Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)
Оценка 4.9

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
биология
10 кл—11 кл
05.05.2017
Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)
Интерактивное внеклассное мероприятие по химии и биологии.Выявление свойств химических веществ, которые вырабатываются в организме человека и влияют на его эмоциональное и физическое состояние. Мероприятие отражает связь химии и биологии в жизни человека. Материал легко усваивается и запоминается. Очень интересный и занимательный.
Интергированнное внеклассное мероприятие по биологии и химии.docx
Цель   Интергированнное внеклассное мероприятие по биологии и химии «Биохимия любви»  :  сформировать   представление   о   любви,   как   прекрасном   чувстве,   присущего   всем   людям   и объяснить те сложные биохимические процессы, которые происходят в нашем организме в периоды   влюбленности   и   любви,   сформирование   представления   о   любви   на   основе интеграции знаний химии и биологии.  Задачи:  обучающие:  дать представление о сложных биохимических реакциях, происходящих в организме человека,   научить   контролировать   свои   эмоции;   рассмотреть   с   точки   зрения   химии   и биологии различные стадии развития любви; познакомиться   с   действиями   химических   веществ   и   гормонов,   отвечающих   за   развитие чувства любви; показать взаимосвязь физиологических процессов и внутренней культуры человека. развивающие:  сформировать у подростков чувство прекрасного.  воспитывающие:  продолжать воспитание бережного отношения друг к другу, взаимного уважения и желания понимать другого человека. Оборудование: компьютерная презентация, проектор, мультимедийная доска, компьютер  Литература 1. Березов Т.Т. Биохимия. – М.: Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 1970. 2. Гухман Г.А. Естествознание 10. Книга для учителя. Приложение к учебному пособию для 10 классов. М.: МИРОС, 1999. 3. Гимн любви. Трехтомное издание любовной лирики поэтов мира. Том 2. М.: Молодая гвардия, 1991. 4. Ижогина Е.Ю. Формула любви // Химия в школе. – 2008, №3. 5. Хачатрян И.Н. “Биохимия любви” //Биология в школе. – 2005, №2. Ход мероприятия: Попробуй химию любви понять –  Влюбленность, страсть и умиротворенность. На чем основана сердечная сплоченность? И как своей любовью управлять?  (слайд 1) 1. Актуализация темы. Учитель биологии Как вы догадались, сегодня речь пойдет о любви. (слайд 2) Любовь – самая таинственная область человеческих отношений. Писатели и поэты, композиторы и художники возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. Любовь изучают   физиологи,   психологи,   социологи,   выявляя   условия   ее   возникновения   и   развития.   И единственное, с чем они все согласны, это то, любовь уникальна в каждом личностном проявлении. Слово “люблю” мы произносим довольно часто. Как вы считаете, в связи с чем и по отношению к кому оно употребляется? (выслушивается мнение обучающихся) (слайды 3­11)  И все же, что такое любовь? Что происходит с человеком, когда он испытывает её.  Дадим несколько определений любви: (слайд 12) Вот определение любви из учебника Немова «Психология». Любовь     ­   высшее   духовное   чувство   человека,   богатое   разноoбразными   эмоционaльными переживаниями,   основанное   нa   благородных   чувствах   и   высокой   морали   и   сопровождаемое готовностью сделать все от тебя зaвисящее для благопoлучия любимого человека. Любовь ­ это спoсoбность не раздумывая отдать свою жизнь зa другого. Любовь ­ это то, что нельзя пoнять головой, ее нужно пoчувствовать сердцем. ЛЮБОВЬ­ это прежде всего болезнь. Когда человек влюблен, он становится   слепым... (слайд 13)  А сколько пoсловиц и пoговорок придумано про любовь, все они правдивы и таят много смысла! Ведь «любви все возрасты покорны», «с милым рай и в шалаше», «зa любимым хоть нa край света»! Сегодня   мы   поговорим   о   любви   между   мужчиной   и   женщиной.   Какова   она?   Выделением   каких веществ в организме человека она сопровождается и какими процессами обеспечивается? (слайд 3) 2. Биохимия любви. Учитель биологии В 60 – годы XX века ученый Абрахам Маслоу предложил так называемую пирамиду потребностей. (слайд 14) Пирамида   потребностей   отражает   одну   из   самых   популярных   и   известных   теорий   мотивации — теорию иерархии потребностей.  