"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
5 кл
04.04.2018
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия речи. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, чем раньше сделаем всё, чтобы « открыть уста детей», по выражению русского языковеда В.И. Чернышева, тем скорее добьёмся желаемых результат. На это направлена моя авторская программа по развитию речи « Секреты родной речи».
Раскрываем тайны языка.docx
Авторская рабочая программа по русскому языку
« Секреты родной речи»
2 класс
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
САНПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Устава образовательного учреждения Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования
РФ от 2010u/;
Закона РФ « Об образовании ( в редакции Федерального закона)
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом
Минобразования РФ .
Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2013 –
2014учебный год;
Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы
на 2013 – 2014 учебный год;
Актуальность программы
Современный ребёнок в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развит
фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Дошкольники употребляют от 3 до 5 6
тысяч слов, правильно строят предложения, склоняют, спрягают т.е. у дошкольника в процессе становления устной
речи накапливается опыт догматических языковых обобщений, или так называемого чувства языка на уровне
«неотчетливого сознавания». Малыши охотно сочиняют стихи, придумывают сказки, нереальные и
фантастические истории. Проходит 3 – 4 года и мы наблюдаем, что у этих же детей речь становится менее
раскованной и эмоциональной, обедняется т.е. развитие связной красивой речи тормозится. Ребята перестают
сочинять сказки, стихи. Огромную трудность вызывает написание сочинений, изложений. Почему так происходит? Причин тому много. На мой взгляд, главная из них, что в учебном плане нет отдельного места урокам
развития речи или на эти уроки отводится очень мало часов. Упражнения по развитию речи рекомендуют
проводить на уроках русского языка, правописания и литературного чтения. Я, как учитель – практик хорошо
знаю, как трудно найти время в рамках 40 – 45 минут урока на упражнения, задания направленные именно на
развитие речи ребёнка.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы
лишь обогатить память школьника какимто количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии
гибкости, точности, выразительности, разнообразия речи. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная
работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное
обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной
речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и
письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит чтото новое в речевое развитие.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.
И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, чем раньше сделаем всё,
чтобы « открыть уста детей», по выражению русского языковеда В.И. Чернышева, тем скорее добьёмся
желаемых результат. На это направлена моя авторская программа по развитию речи « Секреты родной речи».
Цель программы В системе предметов начальной общеобразовательной школы данная программа по развитию речи
реализует две основные цели:
1) познавательную ( ознакомление с основными положениями науки о языке и
2) социокультурную ( формирование коммуникативной компетенции учащихся:
формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического
мышления учащихся);
развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, как
показателей общей культуры человека).
Задачи программы
формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности; Инновационность данной программы
Отличительной особенностью данной программы по развитию речи является коммуникативно – познавательная
основа, общая с курсом литературного чтения. Их содержание имеет ярко выраженную коммуникативно –
речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка,
речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно –
деятельностного подхода.
Целостность программы
Данная программа по развитию речи обеспечивает целостное изучение родной речи в начальной школе за счёт
реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся;
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения ( понимать цель и результат общения);
знакомство с различными системами общения; развитие у учащихся желания ( потребности) создавать собственные тексты различной стилевой
направленности;
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и ка средства
познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на образное и абстрактно – логическое мышление,
развитие интуиции и воображения;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания обучающихся становится смысл
и значение слова;
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно –
исторической ценности;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным
произведением через создание собственных текстов;
Реализация данных принципов позволяет обеспечить не только «инструментальную основу
компетентности учащихся» ( систему знаний, умений и навыков), но и духовно – нравственное развитие
личности. Обретение социального опыта. Описание места программы в учебном плане
На реализацию программы по развитию речи « Секреты родной речи» в учебном плане отводится 10%
от общего количества учебных часов отводимых на уроки русского языка во 2 классе ( 170 ч). Что составляет
17 часов. Эти часы включены в календарно – тематическое планирование уроков русского языка и проводятся 1
раз в две недели. Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 8 лет. Сроки реализации программы 1 год.
Результаты изучения программы по развитию речи «Секреты родного языка»
Программа обеспечивает достижение, обучающимися, следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, народ,
историю России;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
формирование собственного познавательного мотива учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с родным языком.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
• обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с
учителем;
• учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые
дополнения в работу;
• формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками;
• формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинноследственные связи;
• строить рассуждения;
• составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и предложений
недостающими компонентами;
• поиск и выделение необходимой информации;
• структуирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
•
•
•
точку зрения;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
создавать атмосферу эмоциональнопозитивного отношения к процессу сотрудничества;
уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;
развивать и воспитывать правильное речевое поведение.
