Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
docx
классное руководство +1
Взрослым
28.04.2017
Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Публикация является частью публикации:
Воспитательная среда как условие формирования и развития личности школьника с ОВЗ.docx
«Воспитательная среда как условие формирования и развития личности  школьника с ОВЗ» Содержание. Введение. Воспитательная среда как условие формирования и развития личности  школьника с ОВЗ. 1.1Научно­теоретические основы социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья 1.2 Обеспечение  воспитательной среды специального (коррекционного)  образовательного учреждения 1.3.   Формирование   воспитательной   среды   специального   (коррекционного) образовательного   учреждения,   обеспечивающей   социализацию   детей   с ограниченными возможностями здоровья» Заключение. Список литературы. Введение «Ребенок – активная сила,  долженствующая  и  несущая  в себе  чувство  ответственности.  Задача  воспитателя  заключается  в том,  чтобы   пробудить  и  одухотворить  в  каждом  эту  человеческую  силу – способности,  изменяя обстоятельства, изменять и  самих  себя. И если маленький  комочек   жизни,  которого  тысячелетия   труда  превратили  в  одаренного  властелина  мира  и  собственной  судьбы, все же вырастет  не  человеком  в  полном   смысле  этого  слова, то  повинно  в  этом  общество.  Причем основная доля   вины  ложится  на  того,  для  кого  воспитание, творение  человека  является   профессией, специальностью, ­  на  учителя», ­ писал  В.А.Сухомлинский. Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего  поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года определяет одной из приоритетных задач  школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью  специального образовательного учреждения является подготовка учащихся к  самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество.  Актуальность проблемы социализации детей с ограниченными возможностями  здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно­политические, социальные, бытовые ситуации. От умения давать  правильную оценку происходящему событию зависит жизненная позиция человека и определяется его место в обществе. Однако решение этой проблемы затрудняют  особенности психофизического развития учащихся с ограниченными  возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной  системы.  В коррекционных образовательных учреждениях активизировалась инициатива  и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых  организационных форм воспитания. Инновационный подход в организации  воспитательной работы специальной (коррекционной) школе ­ интернат повлёк за  собой изменение приоритетов в деятельности подходов всех уровней.     Дети и подростки, воспитывающиеся в специальной (коррекционной) школе ­  интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально  развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать,  осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из  окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма  узок круг интересов. Учащиеся коррекционной школы ­ интерната отличаются  проблемами эмоционально ­ личностного развития, подвержены любому влиянию,  особенно негативному. 2 Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные  привычки и сформировать социально­нормативные модели поведения. Поэтому  приоритетное направление заняла воспитательная работа, в связи, с чем возникает  проблема планирования её деятельности и ставит задачу создания системы  инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной  (коррекционной) школе ­ интернат, которая позволит на высоком современном  уровне развивать и социализировать наших воспитанников. Воспитательная среда как условие формирования и развития личности  школьника с ОВЗ. 1.1 Научно­теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Процесс социализации, как известно, включает в себя как относительно  контролируемые, осознанные и направленные воздействия на человека через  систему разнообразных социальных институтов, так и спонтанные, стихийные  влияния социальной среды. Исследования ученых (Л.С.Выготский, М.Ф.Гнездилов, А.Н.Граборов,  Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Ф.М.Новик, В.Г.Петрова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.)  свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями  здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных  условиях системы образования и являться основой их социализации. Обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию –  факторы социализации, важнейшим из которых является воспитание. Успех  воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а значит и его  социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно  школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети и подростки  проводят большую часть времени, т.е. среды коррекционной школы. Любую социальную среду можно создавать, преобразовывать, а также   использовать для достижения какой­либо цели. Поиск новых, эффективно  действующих механизмов социально­психологической адаптации личности ребенка  к быстро меняющейся жизни в социуме позволили предположить, что среда,  имеющая реальное социальное наполнение, может обеспечить включение школьника с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и  отношений, тем самым способствовать его социализации.  