В   пирамиде   человеческих   потребностей   Маслоу   после   удовлетворения   нужд   физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. (слайд 15)  Любовь. Каждый человек в своей жизни обязательно встречается с этим чувством. Во имя чистой любви преодолевались самые непреодолимые препятствия. Во   имя   Её   воздвигли   Тадж­Махал   и   разрушили   Трою.   Боги   ради   неё   превращались   в   быков   и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес.  Бунин   сказал,   что   в   литературе   есть   только   две   достойные   темы:   смерть   и   Она.   Гениев   Она превращала   в   простаков,   а   простакам   давала   вдохновение   гениев.   Она   стала   основой   одной   из мировых   религий   (“Возлюби   ближнего,   как   самого   себя”).   Сердце   женщины   знает   о   Ней   всё,   а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать. Замечательные строки о любви написала Марина Цветаева (фонограмма) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной ­ Распущенной ­ и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью ­ всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня ­ не зная сами! ­ Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не­гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,­ За то, что вы больны ­ увы! ­ не мной, За то, что я больна ­ увы! ­ не вами! Наука о любви ­ амурология. (слайд 16) Какой бывает любовь? Задание: Используя прилагательные­антонимы, выразите мнение о том, какой бывает любовь? (слайд 17) Долгая ­ (короткая),  счастливая ­ (несчастная),  страстная ­ (спокойная),  взаимная ­ (безответная), земная – (неземная). Какие прилагательные наиболее полно выражают ваше представление о любви? (видео, слайд 18) (слайд 19) Еще древние японские и китайские мудрецы знали, что любовь ­ это не только нравственная ценность и духовная сила, но и что любовь имеет химическую природу. Оказывается, что все, что происходит у нас в голове – это всего лишь химия. Увы! Сегодня   в   мире   все   более   популярной   становится   теория   о   том,   что   в   основе   любви   лежат обыкновенные   химические   и   биологические   процессы.   Автором   данной   теории   является американский   ученый­антрополог   Хелен   Фишер.   Она   провела   исследования   с   использованием современных методик, чтобы определить, какие биологически активные вещества (гормоны) и какие области головного мозга отвечают за развитие чувства любви.  Хелен установила, что в основе любви лежат всего лишь химические реакции, в результате которых  мозг вырабатывает химические вещества: “Любовь и химия” (слайд 20) Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь – неотъемлемая   часть   нашей   жизни,   естественный   закон   природы.   Начинаясь   с   влюбленности,   она способна   перерасти   в   высокий   союз   двух   сердец.   Каковы   же   отличия   между   зрелой   любовью   и влюбленностью?  Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность  – это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения».  Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию.  В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой «акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личностного роста». Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая   любовь   связаны   с   образованием   принципиально   разных   веществ.   Эмоциональный   подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее   действие.   Обращает   на   себя   внимание   то,   что   проявления   влюбленности   очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом   состоянии:  адреналин  и  фенилэтиламин  –   представители   одного   класса   веществ, известного   под   названием  амфетамины. Г.А.Гухман   (автор   учебного   пособия   “Естествознание”) пишет:   «Симптомы   любви   и   стресса   подозрительно   похожи   друг   на   друга,   потому   что   пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».  Aмфетамины:   фенилэтиламин   и   адреналин   –  эти     вещества   влияют   на   появление   чувства влюбленности. Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного   возбуждения   и   вырабатываются эндорфины  –   вещества,   которые   действуют успокаивающе на нервную систему. Этим обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного  многие   испытывают  не  только  душевную,  но  даже   и  физическую   боль.  Благодаря эндорфину   –   естественному   болеутоляющему   веществу   –   происходит   постепенный   переход   от влюбленности   к   состоянию   уравновешенности,   счастья,   надежности   и   спокойствия,   являющимся проявлением зрелой любви. В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает: Окситоцин – вещество, повышающее чувствительные системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных. Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход   от   состояния   влюбленности   к   возникновению   глубокого   чувства   любви   обеспечивается выработкой   в   организме   конкретных   веществ?   Может   быть,   оно   поможет   обрести   терпение   и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого «отрезвления», который часто приводит к разрыву любовного союза? Но, безусловно, любовь всегда остается чем­то большим, чем простая сумма химических веществ: «Это связь души, и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!». 3. Стадии любви  Итак, подробно рассмотрим 1 стадию. 1 стадия. Стадия влюбленности (слайд 21) Ведущую роль оказывают амфетамины. Вызывает ощущения, сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса. Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, очевидно, наличием аминогруппы. Но, как ни прискорбно, пребывание в состоянии влюбленности долгое время вредно для организма. Связано это с химическими свойствами амфетаминов. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм   токсичных   веществ.   Установлено:   чем   выше   концентрация   амфетаминов,   тем   больше токсинов выделяется. В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит и прочее. Правда, при этом общее самочувствие  хорошее,  а также  повышен иммунитет. По данным медицинской  статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии. Из  дофамина  в   мозговом   слое   надпочечников   вырабатываются   последовательно  норадреналин (гормон   агрессии),   а   затем  адреналин  (гормон   тревоги).   Этот   процесс   контролируется   стволом головного мозга.  2 стадия (слайд 22). На данной стадии чувства любви развиваются под действием эндорфинов и окситоцина. Эндорфин  – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге,   обладают   способностью   уменьшать   боль   аналогично   опиатам   и   влиять   на   эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «природным наркотиком» или   «гормоном радости». Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови. Окситоцин – гормон задней доли гипофиза. Главные стимулы высвобождения окситоцина – нервные импульсы. Биологические функции окситоцина состоят в усилении сокращения гладких мышц матки и связанном с этим ускорением родов. 3 стадия. Гармония любви. Воспитание чувств. (слайд 23) Эта   стадия   связана   с   угасанием   выработки   эндорфина.   Если   концентрация   эндорфинов   в   крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. Но это уже другая история… Из всего выше сказанного можно вывести формулу любви. (слайд 24) Учитель биологии Давайте обратимся к схеме строения головного мозга и рассмотрим зоны, отвечающие за эмоции и за проявления любви. (слайд 25) Приняв   первичную   информацию   от   органов   чувств,   нервная   система   передает   ее   дальше,   в удивительное образование  гипоталамус. В гипоталамусе находятся центры «удовольствия", тонуса сосудов, сна, аппетита, контроля эмоций, теплорегуляции, иммунитета и многие другие. Кроме того, в   результате   влюбленности   в   крови,   по   команде   гипоталамуса,   повышается   уровень   адреналина, который ускоряет биение сердца, обостряет все чувства и вызывает ощущение общего подъема. В общем, во время влюбленности наш организм начинает работать особенно активно. Именно этим и объясняется, почему влюбленные так редко болеют. Так что, кроме всего прочего, влюбленность еще и очень полезна для здоровья. Сердечная система и дыхание увеличивают свою работу, химические вещества поступают в кровь, чтобы принести мышцам и органам добавку энергии. Такова причина существования страха, голода, гнева и... любви. (слайд 26) На томографии головного мозга влюблённого человека видны активные зоны, в которых возникли очаги возбуждения нервных клеток. Следовательно, здесь происходят процессы, изменяющие работу внутренних органов и поведение человека. У   влюбленных   всегда   приподнятое   настроение,   им   не   спится,   не   хочется   есть.   