РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
4 кл
08.05.2018
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Инновации педагогического процесса предполагают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию. Считаем, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на формирование личности, настроенной на успех в любой сфере деятельности. Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи. Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Развивающие: дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, а это и составляет основу образовательных достижений детей.
Развитие личностных УУД у детей с ЗПР средствами арт-терапии.docx
Т. В. Чащина  О.Н.Кучкина Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Каменск­Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Каменск­Уральский педагогический колледж» chashchina­[email protected] РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ­ТЕРАПИИ Инновации   педагогического   процесса   предполагают   введение   нового   в цели,   содержание,   методы   и   формы   обучения   и   воспитания.   Современный образовательный   процесс   должен   быть   ориентирован   на   потенциальные возможности человека и их реализацию. Считаем, что инновации в образовании, в   первую   очередь,   должны   быть   направлены   на   формирование   личности, настроенной на успех в любой сфере деятельности.   Сегодня   детская   психология   заняла   достойное   место   в   системе образования,   обеспечив   активное   внедрение   индивидуального   подхода   в современную   школу.   Довольно   часто   и   сегодня   можно   встретить   в   школе картину, где дети остаются детьми, в крайнем случае – «другим поколением», учителя   же  –   лишь   носителями   информации,  которую   необходимо   передать. Педагогу  необходимо увидеть не только Ученика, но и Личность, Человека, в становлении которого он играет значительную роль. И здесь педагог  становится Психологом. Известный   американский   психолог   Э.Берн   высказал   мысль   о   том,   что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей  необходимо  уделять  серьезное  внимание. Если  в дошкольном   возрасте дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 6­7 лет, этот круг расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать, что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости.   Следует   отметить,   что   центральным   новообразованием   данного возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание   и   направленность   деятельности   в  данный   период   жизни.  Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. [7] Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   (ФГОС   НОО)   в   качестве   нового   образовательного результата   предлагает   совокупность   личностных,   метапредметных   и предметных   результатов   освоения   основной   образовательной   программы.   В связи   с   этим   перед   школой   встаёт   задача   разработки   методов   и   способов развития     личностных,   познавательных,   коммуникативных,   регулятивных   и познавательных универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу умения   учиться.   В   соответствии   с   номенклатурой    УУД   А.Г.   Асмолова личностные     универсальные   учебные   действия   включают    самоопределение (личностное,   профессиональное,   жизненное);  действие   смыслообразования,   то есть   установление   учащимися   связи   между   целью   учебной  деятельности   и   ее мотивом;  нравственно­этического   оценивания  усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. [4]  действие Учитывая требования ФГОС НОО в работе с обучающимися с задержкой психического   развития   (ЗПР)     на   диагностическом   этапе   (первые     3   недели сентября)   используем   как   стандартные   методы   диагностики    УУД,   так   и элементы арт­терапии, что позволяет  расширить представления о возможностях ребенка, изучить зону ближайшего и актуального развития, а также формировать положительное отношение к занятиям  в школе и   т.д.  [3]  На основе данных основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   (ООП НОО) планируем результаты освоения  ООП НОО. Таблица 1 Планируемые результаты  освоения обучающимися 1 класса  с задержкой психического развития личностных  универсальных учебных действий Планируемые  результаты  на  конец   2  полугодия  1 класса Планируемые результаты на конец 1 полугодия 1 класса Личностные универсальные учебные действия Самоопределение Ориентация   содержательные моменты   школьной действительности   и адекватное осознанное представление о качествах   «хорошего ученика» на   Сочетание   ориентаций   на   социальные   и   собственно учебные   аспекты   школьной   жизни.   Осознание   своих возможностей   в   учении   на   основе   сравнения   себя   с определением   «хороший   ученик».   Осознание необходимости самосовершенствования Предпочтение   уроков «школьного   типа» занятиям   в   ДОУ. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома Смыслообразование Предпочтение   способа   оценки   своих   достижений   в школе   дошкольным   способам   поощрения.