РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
4 кл
08.05.2018
Инновации педагогического процесса предполагают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Современный образовательный процесс должен быть ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию. Считаем, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на формирование личности, настроенной на успех в любой сфере деятельности. Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи. Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Развивающие: дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, а это и составляет основу образовательных достижений детей.
Развитие личностных УУД у детей с ЗПР средствами арт-терапии.docx
Т. В. Чащина
О.Н.Кучкина
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
«КаменскУральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «КаменскУральский педагогический колледж»
chashchina[email protected]
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ Инновации педагогического процесса предполагают введение нового в
цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Современный
образовательный процесс должен быть ориентирован на потенциальные
возможности человека и их реализацию. Считаем, что инновации в образовании,
в первую очередь, должны быть направлены на формирование личности,
настроенной на успех в любой сфере деятельности.
Сегодня детская психология заняла достойное место в системе
образования, обеспечив активное внедрение индивидуального подхода в
современную школу. Довольно часто и сегодня можно встретить в школе
картину, где дети остаются детьми, в крайнем случае – «другим поколением»,
учителя же – лишь носителями информации, которую необходимо передать.
Педагогу необходимо увидеть не только Ученика, но и Личность, Человека, в
становлении которого он играет значительную роль. И здесь педагог становится
Психологом.
Известный американский психолог Э.Берн высказал мысль о том, что
примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать
в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию
детей необходимо уделять серьезное внимание. Если в дошкольном возрасте
дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 67 лет, этот круг
расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать,
что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и
радости. Следует отметить, что центральным новообразованием данного
возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно
связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное
содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции
ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою
очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. [7]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) в качестве нового образовательного
результата предлагает совокупность личностных,
метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы. В
связи с этим перед школой встаёт задача разработки методов и способов
развития личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и
познавательных универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу
умения учиться. В соответствии с номенклатурой
УУД А.Г. Асмолова
личностные универсальные учебные действия включают
самоопределение
(личностное, профессиональное, жизненное); действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом;
нравственноэтического оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор. [4]
действие
Учитывая требования ФГОС НОО в работе с обучающимися с задержкой
психического развития (ЗПР) на диагностическом этапе (первые 3 недели
сентября) используем как стандартные методы диагностики
УУД, так и
элементы арттерапии, что позволяет расширить представления о возможностях
ребенка, изучить зону ближайшего и актуального развития, а также формировать
положительное отношение к занятиям в школе и т.д. [3] На основе данных
основной образовательной программы начального общего образования (ООП
НОО) планируем результаты освоения ООП НОО.
Таблица 1
Планируемые результаты освоения обучающимися 1 класса с задержкой
психического развития личностных универсальных учебных действий
Планируемые результаты на конец 2 полугодия 1
класса
Планируемые
результаты на конец
1 полугодия 1 класса
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение
Ориентация
содержательные
моменты школьной
действительности и
адекватное осознанное
представление
о
качествах «хорошего
ученика»
на
Сочетание ориентаций на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни. Осознание своих
возможностей в учении на основе сравнения себя с
определением «хороший ученик».
Осознание
необходимости самосовершенствования
Предпочтение уроков
«школьного
типа»
занятиям в ДОУ.
Предпочтение
классных
коллективных занятий
индивидуальным
занятиям дома
Смыслообразование
Предпочтение способа оценки своих достижений в
школе дошкольным способам поощрения.Постепенно
понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и
невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих».
(Осознавать себя ценной частью большого
разнообразного мира (природы и общества): объяснять,
что связывает меня: с моими близкими, друзьями,
одноклассниками; с земляками, народом; с Родиной; со
всеми людьми; с природой; испытывать чувство
гордости за «своих» близких и друзей Проявление познавательных мотивов: интерес к
способу решения и общему способу действия
Сформированность социальных мотивов: стремление
выполнять социально значимую и социально
оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
(Объяснять, почему конкретные однозначные поступки
можно оценить как «хорошие» или «плохие»
(«неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции
известных и общепринятых правил
Сформированность учебных мотивов: стремление к
самоизменению, приобретению новых знаний и умений
Проявление особого
интереса к новому,
школьному
содержанию занятий
Проявление
социальных мотивов:
стремление выполнять
социально значимую и
социально
оцениваемую
деятельность,
полезным обществу
Проявление учебных
мотивов
Ценностнонравственная ориентация
Знание
моральных норм
основных
быть
Оценка простых ситуаций и однозначных поступков
как «хорошие» или «плохие» с позиции: общепринятых
нравственных правил человеколюбия, уважения к
труду, культуре и т.п. (ценностей); важности
исполнения роли «хорошего ученика»; важности
бережного отношения к своему здоровью и здоровью
всех живых существ; важности различения «красивого»
и «некрасивого»
Выбор поступков в однозначно оцениваемых ситуациях
на основе: известных и простых общепринятых правил
«доброго», «безопасного», «красивого», «правильного»
поведения; сопереживания в радостях и в бедах за
«своих»:
одноклассников;
сопереживания чувствам других не похожих на тебя
людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признание своих плохих поступков.(Объяснять самому
себе: какие собственные привычки мне нравятся и не
нравятся (личные качества), что я делаю с
удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня
получается хорошо, а что нет (результаты)
близких,
друзей,
Проявление
доброжелательности,
и
доверия
внимательности
к
людям, готовности к
сотрудничеству
и
дружбе,
оказанию
помощи тем, кто в ней
нуждается, выделение
нравственного
содержания
поступков
Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что она
приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более
спонтанно и произвольно. Арттерапия имеет широкие возможности в работе с
детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы,
трудности в общении, негативные поведенческие реакции.Посредством арт терапевтического воздействия можно: снизить эмоциональную тревожность,
повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, способствовать
развитию самосознания,
улучшить детскородительские отношения,
способствовать закреплению положительных поведенческих реакций. [6].
