Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий
Оценка 4.7

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
22.04.2019
Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий
Разработка уроков с применением новых технологий по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Велик потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения литературы XX века. Его нелегко изучать, хотя студенты читают роман с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычные герои – все это разжигает в них читательский интерес. Но обучающимся бывает трудно связать воедино сюжетные линии романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о вине и расплате. На изучение биографии писателя и самого романа необходимо выделить 3 урока.
отправить.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области   «Омский авиационный колледж имени Н.Е.Жуковского» Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий Уроки разработаны преподавателем русского языка и  литературы  Левиной Наталией Тенгизовной Омск,2019 Разработка уроков с применением новых технологий по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Велик потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения   литературы  XX  века.   Его   нелегко   изучать,   хотя   студенты   читают   наличие роман   с   увлечением.   Занимательность   фабулы,   фантастика, приключенческого сюжета, необычные герои – все это разжигает в них читательский интерес. Но обучающимся бывает трудно  связать воедино сюжетные линии  романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о вине и расплате. На изучение биографии писателя и самого романа необходимо выделить 3 урока. Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита». Цель   урока:  познакомить   учащихся   с   биографией   писателя,   выявить читательское восприятие романа. 1. Слово о писателе. 2. Верите ли Вы, что…   (используется прием технологии критического мышления). ­ М. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии? ­ по образованию М. Булгаков ­ медик, закончил Киевский медицинский     университет с отличием? ­ имел частную медицинскую практику, как А.П. Чехов? ­ первые произведения писателя – пьесы? ­ все произведения, прославившие писателя, написаны в Москве? ­ М. Булгаков писал письмо Сталину с просьбой о выезде из СССР из – за     бедственного положения? ­ работал ассистентом режиссера во МХАТе?  ­ ставил инсценировку поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»? ­ по роману Булгакова снят фильм «Мастер и Маргарита» режиссером В. Бортко? 3. Сообщения учащихся по биографии писателя. 1) Детские и юношеские годы М.Булгакова. 2) Военная служба писателя. Начало литературной деятельности. 3) Литературная деятельность писателя. 4) Работа над романом «Мастер и Маргарита». 5) Последние годы жизни писателя. 4.   Соотнесите   предположения,   выдвинутые   в   начале   урока,   с биографическими данными М.А. Булгакова. 5.    Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита». Для беседы предлагаются вопросы: ­ Какое впечатление произвел на вас роман? ­ Какие страницы особенно запомнились? ­ При чтении каких эпизодов романа вам было трудно удержаться от смеха? ­ Какие эпизоды читались со слезами на глазах? ­ Какие ваши первые представления о Мастере и Маргарите? ­ Какие сюжетные линии вы можете назвать?          В качестве домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают «московские главы». Урок 2. Воланд и его свита. Сатирическое мастерство писателя. Цель урока: проверить знание учащимися текста романа, провести анализ   эпизодов, связанных с Воландом и его свитой, выявить сатирическое мастерство  писателя. I.   Тест по роману. 1) Действие романа не происходит: а) в Москве б) в Петербурге в) в Ершалаиме г) в Ялте 2)  О ком пишет свой роман Мастер? а) об Иване Бездомном б) о Воланде в) о Понтии Пилате г) о Маргарите   3) Какой герой является главным в «ершалаимских главах»? а) Иешуа Га – Ноцри б) Понтий Пилат в) Марк Крысобой г) Левий Матвей   4) Кто из героев не входит в свиту Воланда? а) Бегемот б) Коровьев  в) Азазелло г) Барон Майгель    5) Что объединяет членов МАССОЛИТа, возглавляемого Берлиозом? а) призвание писателя б) упорный труд в) молодость г) получение благ 6) Что сделал со своим романом Мастер? а) отдал в печать б) потерял в) сжег г) убрал в стол 7) Кем была Маргарита на балу у Воланда? а) хозяйкой бала б) гостьей в) Маргарита не была на балу у Воланда  г) служанкой   8) Какую черту характера человека Иешуа считал самым страшным  пороком?  а) жадность  б) трусость  в) подлость  г) зазнайство    9) Какое событие не связано с героями романа Коровьевым, Азазелло,  Бегемотом?    а) поджог дома Грибоедова  б) фокусы черной магии  в) карнавальное шествие  г) пополнение клиники новыми пациентами   10)  Произведение какого писателя напоминают главы сатирического   изображения московского общества? а) М.Е. Салтыкова – Щедрина б) А.П. Чехова в) Н.В. Гоголя г) А.С. Грибоедова 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 б в а г г в а б в а,в II. «Погружение» в текст романа, работа в группах.  Деление класса на группы, обсуждение каждой группой своей темы. 1 группа. Воланд и его свита. Вопросы для обсуждения: ­ Найдите портреты Воланда и его свиты; ­ Какова сюжетно – композиционная роль Воланда в романе? ­ Чем булгаковский дъявол похож и не похож на своих литературных     предшественников? ­ Какова связь между поступками Воланда и авторским выбором эпиграфа? 2 группа. Черная магия и её разоблачение.   Вопросы для обсуждения: ­ В каких эпизодах романа действует свита Воланда? ­ Как ведут себя москвичи в сценах, связанных с черной магией? ­ Зачем Воланду понадобилось такое представление? ­ Раскройте приемы создания автором комических ситуаций, способы     типизации персонажей? 