РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Оценка 5

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Оценка 5
Научные работы
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.05.2017
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Развитие музыкальных способностей в дополнительном образовании.doc
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Из опыта работы руководителя  образцовой шоу­группы «Поющие Звёзды»­ педагога дополнительного  образования высшей категории, методиста  Нестеренко Натальи Михайловны МОУ лицей «МОК №2» г. Джанкой Республика Крым, Россия Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в   разные   моменты   жизни   и   делает   музыку   совершенно   исключительным средством   развития   личности   дошкольника,   его   способностей.   Яркие музыкальные   произведения,   выражающие   мир   больших   мыслей   и   глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность ­ воздействие на человека с самых первых дней его жизни.   Все   это   делает   музыкальное   искусство   мощнейшим   средством воспитания и развития личности ребенка. Музыкальное   искусство   ­   один   из   специфичных   и   сложных   видов искусства.   Специфичность   заключена   в   использовании   особых   средств выразительности ­ звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо­гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных   средств   выразительности   воспринимается   и   трактуется каждым   слушателем   по­своему,   индивидуально.   Из   всего   многообразия художественных   образов,   музыкальные   образы   наиболее   сложны   для восприятия,   особенно   в   дошкольном   возрасте,   так   как   они   лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка ­ мощнейшее средство воздействия на   внутренний,   духовный   мир   ребенка,   формирования   представлений   об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального   искусства   поистине   неограниченны,   так   как   в   музыке отражаются   практически   все   явления   окружающей   нас   действительности, особо   концентрируя   нравственные   переживания   человека.   Гармоничность музыкально­эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Способности   к   определенному   виду   деятельности   развиваются   на основе   природных   задатков,   связанных   с   такими   особенностями   нервной системы,   как   чувствительность   анализаторов,   сила,   подвижность   и уравновешенность   нервных   процессов.   Способности   развиваются   только   в деятельности,   и   нельзя   говорить   об   отсутствии   у   человека   каких­либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Центральным   в   проблеме   способностей   является   вопрос   об   их наследуемости. Обусловленность   проявления  различных  способностей   ярче всего   была   представлена   в   концепции   Френсиса   Гальтона.   Он   стал последовательным "дарвинистом" и связал в своих трудах идею наследования способностей   и   талантов   человека   с   принципами   естественного   отбора   и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в  них, подвергались  постоянной  критике  и сомнению  в  их  правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены   доказательства   наследуемости   природных   способностей,   а   с другой   ­   зависимость   проявлений   способностей   от   благоприятных   или неблагоприятных условий внешней среды. Б.М.   Теплов,   рассматривая   понятие   "способность"   выделяет   три основных признака. Во­первых,   под   способностями   разумеются   индивидуально­ психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во­вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности,   а   лишь   такие,   которые   имеют   отношение   к   успешности выполнения какой­либо деятельности или многих деятельностей. В­третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо­ физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Итак, способности ­ это индивидуально­психологические особенности человека,   отвечающие   требованиям   данной   деятельности   и   являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека,   которые   находятся   в   скрытом, природных   предрасположенностей, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой­либо конкретной деятельностью. "В субъективном плане человек может развивать способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность". Человек   не  рождается   способным   к   той   или   иной   деятельности,  его способности   складываются,   формируются,   развиваются   в   правильно организованной   соответствующей   деятельности,   в   течение   его   жизни,   под влиянием   обучения   и   воспитания.   Иными   словами,   способности   ­ прижизненное, а не врожденное образование. Способности   ­   это   внутренние   условия   развития   человека,   которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. "Человеческие   способности,   отличающие   человека   от   других   живых существ,   составляют   его   природу,   но   сама   природа   человека   ­   продукт истории,   ­   писал   С.Л.   Рубинштейн.   Природа   человека   формируется   и изменяется   в   процессе   исторического   развития   в   результате   трудовой деятельности   человека.   Интеллектуальные   способности   формировались   по мере   того,   как,   изменяя   природу,   человек   познавал   ее,   художественные, музыкальные   и   т.п.   формировались   вместе   с   развитием   различных   видов искусства". Различают   способности   общие,   которые   проявляются   везде   или   во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой­то одной области. Специальные   способности   ­   это   способности   к   определенной деятельности,   которые   помогают   человеку   достигать   в   ней   высоких результатов. Становление   специальных   способностей,   по   мнению   Немова   Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную   самооценку,   повышает   уверенность   в   себе   и   чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский   Л.