В группе продленного дня с обучающимися с задержкой психического
развития реализуем такие методы арттерапии, как сказка.В работе используем
следующие способы: проигрывание эпизодов сказки. (Участие в этих эпизодах
дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые
эмоциональнозначимые ситуации и «сыграть» эмоции); использование сказки
как притчинравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения
ситуации; переделка или творческая работа сочинения сказок с использованием
зачинов. Данный метод способствует развитию самоопределения, ценностно
нравственной ориентации.
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои
переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также
проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций,
«отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Данный метод
способствует развитию
ценностнонравственной
ориентации.
смыслообразования,
Куклотерапияили проигрывание детских сказок, басен позволяет детям
научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и
взаимодействия. В своей работе используем пальчиковые куклы, которые дети
изготавливают сами.
нести
ответственность за результат своего труда (только от ребенка зависит какая
кукла у него получится), что способствует развитию смыслообразования,
самоопределения.
Работа по созданию куклы позволяет
Коллажирование является одним из эффективных методов, так как не
вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека
художественных способностей. Коллаж помогает выявить переживания и
актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности
обучающихся. В работе с детьми используются такие темы, как: «Я –
умница»(для повышения самооценки, осознавания своих позитивных
качеств),
(это хорошая возможность
познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать
взаимодействовать);
мои
одноклассники); «Мой день». Данный метод способствует развитию
смыслообразования, ценностнонравственной ориентации, самоопределения.
«Я интересуюсь…»
«Моя школа»
(моя учительница,
Рисунок позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить
свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и
надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого.
Помимо рисунка в работе используются и другие изобразительные техники:
кляксография, марания, рисование с помощью сухих, сыпучих материалов,
рисование пластилином, рисование мылом, пластилином.Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, карандаши, мелки – позволяют «усилить
контроль»;пастель, краска и глина – способствуют более свободному
самовыражению;при индивидуальной работе с детьми или группами, чье
поведение трудно контролировать, начинаем с «контролируемых» материалов,
постепенно включая в работу остальные;неуверенные в себе, уставшие будут
чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые
легче контролировать;неуверенные в отношении своих художественных
способностей вырезание картинок из журнала для создания коллажа. Данный
метод способствует развитию самоопределения.
В целях изучения
и формирования групповых взаимоотношений,
диагностики и коррекции конкретной
нравственной или этической
проблемы используем мандалы. [5]. При организации работы с мандалами есть
определённые требования, поэтому работу ведем совместно с педагогом
психологом, приглашаем родителей обучающихся.
задания по аппликации:
В работе с обучающимися 1 класса в условиях группы продленного дня
используем метод, основанный на цветовом тесте Люшера. Это позволяет
совместить организацию занятий по формированию трудовых умений с
психологической диагностикой эмоционального состояния. Детям предлагается
выполнять
из геометрических фигур создать
аппликацию «Портрет семьи» (изучались умения детей пользоваться ножницами,
вырезать различные по форме геометрические фигуры, данные о
психоэмоциональном состоянии детей в семье, анализ формы фигур, цвета,
идентичности фигур членов семьи, после консультация со школьным
психологом и сравнение данных); выполнение
из геометрических фигур
автопортрета (самоидентификация, социальная адаптация и пр.). Следует
отметить, что мы не можем говорить о какихлибо особенностях детей,
опираясь исключительно на выполненные работы, они являются лишь
дополнительным материалом к наблюдениям учителя и информации,
предоставленной психологом. К тому же, данные работы выражают состояние
ребенка на момент выполнения работы, то есть данные, считываемые с
аппликаций можно использовать в день проведения занятий. И только в том
случае, если на протяжении длительного времени повторяются какието
характерные особенности, можно говорить о наличии той или иной
индивидуальной особенности ребенка.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали,
что арттерапевтические занятия позволяют решать следующие важные
педагогические задачи [2]. Воспитательные: взаимодействие строится таким
образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным
взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует
нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе
моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое
понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).
Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ “Я”,
который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают
неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с
другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми
отклонениями в развитии эмоциональноволевой сферы личности.
Развивающие: дети учатся вербализации эмоциональных переживаний,
открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост
человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности
к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, а это и составляет основу
образовательных достижений детей.
Литература
1. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков
характера у детей и подростков: пособ. для студ. сред.и высш. пед. учеб.
зав. / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 1999. – 284 с.
2. Лебедева, Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии/ Л. Д. Лебедева //
Дидактика – 2000. – № 1. – С. 3439.
3. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. – И. Ф. Марковская.
– М.: Просвещение,1993. – 197 с.
4. Номенклатура регулятивных УУД и возрастные особенности их
развития у младших школьников[Электронный ресурс]: Журнал научных
публикаций аспирантов и докторантов.
– Режим доступа:
http://www.jurnal.org/articles/2012/ped28.html (дата обращения: 17. 01.
2013) – Загл. с экрана.
5. Осипук, Э.А. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с
детьми с использованием мандалы. / Э. А. Осипук // Школьный
психолог. – 2007. – №4. – С. 1819.
6. Копытин, А. И. Практикум по арттерапии/ Под ред. А.И.Копытина. –
СПб.: Издательство «Просвещение», 2000. – 124 с.
7. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г. А. Урунтаева,
Ю. А. Афонькина. – М.: Издательство «Просвещение», 1999. – 197 с.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.