3 группа. Бал у сатаны.   Вопросы для обсуждения: ­ Для чего появляется Воланд в Москве? ­ Какие герои являются гостями бала? ­ Почему Воланд выбирает хозяйкой бала Маргариту? ­ С какой целью введен этот эпизод?    Выступления представителей групп с сообщениями. III. Подведение итогов урока. В качестве домашнего задания учащиеся должны выбрать описание нравов современной   Булгакову   писательской   среды.   Обратить   особое   внимание   на историю Мастера.                 Урок 3. Проблемы литературного творчества в романе Булгакова. Цель   урока:  раскрыть   проблемы   литературного   творчества   в   романе, пригласить учащихся к поисковой деятельности с целью сотрудничества. 1.      Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении романа: ­ Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного? ­ Каким должен быть настоящий писатель? Какими проблемами озабочены  писатели в романе Булгакова? ­ Может ли сумасшествие стать прозрением? ­ В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова? ­ Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником  Мастера? Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности: а) работа с текстом; б) выбор цитат; в) анализ эпизода; г) сопоставительный анализ; д) выявление художественных особенностей текста.     К каждому вопросу учащиеся собирают необходимый материал, собранная  информация оформляется в виде схем. 1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного? Берлиоз ­ редактор толстого журнала,         председатель правления     МАССОЛИТа;                           ­ носит фамилию известного      композитора; ­ догматик; ­ псевдоученый; ­ лицемер; ­ идеолог, оболванивавший     начинающих поэтов и писателей. Иван Бездомный ­ пролетарский поэт; ­ фамилия напоминает                             фамилии пролетарских поэтов:             Бедный, Приблудный, Голодный  ­ типичный представитель советского    общества; ­ талантливый поэт; ­ «загипнотизирован» Берлиозом. Выводы: Воланд   наказывает   Берлиоза,   произнося   знаменитые   слова:   «Каждому будет дано по его вере». Но в том – то и беда, что ни во что не верит Берлиоз. За ним   –   непреклонность   догматика,   псевдоученость,   высшая   школа   лицемерия. Редактор   толстого   журнала,   управляя   литературой,   плодит   себе   подобных. Поэтому и казнит его Воланд страшной казнью, а из его головы делает чашу для вина.    Иван   Бездомный   «загипнотизирован»   учителем,   но   в   нем   есть   талант, недаром его Иисус «как живой». Воланд его прощает. 2. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова? Чем должны жить писатели? 1. Думами о назначении человека. 2. Размышлениями о путях развития  общества. 3. Поисками места человека в  окружающем мире. Чем озабочены члены МАССОЛИТа? 1. Расширением собственной  жилплощади.  2. Выгодными командировками. 3. Высокими гонорарами. 4. Дачными проблемами. Выводы: 5. Социальный заказом. Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни, думают лишь о личном благополучии. Никто из них никогда не размышляет   о   литературе.   Бездарные   и   бездуховные   мещане   и   обыватели, мечтающие   о   льготах   и   материальных   благах,   ради   них   готовы   оболгать   и очернить любого. 3. Может ли сумасшествие стать прозрением? Очищение Ивана Бездомного: ­ из купели выходит другим, вместе с одеждой исчезает удостоверение  МАССОЛИТа и чувство причастности к цеху литераторов; ­ убежден, что сатана находится в доме Грибоедова; ­ иконка и свеча в руках. Выводы: Теряя рассудок, Иван Бездомный прозревает. Он стал видеть бездарность своих   собратьев   по   перу.   Душевное   потрясение   –   освобождение   от стереотипности   мышления,   от   сковывающих   разум   догм,   от   марксистской идеологии.  4. В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова? Сходства Внешний облик Судьба писателя – сатирика  Различия Мастер имеет возможность спокойно  работать. У Булгакова такой  возможности не было.  Мастер отрекся от своего романа,  Булгаков не отрекался от своих  произведений. Бешеная травля со стороны критики Мастер предал любовь.  Сожженный роман Булгаков писал свои произведения «в  стол». Любовь на закате дней  Выводы:  В романе мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы М. Булгакова и Мастера,   ведь,   как   известно,   из   почти   двух   сотен   статей   и   рецензий   о произведениях   писателя,   напечатанных   при   жизни,   только   две   были положительными.    5.  Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным  наследником Мастера?    Иван Бездомный                        ­ постигает диалектику жизни и впитывает    гуманистические идеалы;  ­ обретает веру;  ­ проявляет интеллигентность;  ­ становится просвещённым.  ­ сотрудник института философии и истории; ­ идейный преемник и духовный наследник Мастера.   Выводы:  История   Мастера,   его   трагическая   судьба   привела   Ивана   Бездомного   к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония.  Как   художник   он   захвачен   буйством   фантазии,   психологической достоверностью   творения   Мастера.   Теперь   он   никогда   не   придет   в   дом Грибоедова.   Он   познал   суть   творчества,   ему   открылось   мерило   истинно прекрасного.   Сотрудник   института   истории   и   философии   Иван   Николаевич Понырев становится идейным преемником и духовным наследником Мастера. В качестве домашнего задания предлагается перечитать «ершалаимские главы романа», подготовить индивидуальные сообщения

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019