РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Медиа
docx
Социопсихологическая работа
1 кл
02.12.2019
Статья на базе курсовой работы
Курсовая работа Латышева Ю..docx

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Латышева Юлия Юрьевна

 

Проблема развития конструктивного общения младших школьников со сверстниками в образовательном процессе всегда была актуальной, так как не все дети способны конструктивно выстраивать межличностные взаимоотношения между собой в силу ряда причин: особенности характера, индивидуальных особенностей личности, особенностей воспитания, жизненных ситуаций и множества других факторов. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья.

Общество предъявляет к выпускнику школы следующие требования: готовность к сотрудничеству; снисходительность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, умение находить компромиссные решения, умение доверять и доверяться. Одна из главных задач образования на сегодняшний день — воспитать достойную личность, нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, самостоятельного, умеющего работать сообща в разных видах деятельности.

Школьные науки ребенок начинает познавать в возрасте 7 лет. Этот период представляет собой большие возможности для организации конструктивного общения со сверстниками. Послушаемость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования достойных качеств личности. Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни детей, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка. Ведь именно процесс общения – основа нашего взаимодействия с окружающим миром. И от того, насколько конструктивно мы умеем общаться с людьми, зависят не только наше эмоциональное состояние, наше здоровье, но и успехи во всех жизненных планах. Умение конструктивного общения дает основу чувствам, переживаниям, позволяет проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у детей младшего школьного возраста. Также очень важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать лучшие условия для организации конструктивного общения младших школьников со сверстниками.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л. С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.), так же роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. Н. Леонтьев, М.С. Каган); 

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора само формирования личности.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в меж-индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными, являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1.     Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2.     Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3.     Обсуждение интересующей проблемы.

4.     Решение проблемы.

5.      Завершение контакта (выход из него)

Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Это умение говорить, слушать, а главное - слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Ключевые негативные факторы в общении:

- Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.

- Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку "ты должен...", вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.

- Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.

- Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. "Ты боишься", "ты ревнуешь" и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.

- Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.

- Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.

- Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.

- Приказной тон. "Сделай", "принеси", "скажи" и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы

Барьеры в общении.

Почему не всегда складывается конструктивное общение?

Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

Барьер избегания - уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.

Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.

Фонетический барьер — это не восприятие речи собеседника. Может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.

Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.

Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Основные условия конструктивного общения.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

·        Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.

·        Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.

·        Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора? Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение - спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.

Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.

Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Список используемой литературы:

 

1.      URL: http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1184

2.      URL: http://www.raop.ru/index.php?id=127.

3.      Алферов А. Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону, 2000, 384 с.

4.      Андрющенко Т. Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития мл. школьников на начальном этапе обучения//Вопросы психологии – 1993.- №1-С.47-53.

5.      Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с. 2.

6.      Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству.

7.      Битянова М.Р. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения// шк. психолог -2000-№27-с.5-12.

8.      Бодалев А.А. Личность и общение. Избр.труды, М., 1983 – 286с.

9.      Бодалев А.А., Кричевский Р. Л. Общение и формирование личности школьника, М., 1987.

10.  Бодалёва А. А. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с.

11.  Боришевский М.И. Развитие личности учащихся в процессе общения. 1985 – 223с.

12.  Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А. П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с. 3.

13.  Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения мл. школьников//Семья в психологической   консультации М., 1989.

14.  Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей / - М., 2010.

15.  Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / – СПб, Изд. «Союз», 1997. – с.44

16.  Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 124.

17.  Гильбух З.В. Методика распределения первоклассников по классам различных типов Киев, 1961 – 164 с.

18.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М.: АСТ: Астрель, 2009.

19.  Головин С. Ю. Общение // Словарь практического психолога / — Мн.:Харвест, 1998.

20.  Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.Просвещение, 1987.

21.  Жамкочьян М. Личность в современной школе. // Знание – сила. 1994. - №9.

22.  Жинкин Н.И. Речь как проводник информации /– М.: Наука, 2000. – 160с.

23.  Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности, Киев 1981.

24.  Золотникова А.С. Личность в структуре пед. общения Ростов на Дону:РГПИ, 1979 – 76с.

25.  Кадобнова И.В. и др. Искусство слышать. Методическое пособие. / – М.: Изд. «Радуница», 1994. – с.54

26.  Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника. / – М.: Изд-во «Академия», 1998. – 206с.

27.  Кон И.С. Ребенок и общество, М: Знание, 1979 – 175 с.

28.  Лентьев А.А. Психология общения 2-е изд., испр. И доп.- М.:Смысл, 1997.

29.  Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения.  — М.: Смысл, 1999. — 365 с. —

30.  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., 1987 – 143 с.

31.  Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / – М.: Юрайт, 2000. – 523с.

32.  Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004

33.  Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1984.

34.  Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» № 2, 2015.

35.  Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 20.  Общение // — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

36.  Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред.А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с.

37.  Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004

38.  Русинова М.В. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии /– Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с. 8.

39.  Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / – М. 2000. -  с.43.

40.  Ушакова Н. Т. Речь человека в общении. М., 1989 – 45с.

41.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

42.  Эльконин Д.Б. Психологическое общение в детском возрасте. М., 1995 – 125с

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)