Качественное своеобразие процесса социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья обусловливается организацией среды обучения и  воспитания, обеспечивающей социокультурную деятельность детей с ограниченными  возможностями здоровья. 3 Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного  учреждения обладает системными свойствами (целостность, динамичность,  открытость) и включает целевой, содержательный, технологический, оценочно­ результативный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями  социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.  Содержание модели реализуется  через совместную деятельность ребенка с  педагогом по направлениям: социально­культурное, психолого­адаптационное,  социально­адаптационное, физкультурно­оздоровительное, учебно­образовательное, профессионально­ориентационное, правовое. Модель воспитательной среды  коррекционного образовательного учреждения позволяет целенаправленно,  поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять  социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум  осуществляется путем различных вариантов взаимодействия внутренней  воспитательной среды образовательного учреждения с внешней социокультурной  средой: открытого пространственно­предметного, коммуникативно открытого,  деятельностно открытого, внутри­коммуникативного, внутридеятельностного,  внутрипространственно­предметного.  Практическая реализация модели обеспечивается комплексом педагогических  условий, необходимых для социализации ребенка с ограниченными возможностями  здоровья: – формированием субъектной позиции ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в процессе коррекционного обучения; – включением детей в специально организованную деятельность, направленную  на усвоение социальных ролей; – поддержкой и развитием всех форм проявлений динамики в социальном  развитии ребенка; – восстановлением и развитием важнейших форм жизнедеятельности ребенка  (игра, труд, познание, общение); – созданием системы мониторинга уровня социализации ребенка с  ограниченными возможностями здоровья, направленной на разработку и  корректировку индивидуальных программ обучения и воспитания,  профессионально­трудовой подготовки воспитанников; Эффективность воспитательной среды специального (коррекционного)  образовательного учреждения обусловлена переходом ребенка с ограниченными  4 возможностями здоровья на более высокий уровень социализации. Уровень  социализации ребенка выявляется соответствующей системой мониторинга  основных показателей: – качества знаний, умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с  другими людьми; – уровня самостоятельности при выполнении практических действий;  – социальной адаптации (усвоение норм, традиций, групповой культуры);  – включенности в общество (вхождение в ролевую структуру групп),  в соответствии с характеристиками каждого из трех уровней.  Социализация ­ процесс  усвоения и воспроизводства индивидом социального  опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние  общественные отношения.  Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в  условиях конкретного общества, т.е. способности жить в обществе  и быть  успешным.  Понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья» при традиционном  подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. В  соответствии с концепцией развития высших психических функций Л.С.Выготского  своеобразие развития личности ребенка с отклонениями в развитии изменяет  отношение человека к миру и, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми.  Как свидетельствуют исследования ученых­дефектологов В.В.Воронковой,  М.Ф.Гнездилова, А.Н.Граборова, Г.М.Дульнева, В.Г.Петровой, Т.А.Власовой,  А.Р.Лурия, Ю.Т.Матасова, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и др., психофизическое  развитие аномальных детей осуществляется по общим закономерностям детского  развития при решающем воздействии специального обучения. Результатом  образования детей данной категории должна являться  максимальная социализация  и трудовая адаптация детей и подростков в современных экономических условиях.  Для возможности  участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества необходимо главный акцент в воспитании и социализации делать не  столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения ими  определенной системы знаний и  ценностей, сколько на создании определенных  условий для их социального воспитания опыта.  Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с  интеллектуальной недостаточностью, в социально­культурную среду представляет  собой острую  актуальную проблему коррекционной педагогики и является  закономерным этапом развития системы специального образования.  Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности  происходят во взаимодействии с окружающей средой. Среда является частью  пространства, совокупностью социальных, культурных, а также специально  5 организованных психолого­педагогических условий, в результате взаимодействия  которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятие.  Взаимодействие личности и окружающей ребенка среды понимается как  оптимальное соотношение возможностей и потребностей ребенка с ограниченными  возможностями здоровья и возможностей и потребностей общества.  