Постепенно понимать,   что   жизнь   не   похожа   на   «сказки»   и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих». (Осознавать   себя   ценной   частью   большого разнообразного мира (природы и общества): объяснять, что   связывает   меня:   с   моими   близкими,   друзьями, одноклассниками; с земляками, народом; с  Родиной; со всеми   людьми;   с   природой;   испытывать   чувство гордости за «своих» ­ близких и друзей Проявление   познавательных   мотивов:   интерес   к способу решения и общему способу действия Сформированность   социальных   мотивов:   стремление выполнять   социально   значимую   и   социально оцениваемую   деятельность,   быть   полезным   обществу. (Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно   оценить   как   «хорошие»   или   «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил Сформированность   учебных   мотивов:   стремление   к самоизменению, приобретению новых знаний и умений Проявление   особого интереса   к   новому, школьному содержанию занятий Проявление социальных   мотивов: стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, полезным обществу Проявление   учебных мотивов Ценностно­нравственная ориентация Знание моральных норм основных   быть   Оценка   простых   ситуаций   и   однозначных   поступков как «хорошие» или «плохие» с позиции: общепринятых нравственных   правил   человеколюбия,   уважения   к труду,   культуре   и   т.п.   (ценностей);   важности исполнения   роли   «хорошего   ученика»;   важности бережного   отношения   к   своему   здоровью   и   здоровью всех живых существ; важности различения «красивого» и «некрасивого» Выбор  поступков в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:  известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;   сопереживания   в   радостях   и   в   бедах   за «своих»:   одноклассников; сопереживания   чувствам   других   не   похожих   на   тебя людей,   отзывчивости   к   бедам   всех   живых   существ. Признание своих плохих поступков.(Объяснять самому себе: какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся   (личные   качества),   что   я   делаю   с удовольствием,   а   что   –   нет   (мотивы),   что   у   меня получается хорошо, а что нет (результаты)   близких,   друзей,   Проявление доброжелательности, и   доверия внимательности к людям,   готовности   к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается,   выделение нравственного содержания поступков     Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством,   потому что она приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт­терапия имеет широкие возможности в работе с детьми,   у   которых   присутствуют   различные   эмоциональные   проблемы, трудности   в   общении,   негативные   поведенческие   реакции.Посредством     арт­ терапевтического   воздействия   можно:   снизить   эмоциональную   тревожность, повысить   самооценку,   развить   коммуникативные   навыки,   способствовать развитию   самосознания,   улучшить   детско­родительские   отношения, способствовать закреплению положительных поведенческих реакций. [6].   В     группе   продленного   дня   с  обучающимися   с   задержкой   психического развития реализуем такие методы арт­терапии,  как сказка.В работе  используем следующие способы:  проигрывание эпизодов сказки. (Участие в этих эпизодах дает   возможность   ребенку   или   взрослому   прочувствовать   некоторые эмоционально­значимые  ситуации и «сыграть» эмоции); использование сказки как притчи­нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации; переделка или творческая работа сочинения сказок с использованием зачинов.   Данный   метод   способствует   развитию  самоопределения,  ценностно­ нравственной ориентации. Основная   цель  игровой   терапии  —   помочь   ребенку   выразить   свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых»   или   моделируемых   в   игровом   процессе.   Данный   метод способствует   развитию  ценностно­нравственной ориентации.  смыслообразования, Куклотерапияили  проигрывание   детских   сказок,   басен   позволяет   детям научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и взаимодействия. В своей работе используем пальчиковые куклы, которые дети изготавливают   сами.  нести ответственность  за результат своего  труда (только  от ребенка  зависит какая кукла   у   него   получится),   что   способствует   развитию  смыслообразования, самоопределения.  Работа   по   созданию   куклы   позволяет Коллажирование  является   одним  из  эффективных   методов,  так   как   не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных   способностей.  Коллаж   помогает   выявить   переживания   и актуальные   аспекты   самосознания,   раскрыть   потенциальные   возможности обучающихся. В     работе   с   детьми   используются   такие   темы,   как: «Я   – умница»(для   повышения   самооценки,   осознавания   своих   позитивных качеств), (это   хорошая   возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать);   мои одноклассники);   «Мой   день».  Данный   метод   способствует   развитию смыслообразования, ценностно­нравственной ориентации, самоопределения.   «Я   интересуюсь…»     «Моя   школа»   (моя   учительница, Рисунок  позволяет   ребёнку   ощутить   и   понять   самого   себя,   выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды,   а   также   –   освободиться   от   негативных   переживаний   прошлого. Помимо рисунка в работе   используются   и другие  изобразительные техники: кляксография,   марания,   рисование   с   помощью   сухих,   сыпучих   материалов, рисование   пластилином,   рисование   мылом,   пластилином.