Провоцирующие эйфорию химические вещества также способны вызвать привыкание. Заводя новые романы, некоторые всеми   силами   стремятся   вернуться   в   это   опьяняющее   состояние.   Но   у   таких   людей   быстро вырабатывается толерантность к «наркотикам любви», поэтому их романы скоротечны.  (слайд 27) Трудно поверить в то, что наши чувства запрограммированы. Мозг и происходящие в нем химические процессы,   безусловно,   влияют   на   наше   поведение,   но   любовь   никогда   не   бывает   полностью запрограммированной. Конечно, мы зависим от «гормональной составляющей» любви, но одной лишь химии гормонов недостаточно для объяснения успеха или неудачи в отношениях. Власть гормонов велика, но велика и власть личного опыта. В реальной жизни эти факторы действуют совместно, и трудно утверждать, что какой­то из них берет верх. Гарантом сохранения любви американский психолог­практик Гэри Чепмен считает выбор в пользу воспитания своих чувств, желание и умение выражать их на языке любви своего возлюбленного. Им выявлены пять языков любви (слайд 28): Слова поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения. Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность   интересов,   соответствие   уровней   интеллектуального   развития,   стремление   к взаимопониманию и совместным радостям – вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной. Поэтому гармоничная любовь формируется не только с помощью химических веществ. Для этого необходимы еще и взаимная симпатия, общность интересов, соответствие уровня интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию, чувство ответственности друг перед другом. Эти качества могут стать залогом долгой, счастливой, взаимной любви. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Развитие любви может пойти двумя путями:  уважение, взаимопонимание и счастливая старость или отчужденность, ссоры, расставание. Понятие “любовь” находит свое отражение не только в стихах, но и в религиозных символах разных  культур, которые отражают единство и неразрывность мужского и женского начала. (слайды 29,  30,31) Древнекитайский символ: СВЕТЛАЯ ПОЛОСА –МУЖСКОЕ НАЧАЛО  (ЯНЬ), ТЕМНАЯ ПОЛОСА  – ЖЕНСКОЕ  (ИНЬ)   Иудейская «Звезда Давида»: НАПРАВЛЕННЫЙ ВВЕРХ ТРЕУГОЛЬНИК – МУЖСКОЕ НАЧАЛО,  НАПРАВЛЕННЫЙ ВНИЗ ­ ЖЕНСКОЕ Христианский крест: ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ – МУЖСКОЕ НАЧАЛО, ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ –  ЖЕНСКОЕ, ТОЧКА ИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ – СОЕДИНЕНИЕ НАЧАЛ, СИМВОЛИЗИРУЮЩЕЕ  ОСНОВУ МИРОЗДАНИЯ 4. Рефлексия Христианское понимание любви к людям изложено в Новом завете Библии. (слайд 32) Любовь долг терпит, Милосердствует… Не завидует… Не превозносится… Не гордится… Не ищет своего… Любовь долг терпит Не бесчинствует… Не раздражается… Не мыслит зла… Не радуется неправде, а сорадуется истине… Всё покрывает.. Всему верит… Всё переносит… (1­е Кор. 13:4 ­7) Конечно, несколько странно осознавать, что у истоков любви лежат биохимические процессы, а из­за  каких­то там химических реакций может не сложиться личная жизнь. Но что поделать, человеческий организм имеет довольно сложную структуру, и вряд ли кого­то  можно в этом обвинить. Но физическое понимание этого вопроса нисколько не отрицает духовного  начала любви. Многие верят в то, что браки заключаются на небесах. Так пусть это магические чувство так и  останется «предопределением свыше». Демонстрируется фрагмент видео «Притча о любви». (видео, слайд 33) Заключительные слова учителя: пожелание ученикам долгой, счастливой, взаимной, страстной и   спокойной,  земной и неземной любви!   Дарят обучающимся изображение сердца с формулой любви.

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Биохимия любви" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017