Одними из первых о значимости среды в воспитании детей в российской педагогике  заявили Ю.С.Мануйлов, А.Ф.Лазурский, Л.Н.Толстой К.Д. Ушинский. В первой  трети ХХ века  идея воспитания средой нашла отражение в работах  Н.И.Иорданского, А.Г.Калашникова, С.Моложавого, М.В.Крупениной,  С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др.  А.С.Макаренко в контексте социального  воспитания вообще отождествлял среду с воспитанием, утверждая, что воспитывает не сам воспитатель, а среда, а задача учителя – создать такую среду. Воспитательную среду можно не только использовать в воспитательном воздействии  на школьников, но и преобразовывать, и даже создавать и использовать для  достижения какой­либо цели, в данном исследовании – для социализации ребенка с  ограниченными возможностями .Основным подходом, является помощь ребенку с  ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения  общества. В социализации такого ребенка приоритетным является его адаптация к  окружающей среде и использование возможностей среды для его адаптации, т.е.  очевидна приоритетность воспитания перед обучением.  Под воспитательной средой специального (коррекционного)  образовательного учреждения понимается  совокупность влияний и условий  формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а  также возможностей для его развития, содержащихся в социальном,  пространственно­предметном и деятельностном окружении.  6 1.2   «Обеспечение   воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного учреждения»  Воспитательная среда меняет свое качественное состояние в зависимости от  вариантов взаимосвязи структурных компонентов (пространственно­предметного,  деятельностного, коммуникативного), которые могут принадлежать как внутренней  воспитательной среде образовательного учреждения, так и внешней  социокультурной среде. В зависимости от доминирующего компонента, выделены  варианты взаимодействия воспитательной среды с социокультурной средой:  ­ открытый пространственно­предметный – это такой вид  взаимодействия, когда в структуру воспитательной среды школы включается  архитектурно­эстетическая и символическая организация жизненного пространства  ребенка, настенная информация, различные предметы и символы; ­ коммуникативно открытый вариант взаимодействия: сутью этого  варианта взаимодействия является создание социальных ситуаций  коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча ребенка,  педагога и других субъектов воспитательной среды с субъектами социокультурной  среды, т. е. в структуру воспитательной среды школы включается   коммуникационная сфера (взаимоотношения, общение, настроения, распределение  социальных ролей и статусов), ценности, установки, особенности субъектов  социокультурной среды; ­ деятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает, что в  структуру воспитательной среды школы включается совокупность различных видов  деятельности (концепции основного, коррекционного и дополнительного  образования), формы и методы организации образования детей с нарушениями в  развитии, ориентированные на их социализацию; 7 ­ внутрикоммуникативно открытый вариант взаимодействия   предполагает взаимодополнение деятельностного и пространственно­предметного  компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, которое  обеспечивает разнородность пространственных условий, связность и управляемость  их функциональных зон, обновление содержания образования с учетом изменений в  сфере экономики, культуры, технологий и возможность применить полученные  знания в различных видах практической деятельности; ­ внутридеятельностно открытый вариант взаимодействия предполагает  взаимодополнение коммуникативного и пространственно­предметного компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в процессе которого  происходит создание и функционирование новых общностей детей, детей и  взрослых, использование вариативных форм, методов, средств, жизнедеятельности  ребенка с ограниченными возможностями здоровья;  ­ внутрипространственно­предметный вариант взаимодействия  предполагает взаимодополнение коммуникативного и деятельностного компонентов воспитательной среды содержанием социокультурной среды, в результате которого  появляются новые возможности для реализации различных задач возрастного  развития ребенка, адаптации детей к социальным изменениям, возможности  применения индивидуального субъектного опыта в практической деятельности. Социализация как интегральная содержательная характеристика образа  жизни ребенка на каждом возрастном этапе развития, включает: качество знаний,  умений, навыков, необходимых для общения и взаимодействия с другими людьми;  степень самостоятельности при выполнении практических действий; социальная  адаптация (усвоение норм, традиций, групповой культуры); включенность в  общество (вхождение в ролевую структуру групп).  