Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
Детсад
15.02.2019
Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста
Из опыта работы музыкального руководителя Родионовой О.Ю. Детский сад «Балдаурен» г. Капшагай Алматинской области. Одна из приоритетных целей современного образования – способствовать позитивной социализации и успешной интеграции ребенка с обществом, формированию его активной и ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей.
Развитие эмоционально.docx
Развитие эмоционально­коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста Из опыта работы  музыкального руководителя Родионовой О.Ю. Детский сад «Балдаурен» г. Капшагай Алматинской области. Одна   из   приоритетных   целей   современного   образования   –   способствовать позитивной социализации и успешной интеграции ребенка с обществом, формированию его активной   и   ответственной   социальной   позиции,   возможности   реализовать   себя   как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей. По нашему убеждению, один из путей достижения этой цели – всемерное развитие коммуникативного потенциала детей, воспитание коммуникативности и толерантности как качеств личности, востребованных обществом. Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. В   процессе   развития   происходят   изменения   в   эмоциональной   сфере   ребенка. Меняются   его   взгляды   на   мир   и   отношения   с   окружающими.   Способность   ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором   строится   дальнейшее   развитие   личности.   От   того,   как   сложатся   отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием   нравственно­эмоциональной   сферы   детей.   Это   обусловлено   чрезмерной “интеллектуализацией”   воспитания,   “технологизацией”   нашей   жизни.   Ни   для   кого   не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое   занятие   –   просмотр   мультиков   или   компьютерные   игры.   Дети   стали   меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Поэтому   в   нашем   детском   саду   большое   внимание   уделяется   развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги  убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым   взаимоотношениям   с   окружающими,   выйдя   из   стен   детского   сада.   Очень   часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов   со   сверстниками,   конфликты,   драки,   нежелание   считаться   с   мнением   или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Психологи   определяют   коммуникативные   способности   как   индивидуально­ психологические   особенности   личности,   обеспечивающие   эффективность   ее   общения   и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:  желание вступать в контакт с окружающими;   умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание   норм   и   правил,   которым   необходимо   следовать   при   общении   с окружающими. Значение   взаимоотношений   с   окружающими   огромно,   и   их   нарушение   тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из­за неумения организовать   общение,   не   может   быть   интересным   окружающим,   чувствует   себя уязвленным,   отвергнутым.   Это   может   привести   к   резкому   понижению   самооценки, замкнутости.  Необходимо помочь ребенку наладить отношения  с окружающими,  чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Практически   в   каждой   группе   любого   детского   сада   находятся   дети,   которые нуждаются в сопровождении специалистов. Таких детей часто зачисляют в ранг “трудных”. К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Несомненно, такие ребята   нуждаются   в   особом   внимании   со   стороны   педагога­психолога,   т.к.   им   трудно взаимодействовать с окружающими. В этом случае, цель работы с “трудными”: создать благоприятные условия для достижения позитивной социализации детей – дошкольников путем развития их коммуникативных способностей, воспитания адекватного поведения. Для   этого   используются   методики,   техники   и   упражнения   на   релаксацию,   медитацию, телесную и танцевальную терапии, занятий на развитие эмоционально­коммуникативной сферы.  Тревожный, скрытный, робкий ребенок к 5­6 годам выглядит сутулым, малоподвижным и  пассивным.  У многих  агрессивных,  гиперактивных  детей  часто наблюдаются  болезни внутренних   органов,   появляются   травмы   и   переломы.   Взаимосвязь   психики   и   тела очевидна. Чем  меньше  мышечных  зажимов  и   отрицательных  “отметин”   на  теле  человека,  тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. В связи с этим, в своей работе мы используем не только методы воздействия на сознание и мышление,   но   и   техники,   отвлекающие   контроль   сознания   над   телом,   т.е.   телесные   и танцевальные   методы.   