Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта
Оценка 4.8

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Оценка 4.8
Видео +3
doc
музыка
4 кл—7 кл
12.02.2017
Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта
7 кл Бардовская песня.doc
Михеева Е О Бардовская песня, на мой взгляд, очень благодатный материал для подростков. Не далёкая («древняя» по  выражению детей), классика, не пустая однодневная «попса», а тихая, спокойная, «доходчивая», ­ своя. И  настолько разнообразная, что любая тема современной программы ей подвластна: война, любовь, детство,  счастье, одиночество и многое, многое… Сама владея гитарой, с удовольствием знакомлю ребят с этим  уникальным жанром. Урок №9 в 7­м классе  (обобщающий). Тема: Мир бардовской песни.  Цель: Способствовать восприятию бардовской песни, как глубоко духовного,             самостоятельного явления отечественной культуры.             Развивать аналитические навыки, эмоционально­чувственную сферу             восприятия.            Формировать собственное представление о бардовской песне.   Музыкальный  материал:  О. Митяев  «Как здорово!», «Разговор  в поезде.»  Окуджава «Грузинская  песня»,  С. Никитин «Пони», Ю. Визбор «Солнышко лесное», «Домбайский вальс». Дополнительный   материал:   портреты   Б.   Окуджавы,   С.   и   Т.   Никитиных,   Ю.   Визбора,   Ю.   Левитанского, стихотворения   Ю.   Левитанского   «Каждый   выбирает   для   себя»,   Б.   Окуджавы   «Поэт»,   тексты   песен   «Как здорово!», «Солнышко лесное», таблички со словами «душа» и «музыка», гитара, шумовые инструменты. Оформление доски: написаны тема и цель урока. Написаны названия станций и фамилии бардов. Прикреплены фотографии бардов. Организационный момент. Ход урока. Домашним   заданием   был   синквейн   со   словом   «душа».   (проверка   Д/З).   Учащиеся   зачитывают   несколько синквейнов. 1. Введение в тему урока. Мотивационная беседа. В исполнении учителя звучит песня О. Митяева «Как здорово!». Учащиеся поют по розданным текстам. Люблю эту песню за то, что она, казалось бы, простая и в то же время – ёмкая. Впрочем,   продолжите,   пожалуйста,   какая   она,   эта   песня…..   Предполагаемые   ответы:   тёплая,   дружеская, туристская, душевная…  Да, о душе:  (Открыть крыло доски со словами «душа» и «музыка»). 2. Работа по теме урока. Осмысление. Итак, всё­таки здорово, что мы собрались здесь, в этом экскурсионном поезде, который вот­вот отправится по огромному, загадочному, неизученному, но доброму и открытому миру бардовской песни. ЦЕЛЬ: Сформировать собственное представление о бардовской песне. ТЕМА: Наполним музыкой сердца! Открыть доску: «Наполним музыкой сердца!» ­ предлагает нам Юрий Визбор. Эти слова могут стать и темой, и целью, и девизом нашего урока­путешествия. Как и в любом путешествии, мы будем внимательно слушать, впитывать и делать путевые заметки, а потом поделимся впечатлениями. Отправились в путешествие мы со станции «Митяевка», потому что там живёт и творит Олег Митяев, автор песни «Как здорово!». И пока мы приближаемся к следующей станции, хочу напомнить вам ещё одну его песню, которая так и называется:  Вам знакомо это чувство? Случайный разговор… «Разговор в поезде».(№16) Слушание песни. 1 Как точно показал автор атмосферу вагонного разговора – обо всём, что наболело, что «зацепило», что хочется понять.  Прикрепить портрет Митяева, написать название песен, исполненных на этой «станции». А   мы   подъезжаем   к   станции   «Юрьево»,   где   живут   замечательные   люди:.   Юрий   Кукин,   романтик, путешественник, любитель туманов и тайги (мы слушали песню «За туманом»).  Прикрепить портрет. Юрий Визбор, стоявший у самых истоков авторской песни, один из первых бардов, показавший, что песня души может быть слышна и понятна всем. Человек непоседливый, любознательный, общительный, он изведал в своей жизни очень много: строил дома, работал тренером, исколесил весь крайний Север, выучился на актёра. Прикрепить портрет. «Домбайский вальс» (№3) Сравните, пожалуйста, песни этих авторов (Митяева, Визбора) Предполагаемые  ответы: о путешествии, туристская, романтика, исполняются размеренно, спокойно, в форме монолога, под собственный аккомпанемент.  Так почему же, по вашему, едут люди за туманом, за романтикой, зачем  настойчиво зовут нас с собой, хотя бы вот таким способом – песней?  Поразмыслите, пока путешествуете от станции к станции, слушайте внимательно, но… как сказал ещё один известный Юрий (поэт Ю. Левитанский): каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы, Шпагу для дуэли, меч для битвы Что, по вашему мнению, имел в виду поэт? Я привела вам эти строчки, потому, что поэзия Юрия Левитанского настолько пронизана музыкой, что многие барды   часто   обращаются   к   ней.   