С.   называл   зоной   потенциального   развития.   Деятельность,   не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие   способностей.   Если   она   слишком   проста,   то   обеспечивает   лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится   невыполнимой   и,   следовательно,   также   не   приводит   к формированию новых умений и навыков. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время   их   выявления.   Ранее   прочих   проявляются   дарования   в   области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как   именно   в   это   время   формируются   музыкальный   слух   и   музыкальная память ребенка. Проблемой   изучения   музыкальных   способностей,   музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей. В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память   (кратковременную   и   долговременную),   чувство   метроритма, воображение (воссоздающее и творческое). Музыкальные   способности   так   же   создаются   в   постоянной практической   деятельности.  Основными   видами   музыкальной   деятельности можно считать следующие: Слушание музыки; Исполнение музыки; Сочинение музыки. Основной признак музыкальности ­ переживание музыки как выражения некоторого содержания (Б. Теплов). Чем больше человек слышит в звуках, тем   более   он   музыкален.   Музыкальное   переживание   по   самому   существу своему   ­   эмоциональное   переживание,   и   иначе   как   эмоциональным   путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально отзываться на музыку   составляет   центр   музыкальности.   В   структуре   музыкальности выделяют три основные музыкальные способности: Ладовое   чувство,   т.е.   способность   эмоционально   различать   ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного   движения.   Эту   способность   можно   иначе   назвать эмоциональным,   или   перцептивным,   компонентом   музыкального   слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной   Ладовое   чувство высоты,   отчлененной   от   тембра.   т.е.   высоты, непосредственно   проявляется   в   восприятии   мелодии,   в   узнавании   ее,   в чувствительности   к   точности   интонации.   Оно   наряду   с   чувством   ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление ­ любовь и интерес к слушанию музыки. Способность   произвольно   пользоваться   слуховыми   представлениями, отражающими   звуковысотное   движение.   Эту   способность   можно   иначе назвать   слуховым   или   репродуктивным   компонентом   музыкального   слуха. Она  непосредственно проявляется   в  воспроизведении   по  слуху  мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На наиболее высоких ступенях развития она образует то,   что   обычно   называют   внутренним   слухом.   Эта   способность   образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее   сложно   развиваются   у   детей   музыкально­слуховые представления   ­   способность   воспроизводить   мелодию   голосом,   точно   ее интонируя,   или   подбирать   ее   по   слуху   на   музыкальном   инструменте.   У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но   это   не   является,   по   мнению   Б.М.   Теплова,   показателем   слабости   или отсутствия способностей. Музыкально­ритмическое   чувство,   т.е.   способность   активно   чувствовать   эмоциональную (двигательно) выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем   переживать   музыку, возрасте музыкально­ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки   совершенно   непосредственно   сопровождается   теми   или   другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех  тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Н.А.   Ветлугина   называет   в   качестве   основных   музыкальных способностей   две:   ладовысотный   слух   и   чувство   ритма.   В   таком   подходе подчеркивается   неразрывная   связь   эмоционального   (ладовое   чувство)   и слухового (музыкально­слуховые представления) компонентов музыкального слуха.   Объединение   двух   способностей   (двух   компонентов   музыкального слуха)   в   одну   (ладовысотный   слух)   указывает   на   необходимость   развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Б.   Теплов   указывает,   что   комплекс   способностей,   требующихся   для занятий музыкальной деятельностью (музыкальность) не исчерпывается тремя способностями, но составляют основное ядро музыкальности. Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения. Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности. Развитие музыкальных способностей ­ одна из главных задач музыкального   воспитания   детей.   Кардинальный   для   педагогики   является вопрос   о   природе   музыкальных   способностей:   представляют   ли   они   собой врожденные   свойства   человека   или   развиваются   в   результате   воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке   теоретических,   а,   следовательно,   и   практических   аспектов проблемы   развития   музыкальных   способностей   существуют   различные подходы. Б.М.   Теплов   в   своих   работах   дал   глубокий   всесторонний   анализ проблемы   развития   музыкальных   способностей.   Он   четко   определил   свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности,   необходимые   для   успешного   осуществления   музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие "музыкальность". А   музыкальность,   это   "комплекс   способностей,   требующихся   для   занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности".

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017