Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)
Оценка 4.7

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—8 кл
05.04.2017
Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)
Разработка представляет собой статью, касающуюся патриотического воспитания учащихся. Представлены методические разработки занятий по "Литературному краеведению" и литературе, в частности, сопоставительный анализ рассказов сарапульской писательницы Маргариты Кульминской "Виола для тёти Нюры" и рассказа Евгения Носова "Живое пламя". На занятии используется технология Развития критического мышления, составление синквейна
публикация Давлятшина А.Р..docx
КАК СОХРАНИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ И НЕ ДАТЬ ПРЕВРАТИТЬ ИХ В «ИВАНОВ, НЕ ПОМНЯЩИХ РОДСТВА»? Давлятшина Альбина Ринатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13, г. Сарапул Родины себе не выбираем, Имени себе мы не даём. Землю, где родились и живём, С детства называем Отчим краем  [2]. Флор Васильев   Любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину имеет огромное значение   для   развития   личности   ребёнка.  К  сожалению,  молодежь   с   легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. Многие дети не знают историю своего края, а что говорить о России в целом? Кому ещё, как не им, нашим детям, энергичным и молодым, сохранять духовные ценности, преумножать богатства Родины, созданные усилиями поколений? Как помочь   учащимся   понять,   что   литература   с   её   мудростью   и   духовностью   не далёкое  прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее?  Как учителя и просто как человека, меня   не   может   не   волновать   и   другой   вопрос:   не   утратит   ли   общество   своих корней, берущих начало в отеческом доме?  С введением Федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения   серьёзно   встал   вопрос   о   духовно­нравственном   воспитании обучающихся. Поэтому в условиях модернизации  школы  особое место занимает литературное краеведение. В настоящее время курс «Литературное краеведение» вошёл в практику нашей школы в качестве регионального компонента основной образовательной программы и ориентирован на учащихся 5­9 классов. Программа по   краеведению   составлена   нашей   коллегой,   учителем   русского   языка   и литературы Рябовой Людмилой Анатольевной [2].  Данный курс как одна из форм внеклассной работы актуальна, так как воспитательное и образовательное значение курса   литературы   в   школе   не   проявится   в   полной   мере   без   литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность самого писателя, и проникнуть в его творческую лабораторию. Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам чего­то нового, воспитывают жажду познания, тем самым способствуют развитию творческой мысли.   Цель   курса   «Литературное   краеведение»   ­   формирование   и   развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением, в ходе системного   изучения   художественных   произведений   писателей   родного   края   и развитие интереса к их творчеству.    Задачи курса:  1.   обучать,   развивать   и   воспитывать   школьников   в   духе   патриотизма   и сопричастности к богатой истории края; 2. помочь учащимся глубже осмыслить значение познания родного края; 3. организовать поисковую и исследовательскую работу учащихся;  4. изучать материалы удмуртских краеведов и оценить их вклад в сохранение истории края. На протяжении трёх лет я пыталась постепенно приучать детей к изучению краеведческого   материала,   стараясь   разнообразить   его.   Многое   зависит   от личности самого педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлечённым человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес.      Сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами   или   передачей   знаний:   нужны   эффективные   подходы   и   средства, способные   возбуждать,   волновать,   вызывать   истинно   высокие   чувства   и переживания, которые формируют эмоционально­ценностное отношение личности к действительности.  И вот перед учителем встаёт ряд вопросов:  Как же спланировать занятия, чтобы они были увлекательными, нужными и запоминающимися? Какие методы, формы, приёмы целесообразно применять на занятиях краеведения? Безусловно, чтобы   достичь   желаемого   результата,   необходимо   правильно   выбрать   форму, которая   бы   отвечала   поставленной   цели.  На   практике     я   стараюсь   сочетать традиционные формы обучения с инновационными технологиями.        На   занятиях  краеведения  активно   применяю   технологию   развития критического   мышления,   так   как   это   позволяет   оживить   урок,   сделать   его увлекательным   и   эмоциональным.   