•
•
•
•
Предметные результаты
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и
правилах речевого этикета. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
понимания слова как двусторонней единицы языка, ка взаимосвязи значения и звучания слова.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова;
Содержание программы
Виды речевой деятельности.
1. Слушание: развитие умения слушать речь собеседника ( анализировать её, поддерживать диалог
репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном
общении.
2. Говорение: выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко
артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение орфоэпических
норм и правильной интонации. 3. Чтение: Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Формулирование простых выводов. Интерпретация и обобщение полученной информации,
языковых особенностей и структуры текста.
4. Письмо: Создание небольших собственных текстов и их запись.
Развитие речи.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно – образных моделей. Составление из
предложений связного текста. Сочинение считалок, загадок. Культура речевого общения. Освоение
позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к
собеседнику.
Планируемые результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в
быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета
и правила устного общения ;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые
пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
Ожидаемые результаты
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов. Рост личностных
достижений. Создание атмосферы успеха. Накопление опыта творческой деятельности. Участие в олимпиадах по
русскому языку, литературному чтению.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
научность;
занимательность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность; связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы работы:
групповые;
индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
работа в парах;
работа в микрогруппах;
самостоятельная форма работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Просмотр видеоматериала, презентаций
Практические занятия:
Сочинение загадок, сказок
Проект
Викторина
Интеллектуальнопознавательные игры
Инсценировка сказки
Работа со словарями
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации программы представлены двумя этапами. Первое это тематический вечер отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание
материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия
участники максимально самостоятельны.
На втором этапе проводится викторина, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор,
сообразительность и смекалка школьников. Викторина выявит лучшего, т. е. ученика, который получит звание
« Знаток родной речи».
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального
партнерства и опыта программ и методик по развитию речи учащихся.
Дальнейшее развитие программы
Предполагаемое использование результатов реализации программы
1. Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических
работников.
2. Включение программы
по
развитию
речи
«Секреты
родной
речи» в Программу развития
общеобразовательного учреждения.
Тематическое планирование Тема занятия
Содержание занятия
№
порядк
овый
Кол
– во
часов
Дата
проведения
план
факт
Что такое язык? Наука о
языке. Сколько языков на
планете Земля?
Наша речь от пещерного
человека до наших дней.
Тайные письмена.
Беседа о многообразии значения слова « язык».
Раскрытие понятия – Языкознание. Презентация
« Как много языков на планете».
Беседа о возникновении человеческой речи.
Речь устная и письменная. Использование ИКТ.
История возникновения и развития письменной
речи с использованием ИКТ.
Бравые солдаты нашей речи. Беседа о звуках и буквах. Оформление устной
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Мастерская языка. Раз, два,
три, четыре, пять, давай
считалку сочинять.
Правильная речь.
Быстро – медленно.
Тихо – громко.
1
Самое главное.
речи.
Учимся сочинять считалки. Презентация
считалок собственного сочинения.
Беседа о нормах русского языка. Работа по
тексту. Нахождение речевых ошибок, их
объяснение и исправление.
Знакомство и объяснение понятия темп речи.
Представление громкости, как интонационно –
звуковом средстве выразительности устной речи.
Практическое применение полученных знаний
на конкретных текстах. Знакомство с
алгоритмом разучивания скороговорок.
Знакомство с понятием – логическое ударение.
Применение на практике новых знаний на 9
10 11
12
13
14
15
16
17
1
2
1
1
1
1
1
1
Чей голосок?
Мастерская языка. Будем
сказку сочинять.
Странные словечки.
Точные слова.
конкретных примерах текста.
Знакомство с понятием тембр. Игра « Узнай
меня по голосу». Применение на практике
новых знаний. Инсценировка отрывков из
сказок в кукольном театре.
Беседа о структуре сказки, о её характерных
признаках. Виды сказок. Коллективное
сочинение сказки по принципу игры «Снежный
ком».
Рассказ об устаревших словах в нашем языке.
Нахождение таких слов в тексте на примере
русской народной сказки. Их объяснение.
Знакомство со словарём устаревших слов.
Учить употреблять слова в точном
соответствии с их значением. Работа с Толковым
словарём, интернет – ресурсом Википедия.
Разговорная и книжная речь. С опорой на знания детей помочь им
Художники своей речи.
Мастерская языка. Секрет
загадки.
Викторина « Знаток родной
речи».