Эти   занятия   развивают   пластику   и   гибкость   тела,   снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Организация работы: 1. Используя метод наблюдения, собрать информацию о том, как ребенок общается, в чем   причина   его   затруднений   в   контактах   с   окружающими   (диагностика эмоциональной   сферы,   тестирование   через   проективные   методики,   рисунки, консультации с родителями и воспитателями); 2. Проанализировав ситуацию, составляется коррекционно­развивающие занятия; 3. Формируются возрастные группы (не более 8 человек в одной); 4. Продолжительность занятия (от 20 до 30 минут); 5. Периодичность занятий (4 раза в месяц); 6. Проведение консультаций с родителями, воспитателями, другими специалистами. Эти консультации носят рекомендательный характер по поводу взаимодействия и общения с детьми, испытывающими проблемы в общении; 7. Отслеживание динамики развития.  Исходя из вышенаписанного, нетрудно понять, почему темой нашей работы была выбрана возможность   развития   коммуникативной   сферы   старших   дошкольников   средствами эмоционального воздействия. Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации:   устранении   искажений   эмоционального   реагирования   и   стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач: 1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении 2. . Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения; 3.   .   Развитие   игровых   умений,   навыков   адекватного   поведения,   воображения   и творческих способностей; 4.   Формирование   у   детей   положительного   отношения   к   окружающим,   правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. 5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях Указанные цели и задачи достигаются входе коррекционно­развивающих занятий, проводимых   раз   в   неделю   для   старших   дошкольников   с   различным   уровнем   развития (группами   не   более   6­7   детей).   Их   продолжительность   составляет   30­40   минут. Обогащение   педагогического   процесса   семиотикой   цветовой   гаммы   (все   пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.  Циклы занятий с группами можно поделить на несколько этапов: I. Исследование особенностей поведения детей в каждой конкретной группе; выявление на   основе   диагностических   методик   исходных   уровней   развития   эмоциональной   и коммуникативной сферы. П. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством коррекционно­развивающих занятий при постепенном снятии скованности   и   напряжения   во   взаимоотношениях   детей;   развитие   воображения   и эмоциональной   отзывчивости;   закрепление   новых   положительных   проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой. III. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей. При разработке собственных занятий мы брали за основу программу А. Е. Рыбак “Вместе”,   в   которой   автор   основной   акцент   делает   на   развитии   эмоциональной отзывчивости   детей   на   различные   средства   художественной   выразительности.   Так,   на занятиях   и   вне   их   обязательно   должны   быть   созданы   условия   для   художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения   под   музыку,   речевая   художественная   деятельность,   совместные   детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения. Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг   к   другу,   считая,   что   много   здесь   зависит   от   чуткого   педагога,   который   должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать. Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка в   начале   учебного   года   (примерно   в   течение   одного­двух   месяцев)   мной   проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы   детей.   Используемые   мной   методы   и   методики   можно   условно   разделить   на объективные   и   субъективные.   К   объективным   методам   можно   отнести   те,   которые позволяют   зафиксировать   внешнюю   воспринимаемую   картину   взаимодействия   детей   в группе   сверстников.   Подобная   картина   так   или   иначе   отражает   характер   их взаимоотношений. При этом я констатирую особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относятся:  Социометрия  Метод наблюдения Субъективные   методы   направлены   на   выявление   внутренних   глубинных   характеристик отношения   к   другим   детям,   которые   всегда   связаны   с   особенностями   его   личности   и самосознания. Их ещё называют проективными и к ним относят:  Графическая методика “Кактус”  Проективная методика “Картинки”  Методика Рене Жиля.  Методика “Незаконченные истории”  Методика “Страхи в домиках”  Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки)  Тест Розенцвейга  Hand­тест Первый этап диагностики позволил нам выделить в старших группах проблемных детей, нуждающихся   в   психологической   коррекции   и   повышенном   внимании   со   стороны родителей и воспитателей. Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально­творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:     коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение “трудных ситуаций”, ритмические и интонационные игры со словом,  музицирование, импровизации, танцы, хороводы,       психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния подвижные игры. Предлагаем Вашему вниманию некоторые формы работы. Тренинг “Подводное царство” Приветствие “Осьминожки” Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками т.