Развиваются   познавательные   способности   и познавательные   процессы   личности.   Также   развитие   критического   мышления направлено   на   удовлетворение   потребностей   личности   в   уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.    Например, при знакомстве с удмуртской народной сказкой «Кот и соболёк» в 5­м классе на стадии вызова я использую приём «ключевые слова». Учащиеся ещё не знают сюжет этой сказки, и, чтобы заинтриговать их, выписываю на доску 5­ 6 ключевых слов. Учащимся предлагается в паре или индивидуально составить и записать  свою  версию   сказки,  употребив  все  предложенные  ключевые   слова.  А потом   зачитывают   «свою»   версию     в   классе   и   сопоставляют   её   с   версией «оригинального текста». Использование данного приёма развивает воображение, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.    Интерес у детей вызывает ещё один приём «Чтение с остановками». Этот приём использую при изучении небольших по объёму произведений. Материалом для   его   проведения   служит   повествовательный   текст.   Вначале   учащиеся   по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока   текст   читается   по   частям.   После   чтения   каждого   фрагмента   ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный приём тоже развивает фантазию, активизирует внимание.         Важное место в формировании краеведческой культуры занимают ролевые самостоятельность,   инсценировки,   игры,   развивающие   творчество, эмоциональность. Так, в 5­м классе при изучении удмуртских волшебных сказок «Про Елену Красоту, золотую косу», «Кот и соболёк» учащиеся примеряют на себя роли сказочных героев и действуют в соответствии с особенностями ситуации и принятых ролей. В этом случае используется групповая форма работы. Самое главное – дети с интересом выполняют эту работу. Наиболее эффективными формами были признаны и нетрадиционные формы занятия: уроки­встречи, уроки­экскурсии, музейные уроки. Как это реализуется на практике,   можно   проследить   на   следующих   примерах.   Активно   с   учащимися посещаем школьные и городские музеи, театры. Так, в 2015 году запоминающимся мероприятием   в   рамках   реализации   комплексной   программы   «Город–дОрог! Город дорОг, которые мы выбираем» и ресурсного центра по работе с одарёнными детьми   по   направлению   «Литературное   краеведение»   стало   для   учащихся театральное представление «Жизнь моя – скверный анекдот» и просмотр фильма «Тайны сарапульского смотрителя», посвящённые памяти Н.С. Миловского. Тайна личности этого писателя и его творчества стало для учащихся открытием. Музей для учащихся является средством формирований целостной личности, приобщения   к   культурным   ценностям   и   традициям.   При   этом   решаются важнейшие задачи: ­ формирование познавательной мотивации; ­ потребность посещать музеи.    Экскурсия   в   музеи   —   это   особый   вид   деятельности   учителя,   она,   как никакая другая форма его работы, демонстрирует школьникам связь прошлого и настоящего.  Экскурсии способствуют развитию познавательного интереса. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.  Посещение передвижных выставок – это тоже приобщение детей к культуре города.  В апреле 2016 года была организована экскурсия в ДК «Заря», где учащимся рассказали   о   70   памятных   местах   г.   Сарапула   в   годы   Великой   Отечественной войны.     Краеведение   является   интегрирующим   звеном   между   учебной   и воспитательной   деятельностью   школы   и   обеспечивает   межпредметные   связи. Установление параллелей, схожих образов, близких мотивов – основной момент на занятиях   краеведения.   Межпредметные   связи   позволяют   глубже   осмыслить процесс развития всей русской литературы с её общечеловеческими ценностями. Поэтому эффективно использую на уроках краеведения такие приёмы проблемно­ поискового   метода,   как   сравнение   и   сопоставление,   чтобы   показать   связь муниципальной и региональной литературы с отечественной литературой.     Рассмотрим эти приёмы на примере двух произведений М.В. Кульминской «Виола для тёти Нюры» и Е.И. Носова «Живое пламя» (7 класс).     Цель занятия: проследить, как писатели поднимают тему на страницах своих произведении, выражают своё отношение к истинным ценностям.   Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. выявить с помощью сопоставительного анализа общие темы и различия в изображении характеров и поведения героев; 2.   охарактеризовать   индивидуальную   художественную   манеру   каждого   из авторов.         Коротко   говорим   о   писателях,   об   особенностях   их   творчества.   Это писатели 20 века. Многие произведения их носят автобиографический характер. Главными словами для них были «любовь к Отечеству», «память».          