Разработанный мониторинг основных критериев социализации позволил  осуществить качественный и количественный контроль динамики уровня  социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с  выделенными уровневыми характеристиками: «низкий уровень» – знания  фрагментарны, находятся на элементарном уровне, не соответствующем возрасту;  запас знаний очень скуден, недостаточен для общения и взаимодействия с другими  людьми; практические действия выполняются только совместно со значимыми  взрослыми; ребенок социально не адаптирован, не может самостоятельно  включиться в общество людей; «средний уровень» – знания не систематизированы,  объем  знаний о правилах социального поведения позволяет организовать общение и взаимодействие с другими людьми; практические действия выполняются  самостоятельно нерегулярно; социальная адаптация недостаточная, включенность в  общество вызывает некоторые затруднения; «высокий уровень» – показатели знаний, умений, навыков, личностных свойств и качеств сформированы в соответствии с  8 требованиями возраста и пола; большая часть практических действий регулярно  выполняется самостоятельно; социально адаптирован, включение в социум не  вызывает затруднений.  Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, напрямую  зависит от наличия в коррекционной школе специально организованных условий,  т.е. пространство школы должно быть особым образом организовано путем создания специальной воспитательной среды. 1.3  «Формирование воспитательной среды специального  (коррекционного) образовательного учреждения, обеспечивающей  социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья» Руководствуясь структурой управленческих задач (В.С.Лазарев, М.М.Поташник и др.),   разработаны   целевой,   содержательный,   технологический,   оценочно­ результативный   компоненты   модели   воспитательной   среды   специального (коррекционного) образовательного учреждения, обусловленные особенностями и возможностями   социокультурной   деятельности   детей   с   ограниченными возможностями здоровья (рис.).  Содержание модели воспитательной среды специального (коррекционного)  образовательного учреждения реализуется через обеспечение разных видов  активности ребенка, организацию занятий в соответствии со специально  разработанными программами и технологиями, а также определенными вариантами  взаимодействия взрослого и ребенка. Разработка и внедрение модели воспитательной среды  специального  (коррекционного) образовательного учреждения средствами социально­культурной  деятельности позволяет  качественно изменить воспитательный процесс в  специальных учреждениях, способствует социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья  в новых социальных и экономических условиях.  Несмотря на то, что особенностью данной модели является  специфика  содержания всех ее компонентов, обусловленная психофизическим развитием  ребенка с ограниченными возможностями здоровья, она может быть использована  9 для формирования воспитательной среды любого специального (коррекционного)  образовательного учреждения.  10 ЦЕЛЬ создание условий для социализации детей с возможностями здоровья ограниченными ПРИНЦИПЫ оптимизации среды обитания ребенка с нарушениями в развитии реалистичности комплексности единства и взаимодополняемости в содержании и формах культурно- досуговой деятельности деятельностного подхода ЗАДАЧИ сохранение и укрепление здоровья с учетом реальных проблем развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы через обеспечение различных видов активности ребенка (умственной, интегрирование в сферу образования физической, игровой) развитие индивидуальных способностей и потенциальных возможностей определение места ребенка в современном обществе подготовка к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях защита и представление интересов ребенка в обществе рыночной экономики СОДЕРЖАНИЕ (направления деятельности) оздоровительное психолого- адаптационное социально- культурное (творческое) социально- адаптационное образовательное профессионально- ориентационное учебно- социально- правовое ТЕХНОЛОГИИ коррекционно- образовательные взаимодействия воспитательной среды с социокультурной средой: - открытое пространственно- предметное -коммуникативно открытое -деятельностно открытое - внутрикоммуникативн о открытое -внутридеятельностно открытое - открытое внутрипространственн о-предметное РЕЗУЛЬТАТ УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ обеспечение субъектной позиции ребенка поддержание и развитие всех форм и проявлений динамики в развитии ребенка восстановление и развитие важнейших форм жизнедеятельности ребенка включение детей в специально организованную деятельность, направленную на усвоение социальных ролей мониторинг уровня социализации ребенка, направленный на разработку и корректировку индивидуальных программ качество знаний, умений, навыков позволяет общаться и взаимодействовать самостоятельно е выполнение практических работ социально адаптированы - включены в общество другими людьми; обучения, воспитания, профессионально-трудовой Рис. Модель воспитательной среды специального подготовки (коррекционного) образовательного учреждения, навыковдейств ий; позиция обеспечивающей социализацию детей с ОВЗ ограниченными возможностями здоровья 11 Заключение Воспитание направляет и управляет процессом социализации человека, т.е.  понимается как относительно контролируемая обществом и государством  социализация человека в условиях образования. Воспитание является результатом  взаимодействия ребенка с "жизненной средой». Среда понимается как упорядоченная совокупность  закономерно связанных системных компонентов воспитательного  процесса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида,  образующих целостность.  