виду у всей земли.      Радостно рапортовала! А вторую вдаль везли.      Вмиг перерубались корни. Поезд мчался по полям,      И у всех, кто есть в вагоне, «сто шестнадцать пополам…»? А) статья № 48 Б) статья № 58 В) статья № 68 Г) статья № 78  10. Учителя комментируют оценки за урок. Домашнее задание. 1. По литературе каждый ученик получает карточку с заданием (письменный ответ). 2. По истории: повторить § 61, подготовить сообщение на тему «Биография ссыльного заключённого» (на выбор)   Заключение: в презентации были использованы: рисунки Е.Керсновской  (узницы Норильлага)  рисунки    Николая Ивановича Тесленко  (фельдшера­узника немецкого лагеря  военнопленных Ламсдорф, расположенного в годы II мировой войны в Польше).

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)

Разработка урока "Судьба личности в тоталитарном режиме"(9-11кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017