Ведь   не   зря   же   сказал   Булат   Окуджава   «Бардовская   песня   –   это   поэзия, положенная на музыку». К нему в гости мы сейчас и отправимся.  Каждый выбирает по себе… Прикрепить портрет. Рассказ. Следующая станция «Грузинская». Сам Булат Шалвович говорил о себе так: «во мне много намешано разных кровей, но по происхождению я – московский грузин». Тонкий лирик, учитель литературы, он остро чувствовал слово и умел донести его до слушателя так, что не согласиться с автором почти невозможно. «Грузинская песня» (№10) Слушание песни. Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали эту песню? Что выделили в ней   главное? Предполагаемые ответы: о любви, о друзьях, о месте в жизни, о душе. (Философская). Как элегантно, тонко и как глубоко. Пожалуйста, запишите в тетрадь Д/З: написать на каникулах эссе «Зачем Я живу на земле». А переездом к следующей станции будет ещё одна песня Б.Ш. Окуджавы. «Надежды маленький оркестрик» (№2) Слушание песни. А теперь сравним две песни одного автора. О чём они?... о надежде, о любви, … А мы тем временем подъезжаем к «Ягодному»! это такая весёлая, шумная детская станция, на которой можно выйти размяться. Подъезжаем,   тормозим   (разминка:   качают   туловищем,   головой,   притопывают   ногами).   Приехали! Отдыхаем. Кстати, кто скажет мне, что общего между ДОрогой, тРЕщиной, разМИнкой и инФАрктом? (ноты). Можно любые слова с «нотами». За правильный ответ вручается шумовой муз. инструмент.  А какой муз. инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? Аккордеон. 2  Как называется русский народный трёхструнный щипковый инструмент? Балалайка.  Каким музыкальным инструментом владел Садко? Гусли.  Какой миниатюрный ударный инструмент часто сопровождает испанские танцы? Кастаньеты.  Какой русский народный ударный инструмент похож на кастаньеты? Ложки.  Как называется музыкальная погремушка? Маракас.  Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.  Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.  Название какого инструмента содержит в себе два термина «громко» и «тихо»? Фортепиано. Ну, раз станция у нас детская, то и песни должны звучать детские. А таких в творчестве бардов немало.  Сейчас те, кто получил инструменты, помогут мне исполнить песню С. Никитина «Пони». Только продумайте сначала своё участие в ансамбле, не портите нам отдых нагромождением звуков. В исполнении учителя и ансамбля шумовых  инструментов звучит песня «Пони». Вот так незаметно, с хорошей песней,  мы добрались  до станции «Никитовка»,  где Татьяна и Сергей Никитины пишут замечательные песни: лёгкие, весенние, солнечные, пронизанные юмором и любовью к жизни. Так не хочется расставаться с этой весёлой песней, однако, мы уже приближаемся к конечной станции.  Каким вам показалось творчество Никитиных? Да, юмор – дело серьёзное, и на вещи порой нужно смотреть с юмором, иначе жизнь станет скучной и обыденной. Прикрепить портрет. Записать название песни Собрать инструменты. 3. Рефлексия. Итак, мы на конечной остановке. Хотела бы услышать от вас, что почерпнули вы в этом путешествии? Наполнились ли ваши души и сердца музыкой, светом, любовью? Нашли   ли   вы   что­то   общее   во   всех   этих   песнях,   что   отличает   их   от   современной   эстрады? Аккомпанемент, обращение непосредственно к собеседнику, задушевность, романтика, лирика…  А какие темы были затронуты в песнях?  Друзья, философия, размышления,  любовь,  путешествия, шутка… А о чём ещё может поведать нам бардовская песня? Любовь к людям, желание поделиться музыкой, чувствами, впечатлениями. Щедрая душа, разносторонние интересы, эрудиция… Есть ли темы, которые ей недоступны? Нет, с друзьями можно говорить обо всём. Ну что ж, каждый выбирает для себя… Надеюсь, выбрали и вы. А путешествие я хочу завершить словами Б. Окуджавы: У поэта соперников нету Ни на улице, и не в судьбе, И когда он кричит всему свету, Это он не о вас – о себе. Руки тонкие к небу возносит, Жизнь и силы по капле губя, Догорает, прощения просит: Это он не за вас – за себя… Но когда достигает предела И душа отлетает во тьму… Поле пройдено, сделано дело. Вам решать: для чего и кому. Расстаёмся   мы   надолго,   не   забудьте   на   каникулах   поразмыслить   о   домашнем   задании,   всем   зачтено участие   в   нашем   путешествии   по   музыкальным   мирам.   Давайте   завершим   путешествие     песней   мечтателей, верящих в свою счастливую звезду.                                            («Поэт»). «Солнышко лесное».

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта

Разработка уроков " Камерная музыка " в 6 классе , " Бардовская песня " в 7 классе , Музыка В . А . Моцарта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017