д. Подвижная игра “Волны” Ведущий обращается к детям: “Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет “купающимся”,   а   остальные   –   “волнами”.   “Купающийся”   становится   в   центр   круга, “волны” тихонько поглаживают его, приговаривая “Мы любим тебя, мы любим тебя”. После   игры,   ведущий   спрашивает:   “Понравилось   ли   вам   купаться   в   море?”,   “Что   вы чувствовали?” Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает с их помощью показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т.д. Волшебная история Ведущий   достает   красивую   ракушку,   дает   детям   потрогать   ее,   понюхать,   послушать. Говорит:   “У   этой   ракушки   есть   какая­то   тайна.   Может   быть,   она   откроет   мне   ее (приставляет к уху). Послушайте, о чем мне рассказала ракушка. Далеко­далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки.  Морское   дно  украшают  зеленые  и   бурые  водоросли,   красные  и   белые  кораллы, разноцветные камешки и ракушки. Закройте глаза и представьте себе подводное царство, обитателей морских глубин… (звучит аудиозапись “Шум моря”). Через некоторое время ведущий спрашивает: “Что интересного вы там увидели?” Давайте нарисуем подводное царство. Рисование “Подводное царство” Дети рисуют пальцами, ладонями или используют техники выдувания из трубочки. Затем каждый ребенок рассказывает, что он изобразил. Подвижная игра “Морские волны” Дети свободно располагаются в комнате. По команде ведущего “Штиль” замирают, по команде “Волны” плавно двигаются, по команде “Шторм” бегают. Прощание “Большой круг­маленький круг” Дети сидят в кругу, держась за руки. По команде ведущего расширяют круг, затем сужают его, не разрывая рук. Упражнение повторяется несколько раз. Медитативные упражнения “Прогулка на велосипеде” Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться. “Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут  птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках, шее. Тепло растекается по всему моему телу.   Я   абсолютно   спокоен   и   уверен   в   себе.   Все   неприятности   уходят.   Настроение чудесное.   Я   улыбаюсь,   радость   улыбки   дарю   окружающим.   Я   еду   ровно   и   красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно!” “Я все смогу” “Сегодня  прекрасный  день  и  у меня  все  прекрасно.  Я  чувствую  себя  хорошо. У  меня замечательное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня все получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днем я становлюсь все умнее, красивее, трудолюбивее, увереннее в себе и в своих силах. Я готов к работе. Я все смогу!” Релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов “Лимон” Сжать   левую   кисть   в   кулак.   “Выжимаем   сок   лимона”.   Делать   это   с   максимальным напряжением. Повторить. То же самое с правой рукой. “Черепаха” Потянуть   плечи   по   направлению   к   ушам,   а   голову   втянуть   в   плечи.   Делать   это   с напряжением, а затем расслабить мышцы… Повторить. “Солнышко” Вытянуть   руки   вперед,   поднять  их   над   головой,   стараясь   достать   потолка.   Расслабить мышцы и вернуть руки в прежнее положение. Постарайтесь почувствовать напряжение, расслабление, чувство теплоты. Повторить. “Жевательная резинка” Сильно сожмите зубы, пусть мышцы шеи помогают вам в этом. Затем расслабьте. Пусть нижняя челюсть отвисает. Повторите снова. “Муха на носу” С напряжением сморщите нос. Представьте, что вы хотите согнать с носа муху. Держите это напряжение столько, сколько сможете. А теперь расслабьте. Когда вы делаете это, то ваши щеки, рот, лоб помогают вам. Когда вы расслабляете нос, то расслабляете все лицо. Наморщите лоб с напряжением, затем расслабьте. Сделайте ваше лицо гладким. Нигде нет морщин. Почувствуйте лицо расслабленным, прекрасным. “Розовый слон” Можно лечь на пол и представить, что вам на живот наступил большой слон. Он добрый! Напрягите мышцы живота, расслабьте. Повторить несколько раз. Заметьте разницу между расслаблением и напряжением. “Болото” Надавите пальцами стоп на пол с напряжением. А затем расслабьте. Повторите несколько раз. Упражнение на телесную терапию (релаксационный парный массаж) “Мама била” Мама била, била, била и все папе доложила (легонько постукивать ребром ладони) Папа бил, бил, бил и все бабе доложил (постукивание сжатыми кулачками) Баба била, била, била и все деду доложила (мнут костяшками пальцев, сжатых в кулак  руками) Дед бил, бил, бил и все братьям доложил (легко пощипывать) Братья били, били, били и все сестрам доложили ( “барабанная дробь”) Сестры били, били. Били и в кадушку угодили (“дождь” указательными пальцами) А в кадушке две лягушки, закрывай скорее …(ушки) А в кадушке старичок, закрывай­ка…( язычок) А в кадушке пес Барбос, закрывай скорее…(нос) А в кадушке дикобраз, закрывай скорее…(глаз) А в кадушке – то мочало, начинай опять сначала (пары меняются местами) Танцевальная терапия “Джаз тела” Дети встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Взрослый показывает порядок движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, вместе – попеременно, вперед – назад, вверх – вниз. Далее ­ движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова+плечи+локти+кисти+бедра+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно. “Сочини свой танец” Взрослый   встает   в   центр   круга.   