Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий
Оценка 4.7

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
дефектология
Детсад
20.01.2018
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Новизна состоит в разработке системы коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных игр, упражнений, презентаций разработанных в программе Power Point и традиционных игр.
ФФН.docx
«Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико­ фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий» Фонетико­фонематическое   недоразвитие   речи   —   это   нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными   речевыми   расстройствами   вследствие   дефектов   восприятия   и произношения фонем.  Нарушение фонематических процессов входит в структуру дефекта при фонетико­фонематическом недоразвитии речи (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова).   Р.Е.   Левиной   установлена   взаимосвязь   между   дефицитарностью фонематических процессов и развитием речи в целом.  В   логопедии   фонематические   процессы   принято   рассматривать,   как представление,   фонематическое     фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.  Фонематические процессы:     Фонематическое   восприятие   –   это   умственные   действия   по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные   элементы   (фонемы)   разных   звукокомплексов:   сочетаний   звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным.  Фонематический   синтез   –   это   мысленный   процесс   соединения частей в целое.  Фонематические   представления   –   способность   осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений [16].  Определяющим   признаком   фонематического   недоразвития   является пониженная   способность   к   анализу   и   синтезу   речевых   звуков, обеспечивающих   восприятие   фонемного   состава   языка.   В   речи   ребенка   с фонетико­фонематическим   недоразвитием   отмечаются   трудности   процесса формирования   звуков,   отличающихся   тонкими   артикуляционными   или акустическими признаками. Особая   роль   принадлежит   фонематическим   процессам   в   обучении грамоте.   В   русском   языке   овладение   грамотой   осуществляется   аналитико­ синтетическим методом. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения   слиянием   звуков   речи   в   слоги   и   слова.   По   мнению   известного психолога Д.Б. Эльконина, чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели).  К.Д. Ушинский отмечал, что для сознательного чтения и письма особое значение имеет ориентация в звуко­слоговом строение слова, базу которой составляют фонематические процессы. В   логопедической   литературе   достаточно   широко   освещены   вопросы предупреждения нарушений овладения письменной речью у детей с фонетико­ фонематическим   нарушением.   Г.А.   Каше   была   предложена   система предупреждения   нарушений   чтения   и   письма   на   основе   развития фонематических   процессов   и   формирование   четкой,   правильной,   внятной речи   у   детей   с   ФФН.   Т.Б.   Филичевой,   Г.В.   Чиркиной   была   разработана программа   преодоления   фонетико­фонематического   недоразвития   речи, одним   из   направлений   которой   является   преодоление   фонематических нарушений и подготовка к обучению грамоте. Анализ   специальной   литературы   по   проблемам   использования компьютерных   технологий   указывает   на   то,   что   в   современном образовательном   процессе   повышается   роль   информационных   технологий, внедряются   специализированные   компьютерные   игры,   программы   для коррекционного   обучения.   Поиском   средств,   позволяющих   оптимизировать процесс,   сегодня   занимается   ряд   исследователей,  таких   как   Е.П.  Вренева, М.И,   Лынская,   Е.Ф.   Попова,   Т.П.   Смирнова,   Т.С.   Шеховцова.   Изучив практические   материалы,   посвященные   вопросам   использования   ИКТ   в обучении   дошкольников   с   нарушениями   речи,   учитель­дефектолог   создал собственные компьютерные презентации, разработанные с учетом календарно­ тематического планирования и особенностей развития детей. Для   изучения   состояния   фонематических   процессов   использованы методики и рекомендации Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Е. Большаковой, Т.А.Ткаченко, Л.Ф. Спировой которые включали  изучение фонематического восприятия,   фонематического   анализа,   фонематического   синтеза   и фонематического представления. Новизна   состоит в разработке системы коррекционно­педагогической работы по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико­фонематическим   недоразвитием   речи   средствами   компьютерных игр,   упражнений,   презентаций   разработанных   в   программе   Power   Point   и традиционных игр.  Разработан и применен на практике в соответствии с программой Т.Б. Филичевой,   Г.В.   Чиркиной   «Программа   логопедической   работы   по преодолению фонетико­фонематического недоразвития у детей» календарно­ тематический   план,   в   который   включены   презентации,   компьютерные   и традиционные игры для развития фонематических процессов. На   индивидуальных   и   подгрупповых   занятиях   компьютерные   игры   и презентации   применяются   на   этапе   автоматизации   и   дифференциации   во второй   половине   занятия   для   повышения   интереса   детей   к   продолжению обучения.  При   отборе   материала   для   работы   учитывается   возраст   и индивидуальные   особенности   детей   старшего   дошкольного   возраста   с фонетико­фонематическим недоразвитием речи, которые в процессе обучения не могут долго задерживать  свое внимание на одном виде деятельности  и быстро   теряют   интерес   к   занятиям.   Компьютерные   презентации   оживляют процесс   обучения   за   счет   новизны,   реалистичности   и   динамичности использования   анимированных   изображений, изображения,   внесения элементов игры. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство   детей   стали   более   активны,   открыты.   Меняющиеся   и возникающие на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем традиционные игры и упражнения. Благодаря динамичной смене изображений, цвета   фона,   возникновению   и   исчезновению   анимированного   персонажа, внимание   детей   удерживалось   дольше,   что   благотворно   сказывается   на процессе   обучения.   Презентации   включали   в   себя   самые   разнообразные красочные   материалы,   реалистичные   картинки,   элементы   анимации. Преимуществами   игр   выполненных   в   виде   презентаций   явились последовательность и системность информации, наглядность и эффектность подачи   материала,   легкость   возврата   к   предыдущей   информации, возможность дополнения или исправления информации, транспортабельность. Вся система игр была направлена на развитие фонематических процессов у детей   старшего   дошкольного   возраста   с   фонетико­фонематическим недоразвитием речи.

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами компьютерных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018