Краски,   карандаши, восковые   мелки,   фломастеры,   карандаши,   мелки   –   позволяют   «усилить контроль»;пастель,   краска   и   глина   –   способствуют   более   свободному самовыражению;при   индивидуальной   работе   с   детьми   или   группами,   чье поведение трудно контролировать, начинаем с «контролируемых» материалов, постепенно включая в работу остальные;неуверенные в себе, уставшие ­ будут чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче   контролировать;неуверенные   в   отношении   своих   художественных способностей ­ вырезание картинок из журнала для создания коллажа.  Данный метод способствует развитию самоопределения. В   целях   изучения     и   формирования   групповых   взаимоотношений, диагностики   и   коррекции   конкретной     нравственной   или   этической проблемы используем мандалы. [5].  При организации работы с мандалами есть определённые   требования,   поэтому   работу   ведем   совместно   с   педагогом­ психологом, приглашаем родителей обучающихся.   задания   по   аппликации: В работе с обучающимися  1  класса    в условиях группы продленного дня используем  метод,   основанный   на   цветовом   тесте   Люшера.  Это   позволяет совместить   организацию   занятий   по   формированию   трудовых   умений  с психологической диагностикой эмоционального состояния.  Детям предлагается выполнять    из   геометрических   фигур   создать аппликацию «Портрет семьи» (изучались умения детей пользоваться ножницами, вырезать   различные   по   форме   геометрические   фигуры,   данные   о психоэмоциональном состоянии детей в семье,   анализ формы    фигур,  цвета, идентичности   фигур   ­   членов   семьи,   после  ­  консультация   со   школьным психологом   и   сравнение  данных);   выполнение    из   геометрических   фигур автопортрета   (самоидентификация,     социальная   адаптация   и   пр.).   Следует отметить,   что   мы   не   можем   говорить   о   каких­либо   особенностях   детей, опираясь   исключительно   на   выполненные   работы,   они   являются   лишь дополнительным   материалом   к   наблюдениям   учителя   и   информации, предоставленной психологом. К тому же, данные работы выражают состояние ребенка   на   момент   выполнения   работы,   то   есть   данные,   считываемые   с аппликаций можно использовать в день проведения занятий. И только в том случае,   если   на   протяжении   длительного   времени   повторяются   какие­то характерные   особенности,   можно   говорить   о   наличии   той   или   иной индивидуальной особенности ребенка. Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что   арт­терапевтические   занятия   позволяют   решать   следующие   важные педагогические задачи [2].  Воспитательные:  взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям   со   сверстниками   и   взрослыми.   Это   способствует нравственному   развитию   личности,   обеспечивает   ориентацию   в   системе моральных   норм,   усвоение   этики   поведения.   Происходит   более   глубокое понимание   себя,   своего   внутреннего   мира   (мыслей,   чувств,   желаний). Складываются   открытые,   доверительные,   доброжелательные   отношения   с педагогом.  Коррекционные:   достаточно   успешно   корректируется   образ   “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные   формы   поведения,   налаживаются   способы   взаимодействия   с другими   людьми.   Хорошие   результаты   достигнуты   в   работе   с   некоторыми отклонениями   в   развитии   эмоционально­волевой   сферы   личности. Развивающие:  дети   учатся   вербализации   эмоциональных   переживаний, открытости   в   общении,  спонтанности.   В   целом   происходит   личностный   рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, а это и составляет основу образовательных достижений детей. Литература 1. Кащенко,   В.П.   Педагогическая   коррекция:   исправление   недостатков характера у детей и подростков: пособ. для студ. сред.и высш. пед. учеб. зав. / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 1999. – 284 с. 2. Лебедева, Л.Д. Педагогические аспекты арт­терапии/ Л. Д. Лебедева // Дидактика – 2000. – № 1. – С. 34­39. 3. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. – И. Ф. Марковская. – М.: Просвещение,1993. – 197 с. 4. Номенклатура   регулятивных   УУД   и   возрастные   особенности   их развития у младших школьников[Электронный ресурс]: Журнал научных публикаций   аспирантов   и   докторантов.   –   Режим   доступа: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped28.html   (дата   обращения:   17.   01. 2013) – Загл. с экрана. 5. Осипук,   Э.А. Психодиагностическая   и   психокоррекционная   работа   с детьми   с   использованием   мандалы.   /   Э.   А.   Осипук   //   Школьный психолог. – 2007. – №4. – С. 18­19. 6. Копытин, А. И. Практикум по арт­терапии/ Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Издательство «Просвещение», 2000. – 124 с. 7. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. /  Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Издательство «Просвещение», 1999. – 197 с.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018