Главный   вопрос,   на   который   учащиеся   должны   найти   ответ,   касается названия: «В чём смысл названий предложенных произведений? Что же объединяет эти   два   произведения?»   Учащиеся   в   группах   высказывают   свои   мнения, зачитывают отрывки из текста для подтверждения своих мыслей. Они отмечают, что в обоих рассказах описывается послевоенное время. Повествование ведётся от 1­го лица. В произведениях  М. Кульминская и Е. Носов не дают описания боёв, бомбардировок и других героических сцен. Однако упоминание о тех страшных временах присутствуют в обоих рассказах. Также учащиеся обращают внимание на художественной детали и раскрывают её роль в произведениях. Они приходят к выводу, что ключевой деталью является цветок в обоих рассказах, так как это символ человеческой памяти. Эта вечная память о людях, проживших яркую, но короткую   жизнь.   Поучительный   урок   извлекают   учащиеся   из   произведений   – нельзя   забывать   историю,   людей:   память   питает   корни   «нравственного   духа народа».   Здесь   же   уместно   провести   параллель   с   повестью   Ч.   Айтматова «Буранный полустанок», в которой тоже затронута проблема памяти. Учащихся не может   не   оставить   равнодушным   эта   повесть.   Легенда   о   манкурте­рабе,   не помнящего   своего   прошлого,   затронула   души   детей.   Вместе   с   учащимся   мы приходим к выводу, что самое жестокое злодеяние для человека ­ потеря живой памяти.   На   стадии   «рефлексии»   применяю   такие   приёмы,   как   синквейны,   хокку, хайку, диаманты, письмо по кругу. Так, при изучении темы «Сопоставительный анализ произведений М.В. Кульминской «Виола для тёти Нюры» и Е.И. Носова «Живое   пламя»   учащимся   было   предложено   создать   синквейн   –   творческую работу,   позволяющую   в   сжатой   форме   выразить   эмоциональное   восприятие изучаемой темы. В качестве примера приведу некоторые работы учащихся: 1.Виола Мужественная, удивительная Помнят, радуют, встречают Вот мы опять встретились  Память 2. Маки Красные, живые Пламенеют, слепят, встречают И у людей так бывает Память С   разработкой  данного   занятия   я   поделилась   на   городском   семинаре «Использование   в   урочной   и   внеурочной   деятельности   книг   серии   «Память Сарапула»   и   «Сарапульское   детство»   в   рамках   реализации   комплексной программы «Город ­ дОРог! Город дорОг, которые мы выбираем» и ресурсного центра   по   работе   с   одарёнными   детьми   по   направлению   «Литературное краеведение».  Успешные результаты школьного краеведения во многом зависят, как учитель сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников. Залог успеха в работе по краеведению состоит в том, чтобы внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским процессом.   Учащиеся   8­9   классов   активно   включаются   в   поисковую   и исследовательскую   деятельность.   Поисково­исследовательский   характер краеведения является основой формирования и развития познавательного интереса учащихся. Очень показательно и результативно участие детей во Всероссийском   Юные конкурсе   сочинений   по   истории   Российского   предпринимательства.   исследователи,   изучив   архивные   документы,   подшивки   газет   о   личности   купца П.А. Башенина, о его деятельности, написали о нём эссе. Так, учащиеся школы Юшков Антон и Иванов Дмитрий на Форуме   победителей стали дипломантами регионального этапа. Их работы были  по достоинству оценены представителями общероссийской   общественной   организации   «Деловая   Россия»   и  как     лучшие отправлены в Москву.  Таким образом, литературное краеведение, как никакая другая дисциплина, должно стать действенным помощником учителя по воспитанию у учащихся  любви к своей малой Родине, к литературе и культуре родного края.  Хочется верить, что наши дети и внуки не превратятся в манкуртов, не помнящих своего прошлого, и не назовут   родные   края   «дырой».   И   пусть   напоминанием   для   подрастающего поколения   станут   слова   учёного­литературоведа   Д.С.   Лихачёва:  «Любовь   к родному   обществу,   знание   его   истории   ­   основа,   на   которой   только   и   может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем» [3]. Библиография 1. Флор Васильев. Лирика. – Ижевск: Удмуртия, 1967, ­ с. 97 2. Рябова Л. А. Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы: учеб.­метод. пособие. ­  Ижевск: Изд­во ИПК и ПРО УР, 2012. – 68 с.  3. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки. Л.: «Наука», 1985, с. 65.

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)

Разработка занятия по факультативу "Литературное краеведение" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017