осмыслить факт существования стилевых
разновидностей речи.
Знакомство с понятием художественная речь.
Словесное рисование картин.
Применение на практике полученных знаний.
Учимся сочинять загадки.
Применение на практике полученных знаний.
Победителям викторины присваивается звание
« Знаток родной речи». Литература
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений.
– М.: Издательский центр Академия, 2002, 320 с.
2. Бунеева Е.В. Уроки детского чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс
3. Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
4. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
5. Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 4447
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10
41
7. Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6
8. Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. –
М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с.
9. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В.
Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
10.Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления младших школьников средствами работы с
малыми литературными формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997.
11.Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа.
– 2003, №2, с. 3842
12.Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . Ярославль: Академия развития. – 1997
13.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996.
14.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М. : Издательский центр
ВЛАДОС. –2001. – 161с. 15.Шубинский В.С.Педагогика творческого потенциала у школьников. М.: Просвещение. – 1989.
Интернетресурсы
1.Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru
3.Фестиваль педагогических идей. http://festival.1september.ru
4.Педагогическое сообщество. http://pedsovet.su
5. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola
6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://
meqa
. km
. ru
7. Сайты «Мир энциклопедий», например: http
:// www
. rubricon
. ru , http://www.encyclopedia.ru/
Материальнотехническое оснащение занятий:
1.Компьютер
2.Мультимедийный проектор
3.Интерактивная доска ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие 1
Что такое язык? Наука о языке. Сколько языков на планете Земля?
Значение слова Язык по Ожегову:
Язык Речь, способность
Язык Такой орган животного как кушанье
Язык Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и
грамматической системе
Язык Народ, нация
Язык Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
Язык То, что выражает, объясняет собой чтонибудь
Язык О чемнибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму
Язык Металлический стержень, производящий звон ударами о стенки
Язык Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу
мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
Язык Пленный, захваченный для получения нужных сведений Язык Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека
участвующий также в артикуляции
Наука о языке.
ии
(языкозн ниеаи
Лингв стика
естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
Лингвистикой профессионально занимаются учёные лингвисты.
; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о
, языков дение
еи
В лингвистике выделяются следующие разделы:
1. Лексикология, предметом которой является слово, — учение о словарном составе языка. Лексикология
устанавливает значения слова, употребление слова в речи. Основная единица этого раздела — слово.
2. Фразеология изучает устойчивые выражения типа бить баклуши, используемые в данном языке.
3. Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог.
Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении.
4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение
между буквами и звуками.
5. Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также
строение имеющихся слов. Морфема — основное понятие словообразования. 6. Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела:
а) морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке;
б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.
7. Орфография — раздел науки, изучающий правила правописания.
8. Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
9. Стилистика — учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.
10. Культура речи — раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
Сколько языков на планете земля.
Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не находит пока надёжного подтверждения
фактами изза огромной отдалённости эпохи происхождения языка от нашего времени. Они остаются гипотезами, так
как процесс происхождения языка нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.
На Земле насчитывается более 7 тысяч языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со
средней скоростью 1 язык в две недели.
На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. Больше всего людей говорят
на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском и португальском. Значительно распространён
и французский язык, однако число тех, кто считает его родным (первым), сравнительно невелико.
В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими. Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не
использующим письменность.
Занятие 2 Наша речь от пещерного человека до наших дней.
Как появилась речь
Оченьочень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые
простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. И всё
таки уже тогда люди отличались от животных. Они передвигались на двух ногах и, в отличие от большинства
животных, пользовались палкой и камнем — самыми первыми и простыми орудиями труда. Со временем древние люди
научились откалывать от камней острые осколки и использовать их для отрезания кожи и мяса, а из длинной
заострённой палки — делать копьё. Запомнить же, как изготовить орудие труда и охоты, чтобы потом передать это
умение другим, тоже было очень важно — и это ещё одно отличие человека от животного. Но людям также было
необходимо договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды
и коренья, и они научились общаться жестами. Каждый жест имел своё значение — так появился сначала язык жестов.
На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся),
хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение) и т. д.
Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи
информации. Умением общаться звуками своего голоса владеют только люди. И придумать такой язык могли тоже
только люди.
Можно предположить, что первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение,
одобрение или предупреждение. Возможно, это были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть
звукоподражательные слова, ведь в любом языке мира существуют слова, подобные таким, как кукареку, чикчирик, муму, мяумяу. А может быть, первыми были словакоманды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом
случае эти слова стали средством общения, а значит — возник язык.