Качество обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья напрямую зависит от наличия в коррекционной школе целенаправленно  созданной воспитательной среды.   Подходы к пониманию и моделированию воспитательной  среды школы  определяются тем, в каком функциональном качестве она рассматривается: как  факт, фактор, условие или средство образования. «Воспитательная  среда  специального (коррекционного) образовательного учреждения»­ совокупность  влияний и условий формирования личности ребенка с ограниченными  возможностями здоровья, а также возможностей его социализации, содержащихся в  социальном, пространственно­предметном и деятельностном окружении. Для  улучшения качественных характеристик среды воспитательное пространство школы может быть расширено за счет включения  в него компонентов социокультурной  среды. Взаимодействие среды школы и социокультурной среды осуществляется  открытым пространственно­предметным, коммуникативно открытым,  деятельностно открытым, внутрикоммуникативно открытым, внутридеятельностно  открытым, открытым внутрипространственно­предметным вариантами.  Условиями социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья  являются:  – воспитательная среда специального (коррекционного) учреждения;  – обеспеченность условий ее построения и функционирования на практике;  – специальные условия обучения и воспитания: специализированная коррекционная  помощь и психологическая поддержка; выравнивание «стартовых» возможностей  ребенка, оптимизация социально­психологической среды жизнедеятельности  ребенка, обеспечение индивидуализации и интеграции в содержании и формах  учебной и социально­культурной деятельности; создание условий для активной  коммуникации; защита и представление интересов ребенка в обществе; – организация  взаимодействия среды специального (коррекционного)  образовательного учреждения с социокультурной средой; – мониторинг знаний, норм, ценностей, позволяющих ребенку с ограниченными  возможностями здоровья выполнять общественно заданные функции. 12 Модель воспитательной среды специального (коррекционного) образовательного  учреждения включает целевой, содержательно­процессуальный, критериально­ оценочный компоненты, обусловленные особенностями и возможностями  социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.  Содержание модели реализуется  через совместную деятельность ребенка с  педагогом по направлениям: социально­культурное, психолого­адаптационное,  социально­адаптационное, физкультурно­оздоровительное, учебно­образовательное, профессионально­ориентационное, правовое. Модель воспитательной среды  образовательного коррекционного учреждения позволяет целенаправленно,  поэтапно, в соответствии с логикой взаимодействия компонентов осуществлять  социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.  Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями  здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в  обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но  и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность  непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными  возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При  сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их  познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них  неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать". Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа  от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной  работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что  готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои  действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в  развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей  и всех участников коррекционно­интегративного педагогического процесса. Список литературы 13 1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2002. ­432с. 2.  Брызгалова, С.И. Введение в научно­педагогическое исследование.  Калининград: Изд­во КГУ, 2003. ­151с. 3. Быков А. В. Психологическая служба в учреждениях социально­ педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И.  Шульга ; Ун­ т Рос. акад. образования. ­ М. : Изд­во УРАО, 2001. ­ 98 с. 4. Воспитание и развитие детей в детском доме. ­ М.: ВЕЧЕ, 1996. ­ 416с. 5. Овчинников А. Н. Педагогические условия социальной реабилитации  детей­сирот в воспитательной системе школы­интерната : автореф. дис.   канд. пед. наук / Овчинников Анатолий Николаевич ; [Тул. гос. пед. ун­т  им. Л. Н. Толстого]. ­ Тула, 2002. ­ 23 с. 6.  Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и  интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. ­ 271 с. 7. Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и  планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)  школе­интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей,  М.: АРКТИ, 2008. ­ 312 с. 8.  Юнина В.В. Содержание воспитательной среды детей с ограниченными  возможностями здоровья в условиях школы / В.В.Юнина // Рос. психол.  журн. – М., 2007. – №4. – С. 83–86 (0.3 п.л.). 14

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ

Разработки классных часов для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017