В   такт   музыки   он   выполняет   несколько   танцевальных движений. Дети копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в круг, сочиняет свой танец, и далее по кругу. “Зеркало” Один из партнеров делает произвольные ритмичные движения, все остальные повторяют их. “Карнавал животных” Танцы зверей, птиц, насекомых, рыбок и т.д. Каждое приобретенное в процессе упражнения и   наблюдений   новое   движение   означает   вместе   с   тем   приобретение   новой   степени внутренней свободы. “Мое имя” Ритмизация собственного имени. “Танец пяти движений” “Течение воды” ­ плавная музыка, текучие, округлые, мягкие переходящие одно в другое движения. “Переход через чащу” ­ импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. “Сломанная   кукла”   ­   неструктурированная   музыка,   хаотичный   набор   звуков, вытряхивающие, незаконченные движения. “Полет бабочек” ­ лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные нежные движения. “Покой” ­ спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без движений, “слушание своего тела”. Примечание: после упражнения поговорить с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получилось, а что с трудом. “Огонь и лед” По команде ведущего: “Огонь!” ­ стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По   команде:   “Лед!”   ­   дети   застывают   в   позе,   которой   их   застала   команда.   Ведущий несколько раз чередует команды, меняя выполнение той и другой.  Упражнения на развитие эмоционально­коммуникативной сферы “Строители” Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу …    тяжелое ведро с цементом; легкую кисточку; кирпич;   огромную тяжелую доску; гвоздь;  молоток. Примечание:   Ведущий   следит   за   тем,   чтобы   поза,   степень   напряжения   мышц   тела   и выражение лица “строителей” соответствовали тяжести и объему передаваемых предметов. “Согласованные действия” Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:       пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустальной вазы; парный танец. “Ожерелье” Дети встают в плотный круг. Они – бусинки красивого ожерелья. Тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к ожерелью и пытается “разорвать” его. Если ему это удастся, бусинки “рассплются” по полу и покатятся по нему. Ведущий ловит их, по очереди, крепко держа за   руку   первую,   та   –   вторую   пойманную   ведущим,   третью   и   т.д.   пока   не   соберет   все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим. “Ку­чи­чи”     дети свободно бегают по комнате под музыку; на слова “Ку­чи­чи!” ­ хлопают друг друга по ладошкам в ритме музыки; пожимают руки друг другу, “здороваются”; дети снова танцуют и ищут себе новую пару. “Хей, давай попрыгаем” Хей, хей, давай попрыгаем (3 раза), попрыгаем вместе с тобой! Хей, хей, давай похлопаем (3 раза), похлопаем вместе с тобой! Хей, хей, давай потопаем (3 раза), потопаем вместе с тобой! (покружимся, подружимся, обнимемся…) Подводя итоги описания своего опыта по развитию навыков общения и оптимизации эмоционального   контроля   у   дошкольников,   хотим   подчеркнуть   последовательный   и коллективный   характер   этой   работы,   проводимой   совместно   с   музыкальным руководителем детского сада и воспитателями групп. Занятие “Цветные карандаши” Пособие: шапочки   и   накидки   семи   цветов   радуги,   семь   цветных   карандашей,   которые можно держать в руках, цветные дорожки. Ход занятия I “Вхождение” (Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”) Педагог: “Ребята,   сегодня   нам   предстоит   необычное   путешествие:   мы   отправимся   в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь­дорогу!” Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)  Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.  А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.  Наконец,   вышли   на  тропинку.  Какая   она   узкая,   идём   осторожно.   Ой,  смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: “Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги. Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами! Упражнение “Волшебный сон” (Звучит релаксационная музыка) Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребёнка: “Реснички опускаются, глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем….  Дышится легко, ровно, глубоко.  Наши ручки отдыхают… Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко, ровно, глубоко….  Пауза. . .  Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать.  Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов) Карандаш: “Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д. Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки.   Сейчас,   я   взмахну   своим   карандашом   и   превращу   Вас   в   цветные   карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному “превращению” – помогает надеть шапочки и накидки. Карандаш: “Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом? (дети  предлагают разные  варианты рисунков). А  я предлагаю  Вам  нарисовать  красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань) Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими   ростками   цветов.   Выберете,   кто   каким   цветком   будет.   А   теперь, прислушиваясь   к   тому,   что   я   буду   говорить,   покажите   как   растёт   и   как   медленно распускается ваш цветок. Этюд “Цветы на поляне” Карандаш: “Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка). Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: “Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный. Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь? II. Карандаш: “Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей) Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное? Послушайте   сказку   о   приключениях   лисички   в   лесу   и   попробуйте   мимикой   лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу. Жила­была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и   прогуляться   по   лесу.   Лисичка   шла   не   спеша,   радуясь   каждому   кустику,   каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту. Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку) Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней   и   со   словами   “уж   ты   лисонька­лиса,   всему   свету   ты   краса!”,   своим   способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д. ) III. Карандаш: “А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей). Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру “Я ­ солнышко, ты – солнышко”, для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова: Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра) У меня – нос, у тебя – нос! У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки) У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот) Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга) IV. Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш. Загадка: “Ни окон, ни дверей, полна горница людей” (огурец) Проводится речевая игра “Огуречик” “Жил­был   на   свете   огуречик.   Однажды   почтальон   Печкин   принёс   ему   телеграмму   и прочитал: Огуречик, огуречик Приходи на тот конечик Там мышка живёт Тебя в гости очень ждёт. . Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а  там дерево тихо так шелестит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. Тут и птенчик из гнезда пропищал… Медведь из берлоги прорычал… Сорока­белобока протараторила… Улитка медленно­медленно произнесла… А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали… Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря… Прибежал домой и решил никуда не ходить. VI. Карандаш: “Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? ” (Ответы детей). Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек. Коммуникативная игра “Клубочек”. Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание. Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется. VII. Карандаш: “Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? ” (ответы детей) Проводится музыкальная игра “Колокольчик”. На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось. Карандаш:   “   Молодцы,   ребята,   вы   настоящие   художники!   Еще   никто   не   смог   так изобразить   различные   предметы,   так   как   смогли   сделать   это   вы.   А   знаете,   на   что   вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу). Песня “Радуга”. Карандаш.   Ребята,   мне   пора   возвращаться   в   школу,   где   меня   ждут   мои   ученики.   Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад. (Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки) Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру “Маленькие ножки”. Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали, скакали и т. д. ) Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят. Используемые ресурсы: Артемова Л. Социализация ребенка в семье//Дошкольное воспитание Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком.  Как? – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,  2012. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание 2000 Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Методическое пособие.­ М.:  Мозаика­Синтез, 2006. Клецина И.С. Гендерная социализация. ­ СПб, 1997 Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. ­ М.: Логос, 2002 Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей.  Методическое пособие. – Издательство: Книголюб. М., 2005

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2019