Слова постепенно складывались в предложения — так появилась устная речь. Люди научились мыслить словами и
говорить словами! Устная речь — это способность людей говорить и произносить слова при помощи губ, языка и рта.
Поэтому и название устная речь произошло от слова уста — губы.
Занятие 3 Тайные письмена.
Как появилась письменная речь
После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они
научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои
знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро
исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали
оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма — письмо рисунками, учёные
назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные
древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например,
вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный
калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.
Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и
скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое.
Примерно в 4м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В
этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С
возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало
приплод, молоко и шерсть — людям понадобилось вести счёт этому богатству. Сначала шумеры считали по пальцам рук — можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы
(мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев —
получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте — 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры
стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели
сосчитать. После этого глина высыхала — рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои
рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какойнибудь простой значок—
главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать
общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.
Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в
большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно
было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать
значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки
для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только
часть его — слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом. Наскальные рисунки в пещере Шове во Франции 27000 лет до н.э. Наскальные рисунки в пещере Ласко во Франции 14000 лет до н.э.
Так появилась письменность на Земле. В Шумер приезжали торговцы из разных стран, которые не только обменивались
своими товарами, но и распространяли значки для обозначения слов — они появились в Египте, Китае, Финикии,
Пакистане, на острове Крит.
Происхождение алфавита
В 1947 году, во время археологических раскопок в Иордании, на берегу Мёртвого моря были найдены рукописи на
древнееврейском языке. В I веке до нашей эры эти свитки были спрятаны от римских завоевателей. В них учёные
прочли одну из ранних версий Библии. Рукопись была написана слоговым письмом. Этой письменностью пользовались
до тех пор, пока количество слов не возросло в сотни раз (уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие
различные слова). Так постепенно появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, — на
буквы. И притом каждая буква должна обозначать свой звук. У учёных нет, к сожалению, единой версии по поводу происхождения первого алфавита. Скорее всего, это великое
изобретение не принадлежало какомуто одному человеку и так же, как все изменения в языке, произошло постепенно.
Первый алфавит появился в Греции в 1м тысячелетии до нашей эры. Предполагают, что греки заимствовали своё
письмо у финикийцев, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных звуков. В финикийском языке было
22 согласных слоговых обозначения, которые были взяты за основу значковбукв новой греческой азбуки. В 403 году до
нашей эры в Афинах, главном греческом городе, был официально введён так называемый ионический алфавит, который
затем был принят во всей Греции. Письмо поистине было настоящим чудом в жизни людей, и многие народы считали
происхождение языка божественным явлением. Египтяне, например, утверждали, что их письмо придумал бог Тот. В
Древнем Вавилоне верили, что письмо им подарил бог Набу. В Древнем Китае считали, что письмена им принёс бог
Цан Дзе, а в Древнем Риме — что получили свой алфавит от бога торговли Меркурия. Греки объясняли происхождение
своего алфавита волей бога Кадма.
Само слово алфавит произошло от названия 2 первых греческих букв — альфа и бета (они образовались от слов,
наиболее часто встречающихся в семитских языках: алеф — бык и бет — дом). После появления алфавита все звуки
языка можно было легко записать при помощи небольшого количества букв. Стали появляться и первые книги. Они
были рукописными: их писали на листах папируса монахиписцы. Такие книги дошли до нас, они называются
манускрипты.
В современном мире существуют уже десятки различных алфавитов, но все они ведут своё происхождение от первого
греческого алфавита, который когдато родился на берегах Средиземного моря. Фестский диск 17001550 гг. до н.э. Редьяр Киплинг Сказка «Как было написано первое письмо» Редьярд Киплинг
английский писатель, поэт и новеллист
Дата и место рождения: 30 декабря 1865 г., Мумбаи, Бомбейское президентство, Британская Индия
Дата и место смерти: 18 января 1936 г. (70 лет), Лондон, Британская империя
Полное имя: Rudyard Kipling
Имя при рождении: Джозеф Редьярд Киплинг (Joseph Rudyard Kipling)
Жанр: Детская литература, Роман, Повесть, Научная фантастика
Награды: Нобелевская премия по литературе
Давнымдавно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере,
еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать вот все, что ему
было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит "человек, который не спешит ставить ногу вперед"; но мы для
краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит
"женщина, которая задает множество вопросов"; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто
Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит "шалунья, которую надо наказывать"; но
мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была лю бимицей папы и мамы, и ее
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
"Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся при изучении темы "Глагол" в 4 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.